Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:33, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть тему курсовой работы.
Задачи курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:
дать понятие государственному бюджету;
изучить структуру государственного бюджета;
показать значение государственного бюджета в современных условиях;
выявить, каким образом бюджетный дефицит влияет на развитие экономики страны;
описать состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь.
Введение ….………………………………………………………..……….……..
1. Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях …..……………………………………………..………
2. Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт (2-3 страны) …….
3. Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь …………………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………...
Список литературы ………………………………
2000 г. был завершен также с профицитом бюджета в сумме 89 млрд. руб. Эти средства от превышения доходов над расходами по результатам исполнения федерального бюджета за 2000 г. в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2000 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2000 г.» в связи с получением дополнительных доходов» были направлены на замещение поступлений из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета и на погашение государственного долга.
На покрытие дефицита бюджета на 2000 г. в Федеральном законе предусматривалось направить доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, доходы от приватизации государственного имущества, сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и камней, кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм, остатки средств на счетах по учету средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2000 г.
Федеральный бюджет на 2001 г. был утвержден без дефицита, а на 2002-2006 гг. – с профицитом соответственно в 178,3; 72,2; 83,4; 278,1 и 776,0 млрд. руб. [6, с. 237].
В 2007 – 2009 гг. также федеральный бюджет РФ утвержден с профицитом 998,7; 74,1; 14,2 [19, с.46].
В США за 75 лет формирования регулярного бюджета на федеральном уровне 57 раз он сводился с отрицательным сальдо. Проблема дефицита стала «проблемой №1» для внутренней политики США.
До настоящего времени это считалось нормой бюджетной жизни США. Пик государственного дефицита пришелся на 1992 фин. г. – 290 млрд. долл. Ликвидация "экономической проблемы номер один" провозглашалась многими президентами их главной целью, а у Рейгана эта цель стала частью его первоначальной экономической идеологии, которую принято называть "рейганомикой". Однако как раз при Рейгане дефицит рос больше и быстрее всего. Разумеется, нынешний "бюджетный успех" напрямую связан с общеэкономическими показателями и зависит от их небывалого улучшения при Клинтоне. Это улучшение, в свою очередь, стало возможным благодаря удачному совпадению по времени разнородных благоприятных для США факторов. Среди этих факторов есть одноразовые:
завершение холодной войны (начавшееся до Клинтона, но давшее Америке за последние 10 лет "дивиденд" минимум в 500–700 млрд. долл. – и ничего не давшее другому участнику противостояния – России);
важную роль сыграл пик повышательной фазы – и обычного делового цикла, и "длинной волны" по Кондратьеву–Шумпетеру, – пришедшийся как раз, как и предсказывалось заранее, на середину 90-х годов;
наконец, в этот период стали сказываться последствия правоконсервативных мероприятий Рейгана, давшего крупному бизнесу существенный шанс и финансовые возможности для структурной перестройки, правда, ценой торможения роста уровня жизни среднего американца в 1985–1997 гг.
Кроме этих причин правительственные экономисты упоминают также выгодное для США падение мировых цен на нефть, более низкие, чем ожидалось, темпы общего роста внутренних цен в стране, причем динамика цен на энергоносители помогла ощутимо снизить темпы инфляции. Отмечается важная роль быстрого роста спроса на персональные компьютеры для общих темпов экономического роста в США.
Для решения проблемы бюджетного дефицита в США проводилось:
стимулирование частных инвестиций (идея заключалась в том, что уменьшение бюджетного дефицита должно было привести к снижению процентных ставок. Расчет делался на то, что финансовая дисциплина и контроль над инфляцией и темпами роста производительности труда, а также ожидаемое при этом снижение уровня безработицы не позволят слишком возрасти процентным ставкам – это воспрепятствовало бы экономическому росту, загубив его в самом зародыше);
активная бюджетно-налоговая политика;
оздоровление экономики;
ускоренные по сравнению с ожидавшимися ранее темпы экономического роста, благодаря чему, росли доходы населения и предприятий, что создало возможность дополнительных бюджетных поступлений, и к тому же в последние годы снизились размеры бюджетных выплат по безработице и по другим социальным статьям;
более высокие, чем предполагалось (даже с учетом ускоренных темпов роста экономики) темпы увеличения поступлений в федеральный бюджет. Особенно в 1997 и 1998 гг., они также возрастали против ожидаемого уровня из-за необычно и неожиданно высоких сборов по индивидуальным подоходным налогам. Это, в свою очередь, стало следствием, во-первых, быстрого увеличения размеров "прироста капитала" и, во-вторых, перехода в более высокий налоговый разряд большого числа налогоплательщиков с уплатой ими более значительных, чем предполагалось финансовыми планами правительства, сумм подоходного налога. Произошло это прежде всего из-за быстрого роста биржевого курса акций на фондовом рынке США;
отмечается также важная роль замедления роста стоимости медицинского обслуживания в масштабах страны, что позволило несколько снизить против проекта расходы на федеральные программы здравоохранения.
В совокупности это и дало возможность ликвидировать бюджетный дефицит, причем доля федерального бюджета в ВВП уменьшилась в 1998г. до 19,7%, в то время как раньше она колебалась в пределах 21,4–23,6%. Снизилась и доля расходов на оборону в ВВП – с 6,2% в 1985–1986гг. до 3,2% в 1998 г. Общее функционирование американской экономики в 1998 г. оценивается американскими правительственными и независимыми экспертами в целом как "весьма хорошее", и это подтверждается важнейшими показателями: реальный экономический рост – около 3,7%, увеличение количества рабочих мест в несельскохозяйственном секторе на 2,9 млн. за год, уровень безработицы составил всего 4,5% – самый низкий показатель после 1969г., к тому же ниже нормы "полной занятости"; всего на 1,6% увеличился индекс потребительских цен – меньше темпы инфляции были только в 1964 г.
Правда, в этот период ощущалось и влияние мирового финансового кризиса: резко уменьшился чистый экспорт в 1998 г. в результате замедления роста или кризиса в странах – партнерах США по внешней торговле, а также из-за девальвации ряда валют по отношению к доллару. К концу года экономика США функционировала не столь успешно, как в первой половине года. Однако в целом она набрала хорошую инерцию роста, и к тому же полученное в 1998 фин. г. положительное сальдо федерального бюджета способствовало сохранению низких процентных ставок, увеличивало возможности инвестиций, позволило поддержать стабильную деловую обстановку для частных предпринимателей. Таким образом, успех стал результатом точных и скоординированных усилий в бюджетно-налоговой и кредитно-денежной сферах [23].
Итак, бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.
Регулирование дефицита государственного бюджета является одной из основных задач бюджетной политики любого государства. По объемам дефицита бюджета можно судить о состоянии экономики любой страны.
Природа и последствия бюджетного дефицита полностью зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики.
Информация о работе Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы