Государственный бюджет как основа финансовой системы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 06:36, реферат

Описание работы

Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фон- дов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация кото- рых присходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выра- жают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему.

Файлы: 1 файл

финансовая система россии.doc

— 620.00 Кб (Скачать файл)

Содержание распределительной  функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями  общественного производства (межотраслевое, межтерриториальное - федеральный, республиканский, краевой, областной, сельский и поселковый).

Контрольная функция  заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и  использование фонда денежных средств  государства - отображает экономические  процессы, протекающие в структурных  звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет показывает как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в  государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств  в бюджет зависят от системы и  методов хозяйствования.

В  нашей стране, где  собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались на денежных накоплениях государственных предприятий.                        Система взимания платежей в период с 30 по 90 гг. была жестко централизованной и строилась на использовании индивидуальных ставок.

Эти черты отражали административно-командный  подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих  руках максимально возможную величину денежных средств.

Особенно ярко названные  черты проявились в платежах из прибыли, вносимых государственными предприятиями  на основе индивидуальных ставок, приспосабливаемых  отраслевыми органами управления к  конкретным результатам хозяйствования. Даже введение нормативных платежей из прибыли не смогло изменить систему изъятия в целом - она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты хозяйствования отдельных предприятий.

Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

Эти денежные отношения  объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями:

1) фискальной и 

2) экономической.

С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения.

Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Совокупность разных видов налогов образует налоговую  систему.

Уровень налоговых поступлений  в консолидированный бюджет[9] за январь-сентябрь 2002 года снизился по сравнению  с периодом январь-август. Профицит консолидированного бюджета ниже уровня прошлого года на 0,2% ВВП. Прогноз налоговых поступлений накопленным итогом в консолидированный и федеральный бюджеты в % ВВП представлен в таблице №1 (Приложение) . Прогноз был пересмотрен по сравнению с показателями, 9.Сайт Минфина в Интернете www.minfin.ru

 

представленными в прошлом обзоре, с учетом новых данных об исполнении консолидированного и федерального бюджетов. Согласно прогнозу на конец  года объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет будет находиться в пределах 24,8-25,4% ВВП, что примерно на 2% ниже соответствующего показателя предыдущего года.

К числу наиболее важных принципов, которые должны быть реализованы в налоговой системе, относятся:

  • разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющие учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками изъятия;
  • универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования, не зависящие от видов собственности и одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйствования;
  • однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период;
  • научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящий в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие;
  • дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня дохода, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок;
  • стабильность (устойчивость) ставок налогообложения, действующих в течение довольно длительного периода, и простота исчисления платежа;
  • использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантирующих гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех;
  • четкое распределение налогов по уровням государственного управления: федеральные, республиканские и местные.

Налоговая реформа в стране началась с принятия в декабре 1991 г. Закона «Об основах налоговой системы в РФ».

Налоговая система России строится на сочетании прямых и косвенных  налогов.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика.

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем.

При прямом налогообложении  денежные отношения возникают между  государством и самим плательщиком.

 При косвенном - субъектом налога становится продавец товара (услуг), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара).

Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических и физических лиц у источника дохода или по декларации; при этом одни из прямых налогов уплачиваются только юридическими лицами, другие - только физическими, а третьи - теми и другими.

Косвенные налоги по характеру  тоже неоднородны; в их составе выделяются акцизы, причем они могут быть индивидуальными (по отдельным видам и группам товаров) и универсальными, фискальные монополии и таможенные пошлины. Косвенные налоги отличаются простотой взимания; их применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства. Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее реализовать на практике обе функции налогов - и фискальную, и экономическую: под налоговым воздействием оказываются и имущество предприятий, создающее материально-техническую основу их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с перераспределением фонда бюджетных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части:  1 - связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры;

2 - используется на  содержание и дальнейшее развитие  непроизводственной сферы.

С помощью бюджетных  расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития

воздействовать на стоимостную  структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производств.

В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета  могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона, управление.

Структура бюджетных  расходов в разрезе названных  групп в течение многих лет  была относительно стабильной. Основные ресурсы - примерно половина - направлялись на финансирование народного хозяйства; около трети - на социально-культурные мероприятия.

Динамика бюджетных  показателей свидетельствует, что  бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства, а социальная функция, ориентированная  непосредственно на человека, не получала необходимого финансового подкрепления для своей реализации. С переходом на рыночную основу хозяйствования акценты в распределении бюджетных средств смещаются в сторону усиления социальной функции.

Основу отраслевой группировки  расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др., в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д.

В государственном бюджете  сохраняется целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство выделяются затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и т.д.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на заработную плату, приобретение оборудования, питание, капитальный ремонт. Классификация расходов по целевому назначению является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств.

Расходы государственного бюджета тесно связаны с доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих доходов, причем последние, в свою очередь, определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала.

Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансирование народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные основы хозяйствования система расходования бюджетных средств претерпевает существенные изменения. Бюджетные ассигнования призваны обеспечивать решение важных и крупных государственных задач: финансировать приоритетные мероприятия, связанные с быстрыми темпами развития ключевых отраслей экономики, обеспечивать реализацию целевых комплексных программ.

Сокращение объема бюджетного финансирования затрат по народному хозяйства связывается со следующими мерами:

  • постепенным прекращением дотирования предприятий в связи с введением полной имущественной ответственности субъектов хозяйствования;
  • сведением до минимума участия государства в производственных инвестициях за счет сокращения централизованных капитальных вложений и акционирование строящихся объектов;
  • отменой прежних дотаций на возмещение разницы в ценах по значительному числу продовольственных и промышленных товаров в связи с либерализацией цен;
  • жесткой экономией в расходовании бюджетных средств.

Тенденция к сокращению бюджетных расходов на народное хозяйство  не может завершиться полным отказом  от бюджетного финансирования этих затрат. Государственный сектор экономики  требует разработки и реализации государственных инвестиционных программ. Для стабилизации экономики необходима финансовая помощь государства в виде бюджетных субсидий, субвенций, бюджетных кредитов.

Значительные бюджетные  средства направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать систему образования, финансировать культуру, осуществлять социальную защиту граждан. Несмотря на важную роль данной группы бюджетных расходов, затраты на эти цели не только далеки от оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение социального обслуживания населения нашей страны. Связано это с тем, что социальная функция государства в течение многих лет была на втором плане. По оценкам некоторых экономистов, на образование, медицину и экологию вместе взятые, приходилось в конце 80-х в начале 90-х годов лишь около 14% валового национального продукта, тогда как на военные цели уходило от 25 до 30%.

Динамика бюджетных  расходов на социально-культурные мероприятия  показывает явное их отставание по темпам роста не только от общего объема бюджетных расходов, но и от расходов народного хозяйства. Используемый нашей практикой в течение многих лет остаточный принцип финансирования социальных потребностей привел к тому, что некоторые из вновь принятых российским парламентом социальных программ оказались без источников финансирования. Например, принятый Закон «О ветеранах» не работает.

Информация о работе Государственный бюджет как основа финансовой системы государства