Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 06:36, реферат
Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фон- дов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация кото- рых присходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выра- жают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему.
Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники, затем - затраты по текущему содержанию армии и флота, финансирование научно-исследовательских работ, остальное - на долю военного строительства, пенсии военнослужащим.
Объем расходов на оборону
зависит прежде всего от степени
реальной угрозы военного нападения, при
благоприятной военной
Расходы на управление - это расходы, которые несет государство по содержанию аппарата управления исполнительной и законодательной органов власти.
Постоянно проводится сокращение
расходов на управление, осуществляется
совершенствование структуры
Планирование расходов бюджета осуществляется на основе социальных нормативов и норм, которые утверждаются Постановлением Правительства.
Основной документ, который определяет общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, отпускаемых из бюджета на содержание учреждений и проведение мероприятий, является смета расходов. Если финансируемые в сметном порядке учреждение имеет какие-либо доходы, то эти поступления учитываются в отдельной приходно-расходной смете специальных средств.
Учрежденная смета является планом финансирования учреждений и основанием для расходования выделяемых из бюджета средств.
При составлении и исполнении смет
расходов предусматривается строго
целевое назначение сметных ассигнований.
Все затраты бюджетных
В сметах отражаются расходы только
на текущее содержание бюджетных
учреждений, приобретение оборудования,
инвентаря и капитальный
Расходы на текущее содержание делятся
на операционные и административно-
При планировании бюджетных расходов надо правильно определить исходную базу, т.е. переходящую сеть и контингенты. И второй элемент смежного расчета расходов на текущее содержание - это нормы расходов. Расчетной единицей для разработки норм служит основной производственный показатель для соответствующих учреждений (класс, койка).
Различают нормы материальные и денежные.
Материальная - отражает затраты материальных ресурсов (в количественном выражении) на единицу измерения расходов, например: состав и количество продуктов питания на одного больного, количество электроэнергии для освещения 1 м2 площади помещения.
Денежная норма - это стоимостное выражение материальной нормы. Денежная норма может быть бюджетной и финансовой.
Бюджетная - используется для расчетов расходов, финансируемых из бюджетов.
Финансовая - используется для планирования
расходов из внебюджетных источников
(например, часть расходов на содержание
детей в детских садах
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Бюджетная политика является важнейшим инструментом государственной экономической политики, оказывающим влияние на общее состояние экономики и макроэкономическое равновесие. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе, реализуемая в координации c денежно-кредитной и внешнеэкономической политикой, должна стать основой формирования единой финансовой политики государства. Стратегической целью бюджетной политики является обеспечение устойчивого экономического роста, повышение эффективности участия государства в распределении и перераспределении ресурсов в экономике по мере повышения уровня социально-экономического развития. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.
Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения.
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
По предварительной оценке федеральный бюджет за январь-ноябрь т.г. исполнен:[8]
8.Пресс-релиз
Управление по связям с
общественными организациями Минфина
РФ "Предварительной оценки исполнения федерального
бюджета в январе-ноябре 2002 года"
Федеральный бюджет с начала года исполнен с профицитом в размере 70,6 млрд. рублей, что составляет 0,7 % к прогнозному объему ВВП (9918,1 млрд. рублей) на январь-ноябрь 2002 года. Первичный профицит составляет 271,2 млрд.рублей, или 2,7% к прогнозному объему ВВП на тот же период.
Полученные в январе-ноябре 2002 г. доходы в сумме 1990,7 млрд. рублей складываются из поступлений от уплаты налогов, сборов и других платежей, администрируемых отдельными министерствами и ведомствами.
Министерство по налогам и сборам мобилизовало в федеральный бюджет с начала года 1349,1 млрд. рублей, что составило 99,7% от уточненного задания по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов на 11 месяцев 2002 года. Указанная сумма включает поступление единого социального налога (взноса), направляемого в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии - 303,6 млрд. рублей, или 115,7% к заданию на 11 месяцев 2002 года.
Государственный таможенный комитет обеспечил доходы в сумме 527,5 млрд. руб., что составило 102,7% к заданию на 11 месяцев т.г.
Министерство имущественных отношений РФ обеспечило поступления в федеральный бюджет в сумме 33,6 млрд. рублей (138,1 % к заданию на 11 месяцев 2002 года).
Минфин России и другие федеральные органы мобилизовали в бюджет 50,9 млрд. руб. (171,9% к заданию по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов на 11 месяцев 2002 года).
Минатом России внес в бюджет 17,4 млрд. рублей, что составило 107,8% к заданию на 11 месяцев т.г.
Госкомитет России по рыболовству - 11,7 млрд. рублей, что почти в три раза превысило объем задания на 11месяцев (284,8%). Превышение объясняется тем, что цена продажи квот на аукционах многократно превысила изначально установленную цену.
Структура
налоговых доходов
в федеральном бюджете на 2002 год
Финансирование расходов федерального бюджета с начала 2002 года произведено Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с документами, представленными главными распорядителями и иными прямыми получателями средств федерального бюджета. За январь-ноябрь финансирование расходов федерального бюджета произведено в сумме 1920,1 млрд. рублей, или 91,6 % от уточненной росписи на год.
С начала года в приоритетном порядке осуществлялось выделение средств на финансирование текущих выплат по заработной плате работникам бюджетной сферы и денежному довольствию военнослужащим. На эти цели в январе-ноябре было перечислено 302,4 млрд. рублей, что составило 94,3% от бюджетной росписи на 2002 год.
При этом практически в полном объеме профинансированы расходы по следующим разделам: "Государственное управление и местное самоуправление", "Судебная власть", "Национальная оборона", "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства", "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу", "Промышленность, энергетика и строительство", "Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия", "Развитие рыночной инфраструктуры", "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", "Образование", "Культура, искусство и кинематография", "Средства массовой информации" "Здравоохранение и физическая культура", "Социальная политика", "Пополнение государственных запасов и резервов", "Финансовая помощь бюджетам других уровней", "Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров", "Мобилизационная подготовка экономики", "Исследование и использование космического пространства", "Дорожное хозяйство", "Целевые бюджетные фонды".
Отклонение объемов
- по разделу "Судебная власть" расходы профинансированы на 94,5% к уточненной бюджетной росписи на год. Недофинансирование, сложившееся по результатам ноября, обьясняется неполным использованием выделенных ассигнований на содержание штата мировых судей в связи с его неукомплектованностью, а также неполным использованием средств, предусмотренных на содержание военных судов.
- по разделу "Промышленность, энергетика и строительство" расходы профинансированы на 94,7% от уточненной росписи на год, при этом по результатам финансирования расходов в ноябре т.г. сложилось недофинансирование от запланированных обьемов на ноябрь в сумме 2,3 млрд. рублей.
Недофинансирование по подразделу
"Топливно-энергетический комплекс"
(государственная поддержка
по подразделу "Строительство, архитектура" (инвестиции) недофинансирование произошло в связи с невыполнением акционерными обществами порядка передачи акций в собственность Российской Федерации; несвоевременным представлением министерствами и ведомствами платежных документов на перечисление средств и отсутствием у отдельных главных распорядителей бюджетных средств информации от заказчиков-застройщиков о фактически выполненных объемах работ и услуг;
- по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" - расходы профинансированы на 89,3% от уточненной бюджетной росписи на год. Отклонение финансирования от уточненной росписи связано в основном с несвоевременностью представления бюджетополучателями данных о заключении кредитных договоров (подраздел расходы на возмещение разницы в процентных ставках по привлеченным кредитам), неиспользованием предусмотренных бюджетом средств на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным рыбопромышленными товаропроизводителями и организациями рыбной отрасли в российских кредитных организациях в 2002 году для строительства рыбопромысловых судов на отечественных судостроительных предприятиях (подраздел "Рыболовное хозяйство", вид расходов "Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам");
- по разделу "Социальная политика" расходы профинансированы на 92,5% к уточненной бюджетной росписи на год. Недофинансирование объясняется тем, что по президентской программе "Развитие социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 годы" договора на финансирование указанных расходов заключены только с администрациями Алтайского края и Ненецкого автономного округа, а также несколько договоров с Волгоградской областью, остальные договора находятся в стадии согласования с субъектами Российской Федерации;
Информация о работе Государственный бюджет как основа финансовой системы государства