Государственный бюджет как основа финансовой системы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 06:36, реферат

Описание работы

Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фон- дов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация кото- рых присходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выра- жают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему.

Файлы: 1 файл

финансовая система россии.doc

— 620.00 Кб (Скачать файл)

- развития  производства, капитальных вложений, в том числе за счет предоставления  налоговых льгот.

Состав налогов и процентные ставки налогов устанавливают

Налоговый кодекс и другие нормативные документы.

Предприятие может уплачивать следующие основные виды налогов:

- федеральные  налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль   и  др.);

- республиканские  налоги и налоги краев, областей, автономных образований (налог на имущество предприятий, плата за воду и др.);

- местные налоги (земельный налог, налог на  рекламу и др.).

Более подробно этот вопрос обсуждается в параграфе, посвященном основам налоговой системы.

      Чистая прибыль предприятий - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий после уплаты налогов.

При финансовом менеджменте на базе прибыли предприятие  может создавать фонды, исходя из производственной целесообразности. При этом руководствуются принципами:

1) использования  всей чистой прибыли или ее  части;

2) отражения  операций по финансированию работ  и затрат, не включаемых в себестоимость,  по мере их возникновения как  использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (вне-фондовые финансовые отношения), без формирования специальных фондов для их финансирования;

3) создания  специальных фондов (фонда накопления, фонда потребления) как за счет  прибыли предприятий, так и  за счет средств, полученных  из других источников (безвозмездные  пожертвования, средства бюджета, средства централизованных фондов вышестоящих организаций и добровольных объединений).

       Фонд накопления используется  на приобретение и строительство основных средств производственного и непроизводственного назначения; уплату процентов за пользование банковским кредитом сверх ставок, установленных законодательством; финансирование НИОКР; расходы по уплате штрафных санкций; частично на подготовку и переподготовку кадров.

      Фонд потребления используется  на выплату дивидендов, благотворительность, на оказание материальной помощи, выплату надбавок пенсиям,  а также премий, не связанных с производственными результатами, на оплату медикаментов, путевок   для  работников членов их семей.

Первоначальное  формирование производственных фондов происходит за счет Уставного капитала.

     Уставный капитал - это совокупность  вкладов (в денежном выражении)  участников (собственников) в имущество  при создании предприятия для  обеспечения его деятельности  в размерах, определенных учредительными документами.

Источниками  формирования Уставного капитала могут  выступать:

- бюджетные  ассигнования;

- средства  централизованных фондов и резервов  финансово-промышленных групп, холдингов,  ассоциаций, ведомств;

- акционерный  капитал;

- вклады других  предприятий и др.

      Производственные фонды - это  совокупность основных и оборотных  фондов. Кругооборот этих фондов  имеет различный характер. Разница в характере кругооборота основных и оборотных средств порождает различия в составе денежных фондов, обеспечивающих этот кругооборот, порядке их образования и использования.

      Основные фонды включают строения  и оборудование, которое многократно  используется в производственном  процессе. Эти фонды постепенно  в течении ряда производственных  циклов переносят свою стоимость на изготавливаемую продукцию. Такой перенос стоимости обеспечивается амортизацией.

      Амортизация - это экономический  механизм постепенного переноса  стоимости основных фондов на  готовый продукт и формирования денежного фонда для замены изношенных основных средств на новые.

      Ускоренная амортизация - это  целевой метод создания финансовых ресурсов для более частого обновления оборудования в отраслях с высокими темпами научно-технического прогресса (например, вычислительной техники). Для этого используют более быстрое по сравнению с нормативными сроками перенесение балансовой стоимости основных фондов на издержки производства и обращения.

При ускоренной амортизации норма годовых отчислений на полное восстановление увеличивается, но не более, чем в два раза.

Накопление  и расходование амортизационного фонда  в бухгалтерском учете специально не выделяется. Вместе с выручкой за реализованную продукцию и услуги амортизационные суммы поступают на расчетный счет предприятия, на котором они накапливаются. Амортизационные отчисления расходуются непосредственно с расчетного счета на финансирование новых капитальных вложений, на приобретение строительных материалов, оборудования, нематериальных активов. Простое воспроизводство основных фондов включает в себя и их ремонт.

      Процесс расширенного воспроизводства  основных средств осуществляется  также посредством капитальных  вложений. Для воспроизводства основных  фондов создают специальные финансовые  фонды, прежде всего, за счет  собственных средств предприятий: амортизационных отчислений, прибыли.

       Оборотные производственные фонды  включают стоимость сырья, материалов, топлива и других запасов, находящихся  в раз личных формах: ожидающих  вступления в процесс производства, находящихся в процессе производства. Эти фонды участвуют лишь в одном производственном цикле. При этом их стоимость полностью переносится на создаваемую продукцию.

Кроме оборотных  производственных фондов предприятие  для обеспечения бесперебойности  производства и реализации продукции должно располагать фондами обращения.

      Оборотные средства включают  денежное выражение обо ротных  фондов, фондов обращения (в части  готовой продукции) и денежные  средства. При обслуживании процессов  реализации обо ротные средства  последовательно меняют свою форму от денежной к материальной, производительной, товарной и снова к денежной. После окончания нормального производственного цикла фонд оборотных средств восстанавливается в полном объеме.

Источниками оборотных средств могут быть:

1) собственные средства предприятий: прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий, резервные фонды;

2) заемные  средства: банковский кредит, кредиторская  задолженность.

Это описание финансов предприятий сделано исходя из точек зрения, представленных в  работах.

Рассмотрим некоторые параметры оценки состояния и эффективности финансов.

      Способность к самофинансированию - это валовая прибыль, увеличенная  на финансовые и непланируемые  элементы счета результатов. Она  включает только полученные и  получаемые доходы, а также выплаченные и выплачиваемые расходы и исключает из него расчетные доходы и расходы; это сальдо доходов и расходов (хозяйственных, финансовых, непланируемых), которое в целом может рассматриваться как эквивалент кассы. Этот показатель, как то следует из названия, выражает способность предприятия самостоятельно финансировать свои потребности.

Как правило, предприятие использует свою способность  к самофинансированию не полностью, так как происходит распределение прибыли.

С финансовой точки зрения принято отмечать, что хотя поток самофинансирования измеряется в конце отчетного года (отчетного периода), образуется он в течение всего отчетного периода в результате различных операций, которые осуществляет предприятие. Поэтому предприятие располагает этим потоком по крайней мере частично до завершения отчетного года.

 

4. Анализ динамики  и структуры Федерального бюджета  РФ за последние четыре года.

 

         Если проанализировать  структуру доходов и расходов  за последние четыре года, то  можно сделать соответствующие выводы. Наибольшие поступления в федеральный бюджет составляют налоговые доходы и в свою очередь самой большой составляющей налоговых платежей является Налог на добавленную стоимость. Второй по значимости в наполняемости федерального бюджета являются таможенные платежи и акцизы.

 

 

   Состав и структура доходов  Федерального бюджета

                                                  факт.             факт.             факт.               план

Виды доходов

     1999 г.

   2000 г.

   2001 г.

    2002 г.

Млрд.

  руб.

%

Млрд.

  руб.

   %

Млрд.

  руб.

   %

 Млрд.

   руб.

  %

1. Налоговые доходы, всего               .             в т. ч.

399,5

84,34

675,0

84,64

1115,3

93,45

1740,2

81,86

-налог на прибыль

36,0

7,60

63,4

7,95

172,6

14,46

207,4

9,76

-подоходный налог с физи- ческих лиц

25,2

5,32

23,9

3,00

1,9

0,16

 

0,00

-налог на совокупный доход

2,8

0,59

 

0,00

3,1

0,26

5,7

0,27

-НДС

143,7

30,34

277,5

34,80

516,4

43,27

773,5

36,39

-акцизы

87,1

18,39

119,9

15,03

188

15,75

224,9

10,58

-налог на игорный бизнес

 

0,00

 

0,00

0,5

0,04

1,0

0,05

-налог на опрерации с цен-  ными бумагами

 

0,00

 

0,00

0,4

0,03

0,9

0,04

-единый социальный доход

 

0,00

 

0,00

 

0,00

13,8

0,65

-налог на покупку иностран. денежных  знаков

1,9

0,40

1,6

0,20

1,6

0,13

1,9

0,09

-платежи за пользование природными ресурсами

9,5

2,01

11,1

1,39

37,2

3,12

183,7

8,64

-лицензионные сборы

 

0,00

0,5

0,06

1,3

0,11

0,8

0,04

-таможенные пошлины

91,3

19,27

172,0

21,57

190,6

15,97

324,1

15,25

-прочие налоги, сборы, пошлины

2,0

0,42

5,1

0,64

1,7

0,14

2,5

0,12

2. Неналоговые доходы,всего 

                в т. ч.          

32,6

6,88

61,9

7,76

64,3

5,39

104,3

4,91

-доходы от имущества, на- ходящегося  в гос. соб-ти

8,1

1,71

25,2

3,16

26,8

2,25

53,3

2,51

-доходы от внешней дея-ти

23,3

4,92

34,6

4,34

31,5

2,64

47,9

2,25

-прочие неналоговые доходы

1,2

0,25

2,1

0,26

6,0

0,50

3,1

0,15

3. Целевые бюджетные фонды

41,6

8,78

60,6

7,60

13,9

1,16

281,2

13,23

Итого доходов:

473,7

100,0

797,5

100,0

1193,5

100,0

2125,7

100,0


 

 

 

 

 

 

      Состав и структура расходов Федерального бюджета.

 

Виды расходов

       1999 г.

    2000 г.

2001 г.

2002 г.

Млрд.

 руб.

%

Млрд.

 руб.

%

Млрд.

 руб.

%

Млрд.

 руб.

%

1.Государственное управление

13,8

2,40

25,9

3,03

40,7

3,41

56,7

2,91

2.Международная деятельность

36,8

6,40

56,1

6,56

22,2

1,86

42,9

2,20

3.Национальная оборона

93,7

16,29

140,3

16,41

219,1

18,36

284,2

14,59

4.Правоохранительная деят-ть

51,2

8,90

79,8

9,33

143,0

11,98

173,9

8,93

5.Федеральная судебная система

4,6

0,80

8,1

0,95

 

0,00

19,1

0,98

6.Фундаментальный исслед-ия

11,5

2,00

15,9

1,86

26,6

2,23

30,3

1,56

7.Промышленность, энергетика,

строительства

14,4

2,50

20,1

2,35

44,7

3,75

57,7

2,96

8.Сельское хоз-во и рыболовство

9,2

1,60

11,5

1,34

20,8

1,74

26,8

1,38

9.Охрана окружающей среды и  природных ресурсов

2,9

0,50

3,7

0,43

4,8

0,40

9,8

0,50

10.Транспорт, дорожное хоз-во, связь,  информатика

1,1

0,19

1,6

0,19

30,6

2,56

7,0

0,36

11.Предупреждение и ликвида-  ция стихийных бедствий

7,5

1,30

9,3

1,09

 

0,00

8,7

0,45

12.Образование

20,7

3,60

32,1

3,75

 

0,00

80,1

4,11

13.Культура, искусство

2,9

0,50

4,7

0,55

 

0,00

10,3

0,53

14.Средства массовой информа-  ции

2,3

0,40

5,7

0,67

191,4

16,04

10,3

0,53

15.Здравоохранение и физ-ра

10,4

1,81

16,0

1,87

 

0,00

31,9

1,64

16.Социальная политика

42,0

7,30

63,0

7,37

 

0,00

430,4

22,10

17.Обслуживание гос. долга

166,7

28,99

220,1

25,74

240,0

20,11

285,0

14,63

18.Пополнение гос. запасов и  резервов

 

0,00

0,2

0,02

 

0,00

0,5

0,03

19.Финансовая поддержка ре- гионов

39,1

6,80

79,5

9,30

186,6

15,63

265,4

13,63

20.Расходы целевых бюджетных  фондов

44,3

7,70

61,5

7,19

23,0

1,93

13,9

0,71

21.Прочие расходы

 

0,00

 

0,00

 

0,00

-3,0

-0,15

22.

 

0,00

 

0,00

 

0,00

105,5

5,42

Итого расходов:

575,1

100,0

855,1

100,0

1193,5

100,0

1947,4

100,0

Информация о работе Государственный бюджет как основа финансовой системы государства