Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение сущности и назначения государственного бюджета.
Для выполнения поставленной цели выделяются следующие задачи:
-охарактеризовать бюджетное устройство Российской Федерации
-раскрыть экономическую сущность бюджета
-рассмотреть особенности формирования бюджетной системы России
-рассмотреть историю государственных финансов России на протяжении всего исторического промежутка ее существования

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….…3
1.Становление и развитие государственных финансов России……………………………….5
1.1. Понятие государственного бюджета. Эволюция бюджетной системы в России…...…5
1.2. Бюджетное устройство Российской Федерации и финансово-бюджетная политика..10
1.3. Зарубежный опыт построения бюджетной системы на примере США………………23
2.Образование и основные направления расходования бюджетных средств………………27
2.1.Состав и структура доходов государственного бюджета……………………………….27
2.2.Состав и структура расходов государственного бюджета………………………………30
2.3.Динамика доходов и расходов бюджета в 2003-2006 гг……………………………...…33
Заключение……………………………………………………………………………………..41
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая2курс.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

7. Предусматривалось введение в действие глав Налогового кодекса РФ, вступающих в силу с 1 января 2004 г. и регулирующих уплату сбора за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Перевод платы за пользование водными биологическими ресурсами из неналоговых платежей в разряд налоговых должен был увеличить налоговые доходы федерального бюджета на 0,04% к ВВП.

Таким образом, доходы федерального бюджета  в 2004 г. по сравнению с 2003 г. увеличились  на 325,1 млрд. руб. А по отношению к  уровню ВВП они сократились с 18,5% до 17,9%. Это обусловлено не только изменением распределения доходов между уровнями бюджетной системы, но и отменой некоторых видов налогов, а также относительным снижением налоговой нагрузки на налогоплательщиков (преимущественно за счет снижения ставки НДС с 20% до 18%).

При формировании параметров доходов  Федерального бюджета РФ на 2005 г. были так же, как и в 2004 г. учтены такие  факторы, как изменение основных макроэкономических показателей, налогового и бюджетного законодательства и прочие факторы.

Так, среди них основными факторами, увеличившими доходы федерального бюджета  в 2005 г. относительно 2004 г., стали факторы  изменения внешнеэкономических  показателей макроэкономики и бюджетного законодательства. В частности, увеличение прогнозируемой цены на нефть марки “Urals” с 22 долл. за баррель в 2004 г. до 28 долл. за баррель в 2005 г. увеличило доходы федерального бюджета на 0,8% к ВВП.

Благодаря превышению мировых цен  на нефть отметки в 20 долларов за баррель – средней цены на нефть марки «Urals» за последние 10 лет – в 2005 году средства Стабилизационного Фонда РФ превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:

• 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение  долга перед Международным валютным фондом;

• 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга  перед странами-членами Парижского клуба;

• 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга  перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах  для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;

• 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

Что касается изменений в части  бюджетного законодательства, то перераспределение  доходов в 2005 году увеличило доходы федерального бюджета на 102,1 млрд. руб. или 0,55% к ВВП. Основное влияние оказала передача 1,5% ставки налога на прибыль на федеральный уровень (увеличение ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 5% до 6,5%), это позволило привлечь 0,3% к ВВП (с 1,1% к ВВП в 2004 г. до 1,4% к ВВП в 2005 г.). Изменение норматива отчисления по налогу на добычу полезных ископаемых и регулярных платежей дало дополнительно 44,9 млрд. руб. или 0,24% к ВВП. Передача водного налога на федеральный уровень увеличило доходы федерального бюджета на 11,2 млрд. руб. или 0,06% к ВВП. Передача полностью в доходы субъектов единого сельскохозяйственного налога привело к уменьшению доходов федерального бюджета на 0,4 млрд. руб. или 0,02% к ВВП.

Изменение налогового законодательства в целом снизило доходы федерального бюджета 2005 года на 258,2 млрд. руб. или  на 1,38% к ВВП. Оно повлияло на динамику структуры его доходов следующим  образом:

1. Снижение эффективной ставки  единого социального налога с сохранением регрессивной шкалы налогообложения снизило доходы федерального бюджета на 280,8 млрд. руб. или на 1,5% к ВВП;

2. Введение с 1 января 2005 года  порядка взимания НДС по принципу  «страна назначения» по углеводородам,  экспортируемым на территории государств-участников СНГ, а также освобождение от обложения НДС товаров, экспортируемых в Республику Белоруссия, и взимание налога по товарам, ввозимым из Республики Белоруссия, снизило доходы федерального бюджета на 8,6 млрд. руб. или на 0,4% к ВВП;

3. Снижение в среднем на 32% размера  ставок вывозных таможенных пошлин  по всем группам, за исключением  топливно-энергетической группы, снизило  доходы федерального бюджета  на 6,3 млрд. руб. или на 0,034% к ВВП;

4. Изменение налогооблагаемой базы  в результате увеличения ставок налога на добычу полезных ископаемых и снижения средней ставки единого социального налога привело к снижению налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, на 0,7 млрд. рублей или на 0,004% к ВВП;

5. Увеличение ставки налога на  добычу нефти с 347 до 419 руб. за 1 тонну (связано с изъятием сверхприбыли при высоких мировых ценах на нефть) и ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья со 107 рублей до 135 рублей за тысячу кубических метров газа увеличило поступления в федеральный бюджет на 0,46% к ВВП;

6. Введение главы «Государственная  пошлина» Налогового кодекса  Российской Федерации и произведенная  в этой связи отмена налога  на операции с ценными бумагами, а также сбора за право пользования наименования «Россия», «Российская Федерация» увеличило доходы федерального бюджета на 10,8 млрд. руб. или на 0,06% к ВВП;

7. Индексация ставок акцизов  увеличило доходы федерального  бюджета на 8 млрд. руб. или на 0,04% к ВВП;

8. Увеличение налоговой ставки  по доходам, полученным в виде  дивидендов от российских организаций  российскими организациями с  6% до 9%, привело к росту доходов  на 3,3 млрд. руб. или на 0,02% к ВВП.

Таким образом, доходы федерального бюджета  в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличились на 583,1 млрд. руб., а по отношению к уровню ВВП сократились с 17,9% до 17,8%.

В целом анализ динамики и структуры  доходной части Федерального бюджета  РФ в период 2003-2005 гг., показал, что  наряду с расширением налоговой  базы налоговая нагрузка на экономику страны снизилась. Отношение общего объема обязательных платежей к объему валового внутреннего продукта (без учета влияния изменений мировых цен на нефть) снизилось с 28,7% в 2004 году до 27,4% в 2005 году. Наиболее важными законодательными актами о налогах и сборах, которые существенно повлияли на снижение доли доходов федерального бюджета в валовом внутреннем продукте страны, стали:

- снижение основной ставки НДС  с 20% до 18%.

- снижение максимальной налоговой  ставки для большинства налогоплательщиков по ЕСН с 35,6% до 26%.

За счет уменьшение основной ставки НДС на 2% сократились поступления  по косвенным налогам в доходную часть федерального бюджета, что, в  конечном счете, явилось предпосылкой для расширения внутреннего покупательского спроса и соответственно увеличения потенциальных возможностей экономического развития страны.

Снижение ставки по ЕСН, как было уже отмечено, явилось очередным  шагом, направленным на улучшение финансового  положения предприятий. Благодаря  этому в 2005 г. более 280 млрд. руб. осталось в их распоряжении, которые пошли на инвестиции, пополнение оборотных средств и повышение заработной платы. Иными словами, это дало дополнительное ускорение темпам экономического роста примерно на 0,5% и увеличение инвестиций в основной капитал дополнительно на 1,5%.

 

 

 

2.3.2.Анализ структуры и динамики расходов  федерального бюджета в 2005 -2006 гг.

Расходы федерального бюджета на 2006 году были предусмотрены в объеме 3047,9 млрд. рублей, что на 388,5 млрд. рублей (14,6%) превышает плановый уровень 2005 года.

В 2005   году общий объем расходов федерального бюджета   на уровне 16,8% ВВП (согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2005 год» – 17,4% ВВП), в 2005 год он снизился до 16,3% ВВП. В принятых для формирования федерального бюджета макроэкономических условиях это обеспечивает сбалансированность федерального бюджета при соблюдении установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований к формированию Стабилизационного фонда Российской Федерации.  1

В то же время с учетом прогнозируемого  уровня инфляции общий объем расходов федерального бюджета в 2006 году в  реальном выражении на 6,1 превысил объем  расходов, утвержденный федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2005 год». При этом дальнейшее сокращение доли расходов, направляемых на обслуживание государственного долга (с 10,8% в 2005 году до 8,3% в 2006 году), позволил опережающими темпами увеличить объем непроцентных расходов федерального бюджета, которые возросли  по сравнению с плановым уровнем 2005 года на 17,8% в номинальном и на 9,1% в реальном выражении.

Таким образом, проводимая в последние  годы и продолжаемая в 2006  году налогово-бюджетная  политика, с одной стороны, создает  благоприятные условия для экономического роста за счет оптимизации и сокращения налоговой нагрузки на экономику и, с другой стороны, обеспечивает рост в реальном выражении непроцентных расходов при сбалансированности федерального бюджета и накоплении резервов, необходимых для повышения его устойчивости к неблагоприятным изменениям внешнеэкономической конъюнктуры.

Структура и динамика расходов федерального бюджета представлены в таблице 3.

 Раздел

2005 г. 

2006 г. 

Темпы роста, %

 

млрд.руб.

% к расходам всего

млрд.руб.

% к расходам всего

 

Всего расходы

2 659,4

100,0

3048,0

100,0

114,6

Общегосударственные вопросы

458,7

17,3

488,6

16,0

106,5

в т.ч. без учета процентных расходов

171,1

6,4

234,5

7,7

137,5

Национальная оборона

413,7

15,6

529,1

17,4

127,9

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

316,3

11,9

398,4

13,1

126,0

Национальная экономика

213,5

8,0

234,0

7,7

109,6

Жилищно-коммунальное хозяйство

16,6

0,6

6,8

0,2

41,0

Охрана окружающей среды

5,0

0,2

4,6

0,2

92,0

Образование

156,4

5,9

154,5

5,1

98,8

Культура, кинематография, СМИ

32,8

1,2

38,5

1,3

117,4

Здравоохранение и спорт

75,5

2,8

82,5

2,7

109.3

Социальная политика

154,1

5,8

172,0

5,6

111,6

Межбюджетные трансферты

816,7

30,7

938,9

30,8

114.9

в т.ч. бюджетам других уровней

317,2

11,9

367,7

12,1

115,9

Справочно:

         

Оплата труда и начисления

506,8

19,1

596,1

19,6

117,6

Капитальные вложения в  основные фонды

172,9

6,5

219,7

7,2

127,1


Таблица 3 - Структура и динамика расходов федерального бюджета в 2005-2006 гг

 

Существенно (с 27,5 до 30,5%) возрастет  доля расходов, направляемых на финансовое обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

Расходы социальной направленности (межбюджетные трансферты и социальная политика) растут  средними темпами при  сохранении их доли в общем объеме расходов федерального бюджета на уровне 36,4%.

Несколько снизилась доля расходов на отрасли социальной сферы, что  в основном   связано с передачей  в рамках разграничения полномочий значительного числа учреждений и объектов в ведение органов  государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. 

Продолжается сокращение доли расходов, направляемых на прямую поддержку национальной экономики. При этом планируется  заметно повысить долю государственных  капитальных вложений. В сочетании с существенным сокращением налоговой нагрузки на экономику именно такая бюджетная политика обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для устойчивого экономического роста.

Принципиальной особенностью проекта  федерального бюджета на 2006  год является его формирование в условиях начатой комплексной реформы бюджетного процесса, основные направления которой одобрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2005 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»

Конечной целью этой реформы  является ориентация бюджетных расходов на общественно значимые измеримые  результаты, отражающие цели и приоритеты государственной политики. Проведенная  при формировании проекта федерального бюджета на 2006 год работа позволила сгруппировать бюджетные расходы по приоритетным направлениям государственной политики, что является первым шагом к достижению этой цели (таблица 4).

 

Раздел

2004 г.

2005 г.

Темпы роста, %

 

млрд.руб.

% к расходам всего

млрд.руб.

% к расходам всего

 

1. Повышение уровня  и качества жизни населения

1 056,4

39,7

1 176,0

38,6

111,3

2. Укрепление национальной  безопасности

730,0

27,4

927,5

30,4

127,1

3. Создание условий  для экономического роста

244,2

9,2

283,6

9,3

116,1

4. Создание потенциала для будущего развития

170,2

6,3

172,3

5,7

101,2

5. Повышение эффективности  государства 

146,5

5,5

204,3

6,7

139,5

Информация о работе Государственный бюджет