Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение сущности и назначения государственного бюджета.
Для выполнения поставленной цели выделяются следующие задачи:
-охарактеризовать бюджетное устройство Российской Федерации
-раскрыть экономическую сущность бюджета
-рассмотреть особенности формирования бюджетной системы России
-рассмотреть историю государственных финансов России на протяжении всего исторического промежутка ее существования

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….…3
1.Становление и развитие государственных финансов России……………………………….5
1.1. Понятие государственного бюджета. Эволюция бюджетной системы в России…...…5
1.2. Бюджетное устройство Российской Федерации и финансово-бюджетная политика..10
1.3. Зарубежный опыт построения бюджетной системы на примере США………………23
2.Образование и основные направления расходования бюджетных средств………………27
2.1.Состав и структура доходов государственного бюджета……………………………….27
2.2.Состав и структура расходов государственного бюджета………………………………30
2.3.Динамика доходов и расходов бюджета в 2003-2006 гг……………………………...…33
Заключение……………………………………………………………………………………..41
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая2курс.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 4 - Группировка расходов федерального бюджета по приоритетным направлениям государственной политики

Таким образом, приведенная выше статистика свидетельствует о эффективности проводимых нашим Правительством реформ в таких областях деятельности, как: повышение уровня жизни населения и его реальных доходов; поддержка некоммерческих или низкорентабельных видов деятельности; поышение статуса Росси на международной арене путем наращивания военной мощи; создание экономического базиса для дальнейшего успешного развития и др.

 

Заключение

В самом общем виде государственный бюджет-план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда. 

За более чем тысячелетнюю историю  России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеральном государственном устройстве.

На данный момент в соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

• федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и  бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов;

• местных бюджетов.

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации стали предпосылкой финансово-бюджетного федерализма, т.е.— разделения полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере. Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

Выполнение государством возложенных  на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

Такие органы власти и учреждения, как Правительство, Счетная палата, Министерство финансов и др. являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс в нашей стране включает:

-сводное финансовое планирование  и прогнозирование;

-составление, рассмотрение и  утверждение проекта бюджета;

-исполнение бюджета в течение  бюджетного года;

-анализ и контроль исполнения  бюджета.

Процессы образования и распределения бюджетных средств происходит в Российской Федерации в соответствии с определенными нормативно-правовыми актами и законами России. Все пути поступления финансовых ресурсов и их расходования государством учтены в бюджетной классификации.

Согласно бюджетному кодексу, бюджетная классификация Российской Федерации- это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно новому кодексу (который  вступил в действие 01.01.08.) бюджетная  классификация включает:

-классификацию доходов бюджетов;

-классификацию расходов бюджетов;

-классификацию источников финансирования  дефицитов бюджетов;

-классификацию операций публично-правовых  образований.

Доходы бюджета делятся на: налоговые, неналоговые и безвозмездные  поступления. Расходы на 11 категорий (вместо 30, которые были раньше). Теперь это: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография и средства массовой информации; здравоохранение и спорт; социальная политика; межбюджетные трансферты.

Проведенный анализ статистических данных показал, что проводимые Правительством реформы оказывают положительное влияние на экономику страны. Однако, как и другие сферы деятельности, связанные с государством, бюджетная система России подвергается воздействию следующих труднопреодолимых неблагоприятных факторов:

-громоздкая система обслуживания бюджетного процесса порождает огромный бюрократический аппарат, который с течением времени лишь неуклонно растет, что существенно увеличивает издержки на его содержание

-высокий уровень коррумпированности наших чиновников не позволяет бюджетным средствам в полной мере доходить до конечного получателя, что тормозит рост социальной и экономической эффективности страны

-наконец, нередки случаи некомпетентности чиновников в своих обязанностях

Для решения этих проблем можно  предложить следующие действия: радикальная  реформа аппарата государственного и муниципального управления с дальнейшим перманентным мониторингом  его эффективности; изменение мер наказания за взяточничество, неоправданное лоббирование и т.д.; повышение квалификации государственных и муниципальных управленцев.

Постоянное реформирование отечественной  экономики и стабилизация во всех сферах деятельности помогли России выйти на доперестроечный уровень по многим важным показателям. Важные шаги в направлении совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации уже были сделаны как в законодательной, так и в институциональной и финансово - кредитной сферах, что позволяет надеяться на дальнейшее интенсивное развитие экономики страны.

 

Список использованной литературы:

    1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93г.-Ростов н/Д: «Феникс»,2003. -64с.
    2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2008.- 256с.
    3. Афанасьев М.П. Модернизация государственных финансов/ М.П. Афанасьев – М.: ГУ ВШЭ, 2007
    4. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики/ А.М. Бабашкина – М.: Финансы и статистика, 2003. -476с.
    5. Бункина М.К. Национальная экономика/ М.К. Бункина – М.: Палеолит и др., 2004. -487с.
    6. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации учебник/П.И. Вахрин- М.: Дашков и Ко, 2005. -336с.
    7. Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации/ А.М. Годин – М.: Дашков и Ко, 2004. – 546с.
    8. Делягин М.Г. Трехлетний бюджет: смена стратегии или предвыборная фикция?// Золотой Лев. – 2007 - №113-114
    9. Иванов Ю.Н.  Экономическая статистика : Учебник для вузов по экономическим специальностям и направлениям / Ю. Н. Иванов – М.: ИНФРА-М, 2000.-478с.
    10. Касаткина М.Н. Бюджетный процесс в зарубежных странах/ М.Н. Касаткина – М.: 1996. -146с.
    11. Лавров А.М. Мифы и рифы российского бюджетного федерализма/ А.М. Лавров – М.: Магистр , 1997. -239с.
    12. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики/В.П. Орешин – М.: ИНФРА-М, 2000
    13. Российская экономика в 2004 году (вып. 26) тенденции и перспективы – М.: ИЭПП, 2005. -738с.
    14. Российская экономика в 2005 году (вып. 27) тенденции и перспективы – М.: ИЭПП, 2006. -721с.
    15. Российская экономика в 2006 году (вып. 28) тенденции и перспективы – М.: ИЭПП, 2007. -750с.
    16. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики учебник/ Л.Г. Ходов – М.: Экономист, 2005. -618с.
    17. Экономический словарь – М.: Проспект, 2004.- 620с.



Информация о работе Государственный бюджет