Государственный бюждет: источники формирования и финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3-4с.
1 Государственный бюджет в современной экономике………………….5-17с.
1.1 Сущность и функции государственного бюджета……………………5-10с.
1.2 Структура государственного бюджета……………………………….11-17с.
2 Современное состояние государственного бюджета РФ……………...18-25с.
3 Бюджетный дефицит, инструменты покрытия бюджетного дефицита..26-33с.
3.1 Бюджетный дефицит: понятие и причины возникновения…………...26-27с.
3.2 Виды бюджетного дефицита……………………………………………28-30с.
3.3 Источники финансирования бюджетного дефицита…………………..31-33с.
Заключение…………………………………………………………………...34-35с.
Список литературы…………………………………………………………..36с.

Файлы: 1 файл

целая кусваяэкьеория.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

 

 

«Государственный бюджет: источники формирования и использования.»

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….3-4с.

1 Государственный бюджет в современной экономике………………….5-17с.

1.1 Сущность и функции государственного бюджета……………………5-10с.

1.2 Структура государственного бюджета……………………………….11-17с.

2 Современное состояние государственного бюджета РФ……………...18-25с.

3 Бюджетный дефицит, инструменты покрытия бюджетного дефицита..26-33с.

3.1 Бюджетный дефицит: понятие и причины возникновения…………...26-27с.

3.2 Виды бюджетного дефицита……………………………………………28-30с.

3.3 Источники финансирования бюджетного дефицита…………………..31-33с.

Заключение…………………………………………………………………...34-35с.

Список литературы…………………………………………………………..36с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. 
До 1 января 2006 г. бюджетная система РФ состояла из бюджетов трех уровней: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты. С принятием новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 и вступлением его в действие с 1 января 2006 г. в России фактически произошел переход на четырехуровневую бюджетную систему. 
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней: 
• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 
• бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 
• местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 
• бюджеты городских и сельских поселений.

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе. Объектом курсовой работы является государственный бюджет.  
Основными задачами курсовой работы являются: 
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической 
категории, его функций;

- рассмотрение структуры  государственного бюджета;

- оценки современного состояния государственного бюджета и сравнение с бюджетом Российской Федерации до кризиса;

- изучение бюджетного дефицита, его виды, причины и источники покрытия. 
Курсовая работа по данной теме актуальна, потому что знание государственного бюджета, его содержания важно для будущей профессии экономиста. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Государственный  бюджет в современной экономике.

1.1 Сущность и функции государственного бюджета.

 

В формировании и развитии экономической, социальной и политичес-кой структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т. е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.[1]

Бюджет — есть категория экономическая. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства. Любые колебания или изменения этого базиса приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества.[2]

По экономической сущности бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие между государством и обществом по поводу перераспределения части национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления.  
Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества. [3] 
Федеральный бюджет является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в экономической, социальной, политической и иных областях и сферах деятельности. Государственный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности государства по выполнению возложенных на него функций. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования денежных средств, распределение части национального дохода и внутреннего валового продукта (ВВП), что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. 
Бюджет есть необходимая экономическая составляющая финансовой политики государства, обеспечивающая решение задач: 
перераспределения внутреннего валового продукта; 
государственного регулирования и стимулирования экономики; 
финансового обеспечения бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства; 
стабилизации кредитно-денежной системы государства; 
удовлетворения общественных потребностей по содержанию аппарата управления, органов обороны, безопасности и правопорядка и т. д.; 
регулирования экономической и социальной видов деятельности субъектов хозяйствования и развития инфраструктуры территорий; 
разрешения вопросов освоения новых технологий, программ и производств; 
обеспечения международных и межгосударственных договорных обязательств; 
контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств и т. д.[4]  
Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства. Основными функциями бюджета являются: распределительная функция, перераспределительная функция, регулирующая функция, стимулирующая функция, социальная функция, функция планирования, функция организации и функция контроля. [5])

Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества. 
Перераспределительная функция национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП. Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения. 
Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы существенно различаются по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и срокам уплаты. Вместе с тем они объединены единством, так как преследуют единую цель — формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер. 
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной системы определены только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд. Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства. 
Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства. 
Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства. 
Функция планирования бюджетов предполагает: 
- определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения; 
- разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы; 
- определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством; 
- разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных; 
- разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год; 
- разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год. 
Функция организации бюджетов предполагает: 
- определение бюджетного устройства и бюджетной классификации; 
- определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов; 
- выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами; 
- разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы; 
- определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики; 
- определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов. 
Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям: 
- контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды; 
- контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Структура  государственного бюджета

 

Бюджетная система зависит от формы государственного и административного устройства страны. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, структура бюджетной системы нашего государства состоит из следующих уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 
местные бюджеты, в том числе: 
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 
бюджеты городских и сельских поселений.[7]

 Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. 
В случаях, если настоящим Кодексом предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Годовой бюджет. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Государственный внебюджетный фонд. Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Местный бюджет. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. 
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. 
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий. 
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района. 
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Бюджет субъекта Российской Федерации. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет. 
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации. 
Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. 
В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее — Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета. 
Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Федеральный бюджет. Федеральный бюджет — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. 
  Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. 
Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Информация о работе Государственный бюждет: источники формирования и финансирования