Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 09:23, курсовая работа
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Введение…………………………………………………………………….3-4с.
1 Государственный бюджет в современной экономике………………….5-17с.
1.1 Сущность и функции государственного бюджета……………………5-10с.
1.2 Структура государственного бюджета……………………………….11-17с.
2 Современное состояние государственного бюджета РФ……………...18-25с.
3 Бюджетный дефицит, инструменты покрытия бюджетного дефицита..26-33с.
3.1 Бюджетный дефицит: понятие и причины возникновения…………...26-27с.
3.2 Виды бюджетного дефицита……………………………………………28-30с.
3.3 Источники финансирования бюджетного дефицита…………………..31-33с.
Заключение…………………………………………………………………...34-35с.
Список литературы…………………………………………………………..36с.
«Государственный бюджет: источники формирования и использования.»
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1 Государственный бюджет в современной экономике………………….5-17с.
1.1 Сущность и функции государственного бюджета……………………5-10с.
1.2 Структура государственного бюджета……………………………….11-17с.
2 Современное состояние государственного бюджета РФ……………...18-25с.
3 Бюджетный дефицит, инструменты покрытия бюджетного дефицита..26-33с.
3.1 Бюджетный дефицит: понятие и причины возникновения…………...26-27с.
3.2 Виды
бюджетного дефицита……………………………………………28-
3.3 Источники финансирования бюджетного дефицита…………………..31-33с.
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В соответствии
с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система
Российской Федерации представляет собой
основанную на экономических отношениях
и государственном устройстве Российской
Федерации, регулируемую нормами права
совокупность федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов.
До 1 января 2006 г. бюджетная система РФ
состояла из бюджетов трех уровней: федеральный
бюджет; бюджеты субъектов РФ; местные
бюджеты. С принятием новой редакции Федерального
закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 и вступлением
его в действие с 1 января 2006 г. в России
фактически произошел переход на четырехуровневую
бюджетную систему.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса
РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов
• федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;
• бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
• местные бюджеты, в том числе: бюджеты
муниципальных районов, бюджеты городских
округов, бюджеты внутригородских муниципальных
образований городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга;
• бюджеты городских и сельских поселений.
Целью курсовой
работы является рассмотрение государственного
бюджета, в частности, как важнейшего элемента
финансовой системы страны, выражающего
экономические отношения в обществе. Объектом
курсовой работы является государственный
бюджет.
Основными задачами курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного
бюджета как экономической
категории, его функций;
- рассмотрение структуры государственного бюджета;
- оценки современного состояния государственного бюджета и сравнение с бюджетом Российской Федерации до кризиса;
- изучение бюджетного дефицита,
его виды, причины и источники покрытия.
Курсовая работа по данной теме актуальна,
потому что знание государственного бюджета,
его содержания важно для будущей профессии
экономиста.
1 Государственный бюджет в современной экономике.
1.1 Сущность и функции государственного бюджета.
В формировании и
развитии экономической, социальной и
Бюджет — есть категория экономическая. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства. Любые колебания или изменения этого базиса приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества.[2]
По экономической сущности
бюджет представляет собой денежные отношения,
возникающие между государством и обществом
по поводу перераспределения части национального
дохода в связи с образованием и использованием бюджетного
Государство, используя бюджет в качестве
одного из основных и действенных инструментов,
непосредственно воздействует на социальную
сферу и жизнь общества. [3]
Федеральный бюджет является основным
планом государства, позволяющим органам
власти осуществлять свои властные полномочия
в экономической, социальной, политической
и иных областях и сферах деятельности.
Государственный бюджет
Бюджет есть необходимая экономическая
составляющая финансовой политики государства,
обеспечивающая решение задач:
перераспределения внутреннего валового
продукта;
государственного регулирования и стимулирования
экономики;
финансового обеспечения бюджетной сферы
и осуществления социальной политики
государства;
стабилизации кредитно-денежной системы
государства;
удовлетворения общественных потребностей
по содержанию аппарата управления, органов
обороны, безопасности и правопорядка
и т. д.;
регулирования экономической и социальной
видов деятельности субъектов хозяйствования
и развития инфраструктуры территорий;
разрешения вопросов освоения новых технологий,
программ и производств;
обеспечения международных и межгосударственных
договорных обязательств;
контроля за образованием и использованием
централизованных фондов денежных средств
и т. д.[4]
Функции бюджетов заложены в их сущности, которые
проявляются через их свойства. Основными
функциями бюджета являются: распределительная
функция, перераспределительная функция,
регулирующая функция, стимулирующая
функция, социальная функция, функция
планирования, функция организации и функция
контроля. [5])
Распределительная функция
бюджета проявляется непосредственно
через формирование и использование централизованных
фондов денежных средств по уровням органов
власти государственного и местного управления.
Важное значение в распределении бюджетных
Перераспределительная функция
Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы
существенно различаются по их плательщикам,
объектам обложения, методам изъятия доходов
и срокам уплаты. Вместе с тем они объединены
единством, так как преследуют единую
цель — формирование доходной части бюджетов различных
уровней. Доходы бюджетов могут носить
налоговый и неналоговый характер.
Через бюджетные расходы финансируются
Регулирующая и стимулирующая функции
бюджетов проявляются непосредственно
через налоговые доходы и расходы бюджетов. То
есть налоговые доходы и бюджетные расходы
выступают в качестве инструмента регулирования
и стимулирования экономики и инвестиций,
повышая эффективность производства,
в первую очередь наиболее важные отрасли
народного хозяйства, атомной энергетики,
машиностроения, агропромышленного комплекса,
жилищного строительства.
Бюджетные средства содержат социальную
направленность, проявляющуюся в непосредственной
поддержке членов общества, в первую очередь,
в поддержке наименее защищенных слоев
населения, учреждений здравоохранения,
образования, культуры, жилищно-коммунального
хозяйства.
Функция планирования бюджетов
- определение бюджетной
- разграничение полномочий и предметов
ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;
- определение потребности денежных средств
в целях финансового обеспечения функций,
- разработку и обоснование оптимальных
путей развития бюджетов с целью выработки
предложений по укреплению бюджетов на
основе прогнозных (расчетных) данных;
- разработку и обоснование проектов бюджетов, их
доходной и расходной частей применительно
к бюджетной политике, определенной в Послании
Президента РФ федеральному Собранию
РФ на очередной финансовый год;
- разработку конкретных мероприятий,
обеспечивающих исполнение бюджета в интересах
реализации бюджетной политики на очередной
финансовый год.
Функция организации бюджетов
- определение бюджетного
- определение порядка составления, рассмотрения,
утверждения и исполнения бюджетов;
- выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный
- разграничение полномочий законодательных
и исполнительных органов власти всех
звеньев бюджетной системы;
- определение органов ответственных за
разработку критериев и нормативов, определяющих
структуру и объемы бюджетов и соответствующих
потребностям и задачам бюджетной политики;
- определение структуры контрольных органов,
ответственных за формирование и исполнение бюджетов.
Контрольная функция бюджетов действует
одновременно с распределительной и предполагает
возможность и обязательность органов
государственного и местного контроля
за поступлением и использованием бюджетных
- контроль за правильным и своевременным
перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;
- контроль за целевым, экономным и эффективным
использованием бюджетных
1.2 Структура государственного бюджета
Бюджетная система
зависит от формы государственного и административного
устройства страны. В соответствии с Бюджетным
Кодексом РФ, структура бюджетной
системы нашего государства состоит
из следующих уровней: федеральный бюджет
и бюджеты государственных внебюджетных
фондов;
бюджеты субъектов Российской Федерации
и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов;
местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты
городских округов, бюджеты внутригородских
муниципальных образований городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты городских и сельских поселений.[7]
Федеральный
бюджет и бюджеты государственных внебюджетных
фондов разрабатываются и утверждаются
в форме федеральных законов, бюджеты
субъектов Российской Федерации и бюджеты
территориальных государственных внебюджетных
фондов разрабатываются и утверждаются
в форме законов субъектов Российской
Федерации, местные бюджеты разрабатываются
и утверждаются в форме правовых актов
представительных органов местного самоуправления
либо в порядке, установленном уставами
муниципальных образований.
В случаях, если настоящим Кодексом предусматривается
регулирование определенных отношений
законом о бюджете, для органов местного
самоуправления эти отношения должны
быть урегулированы соответствующими
нормативными правовыми актами представительных
органов местного самоуправления о бюджете
либо актами о бюджете, принимаемыми в
порядке, установленном уставами муниципальных
образований.
Годовой бюджет. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Государственный внебюджетный фонд. Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Местный бюджет.
Каждое муниципальное образование имеет
собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный
бюджет) — форма образования и расходования
денежных средств в расчете на финансовый
год, предназначенных для исполнения расходных
обязательств соответствующего муниципального
образования.
Использование органами местного самоуправления
иных форм образования и расходования
денежных средств для исполнения расходных
обязательств муниципальных образований
не допускается. В местных бюджетах в соответствии
с бюджетной классификацией Российской
Федерации раздельно предусматриваются
средства, направляемые на исполнение
расходных обязательств муниципальных
образований в связи с осуществлением
органами местного самоуправления полномочий
по вопросам местного значения и расходных
обязательств муниципальных образований,
исполняемых за счет субвенций из бюджетов
других уровней для осуществления отдельных
государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный
бюджет) и свод бюджетов городских и сельских
поселений, входящих в состав муниципального
района (без учета межбюджетных трансфертов
между этими бюджетами), образуют консолидированный
бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских
и сельских поселений могут быть предусмотрены
сметы доходов и расходов отдельных населенных
пунктов, других территорий, не являющихся
муниципальными образованиями.
Бюджет субъекта
Российской Федерации. Каждый субъект
Российской Федерации имеет собственный
бюджет.
Бюджет субъекта Российской Федерации
(региональный бюджет) — форма образования
и расходования денежных средств в расчете
на финансовый год, предназначенных для
исполнения расходных обязательств соответствующего
субъекта Российской Федерации.
Использование органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
иных форм образования и расходования
денежных средств для исполнения расходных
обязательств субъектов Российской Федерации
не допускается, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Кодексом.
В бюджетах субъектов Российской Федерации
в соответствии с бюджетной классификацией
Российской Федерации раздельно предусматриваются
средства, направляемые на исполнение
расходных обязательств субъектов Российской
Федерации в связи с осуществлением органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации полномочий по предметам ведения
субъектов Российской Федерации и полномочий
по предметам совместного ведения, указанных
в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального
закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об
общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации" (далее — Федеральный закон
"Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации"), и расходных обязательств
субъектов Российской Федерации, осуществляемых
за счет субвенций из федерального бюджета.
Бюджет субъекта Российской Федерации
и свод бюджетов муниципальных образований,
входящих в состав субъекта Российской
Федерации (без учета межбюджетных трансфертов
между этими бюджетами), образуют консолидированный
бюджет субъекта Российской Федерации.
Федеральный бюджет.
Федеральный бюджет — форма образования
и расходования денежных средств в расчете
на финансовый год, предназначенных для
исполнения расходных обязательств Российской
Федерации.
Использование федеральными органами
государственной власти иных форм образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для исполнения расходных обязательств
Российской Федерации, не допускается,
за исключением случаев, установленных
настоящим Кодексом и иными федеральными
законами.
Федеральный бюджет и свод бюджетов других
уровней бюджетной системы Российской
Федерации (без учета межбюджетных трансфертов
между этими бюджетами и за исключением
бюджетов государственных внебюджетных
фондов и территориальных государственных
внебюджетных фондов) образуют консолидированный
бюджет Российской Федерации.
Информация о работе Государственный бюждет: источники формирования и финансирования