Государственный бюждет: источники формирования и финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3-4с.
1 Государственный бюджет в современной экономике………………….5-17с.
1.1 Сущность и функции государственного бюджета……………………5-10с.
1.2 Структура государственного бюджета……………………………….11-17с.
2 Современное состояние государственного бюджета РФ……………...18-25с.
3 Бюджетный дефицит, инструменты покрытия бюджетного дефицита..26-33с.
3.1 Бюджетный дефицит: понятие и причины возникновения…………...26-27с.
3.2 Виды бюджетного дефицита……………………………………………28-30с.
3.3 Источники финансирования бюджетного дефицита…………………..31-33с.
Заключение…………………………………………………………………...34-35с.
Список литературы…………………………………………………………..36с.

Файлы: 1 файл

целая кусваяэкьеория.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

Неэффективность финансовой системы государства.

Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

Коррупция в государственном секторе.

Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное, эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен [13]

 

 

 

 

3.2 Виды бюджетного дефицита.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным.

Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным.

      1. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса.

Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным.

 Первичный  дефицит это чистое превышение  расходов бюджета над доходами.

Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:

1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов экономики. Под «встроенным» (автоматическим) стабилизатором понимается экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в развитых странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях.

2. Структурный  дефицит госбюджета – разность  между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Оценки структурного дефицита используются в основном в развитых странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не бюджетной политикой государства.

3. Операционный  дефицит госбюджета – общий  дефицит госбюджета за вычетом  инфляционной части процентных  платежей по обслуживанию государственного долга.

4. Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит госбюджета – существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит госбюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства. Среди квазифискальных операций следует упомянуть:

- финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

- накопление  в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд, которые в итоге выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;

- финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству; рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д. [14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Источники финансирования бюджетного дефицита.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

· кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

· государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

· сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

· изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники  в следующих формах:

· государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

· государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

· бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· кредиты, полученные от кредитных организаций;

· поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

· изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

· муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

· кредиты, полученные от кредитных организаций;

· бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

· изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитов стал государственный кредит. Под государственным кредитом понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика.

Для покрытия дефицита государственного бюджета направляются прибыль Центрального банка РФ и кредиты ЦБ РФ.

Внешним неэффективным источником финансирования бюджетного дефицита явились кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ).

В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, например, на 5, 10, 15%. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года.

Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

Источником финансирования дефицита служат кредиты Центрального банка России, Это наиболее дешевый источник финансирования, так как между Центральным банком России и Правительством РФ складываются деловые нерыночные отношения и процентные ставки по таким кредитам носят, как правило, символический характер. [15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

В курсовой работе рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность государственного бюджета как экономической категории. При написании работы были поставлены задачи раскрыть содержание государственного бюджета как экономической категории, изложить его основные свойства, функции; рассмотреть источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета; изучила государственный бюджет 2012г и прогнозы на 2013-2015 гг.. 
В результате написания курсовой работы можно прийти к следующим выводам: 
1. Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование. 
2. Государственный бюджет является экономической категорией и выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. 
3. Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе 
финансов, присущи две функции – распределительная (перераспределительная) и контрольная. 
4. Бюджетная система зависит от формы государственного и административного устройства страны. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, структура бюджетной системы нашего государства состоит из следующих уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 
местные бюджеты, в том числе: 
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 
бюджеты городских и сельских поселений.

 Превышение  доходов бюджета над его расходами  называется профицитом бюджета. Согласно бюджетному законодательству  бюджеты всех уровней должны  составляться без профицита. Дефицит  государственного бюджета - это финансовое  явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.

Согласно МинФину РФ всего доходов в 2012г. 12853,7млрд.руб., что составляет к ВВП 20,6%. Расходов 12890,8 млрд.руб. и в ВВП 20,7%. В данном случае наблюдается дефицит бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.
  2. Электронный ресурс [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82]
  3. Электронный ресурс [http://abc.informbureau.com/html/apaaeao.html]
  4. Омирбаев С.М., Интыкбаева С.Ж., Адамбекова А.А., Парманова Р.С. /«Государственный бюджет» 2011г.
  5. Российская Газета http://www.rg.ru/2011/09/20/pens.html
  6. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  7. Экономический портал http://institutiones.com/gosudarstvennyj-byudzhet/.html
  8. Бюджетный Кодекс Российской Федерации
  9. Электронный ресурс [http://www.finekon.ru/urovni%20bs.php]
  10. Министерство Финансов http://www.minfin.ru/ru/
  11. Райзберг Б.А. «Курс экономики.Учебник.» Москва,ИНФРА-М,2006 г.
  12. Деловая газета «ГазетаЯ» http://gazeta.ua/ru/articles/business/_realnyj-deficit-gosbyudzheta -ekonomist/490444
  13. Электронный ресурс [http://humanitar.ru/page/ch5_14]
  14. Электронный ресурс [http://www.finekon.ru/deficit.php]
  15. Министерство финансов об «Источниках финансирования бюджетного дефицита» http://info.minfin.ru/zkn_fed_bj_attribute.php?type=1107638

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Государственный бюждет: источники формирования и финансирования