Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 09:23, курсовая работа
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Введение…………………………………………………………………….3-4с.
1 Государственный бюджет в современной экономике………………….5-17с.
1.1 Сущность и функции государственного бюджета……………………5-10с.
1.2 Структура государственного бюджета……………………………….11-17с.
2 Современное состояние государственного бюджета РФ……………...18-25с.
3 Бюджетный дефицит, инструменты покрытия бюджетного дефицита..26-33с.
3.1 Бюджетный дефицит: понятие и причины возникновения…………...26-27с.
3.2 Виды бюджетного дефицита……………………………………………28-30с.
3.3 Источники финансирования бюджетного дефицита…………………..31-33с.
Заключение…………………………………………………………………...34-35с.
Список литературы…………………………………………………………..36с.
Целевой бюджетный фонд. Целевой бюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. [8]
Бюджетная система Российской Федерации основана на ряде принципов.
Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета бюджетных средств.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов
(а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
(б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
(в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
(г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов, финансирования дефицитов;
(д) право использования доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы этих бюджетов, а также иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ и законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.
Принцип сбалансированности бюджета
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов предполагает покрытие всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Принцип гласности означает:
(а) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
(б) обязательную
открытость для общества и
средств массовой информации
процедур рассмотрения и
Принцип достоверности бюджета
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.[9]
2 Современное
состояние государственного
Анализ диаграмм по структуре доходов за период 2007- 2012 гг. показал, что удельный вес приходится на доходы от внешнеэкономической деятельности, 2007-2012года они выросли на 106% и в 2012 году составили 4962,7 млрд.руб. По всем годам за 2007-2012 наблюдается их динамика роста.
Налоги, сборы и регулярнее выплаты за пользование природными ресурсами так же увеличились за данный период, они выросли на 109% и в 2012 году составили 2422,8млрд. руб.
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ, меняются скачкообразно. Так в 2007г они составляли 897,3млрд.руб, в 2008г. 1169,1млрд.руб, в 2011г. 1713млрд.руб., в 2012г. 1543,8млрд.руб.
Налоги на товары, реализуемые на территории РФ, подвержены динамике в течение всего периода с 2007-2012 года. Так в 2007г. 1499,6млрд.руб., в 2008г. 1123,6млрд.руб., в 2011г 1958млрд.руб. составляли максимальное значение за период, в 2012г. 2288млрд.руб. составляли максимальное значение за период.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в 2011г. составляли 380,1млрд.руб. и занимают наименьший удельный вес в структуре доходов того времени. В 2012г. Данная тенденция сохранилась, поскольку налоги составляют 543,3млрд.руб. и составляют 4,2% от всех доходов. По сравнению с 2012 налоги увеличились на 142%.
Налоги на прибыль, доходы занимают наименьший удельный вес в структуре доходов за 2007 и 2008 года, так в 2007 они составляют 641,3млрд.руб., а в 2008г. 761,1млрд.руб.
Прочие доходы неравномерны по всему анализируемому периоду, так в 2007г. 1177,6млрд.руб, в 2008г. 999,6млрд.руб, в 2011г. 745,5млрд.руб., в 2012г. 963,2млрд.руб. По сравнению с 2007г в 2012 году прочие доходы сократились на 19%.
В структуре федеральных расходов главное место занимают межбюджетные трансферты с 2007-2008года. За это время они увеличились на 40% и составляли 2674,6млрд.руб. В 2011-2012г. большую долю занимала социальная политика. В 2011г.3128,5млрд.руб., в 2012г. 3858,8млрд.руб.
Национальная оборона в 2007г. составляла 831,9млрд.руб., а в 2008г. 562,9млрд.руб. За 2011-2012 года она резко увеличилась на составляла 1516млрд.руб и 1812,3млрд.руб. соответственно. По сравнению с 2007г. В 2012г. она увеличилась на 117%.
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность в 2007г. была наименьшей из расходов и составляла 667млрд.руб. В 2008г. наблюдалась такая же тенденция, однако расходы сократились еще на 14% и равны 574млрд.руб. Однако с 2011 по 2012 года она начала увеличиваться и уже составляла 1259,4млрд.руб. и 1843млрд.руб. в 2011-2012годах она выросла на 46%.
Общегосударственные вопросы были неравномерны за весь исследуемый период. Так в 2007 году были равны 815,7млрд.руб. затем в 2008г. сократились до 777,1млрд.руб., в 2011г. Несущественно возросли до 787,4млрд.руб. и продолжали расти в 2012г. До 806млрд.руб.
Расходы на национальную экономику в 2007г. составляли лишь 692,6млрд.руб., затем возросли до 1014млрд.руб в 2008г.,в 2011г. 1790,2млрд.руб, в 2012г. 1968,5млрд.руб., т.е. расходы на нац.экономику росли на всем промежутке времени.
Прочие расходы имели тенденцию к увеличению с 2007-2012 года и увеличились на 141%. В 2012г. они составляли 2601,2млрд.руб.
Таким образом, можно сделать вывод, что наибольший расход бюджета идет на социальную политику государства на всем промежутке времени с 2007 по 2012 года, а доходы главным образом идут от внешнеэкономической деятельности.
Анализ основных параметров федерального бюджета РФ
Новые бюджетные правила базируются на следующих нормах:
1) предельные
расходы федерального бюджета
не должны превышать объем
доходов при базовой цене
2) общий объем
планируемых расходов на
3) общий объем планируемых расходов на первый год планового периода без учета условно утвержденных расходов в размере 2,5% от общего объема расходов не может быть меньше общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий финансовый год, определенных законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период.
В принципе можно согласиться с мнением Минфина о том, что введение бюджетных правил с 1 января 2013 года позволит в 2013–2015 годах снизить зависимость федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры, повысить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, сократить дефицит федерального бюджета, в том числе на нефтегазовый. Ожидается, что федеральный бюджет в 2015 г. будет бездефицитным (см. Табл.1).
Показатель |
Факт |
ФЗ-371 |
Законопроект 2013-2015 | |||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | |
Доходы в т.ч. |
18,4 |
20,9 |
20,9 |
19,3 |
19,0 |
18,8 |
Нефтегазовые доходы |
8,5 |
10,3 |
10,5 |
8,9 |
8,5 |
8,3 |
Расходы |
22,4 |
20,1 |
21,1 |
20,1 |
19,2 |
18,8 |
Дефицит (-) Профицит (+) |
-4 |
+0,8 |
-0,2 |
-0,8 |
-0,2 |
0,0 |
Нефтегазовый дефицит |
-12,5 |
-9,5 |
-10,7 |
-9,7 |
-8,7 |
-8,3 |
Факт и оценка ВВП млрд.руб. |
45166 |
54369 |
60590 |
66515 |
73933 |
82937 |
Заложенные в среднесрочном прогнозе Минэкономразвития основные параметры макроэкономического развития страны предопределили сокращение доходов федерального бюджета с 20,9% ВВП в 2012 г. до 18,8% ВВП в 2015 гг., т.е. на 2,1п.п. ВВП. Данные сжатие доходной части бюджета обусловлено динамикой нефтегазовых доходов, падение которых ожидается в 10,5% ВВП в 2012 г. до 8,3% ВВП в 2015 г.
Следование вводимым бюджетным правилам уже на стадии планирования расходной части федерального бюджета позволило обеспечить не только сдерживание роста объема бюджетных ассигнований, но и их снижение в среднесрочной перспективе – с 21,1% ВВП в 2012 г. до 18,8% ВВП в 2015 году, т.е. на 2,3п.п. ВВП. [10]
3 Бюджетный дефицит,
инструменты покрытия
3.1 Бюджетный дефицит: понятие и причины возникновения.
Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности:
1) сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;
2) сократить привлечение
доходов от реализации
3) предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
4) увеличить расходы
бюджета, в том числе, за счет
передачи части доходов
Если эти меры по каким-то причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство. [11] Наиболее часто встречающаяся в экономической практике сложная ситуация — это дефицит бюджета, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит.
Дефицит государственного бюджета - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. [12]
Информация о работе Государственный бюждет: источники формирования и финансирования