Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:12, реферат
Исторически процесс государственных внутренних и внешних заимствований всегда связывался с дефицитом государственного бюджета. Как правило, он возникал при чрезвычайных экономических ситуациях (неурожаи, стихийные бедствия, войны, революции, экономические кризисы, неудачные реформы). В нашей истории все это бывало.
Введение
1. Государственный долг – сущностная характеристика
2. Причины образования внешнего и внутреннего государственного долга
3. Современное состояние внешнего и внутреннего долга
4. Пути снижения долгового бремени
Заключение
Литература
Государственный долг –
внутренний и внешний
П Л А Н
Введение
1. Государственный
долг – сущностная
2. Причины образования
внешнего и внутреннего
3. Современное состояние внешнего и внутреннего долга
4. Пути снижения долгового бремени
Заключение
Литература
Введение
Исторически процесс государственных внутренних и внешних заимствований всегда связывался с дефицитом государственного бюджета. Как правило, он возникал при чрезвычайных экономических ситуациях (неурожаи, стихийные бедствия, войны, революции, экономические кризисы, неудачные реформы). В нашей истории все это бывало.
В настоящее время государственные заимствования и их непогашенная часть в виде государственного долга, формирование умеренного дефицита бюджетов и покрытие его за счет внутренних и внешних займов являются реальностью любой экономики, в том числе и российской, и в нормальных условиях.
В послевоенный период на протяжении ряда десятилетий многие страны прибегали к расширению масштабов внутренних и внешних заимствований в надежде на решение накопившихся социальных проблем и на создание условий экономического роста путем активизации инвестиционного процесса. Однако займы редко использовались в целях крупномасштабного инвестирования. Поэтому и нет впечатляющих примеров решения социально-экономических проблем на базе роста государственного долга.
В странах, где отраслевая структура производства включает низкорентабельные отрасли и для поддержания бюджетных расходов предпринимаются государственные займы, растет как внутренний, так и внешний долг со всеми отрицательными социально-экономическими и политическими последствиями. Поскольку любой значительный долг требует немалых расходов по его обслуживанию, накопление его чрезвычайно опасно для экономики.
В работе рассматривается внешний и внутренний государственный долг России.
1. Государственный долг – сущностная характеристика
В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. Именно такой подход целесообразно использовать при построении моделей управления государственным долгом. На практике, однако, государственным долгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ (ст. 97 Бюджетного кодекса РФ).
Государственный долг России может быть в форме:
1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
3) договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;
4) договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.
В Бюджетном кодексе
даны следующие определения: внешний
долг - обязательства, возникающие в
иностранной валюте; внутренний долг
-обязательства, возникающие в валюте России. Подобные
формулировки не позволяют четко определить,
являются ли держателями долговых обязательств
резиденты или иностранные лица. В трактовке
федерального закона от 26 декабря 1994 г.
№ 76 "О государственных внешних заимствованиях
Российской Федерации и государственных
кредитах, предоставляемых Российской
Федерацией иностранным государствам,
их юридическим лицам и международным
организациям", утратившего силу при
введении в действие Бюджетного кодекса,
использовалось иное определение: "Государственными
внешними заимствованиями Российской
Федерации являются привлекаемые из иностранных
источников (иностранных государств, их
юридических лиц и международных организаций)
кредиты (займы), по которым возникают
государственные финансовые обязательства
Российской Федерации как заемщика финансовых
средств или гаранта погашения таких кредитов
(займов) другими заемщиками. Государственные
внешние заимствования Российской Федерации
формируют государственный внешний долг
Российской Федерации". Эта формулировка
в большей степени соответствует принятым
в международной практике определениям
внешнего долга.
При определении всего (внутреннего и внешнего) государственного долга используется следующая терминология. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.
В соответствии с Бюджетным кодексом в объем государственного внутреннего долга России включается основной долг, то есть номинальные суммы долга по государственным ценным бумагам РФ, по кредитам, ссудам и кредитам, полученным от бюджетов других уровней, по государственным гарантиям, предоставленным Россией. Аналогично во внешний долг включаются обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Таким образом, если возникает задержка с выплатой процентов по основной сумме государственного долга, то долг государства не увеличивается на сумму невыплаченных процентов.
Обслуживание государственного долга связано с перераспределением доходов в стране. Для погашения долга можно использовать имеющиеся у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. В конечном счете, бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты центрального банка. Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов.
Финансирование дефицита бюджета за счет внутренних источников также не всегда способствует развитию национальной экономики. Увеличение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг. Кроме того, сокращаются инвестиции, поскольку останутся не реализованными инвестиционные проекты с рентабельностью, не превосходящей процента, выплачиваемого по государственным ценным бумагам вместе с премией за риск.
2. Причины образования внешнего и внутреннего государственного долга
Причинами образования внешнего долга России послужили как заимствование после 1991 г., так и задолженность СССР, взятая на себя правительством России. Сумму задолженности СССР точно установить не просто.
По официальным данным, признанный Россией советский долг составил в 1991 г. 95.1 млрд. долл. Долг иностранным правительствам составлял 57.2 млрд. долл., иностранным банкам и фирмам - 37.9 млрд. долл. Половина внешней задолженности бывшего СССР приходилась на кредиты, 20.5% были обусловлены расчетами за поставку товаров в рамках СЭВ.
А. Шохин отметил, что по состоянию на 31 декабря 1991 г. внешний долг России в свободно-конвертируемых валютах (то есть без задолженности в переводных рублях и других замкнутых валютах) превысил 65 млрд. долл., из них около 5 млрд. - просроченные платежи.
На краткосрочную
Заимствования с 1991 по 2000 г. оцениваются на уровне 60 млрд. долл. Из всей суммы долга только 33% задолженности переоформлены в долговые инструменты, которыми легко управлять. Остальная часть представлена межгосударственными обязательствами, в отношении которых ведутся трудные переговоры.
По мнению С. Глазьева, правительство допустило ошибку, заявив в 1993 г. о полных обязательствах России по погашению внешнего долга СССР. Договор о правопреемстве внешнего долга и активов Советского Союза подписали в Москве 4 декабря 1991 г. Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Украина. Бывшие советские республики Азербайджан, Латвия, Литва, Молдавия, Туркменистан, Узбекистан и Эстония договор не подписали. Ст. 4 указанного договора предусматривает долю России в общей сумме долга и активов СССР, равную 61.34%.
Отсутствие объективного анализа активов Советского Союза сделало нереальным ожидаемое сокращение чистых обязательств государства. Хотя к России и перешли огромные советские внешние финансовые активы (120-160 млрд. долл., сформировавшиеся из кредитов СССР развивающимся странам, включая 75 млрд. долл. просроченной задолженности) и имущественные активы (2.7 тыс. объектов недвижимости с балансовой стоимостью 2.7 млрд. долл.), их рыночная стоимость оказалась значительно ниже из-за недостаточной ликвидности и кредитоспособности заемщиков. Так, эффективность товарных поставок развивающихся стран в счет погашения долгов не превышает 20%.
Доля каждой из сторон в задолженности по долгу на 1 января 1991 г. и в активах на момент правопреемства определяется на основании согласованного сторонами единого агрегированного показателя. Распределение долга СССР, возникшего в 1991 г. по продтоварам и товарам народного потребления, осуществляется по фактическому использованию государствами-правопреемниками полученных кредитов, остальное - по агрегированному показателю.
Каждая из сторон несет раздельную в отношении других сторон ответственность по выплате причитающейся ей доли долга. Стороны взаимно гарантируют, что после полного погашения какой-либо из них суммы долга, причитающейся этой стороне, они не будут предъявлять к ней никаких претензий по оставшейся непогашенной части долга.
Нельзя не учитывать и сложившуюся в тот период политическую и экономическую ситуацию. В первой половине 1992 г. внешний долг обслуживала только Россия; одной ей пришлось оплачивать долг СССР в соответствии с принципами солидарной ответственности. Другие республики не осуществляли никаких расчетов с кредиторами. Более того, возник вопрос и о том, какие активы относятся к государственной собственности и что подлежит разделу. В частности, Украина претендовала не только на здания МИДа, Внешторга СССР и т.п., но и на имущество самостоятельных хозяйственных структур (Интурист, Аэрофлот).
Для объективного анализа важно знать позицию кредиторов. В отчете, подготовленном для американского конгресса, отмечается, что реструктуризация задолженности России перед США (3.1 млрд. долл.), выражающаяся в значительной пролонгации периода выплаты долга, ведет к финансовым потерям для бюджета США. Восемнадцать стран-кредиторов согласились распределить погашение 38.7 млрд. долл. на 25 лет с отсрочкой погашения основной суммы долга до 2002 г. (В отчете отмечается, что в сумму долга России, подлежащего реструктуризации, были включены 9.3 млрд. долл., происхождение которых не совсем понятно).
Соглашение о реструктуризации долга России, достигнутое в апреле 1996 г., несмотря на отказ от его списания, было одним из наиболее крупных в истории Парижского клуба, и дальнейшие с его стороны уступки России в изменении графика платежей крайне маловероятны. Лондонский клуб кредиторов, объединяющий частные банки, также согласился на реструктуризацию основной суммы долга (25.5 млрд. долл.) России на 25 лет с 7-летним льготным периодом. Платежи должны начаться в декабре 2002 г. Эти решения повысили инвестиционную привлекательность экономики России, позволили правительству провести эмиссию евробондов, а ее компаниям - получить доступ на международные финансовые рынки.
После достигнутых договоренностей с Парижским клубом кредиторов должно состояться подписание двухстороннего соглашения между США и Россией. Такой договор не требует одобрения конгресса, однако он не может остаться вне поля его зрения, поскольку затрагивает бюджет США. Если будет проведена предложенная реструктуризация, то американское правительство и налогоплательщики понесут реальные экономические и финансовые потери.
Российский долг, образовавшийся вследствие значительных объемов дефицита федерального бюджета в 1992-1998 гг., составил на 1 января 2001 г. 50 млрд. долл. При этом обязательства по внешним облигационным займам достигают 36.9 млрд. долл. (в том числе еврооблигации с окончательными сроками погашения в 2010-2030 гг., выпущенные в обмен долга перед Лондонским клубом, - 20.9 млрд. долл.). В целом значительно расширился арсенал инструментов управления внешним долгом; при этом продолжается процесс закрепления их использования в нормативных актах. Совершенствование долговых инструментов будет способствовать повышению эффективности управления внешним долгом.
В соответствии с законом "Об исполнении федерального бюджета за 2000 год", источники внешнего финансирования составили 48.5 млрд. руб. Сокращение внешнего и внутреннего долга на 45.8 и 28.4 млрд. руб. соответственно было достигнуто благодаря первичному профициту бюджета (102.9 млрд. руб.), а также доходам от приватизации (27.2 млрд. руб.) и реализации государственных запасов драгоценных металлов и камней (39.9 млрд. руб.). Разница (93.1 млрд. руб.) была направлена на увеличение переходящих остатков федерального бюджета.
Информация о работе Государственный долг – внутренний и внешний