Государственный долг – внутренний и внешний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:12, реферат

Описание работы

Исторически процесс государственных внутренних и внешних заимствований всегда связывался с дефицитом государственного бюджета. Как правило, он возникал при чрезвычайных экономических ситуациях (неурожаи, стихийные бедствия, войны, революции, экономические кризисы, неудачные реформы). В нашей истории все это бывало.

Содержание работы

Введение
1. Государственный долг – сущностная характеристика
2. Причины образования внешнего и внутреннего государственного долга
3. Современное состояние внешнего и внутреннего долга
4. Пути снижения долгового бремени
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Экономика-Государственный-Долг-Внешний-и-Внутренний-2010-2-ОВ.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Доля расходов на обслуживание и погашение госдолга в общих  расходах федерального бюджета увеличится к 2012 г. в 1,9 раза (табл. 3). До 2009 г. эта доля снижалась. В 2010-2012 гг. она будет быстро расти.

У специалистов особую тревогу вызывает быстрый рост всего совокупного национального долга. В IV квартале 2008-го - I квартале 2009 г. он интенсивно сокращался, а с весны минувшего года рост СНД возобновился (рис. 2).

 

Рис. 2. Государственный и корпоративный долг России, % к ВВП

 

В соответствии с федеральным  бюджетом внешний и внутренний государственный  долг РФ составит к 2012 г. 15,4% ВВП. Корпоративный  внутренний долг достигнет уровня 68% ВВП, с учетом корпоративного долга нерезидентам - 141,0% ВВП.

В 2012 г. СНД будет существенно  выше всех финансовых резервов государства - золотовалютных резервов Банка России, Резервного фонда, Фонда национального  благосостояния, обязательных резервов коммерческих банков, средств системы страхования вкладов. При этом качество совокупного национального долга ухудшится за счет трансформации внешнего госдолга в менее надежный корпоративный долг нерезидентам. Таким образом, угроза экономической безопасности при небывалом для России росте долгового бремени стремительно увеличивается.

Процесс стремительного роста долгов идет во всех развитых странах. В 2007 г. совокупный долг США (с учетом долгов штатов и долгов домашних хозяйств) превысил 350% ВВП, что и стало одной из главных причин современного финансового кризиса. Однако следует учитывать, что экономика России функционирует в качественно иных условиях - у нас слабее банковская система, менее развит финансовый рынок. Это может снова привести к новым кризисным явлениям уже в ближайшей перспективе.

Чтобы преодолеть угрозы экономической безопасности, возникающие в результате роста долгового бремени, требуются комплексные меры. Прежде всего, необходимо установить пороговые значения в области государственного и корпоративного долга - при этом ориентироваться не на отдельные пороговые значения, а на систему индикаторов экономической безопасности в сфере совокупного национального долга.

Маастрихтскими соглашениями определено пороговое значение экономической безопасности в области госдолга - 60% ВВП. Учитывая, что в России дефолт 1998 г. произошел при уровне внутреннего госдолга в 28% ВВП, целесообразно ввести пороговые значения отдельно для внутреннего и внешнего госдолга - не более чем по 30% ВВП.

Выдвигая данные индикаторы в качестве основных в системе пороговых значений, следует учитывать качественные изменения в структуре: объем государственного долга на начало 2009 г. составил 6,5%, а внутренний и внешний корпоративный долг (кредиты и займы) -около 85% ВВП. Поэтому систему индикаторов экономической безопасности необходимо дополнить пороговыми значениями по корпоративному внутреннему долгу, корпоративному долгу нерезидентам и по СНД. При расчете величины пороговых значений по корпоративному и совокупному национальному долгу нужно учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, в современной России корпоративный долг появился лишь в начале 1990-х гг., а в полном масштабе сформировался в 2005-2008 гг. Сохранение тенденции его стремительного роста может привести к банкротству большого числа налогоплательщиков, перебоям в бюджетном процессе, усилению кризиса в реальном секторе экономики, на фондовом и кредитном рынках.

Во-вторых, величина внутреннего корпоративного долга определяется прежде всего состоянием банковской системы России. Коммерческие банки - главные кредиторы предприятий и главные покупатели корпоративных облигаций. Однако ресурсная база у банковской системы очень узка.

В-третьих, быстрый рост частного долга перед нерезидентами связан с конъюнктурой мирового рынка - резким падением процентных ставок в 2001-2004 гг. и в период кризиса. Причем падение это было столь сильным, что для российских компаний было намного выгоднее брать кредиты за рубежом, чем на внутреннем рынке. Однако с ростом процентных ставок рефинансировать внешний корпоративный долг станет сложнее.

В-четвертых, возможность федерального бюджета обслуживать государственный долг в значительной мере определяется мировыми ценами на нефть.

Очевидно, что в таких  условиях для определения пороговых  значений по корпоративному и совокупному национальному долгу нельзя использовать опыт стран с развитой экономикой.

Индикаторы экономической  безопасности по корпоративному долгу могут быть определены следующим образом. Учитывая, что отношение совокупных активов банковской системы к ВВП должно составлять не менее 100-120, а доля кредитного портфеля в активах - не менее 45-60%, объем банковских кредитов частному сектору не должен превышать 75% ВВП. А с учетом корпоративных займов пороговое значение составит 80% ВВП.

При определении величины порогового значения по корпоративному долгу нерезидентам надо иметь в виду, что в современных условиях далеко не все российские предприятия могут брать кредиты за рубежом, а тем более размещать там свои облигации.

Следовательно, ресурсная  база для погашения корпоративного долга нерезидентам гораздо ниже ресурсной базы для погашения внутреннего корпоративного долга. Кроме того, возможность внешних корпоративных заимствований зависит от конъюнктуры мирового рынка (величины процентных ставок, спроса и предложения на кредиты и облигации). Учитывая это, пороговое значение корпоративного долга нерезидентам должно составлять 50-60% от порогового значения по внутреннему корпоративному долгу, т.е. находиться в пределах 40-50% ВВП.

Пороговое значение по СНД  равно сумме пороговых значений по внутреннему государственному долгу, внешнему государственному долгу, корпоративному внутреннему долгу и корпоративному долгу нерезидентам. Эта предельная величина составляет 190% ВВП.

Данное пороговое значение особенно актуально для современной России. В ближайшие годы возможна ситуация, когда объемы госдолга достигнут предельных величин, а корпоративного - превысят их. Если при этом будет превышено пороговое значение и по СНД, то возникнут трудности во всей финансовой системе: федеральный бюджет будет вынужден расплачиваться по государственным гарантиям, выданным корпорациям; резкое сокращение налоговых поступлений в бюджет приведет к сбоям в обслуживании и погашении государственного внешнего и внутреннего долга.

Контроль за индикаторами пороговых значений в сфере совокупного национального долга должны осуществлять Минфин, ЦБ РФ и Федеральная служба по финансовым рынкам. При достижении.предельных уровней по внешнему и внутреннему государственному долгу заимствования на рынках должны быть прекращены. А при достижении пороговых значений по корпоративному долгу необходимо прекратить регистрацию проспектов эмиссии корпоративных облигаций, предназначенных для выпуска на внешнем и внутреннем рынках, повысить норму обязательных резервов кредитных организаций, повысить ставку рефинансирования и ввести ограничения по коротким валютным позициям коммерческих банков.

В 2012 г. совокупный национальный долг будет существенно выше всех финансовых резервов государства... При этом качество СНД ухудшится за счет трансформации внешнего госдолга в менее надежный корпоративный долг нерезидентам. Угроза экономической безопасности при небывалом для России росте долгового бремени стремительно увеличивается.

 

4. Пути снижения долгового бремени

 

В немалой степени  снять напряженность на долговом рынке можно за счет использования части средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В условиях крупномасштабных заимствований на внешнем и внутреннем рынках даже к началу 2013 г. величина этих двух фондов, в соответствии с федеральным бюджетом, составит 1,1 трлн. руб. То есть средств этих фондов хватит на 4 с лишним года. Если же кризис завершится к середине 2010 г., то остаток составит более 3 трлн. руб.

Для замены иностранных  кредитов средствами этих фондов целесообразно  использовать облигационные займы. В этом случае крупнейшие заемщики у нерезидентов выпускают корпоративные облигации, номинированные в валюте. В эти облигации размещается часть денег Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Если возникнет угроза дефолтов данных корпораций, часть облигаций может быть конвертирована в акции. Государство может продать их на рынке, а полученные деньги должны поступить в фонды-кредиторы.

Необходимо также продолжить практику досрочного погашения внешнего государственного долга из средств Резервного фонда, скупая на рынке российские еврооблигации. Это позволит не только погасить государственный долг, но и стабилизировать рынок данных бумаг в период резкого падения их котировок, что в настоящее время особенно актуально.

Доходность главного индикатора российских ценных бумаг, обращающихся на внешнем рынке, - валютных гособлигаций «Россия-30» - выросла с 5,28 в апреле-мае до 6,89% в сентябре 2009 г. Скупка еврооблигаций во время кризиса даст возможность так же существенно снизить расходы на погашение внешнего госдолга. Стоимость еврооблигаций с конца 2008-го по октябрь 2009 г. падала до 90% от номинала и ниже. А до кризиса она была выше 115% номинала.

В федеральном бюджете  на 2010-2012 гг. предусматривается опережающий рост внешнего долга. Это ставит экономику страны в зависимость от внешнего рынка. Для замены внешних займов внутренними необходимо существенно разнообразить выпуск облигаций на внутреннем рынке. В настоящее время он представлен всего двумя сегментами - рынком облигаций федерального займа и рынком государственных сберегательных облигаций. Причем на ОФЗ приходится около 85% общего объема рынка госбумаг.

Большое значение для  привлечения средств в федеральный  бюджет и стабилизации фондового  рынка имеет увеличение выпуска  ценных бумаг для населения. Они  не предназначены для активных операций на биржах и во внебиржевых структурах. Их главное предназначение - сохранять сбережения населения. Увеличение выпуска сберегательных облигаций создаст также определенную альтернативу сбережениям в иностранной валюте.

Важное значение имеет  и выпуск ценных бумаг нерыночных займов. Эти ценные бумаги находятся у их владельцев до момента погашения. Они не могут быть проданы на свободном рынке, но могут стать предметом залога. Практика показывает, что в условиях кризиса банки охотно переводят часть рискованных активов в стабильные бумаги нерыночных займов. А в условиях стабилизации валютного курса в эти бумаги может быть переведена часть средств с валютного рынка.

Существенным ресурсом для нерыночных займов являются и  депозиты коммерческих банков в ЦБ РФ. В течение ближайших двух лет в облигации нерыночных займов может быть вложено 400-500 млрд руб. Выпуск таких бумаг даст возможность получить немалые денежные суммы для покрытия дефицита федерального бюджета, а также значительно увеличит залоговую базу для рефинансирования Банком России коммерческих кредитных организаций.

В целом, предложенный комплекс мер снизит долговую нагрузку на российскую экономику. Так, например, введение пороговых значений экономической безопасности позволит ограничить рост долга и улучшить управление им.

Выпуск новых видов  государственных облигаций даст возможность диверсифицировать  внутренний государственный долг, а  также существенно расширит залоговую  базу для рефинансирования ЦБ РФ коммерческих банков.

Рост рефинансирования и использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для погашения внешней задолженности будут способствовать уменьшению налогового бремени и зависимости от конъюнктуры внешнего рынка.

 

Заключение

 

Государственный долг —  неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.

Наличие у государства государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

С появлением долга появляется обязанность управлять им. Под этим понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств.

Образование Стабилизационного фонда Российской Федерации, правообеспеченное специальным федеральным законом и особым правительственным постановлением, служит основанием для реализации принципа управления государственным долгом.

 Создание стабилизационного фонда и инвестирование его средств за рубежом либо погашение (досрочное погашение) внешнего долга помогут решить проблемы, связанные с положительным текущим сальдо платежного баланса и укреплением реального обменного курса российского рубля. Уровень расходов из фонда должен соответствовать уровню доходов при базовой цене на нефть.

 

Литература

 

Астапов  К. Управление внешним и  внутренним государственным долгом в России // МЭМО. – 2003. - № 2., с. 26 – 35.

Балацкий Е., Свистунов  В. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки // МЭМО. – 2001. - № 3., с. 61 – 68.

Вавилов Ю. Я. Государственный долг. М., 2000.

Воронин Ю., Кабашкин В. Управление государственным долгом. // Экономист. – 2006. – № 1., с. 58 – 67.

Глазьев С. Ю. Проблема долга СССР и перспективы ее решения // Внешняя торговля. 2001. № 1. С. 2 – 13.

Жигаев А. Ю. Роль государственного долга в рыночной экономике // Деньги и кредит. – 2004. - № 5., с. 43 – 50.

Илларионов А. Платить или не платить? Альтернативные стратегии снижения бремени государственного внешнего долга // Вопросы экономики. - 2001. - № 10., с. 21 - 32.

Информация о работе Государственный долг – внутренний и внешний