Государственный долг – внутренний и внешний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:12, реферат

Описание работы

Исторически процесс государственных внутренних и внешних заимствований всегда связывался с дефицитом государственного бюджета. Как правило, он возникал при чрезвычайных экономических ситуациях (неурожаи, стихийные бедствия, войны, революции, экономические кризисы, неудачные реформы). В нашей истории все это бывало.

Содержание работы

Введение
1. Государственный долг – сущностная характеристика
2. Причины образования внешнего и внутреннего государственного долга
3. Современное состояние внешнего и внутреннего долга
4. Пути снижения долгового бремени
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Экономика-Государственный-Долг-Внешний-и-Внутренний-2010-2-ОВ.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Из внешних источников в 2000 г. было привлечено 617.6 млрд. руб. Это финансовые (несвязанные) кредиты на сумму 15.4 млрд. руб., в том числе от МБРР - 9.8 млрд., от Банка Японии - 5.6 млрд.; целевые (связанные) кредиты - 16.5 млрд., в том числе от МБРР и ЕБРР - 6.3 млрд., от иностранных государств - 10.2 млрд.; обмен задолженности СССР перед Лондонским клубом кредиторов в еврооблигации - 585.7 млрд. руб.

В 2000 г. погашение внешнего долга составило 658.3 млрд. руб. Из них  погашение основной суммы долга по целевым и финансовым кредитам международных финансовых организаций -90.4 млрд. руб., в том числе МВФ - 2.9 млрд. долл., МБРР - 0.3 млрд., ЕБРР - 0.05 млрд. долл.; погашение основной суммы долга по связанным и несвязанным кредитам правительств иностранных государств - 54.1 млрд.руб.; погашение основной суммы долга по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм - 513.8 млрд., в том числе 504.6 млрд. руб. - обмен задолженности бывшего СССР перед Лондонским клубом в еврооблигации.

В 2001 г. также наблюдался профицит бюджета. При этом источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составили 232 млрд. руб.

Нефинансовые кредиты  от правительств иностранных государств в 2001 г. были получены на сумму 3.2 млрд. руб., от международных финансовых организаций - 8.3 млрд. Внешние заимствования в форме финансовых кредитов составили 7.5 млрд. руб. Остатки средств федерального бюджета на счетах в иностранной валюте возросли на 33.1 млрд. руб.

Девальвация национальной валюты во второй половине 1998 г. привела  к переоценке стоимости государственного долга. Поскольку курс рубля резко снизился, то внешний долг страны в рублевом выражении пропорционально увеличился и произошел скачкообразный рост долга в процентах к ВВП. При этом внутренний долг в реальном выражении сократился из-за обесценивания рубля (сеньораж).

В таблице 1 представлен внутренний государственный долг в динамике с 1992 по 1998 гг.. Из таблицы хорошо видно, что  дефолт произошедший  в августе 1998 года был неизбежен.

Таблица 1.

Внутренний государственный  долг России, на конец года, млрд. руб.

 

1992 г.

1993г.

1994 г.

1995 г.

1996г.

1997 г.

1998 г.

Внутренний госдолг

8.3

15.5

88.4

191.2

365.6

499.6

699.1

В том числе ГКО-ОФЗ

 

0.2

10.3

73.7

237.1

384.9

457.4

Внутренний госдолг, % к реальному ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ

56.1

11.8

19.7

16.7

24.0

28.6

37.1

В том числе ГКО-ОФЗ

 

0.2

2.3

6.4

15.6

22.0

24.3

Удельный вес ГКО-ОФЗ  в структуре долга, %

 

1.3

11.7

38.5

64.9

77.0

65.4


 

Государственные внутренние заимствования осуществляются на финансовых рынках - рынке ссудных капиталов (кредиты) и рынке ценных бумаг (ГКО, ОФЗ и т.д.). Впервые размещение ГКО производилось в 1993 г. и до финансового кризиса в августе 1998 г. ГКО являлись основным инструментом государственных заимствований (они давали 4/5 всех поступлений от реализации ценных бумаг государства). Однако все большая часть средств от продажи ГКО направлялась на погашение предыдущих выпусков: в 1993 г. на это было использовано 15% выручки, в 1994 г. - 55, в 1997 г. - 79 и в 1998 г. планировалось направить 88%.

Несмотря на стабилизацию политической ситуации после президентских выборов, официальный допуск нерезидентов на внутренний рынок государственных ценных бумаг в августе 1996 г. (и как следствие, снижение доходности ГКО), переход от реализации 3-6-месячных облигаций к 6-12-месячным привели к тому, что бюджетная эффективность ГКО в 1998 г. стала отрицательной.

Накопленный внутренний долг в ГКО-ОФЗ к середине 1998 г. составил 425 млрд. руб. или 15.8% валового внутреннего продукта (доходы федерального бюджета были недостаточны для погашения внутреннего займа и составляли 11.1% валового внутреннего продукта).

В июле 1998 г. было принято  решение о прекращении новых  выпусков ГКО. В августе 1998 г. перестали  погашать ранее выпущенные ГКО-ОФЗ. Распоряжение правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р "О новации по государственным ценным бумагам" предусматривало условия реструктуризации задолженности государства по ГКО.

В дальнейшем происходило  снижение внутреннего долга России. Так, на 01.01.2000 г. верхний предел государственного внутреннего долга составил 583.6 млрд. руб. (90% от верхнего предела, установленного законом "О федеральном бюджете на 1999 год" в сумме 648.3 млрд. руб.). Государственный внутренний долг по государственным ценным бумагам составил 563.5 млрд. руб., из них ГКО-ОФЗ с учетом новаций - 522.1 млрд., ОГСЗ - 4.9 млрд., ОГНЗ - 2.7 млрд., задолженность организаций АПК и предприятий отраслей промышленности, переоформленная в векселя Минфина России - 28.1 млрд. руб. Таким образом, за 1999 г. госдолг сократился на 24% (в конце 1998 г. объем государственного внутреннего долга составлял 767.4 млрд. руб.).

 

3. Современное состояние внешнего и внутреннего долга

 

За 1998-2009 гг. внешний государственный  долг России сократился более чем  в 5 раз. На начало апреля 2009 г. он составлял 29,9 млрд. долл. Однако со II квартала минувшего года, впервые за последние 11 лет, начался его рост.

На начало октября  внешний госдолг достиг 46,2 млрд. При этом долг органов государственного управления изменился незначительно, а органов денежно-кредитного регулирования во П-Ш кварталах 2009 г. вырос с 2,5 млрд. до 16,6 млрд. долл. (таблица 2).

Таблица 2.

Динамика внешнего госдолга России в 2009 г., млрд. долл.

 

01.01.09.

01.04.09.

01.07.09.

01.10.09.

Органы государственного управления

29,5

27,4

30,0

29,6

Органы денежно-кредитного регулирования

3,3

2,5

11,0

16,6

Всего

32,8

29,9

41,0

46,2


 

 

В федеральном бюджете  на 2010 г. и на период 2011-2012 гг. предполагается продолжить практику крупных внешних  заимствований. Например, в наступившем году они составят 18 120,8 млн. долл., а в 2012 г. вырастут до 20 084,8 млн. (предполагаемый объем погашения, соответствен-но, - 3434,0 и 2637,5 млн. долл.).

Основной формой государственных внешних заимствований станет выпуск облигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках. Для этого предусмотрено возобновить выпуск федеральных еврооблигаций.

В последний раз крупные  заимствования на рынке еврооблигаций производились в 1998 г. Затем в течение 10 лет задолженность по федеральным еврооблигациям снизилась примерно в 3 раза и на начало июля 2009 г. составила 15,9 млрд. долл. С учетом облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) на внешнем рынке тогда обращалось федеральных облигаций на сумму 16,3 млрд.

В 2010-2012 гг. предполагается дополнительно разместить внешние  облигационные займы более чем  на 58,45 млрд. долл.

С учетом новых заимствований  задолженность по федеральным ценным бумагам, обращающимся на внешнем рынке, составит в наступившем году 44,5 млрд. долл., а к 2013 г. достигнет 80,9 млрд. Добавим, что, помимо выпуска еврооблигаций, предполагается привлечь крупные заимствования также у МВФ и МБРР.

В федеральном бюджете на 2010-2012 гг. четко не обоснована необходимость в столь гигантских валютных займах. Ведь золотовалютные резервы страны высоки (441,7 млрд. долл. на  13.11.2009), они составляют около 70% резервов всех стран еврозоны.

При этом в последнее  время наши золотовалютные запасы постоянно растут, несмотря на то, что часть их - средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния - используется на финансирование дефицита бюджета. Кроме того, коммерческие банки за последний год накопили собственные валютные резервы. Часть накоплений может быть вложена в государственные   ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте.

В целом из-за новых  кредитов и займов внешний государственный  долг России к концу 2012 г. увеличится до 104,3 млрд. долл., т.е. в 3,5 раза. Его объем превысит 65% от уровня 1998 г. и вновь станет одним из самых больших в мире. Надо отметить, что в развитых странах ярко выражена тенденция к росту внутреннего госдолга, а внешний обычно невелик. В России же в 2010-2012 гг.. внешний госдолг будет расти гораздо быстрее внутреннего и почти сравняется с ним.

В последнее время  усиливается также и тенденция  роста внутреннего государственного долга России. В 2002-2008 гг. он увеличился с 545 млрд. руб. до 1804,2 млрд. - 3,6% ВВП. В соответствии с бюджетом на 2010-2012 гг. внутренний государственный долг в 2012 г. возрастет по сравнению с 2008 г. в 2,4 раза и составит 8,1% ВВП. Этот рост будет осуществляться, прежде всего, за счет выпуска государственных ценных бумаг на внутреннем рынке, которых в 2011 г. предусмотрено разместить на сумму 957,5 млрд. руб. (таблица 3). Это около 60% от емкости сегодняшнего рынка государственных ценных бумаг.

Таблица 3.

Размещение государственным  ценных бумаг на внутреннем рынке  для финансирования дефицита госбюджета, млрд. руб.

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Размещение государственных  ценных бумаг

642,3

В44.1

957,5

755,4

Погашение государственных  ценных бумаг

100,4

275,7

208,9

518,9

Чистые заимствования  на внутреннем рынке (объем размещения госбумаг, уменьшенный на объем их погашения)

541,9

568,4

748,6

236,5


 

Только за 2011 г. объем  новых государственных ценных бумаг  составит более половины выпущенных за последние 11 лет. Объем размещения облигаций федерального займа (ОФЗ) резко возрастет с учетом их обмена на акции банков в рамках докапитализации кредитных организаций.

Сегодня российский рынок  государственных ценных бумаг находится в кризисном состоянии. Дюрация рыночного портфеля (средний срок до погашения облигаций) уменьшилась за полтора года с 2104' до 1663 дней. Котировки отдельных выпусков ОФЗ снижались до 60-90% от номинала. Масштабный выпуск госбумаг в 2010-2012 гг. придется осуществлять за счет эмиссии все более краткосрочных ценных бумаг с доходностью примерно в 2 раза выше, чем в докризисный период.

В итоге рынок облигаций  федерального займа начнет развиваться  по принципу пирамиды ГКО-ОФЗ в 1994—1998 гг., а погашение госбумаг будет  производиться за счет новых, все более масштабных выпусков. Объем погашения облигаций в 2012 г. (518,9 млрд. руб.) в 6,2 раза превысит уровень 2008 г. (84,3 млрд.). Чистые заимствования на внутреннем рынке сократятся с 748,6 млрд. в 2011 г. до 236,5 млрд. руб. в 2012 г. Пирамида госбумаг станет работать сама на себя. Все большее количество выпускаемых облигаций будет предназначаться для погашения их прежних выпусков и все меньшее - для привлечения чистых заимствований в федеральный бюджет.

Кризис привел к росту  затрат на обслуживание внутреннего  госдолга. В связи с тем, что  доходность ОФЗ возросла с 5,25 в мае 2008 г. до 14,09% в феврале 2009 г., заимствования на внутреннем рынке стали для государства в 2,7 раза дороже. В федеральном бюджете на 2010 г. и на период 2011-2012 гг. предусматривается, что стоимость внутренних заимствований хотя и будет уменьшаться, но сохранится на очень высоком уровне.

Таблица 4.

 Расходы на обслуживание и погашение государственного долга РФ

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

На обслуживание госдолга, млрд. руб.

202,8

304,3

450,6

561,0

На погашение госдолга, млрд. руб.*

137,8

116,4

160,1

96,0

Всего, млрд. руб.

340,6

420,7

610,7

657,0

На обслуживание и  погашение госдолга, % к расходам федераль-ного бюджета

3,6

4,2

6,5

6,8


 

В 2010-2012 гг. внутренние займы будут размещаться под 9-11,5% годовых, что в 1,5-2 раза выше, чем до кризиса.

В целом государственный  внутренний и внешний долг Российской Федерации в 2002-2008 гг. снизился с 42,2 до 6,5% ВВП. Однако кризис внес изменения  в эту динамику. Уже в 2009 г. он вырос  до 10,1% ВВП. В соответствии с федеральным  бюджетом на 2010-2012 гг. государственный внутренний и внешний долг России в 2012 г. превысит 15% ВВП (рис. 1).

Рис. 1. Динамика государственного долга России, % к ВВП

 

Это существенно ниже пороговых значений, установленных Маастрихтскими соглашениями по госдолгу - 60% к ВВП. Но если такие темпы сохранятся, то в 2021 г. этот порог будет превышен.

Информация о работе Государственный долг – внутренний и внешний