Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ.
1.ВВЕДЕНИЕ. 2
2.СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ . 3
3.КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛГОВ. 5
3.1. ВНЕШНИЙ ДОЛГ. 9
3.2. ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ. 14
4.ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА. 16
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 23

Файлы: 1 файл

КР Государственный долг РФ.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования РФ

ГОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: Государственный долг РФ

 
 
 
 
 
 
 
выполнил:

студент ФКЗ 07 Банзаракцаева  И.Л.

 
проверил:

старший преподаватель Грицких Н.В 
 
 
 
 
 

 

г. Северобайкальск

Содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Большое внимание в последние  годы уделяется дефициту бюджета  и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.

Лет десять тому назад  вряд ли кто-нибудь мог предположить, что Россия окажется в весьма неприглядном положении ненадежного должника, вынужденного просить отсрочки по непосильным для нее долговым платежам, и что проблема управления внешним долгом станет постоянной заботой ее экономических и финансовых органов. С одной стороны, подтвердились опасения ненадежной платежеспособности наших должников из развивающихся стран и стран СЕВа, а с другой - по ряду причин оказалось невозможным избежать быстрого нарастания валютной задолженности западным кредиторам. Связано это было в основном с дефицитностью платежного баланса и государственного бюджета, ухудшением ценовых условий внешней торговли, общим сокращением товарного экспорта и поставок военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Содержание государственного долга, его экономические и финансовые последствия

 

Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в  федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:

1) кредитные соглашения  и договоры, заключенные от имени  РФ с кредитными организациями,  иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2)   государственные  ценные бумаги, выпускаемые от  имени РФ;

3) договоры о предоставлении  государственных гарантий РФ, договоры  поручительства РФ по обеспечению  исполнения обязательств третьими  лицами;

4) переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

5) соглашения и договоры, в том числе международные,  заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит, функционирование которого в свою очередь ведет к образованию государственного долга. Государственный долг - это сумма задолженностей государства по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода. Текущим государственными долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.  
Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.

В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства  в следующих формах:

1) кредитные соглашения  и договоры, заключенные от имени  РФ с кредитными организациями,  иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2) государственные ценные  бумаги, выпускаемые от имени  РФ;

3) договоры о предоставлении  государственных гарантий РФ, договоры  поручительства РФ по обеспечению  исполнения обязательств третьими  лицами;

4) переоформленные долговые  обязательства третьих лиц в  государственный долг РФ на  основе принятых федеральных  законов;  
5) соглашение и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации (это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения) долговых обязательств прошлых лет.  
Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные ( до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 3 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

В целях регулирования  размера государственного долга  устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.  
Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.  
В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза.

Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит  в необходимости ежегодно отчислять  процентные платежи, возникающие как  результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства. В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.

Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременного выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их пролонгации, т.е удлинению сроков погашения или конверсии - уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.  
Основная цель выпуска займов в сегодняшней России - это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтом государственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом как фактом своего происхождения, так и объемными показателями.

Чем обременительнее  для страны накопленный внешний  долг, тем в большей мере его  обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.  
Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в 3-х звеном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Классификация видов государственных долгов

 

В бюджетной классификации выделен раздел классификации видов государственных внутренних долгов РФ Раздел включает следующие статьи:

•  целевой заем 1990 г.;

•  целевые вклады и чеки на автомобили;

•  государственный  внутренний заем РФ 1991 г.;

•  государственный   внутренний  долг  РФ,   принятый бывшего СССР;

•  государственный  внутренний заем 1992 г.;

• задолженность Правительства  РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ на покрытие бюджетного дефицита в  1991—1994 гг.,  включая  задолженность по процентам;

•  казначейские обязательства;

•  государственные  ценные бумаги, обеспеченные золотом;

•  государственные  краткосрочные облигации;

•  государственные  казначейские векселя;

• переоформленные в  вексель Минфина РФ задолженности: по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера; предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами; по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва;

•    государственные  гарантии;

• облигации федеральных  займов с переменным и постоянным купонным доходом;

•  государственный  сберегательный заем;

• государственный внутренний целевой заем РФ для погашения товарных обязательств;

•    индексация вкладов населения;

• задолженности: по техническим  кредитам, предоставленным Центральным  банком РФ странам СНГ; Пенсионному  фонду РФ по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и пособий; по внутреннему валютному долгу;  по авалированным векселям Агропромбанку; предприятиям   топливно-энергетического    комплекса    и другим отраслям промышленности; облигации государственных нерыночных займов.

Кроме данной классификации  государственный долг подразделяется на внутренней и внешний: 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Внешний долг

Классификация видов государственного внешнего долга РФ включает следующие статьи — государственный внешний долг РФ, в том числе по кредитам, полученным от: правительств иностранных государств; иностранных коммерческих банков и фирм; международных финансовых организаций. Структура внешнего долга Российской Федерации приведена в следующей таблице:

Информация о работе Государственный долг РФ