Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 14:45, курсовая работа
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.
СОДЕРЖАНИЕ.
1.ВВЕДЕНИЕ. 2
2.СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ . 3
3.КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛГОВ. 5
3.1. ВНЕШНИЙ ДОЛГ. 9
3.2. ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ. 14
4.ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА. 16
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 23
Министерство образования РФ
ГОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Государственный долг РФ
выполнил:
студент ФКЗ 07 Банзаракцаева И.Л.
проверил:
старший преподаватель Грицких Н.В
г. Северобайкальск
Содержание.
1. Введение
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.
Лет десять тому назад
вряд ли кто-нибудь мог предположить,
что Россия окажется в весьма неприглядном
положении ненадежного
2.Содержание государственного долга, его экономические и финансовые последствия
Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.
Государственный долг РФ
обеспечивается всем находящимся в
федеральной собственности имущ
В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:
1) кредитные соглашения
и договоры, заключенные от имени
РФ с кредитными организациями,
2) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
3) договоры о предоставлении
государственных гарантий РФ, договоры
поручительства РФ по
4) переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
5) соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
Основную массу денежных
ресурсов, предназначенных для
Долг может быть оформлен ценными бумагами
или быть определен в договоре между заемщиком
в лице соответствующего исполнительного
органа государственной власти или местного
самоуправления, с одной стороны, и инвестором,
с другой стороны.
В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:
1) кредитные соглашения
и договоры, заключенные от имени
РФ с кредитными организациями,
2) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
3) договоры о предоставлении
государственных гарантий РФ, договоры
поручительства РФ по
4) переоформленные долговые
обязательства третьих лиц в
государственный долг РФ на
основе принятых федеральных
законов;
5) соглашение и договоры, в том числе международные,
заключенные от имени РФ, о пролонгации
и реструктуризации (это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением
заимствований или принятием других долговых
обязательств с установлением других
условий обслуживания и сроков погашения)
долговых обязательств прошлых лет.
Долговые обязательства РФ подразделяются
на краткосрочные ( до одного года), среднесрочные
(от одного года до пяти лет) и долгосрочные
(от пяти до 3 лет). Они погашаются в сроки,
определяемые конкретными условиями займа,
и не могут превышать 30 лет.
В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Причинами возникновения государственного долга обычно являются
трудные периоды для экономики: войны,
спады и т.д. Например, во время войны надо
переориентировать большую часть ресурсов
на производство военной продукции, что
требует значительных государственных
расходов, как требует их и содержание
армии. Имеется три варианта финансирования:
увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное
финансирование. Рост налогообложения
приводит в подрыву трудовых стимулов,
выпуск денег создает инфляционное давление,
следовательно большая часть военных
расходов финансируется за счет продажи
обязательств населению. Другой источник
государственного долга - это спады. В
периоды, когда национальный доход сокращается,
или не может увеличиваться, налоговые
поступления автоматически сокращаются
и приводят к бюджетным дефицитам.
Еще один источник государственного долга
- упомянутые выше политические интересы,
приводящие к увеличению правительственных
расходов и, следовательно, увеличению
бюджетного дефицита.
В определении размеров государственного
долга существуют различные подходы. Наиболее
реалистичным считается определение доли
государственного долга к ВНП или к экспорту.
Голая констатация абсолютных размеров
долга игнорирует объем ВНП. Границей
опасности считается превышение суммы
долга по сравнению с экспортом в 2 раза,
повышенной опасности - в 3 раза.
Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства. В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.
Выплата доходов по займам и их погашение являются
одной из главных статей бюджетных расходов.
В условиях, когда государственный долг
достигает такого уровня, при котором
страна не в состоянии своевременного
выполнять свои долговые обязательства,
правительство вынуждено прибегать к
их пролонгации, т.е удлинению сроков погашения
или конверсии - уменьшению размеров выплачиваемых
процентов по займам.
Основная цель выпуска займов в сегодняшней
России - это покрытие дефицита бюджета
и рефинансирование предыдущих займов.
Это означает, что на ту сумму задолженности,
которая должна быть погашена в данном
году, осуществляется выпуск новых займов.
Рост государственных расходов влечет
за собой увеличение займов и долга, поэтом
государственный внутренний долг тесно
связан с государственным бюджетом как
фактом своего происхождения, так и объемными
показателями.
Чем обременительнее
для страны накопленный внешний
долг, тем в большей мере его
обслуживание вовлекается во взаимодействие
с функционированием всей национальной
экономики и ее финансовой сферы.
Обозначим характер взаимодействия внешних
заимствований с соответствующими сферами
экономики страны. Прежде всего, важен
характер опасности чрезмерного роста
внешнего долга с позиций государственного
бюджета, денежно-кредитной системы, международной
кредитоспособности страны. Для государственного
бюджета в 3-х звеном кредитном цикле (привлечение,
использование, погашение) неблагоприятные
последствия чрезмерного возрастания
внешнего долга связаны в основном со
стадией его погашения; новые же займы
для текущего бюджетного периода, наоборот,
сулят возможность ослабить нагрузку
на налоговые и другие обычные доходные
источники, позволяют более гибко маневрировать
на всех стадиях бюджетного процесса.
В то же время неблагоприятно может складываться
график платежей по внешнему долгу. В любом
случае степень и последствия взаимодействия
зависят главным образом от относительной
величины накопившегося внешнего долга.
3. Классификация видов государственных долгов
В бюджетной классификации выделен раздел классификации видов государственных внутренних долгов РФ Раздел включает следующие статьи:
• целевой заем 1990 г.;
• целевые вклады и чеки на автомобили;
• государственный внутренний заем РФ 1991 г.;
• государственный внутренний долг РФ, принятый бывшего СССР;
• государственный внутренний заем 1992 г.;
• задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ на покрытие бюджетного дефицита в 1991—1994 гг., включая задолженность по процентам;
• казначейские обязательства;
• государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;
• государственные краткосрочные облигации;
• государственные казначейские векселя;
• переоформленные в вексель Минфина РФ задолженности: по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера; предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами; по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва;
• государственные гарантии;
• облигации федеральных займов с переменным и постоянным купонным доходом;
• государственный сберегательный заем;
• государственный внутренний целевой заем РФ для погашения товарных обязательств;
• индексация вкладов населения;
• задолженности: по техническим кредитам, предоставленным Центральным банком РФ странам СНГ; Пенсионному фонду РФ по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и пособий; по внутреннему валютному долгу; по авалированным векселям Агропромбанку; предприятиям топливно-энергетического комплекса и другим отраслям промышленности; облигации государственных нерыночных займов.
Кроме данной классификации государственный долг подразделяется на внутренней и внешний:
3.1 Внешний долг
Классификация видов государственного внешнего долга РФ включает следующие статьи — государственный внешний долг РФ, в том числе по кредитам, полученным от: правительств иностранных государств; иностранных коммерческих банков и фирм; международных финансовых организаций. Структура внешнего долга Российской Федерации приведена в следующей таблице: