Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ.
1.ВВЕДЕНИЕ. 2
2.СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ . 3
3.КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛГОВ. 5
3.1. ВНЕШНИЙ ДОЛГ. 9
3.2. ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ. 14
4.ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА. 16
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 23

Файлы: 1 файл

КР Государственный долг РФ.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

 

Внешний долг Российской Федерации в январе - июне 2007 года 
(перед нерезидентами)  
(млрд. долларов США) 

 

 

 

1 января 2007 г.

1 апреля 2007 г.

1 июля 2007 г.

Всего

309,7

341,1

384,8

 

Органы  государственного управления


44,7

43,3

40,8

 

Федеральные органы управления


43,2

41,8

39,3

 

Новый российский долг


33,8

33,0

30,8

 

кредиты международных  финансовых организаций 


5,4

5,3

5,1

 

МБРР


4,8

4,6

4,5

 

прочие


0,7

0,7

0,7

 

прочие кредиты (включая кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов)


2,6

2,4

2,3

 

ценные бумаги в иностранной валюте


25,0

24,2

22,3

 

еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО


4,7

4,7

2,7

 

еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов


19,3

18,6

18,5

 

ОВГВЗ - VI и VII транши и ОГВЗ 1999 г.


1,0

1,0

1,0

 

ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ)


0,5

0,7

0,7

 

прочая задолженность 


0,3

0,3

0,3

 

Долг бывшего СССР


9,4

8,9

8,5

 

кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов


0,6

0,1

0,1

 

задолженность перед бывшими социалистическими  странами 


1,9

1,9

1,9

 

задолженность перед прочими официальными кредиторами1


3,3

3,3

3,0

 

ОВГВЗ - III, IV, V транши


2,1

2,0

1,9

 

прочая задолженность


1,6

1,6

1,6

 

Субъекты Российской Федерации 


1,5

1,5

1,5

 

кредиты


1,0

1,0

1,1

 

ценные бумаги в российских рублях


0,5

0,5

0,4

Органы  денежно-кредитного регулирования

3,9

1,0

1,1

 

кредиты


3,0

0,0

0,0

 

наличная национальная валюта и депозиты


0,9

1,0

1,1

Банки (без участия в капитале)2

101,2

110,9

131,0

 

долговые обязательства  перед прямыми инвесторами 


0,4

0,5

0,7

 

кредиты


67,8

74,4

88,6

 

текущие счета  и депозиты


27,8

29,3

33,8

 

долговые ценные бумаги


3,3

4,1

4,9

 

прочая задолженность 


1,9

2,7

3,0

Прочие  секторы (без участия в капитале)

159,9

185,9

212,0

 

долговые обязательства  перед прямыми инвесторами


21,1

28,6

27,7

 

кредиты


116,7

135,4

160,3

 

долговые ценные бумаги3


18,7

18,4

17,7

 

задолженность по финансовому лизингу 


2,8

3,1

3,3

 

прочая задолженность


0,4

0,3

2,9



 

Примечание:

Включается  внешняя задолженность в национальной и иностранной валюте.

 

Государственные ценные бумаги отражаются в части  задолженности перед нерезидентами и оцениваются по номиналу.

1 Ранее задолженность перед прочими официальными кредиторами учитывалась в составе "прочей задолженности" в структуре долга бывшего СССР.

Обязательства перед прочими официальными кредиторами  не включают просроченные проценты, которые учитываются в "прочей задолженности".

2 Включаются обязательства кредитных организаций, в том числе Внешэкономбанка. Внешняя задолженность, учитываемая Внешэкономбанком как агентом Правительства России, отражается в обязательствах органов государственного управления.

3 Включается рыночная стоимость привилегированных акций, находящихся в собственности нерезидентов. Привилегированные акции классифицируются в качестве компонента внешнего долга в связи обязательством эмитента выплачивать по ним дивиденды, при этом эмитент не принимает на себя обязательств по выкупу их по рыночной цене.


 

Внешний долг Российской Федерации в январе - июне 2007 года 
в национальной и иностранной валюте  
(в соответствии со Специальным стандартом МВФ по распространению данных)  
(млрд. долларов США) 

 


 

 

1 января 2007 г.

1 апреля 2007 г.

1 июля 2007 г.

Всего:

309,7

341,1

384,8

 

Иностранная валюта


251,5

278,2

310,4

 

Национальная  валюта


58,1

62,9

74,4

Органы  государственного управления

44,7

43,3

40,8

 

Иностранная валюта


43,7

42,2

39,6

 

Национальная  валюта


1,0

1,2

1,1

Органы  денежно-кредитного регулирования

3,9

1,0

1,1

 

Иностранная валюта


3,0

0,0

0,0

 

Национальная  валюта


0,9

1,0

1,1

Банки (без участия в капитале и долговых обязательств перед прямыми инвесторами)1

100,8

110,4

130,3

 

Иностранная валюта


83,4

91,3

107,2

 

Национальная  валюта


17,3

19,2

23,2

Прочие  секторы (без участия в капитале и долговых обязательств перед прямыми инвесторами)

138,7

157,2

184,3

 

Иностранная валюта


107,5

123,3

144,5

 

Национальная  валюта2


31,2

34,0

39,8

Банки и прочие секторы - долговые обязательства перед прямыми инвесторами

21,5

29,1

28,3

 

Иностранная валюта


13,9

21,5

19,1

 

Национальная  валюта


7,7

7,6

9,2



 

Примечание:

Государственные ценные бумаги отражаются в части  задолженности перед нерезидентами  и оцениваются по номиналу.

1 Включаются обязательства кредитных организаций, в том числе Внешэкономбанка. Внешняя задолженность, учитываемая Внешэкономбанком как агентом Правительства России, отражается в обязательствах органов государственного управления.

2 Включается рыночная стоимость привилегированных акций, находящихся в собственности нерезидентов. Привилегированные акции классифицируются в качестве компонента внешнего долга в связи обязательством эмитента выплачивать по ним дивиденды, при этом эмитент не принимает на себя обязательств по выкупу их по рыночной цене.


 

Внешний долг Российской Федерации перед нерезидентами 
(аналитическое представление) 
(млрд. долл. США) 


 

01.01.2007

01.04.2007

01.07.2007

Внешний долг Российской Федерации

309,7

341,1

384,8

 

Краткосрочные обязательства


55,3

58,7

77,9

 

Долгосрочные  обязательства


254,4

282,4

306,9

 

Внешний долг государственного сектора 


134,4

143,4

164,4

 

Краткосрочные обязательства


15,7

12,1

10,5

 

Долгосрочные  обязательства


118,7

131,3

153,9

 

Органы государственного управления


44,7

43,3

40,8

 

Краткосрочные обязательства


2,4

2,4

2,4

 

Долгосрочные  обязательства


42,3

40,9

38,3

 

Органы денежно-кредитного регулирования


3,9

1,0

1,1

 

Краткосрочные обязательства


3,9

1,0

1,1

 

Банки


41,3

46,2

54,1

 

Краткосрочные обязательства


9,4

8,7

6,3

 

Долгосрочные  обязательства


32,0

37,5

47,8

 

Прочие секторы


44,5

52,9

68,4

 

Краткосрочные обязательства


0,0

0,0

0,6

 

Долгосрочные  обязательства


44,5

52,9

67,8

 

Внешний долг частного сектора*


175,2

197,7

220,4

 

Краткосрочные обязательства


39,6

46,6

67,4

 

Долгосрочные  обязательства


135,7

151,1

153,0

 

Банки


59,9

64,7

76,9

 

Краткосрочные обязательства


30,1

30,8

36,0

 

Долгосрочные  обязательства


29,7

34,0

40,9

 

Прочие секторы


115,4

133,0

143,5

 

Краткосрочные обязательства


9,5

15,8

31,4

 

Долгосрочные  обязательства


105,9

117,1

112,1



 
Примечание:

Включается  внешняя задолженность в национальной и иностранной валюте.

 
* Внешний долг государственного сектора в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и нефинансовых предприятий, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных резидентов, не подпадающих под данное определение, классифицируются как внешний долг частного сектора.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Внутренний долг  

Внутренний государственный  долг регулируется законом "О государственном  долге Российской Федерации" и  обслуживается ЦБ РФ. Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ и находится на обслуживании в ЦБ РФ. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ.

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.  
К рыночным инструментам можно отнести государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным и постоянными купонами (ОФЗ), облигации федерального государственного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа (" вэбовки"), к нерыночным - векселя Минфина, задолженность центральному банку и пр. В 1996г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО. В целях увеличения срока заимствования и уменьшения % ставок в июле 1995г. были введены в обращение облигации федерального займа (ОФЗ). Технология размещения, обращения и погашения этих бумаг полностью совпадает с технологией выпуска ГКО, поэтому недостаток, присущий учету расходов по обслуживанию последних, в полной мере относится и к данному виду ценных бумаг.

Первая попытка российских денежных властей создать рынок государственных ценных бумаг, как известно, окончилась 17 августа 1998 г. полным провалом. Позитивная, по своей сути, идея отхода от эмиссионного финансирования дефицита федерального бюджета посредством предоставления ЦБ прямых кредитов правительству и их замена выпуском ценных бумаг реализовалась в то, что позднее было названо "пирамидой ГКО", а в конечном итоге - системным финансовым кризисом. Российское правительство объявило дефолт по государственным ценным бумагам, чем были вызваны валютный и банковский кризисы, а Россия фактически оказалась исключена из мировой финансовой системы.

Существование рынка  внутреннего долга не является уникальным случаем в мировой практике - практически  все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги. Практически же уникальным случаем является как раз отказ от обслуживания внутреннего долга, с учетом возможности его монетизации или переоформления во внешние ценные бумаги. Тем не менее российское правительство пошло в августе 1998 г. именно на такой шаг, что было обусловлено комплексом проблем, накопившихся в результате стратегических (например, можно выделить высокую реальную доходность на начальном этапе развития рассматриваемого рынка) и тактических ошибок денежных властей.  
К лету 1998 года на выплаты по ГКО/ОФЗ уходило до 70% доходов бюджета. Рефинансировать долг на финансовом рынке было невозможно, а на резкое снижение расходов бюджета не соглашалась Госдума. В результате из трех известных способов решения долговой проблемы - увеличение первичного профицита бюджета, эмиссии и дефолта правительство выбрало последнее. Девальвация рубля, с одной стороны, помогла еще в большей степени снизить объемы рублевых обязательств в долларовом выражении.  
В настоящее время, а также в ближайшие 3-4 года (2000-2003 гг) платежный график по государственному внутреннему долгу будет во многом влиять на состояние денежного (рублевого) предложения, что, в свою очередь, предполагает определение роли Правительства в регулировании денежного обращения.

Заявленный Правительством уровень сбалансированности бюджета  на ближайшие годы предполагает превышение выплат по внутреннему долгу над суммой средств, привлеченных с финансового рынка. При рациональном подходе к возможностям заимствований с внутреннего рынка по ставкам, превышающим уровень инфляции не более, чем на 30-50%, денежное предложение (по расчетам Минфина РФ) с рынка внутреннего долга составит в 2000 году - около 100 млрд.рублей, в 2002 году - 87 млрд.рублей и в 2003 году - 78 млрд.рублей. В текущем году указанный показатель составит около 80 млрд.рублей. Такой высокий уровень ожидаемого поступления средств с рынка государственного внутреннего долга связан, прежде всего, с погашением в течение рассматриваемого периода выпущенных в значительных объемах в 1997-1998 гг. с купонными расходами от 12 до 20% годовых. Кроме того, это связано с погашением, начиная с 2001 года, ОФЗ, выпущенных в ходе новации, отказом от привлечения длинных, дорогих заемных средств, а также выплатами через систему внутреннего долга компенсационных средств по долгам Советского Правительства, по обесцененным сбережениями в Сбербанке и т.д.  

Информация о работе Государственный долг РФ