Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 14:45, курсовая работа
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.
СОДЕРЖАНИЕ.
1.ВВЕДЕНИЕ. 2
2.СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ . 3
3.КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛГОВ. 5
3.1. ВНЕШНИЙ ДОЛГ. 9
3.2. ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ. 14
4.ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА. 16
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 23
4. Обслуживание долга
Рассмотрим порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, субъектов РФ, муниципального долга.
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится, как правило, Центральным банком РФ и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним.
Выполнение ЦБ РФ, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с эмитентом государственных ценных бумаг.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
По соглашению сторон
государственный или
Новация связана с тем, что обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим другой предмет или способ исполнения. Новация прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальным обязательством.
Примером может служить новация по государственным краткосрочным бескупонным облигациям ГКО и облигациям федеральных займов (ОФЗ) с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенным в обращение до 17 августа 1998 г. путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства по вновь выпускаемым ОФЗ с фиксированным и постоянным купонным доходом и частичной выплатой денежных средств.
Результатом новации
является совокупность обязательств по
вновь выпускаемым
Сумма новых обязательств определяется путем дисконтирования номинальной стоимости ГКО и ОФЗ с постоянным и ременным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 август 1998 г, исходя из доходности 50% годовых в период с 19 августа 1998 г. до даты погашения, ранее объявленной в условиях выпуска. При этом по ОФЗ с постоянным и переменным купонным доходом в дисконтируемую величину включаются суммы невыплаченных купонных доходов. По необъявленным купонам ставка принята равной 50% годовых.
В результате новации владельцам ГКО и ОФЗ с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. предоставлены следующие обязательства:
• ОФЗ с фиксированным купонным доходом по номиналу, равному 70% суммы новых обязательств;
• ОФЗ с постоянным купонным доходом по номиналу, равному 20% суммы новых обязательств;
• денежные средства в сумме, равной 10% суммы новых обязательств.
Для подтверждения новых обязательств осуществлен выпуск следующих видов государственных ценных бумаг:
1) ОФЗ с фиксированным
купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками
обращения четыре и пять лет.
Эти облигации выпущены 12 равными
траншами с начислением
2) ОФЗ с постоянным
купонным доходом (ОФЗ-ПД) со сроком
обращения три года. По этим
облигациям установлен нулевой
купонный доход, и они могут
быть использованы на операции
по погашению просроченной
Минфин России принял на себя обязательства по выплате рассмотренных выше денежных средств. Размер этих обязательств в отношении облигаций, срок погашения которых наступил до момента осуществления новации, увеличен в зависимости от периода отсрочки из расчета 30% годовых до момента официального опубликования соответствующих нормативных документов. При этом 2/3 денежных обязательств были оформлены в равных долях ГКО со сроками обращения, не превышающими три и шесть месяцев, и доходностью 30% годовых.
При осуществлении новации право получить 30% от суммы новых обязательств денежными средствами с соответствующим уменьшением до 50% доли ОФЗ с фиксированным купонным доходом предоставлено владельцам ГКО и ОФЗ с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., которым федеральными органами исполнительной власти устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги, а также другим владельцам, являющимся резидентами РФ, кроме кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, органов государственной власти и местного самоуправления.
При осуществлении новации право получения полной суммы погашения в денежной форме в сроки, установленные при выпуске принадлежащих им облигаций, предоставляется владельцам ГКО и ОФЗ с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г.: физическим лицам — резидентам РФ; созданным в соответствии с законодательством РФ; образованиям, не являющимся юридическими лицами; организациям, являющимся издателями периодических печатных изданий, кроме рекламных изданий, и имеющим соответствующую лицензию; фондам обязательного медицинского страхования и страховым компаниям, имеющим соответствующую лицензию (только в отношении средств обязательного медицинского страхования и средств государственного обязательного личного страхования); фондам по защите прав вкладчиков и акционеров; жилищным кооперативам; гаражно-строительным кооперативам; садово-огородническим и дачным объединениям граждан; кредитным союзам; другим некоммерческим организациям, кроме организаций, которым устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги
3. Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ.
Под управлением государственным
долгом понимается совокупность мероприятий
государства по выплате доходов
кредиторам и погашению займов, изменению
условий уже выпущенных займов, определение
условий и выпуску новых
Управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями - величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение реального процента (стоимости обслуживания за вычетом инфляционной составляющей) и темпа экономического роста. Это нетрудно показать, если представить процесс накопления долга в виде следующего уравнения:
(1) bt = (1+rt)* b(t - 1) + dt
(1+gt)
Где Bt - внутренний долг на конец периода
t (в % к ВВП);
Rt - усредненный реальный процент ex post
в этом же периоде;
Gt - темп роста ВВП (в %);
Dt - доля первичного дефицита бюджета (в
% к ВВП).
В данном выражении не отражается валютная
структура долга. Чтобы учесть динамику
внутреннего и внешнего государственного
долга, рассмотрим следующее уравнение(2):
где: B't - внешний долг к концу периода Bt
оцененный по обменному курсу рубля к
доллару (в % к ВВП);
R't - реальный процент за рубежом;
(t - темп прироста реального курса доллара.
Как видно из отношения
(2), динамика реального государственного
долга определяется двумя основными
факторами: во - первых, долей первичного
дефицита; во - вторых, соотношением процента по внутренним и внешним обязательствам,
учитывающим динамику реального курса
доллара и темп роста ВВП. Так, экономический
подъем, сопровождаемый реальным повышением
курса отечественной валюты, может заметно
снизить долю внешнего долга по отношению
к доле внутреннего. Определение направлений
изменения структуры государственного
долга должно учитывать все эти параметры
и подчинятся логике задач, стоящих перед
экономикой.
Политика сокращения государственного
долга путем недофинансирования бюджетной
сферы сопряжена с неоправданно высокими
социальными издержками. Примером крайне
нерационального ужесточения такой политики
может служить Румыния в ее недавнем прошлом.
К концу своей жизни Н.Чаушеску добился
резкого сокращения государственного
долга, снизив внешние обязательства до
нуля. Однако жизненный уровень населения
в тот период катастрофически упал - граждане
вынуждены были жить в плохо отапливаемых
помещениях, без света и горячей воды,
зачастую недоедая. Вряд ли стоит повторять
такой опыт.
Следует обратить внимание на необходимость расширения круга используемых долговых инструментов и в том числе таких нетрадиционных для практики управления государственным долгом как производные контракты. В широком смысле привлечение новых инструментов позволяет заполнять всевозможные сегменты рынка (открытие новых рынков, как правило, улучшает возможности индивидуальных инвесторов). В более узком смысле для минимизации стоимости обслуживания долга желательно использования схем хеджирования от валютного, процентного, политического и прочих рисков.
В этой связи эффективным инструментом управления государственным долгом должны стать так называемые своповые соглашения. Они могут заключаться с отечественными и зарубежными институтами и предусматривать обмен потоков процентных выплат по различным инструментам долга. Такой подход позволяет варьировать структуру государственных обязательств без существенных транзакционных издержек.
Минимизация стоимости
обслуживания является стратегической
задачей управления государственным
долгом, а в более широком понимание - всей бюджетной
- налоговой политике. Эта задача согласуется
не только с чисто фискальными интересами,
но и с потребностями стимулирования инвестиционной
активности, а также с долгосрочной максимизацией
благосостояния населения поскольку экономия
текущих затрат по обслуживанию долга
снижает налоговое бремя для будущих поколений.
С точки зрения долгосрочной стратегии
управления долгом важно оптимизировать
временную структуру % ставок. Рациональная
стратегия удленнения сроков до погашения
должна основываться на принципе целенаправленного
формирования долговременной кривой доходности.
Данная стратегия означает, что государство,
используя свои возможности, репутацию,
благоприятные условия и т.д., создают
наиболее привлекательную временную структуру
долга, беря за отправную точку облигации
максимально возможной длительности.
Например, если сложившаяся кривая доходности
имеет отрицательный наклон, то можно
выпустить небольшой по объему пилотный
транш облигаций со сроком до погашения
15-20 лет на внутреннем и 25-30 на внешнем.
На практике Министерство финансов РФ занимает более пассивную позицию, следуя представлениям рынка об эффективности долгосрочных вложений. Но у российских инвесторов эти представления находятся пока еще на стадии формирования, а для мирового рынка, оперирующего долгосрочными финансовыми инструментами, предлагаемая стратегия оказалась бы вполне приемлемой. Дело в том, что "сверхдлинные" российские бумаги с фиксированным купоном были бы крайне выгодны для консервативных инвесторов, так как их доходности имеет устойчивую тенденцию к снижению. Возможно, государство не выиграет значительных сумм на таком пилотном транше, но связанные с ним издержки были бы относительно невелики. Гораздо важнее, что при этом формируется структура длинных процентных ставок, позволяющая существенно снизить долговременные затраты на обслуживание долга.
5. Заключение
Положение банкротства по выплате внутренних и внешних займов государства привело к обвалу банковской системы, фондового рынка и ещё больше усугубило состояние реального сектора экономики. Меры по выходу из глубокого затяжного экономического кризиса в России остаются всё теми же - создание условий для нормального развития промышленных предприятий и предприятий малого бизнеса - как основных источников налоговых доходов бюджета. В ближайшие годы принципиальными задачами фискальной политики являются: проведение налоговой реформы (ввод в действие налогового кодекса, повышение собираемости налогов); сокращение не эффективных бюджетных расходов и увеличение социальных расходов, важных в аспекте стимулирования экономического роста (на науку, образование, медицину).
Список использованной литературы.
1. "Финансы" уч.пособие под ред.А.М.Ковалевой, 3-е издание,
Моска "Финансы и статистика" 2006год.
2. "Государственные финансы в системе
макроэкономического регулирования"
В.Н.Сумароков, Москва "Финансы и статистика"
1996 год
3. "Финансовая система РФ" А.З.Дадашев,
Д.Г.Чернин, Москва "Инфра-М" 1997 год
4. "Государственные и муниципальные
финансы" А.М.Бабич, Л.Н.Павлова "ЮНИТИ"
Москва 2000 год
5. "Финансы для вузов" уч-к для вузов
под ред. Л.А.Дробозиной, "ЮНИТИ", Москва
1999 год
6. "Финансы" 7/2000, статья Б.И.Златкис
"ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках"
7. "Рынок ценных бумаг" № 5(164)2000, статьи
М.Галкина «Долги России» и А.Лусникова
«Внешний долг РФ: экспортный вариант
"пирамиды" или ресурс для экономического
возрождения страны?»
8. "Рынок ценных бумаг «№ 20(179) 2006 статья
Н.Орловой "Рссийский государственный
долг»