Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Представленная работа посвящена теме «Государственный долг России: его сущность, динамика и причины возникновения». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Отчасти это обусловлено, с одной стороны, большим интересом к теме государственного долга в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Цель курсовой работы – рассмотрение сущности госудаственного долга его динамику и причины его возникновения

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Сущность, значение и причина возникновения государственного долга. 5
1.1 Сущность и значение государственного долга 5
1.2 Причины возникновения государственного долга 12
Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга 17
2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ………………………………………………………………………………17
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ…….. 27
Глава 3. Проблемы управления российским долгом и пути их решения 34
3.1 Основные задачи по управлению долгом 34
3.2 Пути преодоления 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

Курсовая Закиев.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение              3

Глава 1 Сущность, значение  и причина возникновения государственного долга.              5

1.1              Сущность и значение государственного долга              5

1.2              Причины возникновения государственного долга              12

Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга              17

2.1    Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ………………………………………………………………………………17

2.2   Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ……..              27

Глава 3. Проблемы управления  российским долгом и пути их решения              34

3.1   Основные задачи по управлению долгом              34

3.2  Пути преодоления              37

Заключение              39

Список использованной литературы              41

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Представленная работа посвящена теме «Государственный долг России: его сущность, динамика и причины возникновения». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Отчасти это обусловлено, с одной стороны, большим интересом к теме государственного долга в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.[1].

Проблема государственного долга является в настоящее время одной из важных для российской экономики. Тяжелое бремя накопленной как внутренней, так и внешней государственной задолженности ставит перед правительством задачу стабилизации государственного долга и повышения платежеспособности России в долгосрочном периоде. Успешное решение этой задачи может стать одним из ключевых факторов устойчивого долгосрочного экономического развития нашей страны. Поэтому любая экономическая политика, проводимая правительством, должна обязательно оцениваться с точки зрения ее влияния на состояние государственного долга и перспективы платежеспособности.

Объектом исследования выступают отношения, возникающие по поводу управления государственным долгом.

Предметом исследования являются внешний и внутренний долг РФ.

  Цель курсовой работы – рассмотрение сущности госудаственного долга  его динамику и причины его возникновения

При исследовании данной тематики были поставлены и решены следующие задачи:

-               рассмотрение сущности  и значения  государственного долга;

-               рассмотрение причин  возникновения государственного долга;

-               анализ состояния и динамика государственного долга;

-              изучить проблемы управления  российским долгом и пути их решения.

Для написания данной работы использовались следующие методы: исторический, аналитический, статистический, монографический.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность, значение и причина возникновения государственного долга.

1.1         Сущность и значение государственного долга.

Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников.

Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»[2].

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:

- Внутренний  - задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

- Внешний - задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в липе его органов, а кредиторами - физические и юридические лица. В сфере международных отношений государство выступает одновременно и кредитором, и заемщиком.

Как один из видов кредита государственный кредит предоставляется на началах возвратности и платности; однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов.

Во-первых, аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.

Банковский кредит - это движение ссудного капитала, предоставляемого банками предприятиям и организациям для обеспечения непрерывного процесса и воспроизводства, а так же увеличением эффективности. Целью предоставления такого кредита служит получение прибыли в виде ссудного процента, поэтому кредитор заинтересован в эффективном использовании ссужаемых средств. Кроме того, производительное использование кредита гарантирует возврат заимствованных ресурсов. Таким образом, мобилизация временно свободных ресурсов кредитором в силу его экономических интересов носит производительный характер[3].

Во-вторых, при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности - товары (товарораспорядительные документы), ценные бумаги и др. При заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество, находящееся в его собственности.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государственный долг - это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты[4]. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований существенно возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний. В июле 1996 г. его величина составляла 1001,0 трлн. руб, и к 2000 г. увеличилась почти в 4 раза. Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4% ВВП). На 1 января 2000 г., внешний долг достиг 146 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84% ВВП). В 2004—2008 годах государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд. долларов (9 % ВВП).

На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд. долларов (5% ВВП).

Для сравнения на 2005 г. государственный долг Германии составлял 68% ВВП, Франции — 66%, США — 53%, Великобритании — 43%, Норвегии — 36%, Австралии — 12%, Казахстана — 10%, Гонконга — 2%. По состоянию на 26 апреля 2011 года, общий объём национального долга США составил $14,395 трлн. долларов. Объём долга составляет 96,5% ВВП США.

 

Рис. 1. Государственный долг России в % от ВВП

 

Значительные размеры государственного долга отражают кризисное состояние экономики России. Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению государственных расходов по другим направлениям.

Обслуживание государственного внутреннего долга возложено на Центральный банк РФ. В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ. Ответственность по муниципальным займам несут органы, их выпустившие[5].

Государственный внутренний долг обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их пролонгации, т.е. удлинению сроков погашения, или конверсии - уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.

Основная цель выпуска займов в сегодняшней России - это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом как фактом своего происхождения[6].

Ведущими методами финансирования государственного долга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск государственных займов.

Наиболее целесообразным является выпуск государственных ценных бумаг, но в этом случае перед государством возникает серьезнейшая задача, связанная с поисками оптимального сочетания видов государственных ценных бумаг по срокам обращения, уровням доходности и другим качествам. Даже в странах со стабильной экономикой используются различные подходы. Так, долгое время в США предпочтение отдавалось долгосрочным ценным бумагам; в Германии, Японии, Франции, Англии - среднесрочным. Доля краткосрочных ценных бумаг в этих странах незначительна.

В России начиная с 1993 г. федеральное правительство решение важных макроэкономических задач (прежде всего сокращение инфляционного финансирования бюджетного дефицита) видело, главным образом, в создании широкого рынка краткосрочных государственных ценных бумаг. Для повышения заинтересованности физических и юридических лиц государственные ценные бумаги выпускались под довольно высокие проценты, что в свою очередь привело к росту объема государственного долга. Кроме того, за счет своей серхдоходности государственные облигации выкачивали свободные финансовые ресурсы из экономики, вздувая ставки банковских кредитов.

По российскому законодательству долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме[7]:

-              кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредиторов;

-              государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;

-              договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

-              переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;

-              соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

В связи с этим внешний долг России по долговым инструментам можно разделить на следующие группы: кредиты бывшего СССР и процентные облигации по ним; кредиты на многосторонней основе (МВФ, МБРР, ЕБРР, МИБ, МВЭС, Nordic Jnvest Bank); кредиты правительств иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм; еврооблигации; облигации внутреннего государственного валютного займа (нерезиденты).

Для оценки внешней задолженности существуют разные критерии. В частности, сравнивают размер долга и потребности его погашения и выплаты процентов с величиной экспорта, от которого зависят потенциальные возможности кредитов.

Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза.

При сравнении отношения процентных платежей к экспорту границей опасности считается 15-20%, границей повышенной опасности - 25-30%.

В настоящее время полное обслуживание внешнего долга стране не по силам. Отказ от платежей означал бы неплатежеспособность государства, что парализовало бы импорт, нанеся большой урон внутреннему рынку. Вместе с тем значительная часть отечественной промышленности и социальная сфера нуждаются в закупках по импорту оборудования и медикаментов, не производимых в России и других странах СНГ.

Информация о работе Государственный долг