Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Представленная работа посвящена теме «Государственный долг России: его сущность, динамика и причины возникновения». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Отчасти это обусловлено, с одной стороны, большим интересом к теме государственного долга в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Цель курсовой работы – рассмотрение сущности госудаственного долга его динамику и причины его возникновения

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Сущность, значение и причина возникновения государственного долга. 5
1.1 Сущность и значение государственного долга 5
1.2 Причины возникновения государственного долга 12
Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга 17
2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ………………………………………………………………………………17
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ…….. 27
Глава 3. Проблемы управления российским долгом и пути их решения 34
3.1 Основные задачи по управлению долгом 34
3.2 Пути преодоления 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

Курсовая Закиев.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

-              Международный валютный фонд (МВФ);

-              Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

-              Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Данные организации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.

Постановлением Правительства «О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР» Министерству финансов Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов. По состоянию на 1 апреля 2010 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило 1 811,2 млн. долл. США, а на 20 мая 2011 года – 1 608,2 млн. долл.

Облигации внутреннего государственного валютного займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Задолженность по ОВГВЗ на 1 апреля 2010 года составлял 1 313, 0 млн. долл, а на 20 мая 2011 года – 1 774,9 млн. долл.

По состоянию на 1 апреля 2010 года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 1 265,5 млн. долл. Этот же показатель на 20 мая 2011 года составил 1 137,8 млн. долл.

Кроме осуществления денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности.

К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет девятнадцать стран - крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). По состоянию на 1 апреля 2010 года задолженность перед странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 902,0 млн. долл. На 20 мая 2011 года этот показатель составлял 682,1 млн. долл.

Двойственное положение России в Парижском клубе заключается в том, что она выступает здесь в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других.

Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает в себя обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность. В 2000 г. Российской Федерации удалось договориться с Лондонским клубом о списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, которую России не удалось осуществить с Парижским клубом. Оставшиеся 2/3 задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и таким образом задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике.

Коммерческая задолженность является наиболее сложной с точки зрения урегулирования. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой платежа, краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.

Коммерческая задолженность образовалась в 1989-1991 годах в результате деятельности организаций государственного сектора, выступавших на международных рынках товаров и услуг по поручениям Правительства Российской Федерации, союзных министерств и ведомств, а также в результате операций различных организаций, получивших к тому времени право осуществления внешнеторговой деятельности[18].

Общие принципы урегулирования коммерческой задолженности были определены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1994 года №1107, на основании которого 1 октября 1994 года было распространено Заявление Правительства Российской Федерации «О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами».

В соответствии с указанным Заявлением Правительства Российской Федерации, в коммерческую задолженность бывшего СССР включаются:

-              контракты с рассрочкой платежа;

-              краткосрочные или среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;

-              тратты и векселя с платежом по предъявлении;

-              отзывные и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;

-              инкассо;

-              другие коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации.

К 1 апреля 2010 года коммерческая задолженность бывшего СССР составлял 813,2 млн. долл., к 20 мая 2011 года эта сумма существенно сократилась и составила 57,5 млн. долл.

Внешняя задолженность - сумма финансовых обязательств государства по иностранным займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 1 апреля 2010 года составляла 841,0 млн. долл. 20 мая 2011 года этот показатель оценивался в 817,9 млн. долл.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 1998 г. он составил 158,7 млрд. долл., по состоянию на 1 января 2010 г. снизился до 37,6 млрд. долл., а к 1 апреля 2011 года 504 605,0 млн. долл. Структура внешнего долга РФ по состоянию на 1 апреля 2011 года представлена в Таблице 1.

 

Таблица 1

 

1 января 2010 г.

1 апреля 2010 г.

1 июля 2010 г.

1 октября 2010 г.

1 января 2011 г.

1 апреля 2011 г.
(оценка)

Всего

467 245

463 411

457 421

476 639

488 654

504 605

Органы государственного управления

31 309

31 320

35 451

34 821

34 525

33 975

Федеральные органы управления

29 475

28 882

32 964

32 338

32 166

31 455

Новый российский долг

26 286

25 732

29 893

29 355

29 266

28 669

кредиты международных финансовых организаций

3 788

3 575

3 430

3 264

3 137

2 944

МБРР

3 210

3 009

2 883

2 725

2 617

2 438

прочие

578

566

547

539

520

506

прочие кредиты

1 000

901

839

819

777

688

ценные бумаги в иностранной валюте

20 348

19 876

24 332

23 736

23 111

22 555

еврооблигации 2015, 2018, 2020 и 2028 гг. погашения

1 786

1 689

6 161

6 305

6 091

6 091

еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов

18 135

17 760

17 741

16 997

16 590

16 034

ОВГВЗ - VII транш

427

427

429

433

431

431

ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ)

811

1 050

976

1 218

1 914

2 152

прочая задолженность

340

330

315

319

328

329

Долг бывшего СССР

3 189

3 149

3 072

2 983

2 900

2 786

кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов

11

9

9

9

9

9

задолженность перед бывшими социалистическими странами

1 316

1 280

1 250

1 167

1 125

1 122

задолженность перед прочими официальными кредиторами

1 810

1 809

1 762

1 756

1 714

1 603

ОВГВЗ - III, IV, V транши

1

1

1

1

1

1

прочая задолженность

50

50

50

50

50

50

Субъекты Российской Федерации

1 834

2 439

2 486

2 483

2 359

2 520

кредиты

1 120

1 056

956

1 062

1 034

1 099

ценные бумаги в российских рублях

714

1 383

1 530

1 421

1 325

1 420

Органы денежно-кредитного регулирования

14 630

12 226

11 916

12 233

12 035

12 764

кредиты

2 370

 

 

 

 

 

наличная национальная валюта и депозиты

3 365

3 612

3 524

3 403

3 295

3 765

прочая задолженность (распределение СДР)

8 895

8 615

8 392

8 831

8 740

8 999

Банки

127 212

129 028

122 118

140 038

144 225

148 024

Прочие секторы

294 094

290 836

287 936

289 546

297 868

309 842

долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования

45 718

49 598

52 737

54 040

63 196

70 353

кредиты

232 096

223 398

214 156

216 640

217 834

221 950

долговые ценные бумаги

9 406

11 013

10 378

10 345

10 650

11 051

задолженность по финансовому лизингу

2 816

2 738

3 245

2 229

2 250

2 271

прочая задолженность

4 058

4 090

7 420

6 292

3 938

4 216

 

Для погашения внешнего государственного долга, и прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004 г. Стабилизационный фонд.

Отсутствие серьезной программы долгосрочного развития экономики стало одной из главных причин разногласий по поводу использования средств Стабилизационного фонда и широкого разброса соответствующих предложений.

В Государственной Думе неоднократно ставится вопрос о внешнем государственном долге России. К сожалению, в России до сих пор нет концепции погашения внешнего долга страны. Если во всех программах правительства, начиная с 1992 г., отсутствует концепция внешнеэкономических отношений, то без этого нельзя решить проблемы внешнего долга. Проблемы внешней задолженности государства тесно взаимосвязаны с денежно-кредитной, валютной, финансовой политикой, с платежным балансом, расчетным балансом, развитием экономики, наконец, с процессами, происходящими на внутренних и мировых рынках ссудного капитала.

Следующая проблема относится к источникам погашения внешнего долга. Обычно они предусматриваются в государственном бюджете, для чего отводится специальная статья. Однако, как уже упоминалось, в последнее время не только бюджет характерен профицитом с 2000 г., но и создан так называемый Стабилизационный фонд в 2004 г., главная функция которого — погашение внешней задолженности. В настоящее время правительство делает упор на средства из дополнительных источников, а именно — на средства Стабилизационного фонда. При погашении внешнего государственного долга необходимо соблюдать сроки платежей, хотя поступление дополнительных доходов может и запаздывать. Поэтому дополнительные доходы не гарантируют погашение внешнего долга в установленный срок, хотя это и важный источник. К тому же у государства есть и другие серьезные потребности: повышение жизненного уровня населения, укрепление безопасности страны в условиях обострения международного положения. Правительство рассчитывает использовать значительную часть дополнительных поступлений для погашения внешней задолженности.

В целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:

-              снижается общий объем;

-              повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ);

-              снижается долговая нагрузка на экономику;

Из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем.

 

2.2.               Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ

Государственный внутренний долг – финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

В РФ включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Структура современного внутреннего долга РФ[19]:

-              Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС):

-              Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

Купонные облигации могут выпускаться с фиксированной процентной ставкой, доход по которой выплачивается постоянно на протяжении всего срока обращения облигации. Установление фиксированной процентной ставки возможно при стабильной экономике, когда колебания цен и процентных ставок весьма незначительны. В условиях высоких и резко изменяющихся процентных ставок установление фиксированной номинальной доходности чревато большим риском для эмитента. При снижении процентных ставок эмитент должен будет выплачивать инвесторам доход по ставке, зафиксированной при эмиссии облигаций[20].

Облигации федерального займа (ОФЗ) – облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, т. е. по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ в определенные даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга). Данные облигации попадают в категорию государственных облигаций.

Срок обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.

Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом являются именными купонными среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет) государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости. Размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.

Облигации федерального займа с амортизацией долга впервые выпущены в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.

Информация о работе Государственный долг