Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:50, курсовая работа
Представленная работа посвящена теме «Государственный долг России: его сущность, динамика и причины возникновения». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Отчасти это обусловлено, с одной стороны, большим интересом к теме государственного долга в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Цель курсовой работы – рассмотрение сущности госудаственного долга его динамику и причины его возникновения
Введение 3
Глава 1 Сущность, значение и причина возникновения государственного долга. 5
1.1 Сущность и значение государственного долга 5
1.2 Причины возникновения государственного долга 12
Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга 17
2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ………………………………………………………………………………17
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ…….. 27
Глава 3. Проблемы управления российским долгом и пути их решения 34
3.1 Основные задачи по управлению долгом 34
3.2 Пути преодоления 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41
- Международный валютный фонд (МВФ);
- Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
- Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Данные организации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.
Постановлением Правительства «О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР» Министерству финансов Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов. По состоянию на 1 апреля 2010 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило 1 811,2 млн. долл. США, а на 20 мая 2011 года – 1 608,2 млн. долл.
Облигации внутреннего государственного валютного займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Задолженность по ОВГВЗ на 1 апреля 2010 года составлял 1 313, 0 млн. долл, а на 20 мая 2011 года – 1 774,9 млн. долл.
По состоянию на 1 апреля 2010 года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 1 265,5 млн. долл. Этот же показатель на 20 мая 2011 года составил 1 137,8 млн. долл.
Кроме осуществления денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности.
К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет девятнадцать стран - крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). По состоянию на 1 апреля 2010 года задолженность перед странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 902,0 млн. долл. На 20 мая 2011 года этот показатель составлял 682,1 млн. долл.
Двойственное положение России в Парижском клубе заключается в том, что она выступает здесь в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других.
Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает в себя обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность. В 2000 г. Российской Федерации удалось договориться с Лондонским клубом о списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, которую России не удалось осуществить с Парижским клубом. Оставшиеся 2/3 задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и таким образом задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике.
Коммерческая задолженность является наиболее сложной с точки зрения урегулирования. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой платежа, краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.
Коммерческая задолженность образовалась в 1989-1991 годах в результате деятельности организаций государственного сектора, выступавших на международных рынках товаров и услуг по поручениям Правительства Российской Федерации, союзных министерств и ведомств, а также в результате операций различных организаций, получивших к тому времени право осуществления внешнеторговой деятельности[18].
Общие принципы урегулирования коммерческой задолженности были определены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1994 года №1107, на основании которого 1 октября 1994 года было распространено Заявление Правительства Российской Федерации «О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами».
В соответствии с указанным Заявлением Правительства Российской Федерации, в коммерческую задолженность бывшего СССР включаются:
- контракты с рассрочкой платежа;
- краткосрочные или среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;
- тратты и векселя с платежом по предъявлении;
- отзывные и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;
- инкассо;
- другие коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации.
К 1 апреля 2010 года коммерческая задолженность бывшего СССР составлял 813,2 млн. долл., к 20 мая 2011 года эта сумма существенно сократилась и составила 57,5 млн. долл.
Внешняя задолженность - сумма финансовых обязательств государства по иностранным займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 1 апреля 2010 года составляла 841,0 млн. долл. 20 мая 2011 года этот показатель оценивался в 817,9 млн. долл.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 1998 г. он составил 158,7 млрд. долл., по состоянию на 1 января 2010 г. снизился до 37,6 млрд. долл., а к 1 апреля 2011 года 504 605,0 млн. долл. Структура внешнего долга РФ по состоянию на 1 апреля 2011 года представлена в Таблице 1.
Таблица 1
| 1 января 2010 г. | 1 апреля 2010 г. | 1 июля 2010 г. | 1 октября 2010 г. | 1 января 2011 г. | 1 апреля 2011 г. |
Всего | 467 245 | 463 411 | 457 421 | 476 639 | 488 654 | 504 605 |
Органы государственного управления | 31 309 | 31 320 | 35 451 | 34 821 | 34 525 | 33 975 |
Федеральные органы управления | 29 475 | 28 882 | 32 964 | 32 338 | 32 166 | 31 455 |
Новый российский долг | 26 286 | 25 732 | 29 893 | 29 355 | 29 266 | 28 669 |
кредиты международных финансовых организаций | 3 788 | 3 575 | 3 430 | 3 264 | 3 137 | 2 944 |
МБРР | 3 210 | 3 009 | 2 883 | 2 725 | 2 617 | 2 438 |
прочие | 578 | 566 | 547 | 539 | 520 | 506 |
прочие кредиты | 1 000 | 901 | 839 | 819 | 777 | 688 |
ценные бумаги в иностранной валюте | 20 348 | 19 876 | 24 332 | 23 736 | 23 111 | 22 555 |
еврооблигации 2015, 2018, 2020 и 2028 гг. погашения | 1 786 | 1 689 | 6 161 | 6 305 | 6 091 | 6 091 |
еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов | 18 135 | 17 760 | 17 741 | 16 997 | 16 590 | 16 034 |
ОВГВЗ - VII транш | 427 | 427 | 429 | 433 | 431 | 431 |
ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ) | 811 | 1 050 | 976 | 1 218 | 1 914 | 2 152 |
прочая задолженность | 340 | 330 | 315 | 319 | 328 | 329 |
Долг бывшего СССР | 3 189 | 3 149 | 3 072 | 2 983 | 2 900 | 2 786 |
кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов | 11 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 |
задолженность перед бывшими социалистическими странами | 1 316 | 1 280 | 1 250 | 1 167 | 1 125 | 1 122 |
задолженность перед прочими официальными кредиторами | 1 810 | 1 809 | 1 762 | 1 756 | 1 714 | 1 603 |
ОВГВЗ - III, IV, V транши | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
прочая задолженность | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Субъекты Российской Федерации | 1 834 | 2 439 | 2 486 | 2 483 | 2 359 | 2 520 |
кредиты | 1 120 | 1 056 | 956 | 1 062 | 1 034 | 1 099 |
ценные бумаги в российских рублях | 714 | 1 383 | 1 530 | 1 421 | 1 325 | 1 420 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 14 630 | 12 226 | 11 916 | 12 233 | 12 035 | 12 764 |
кредиты | 2 370 |
|
|
|
|
|
наличная национальная валюта и депозиты | 3 365 | 3 612 | 3 524 | 3 403 | 3 295 | 3 765 |
прочая задолженность (распределение СДР) | 8 895 | 8 615 | 8 392 | 8 831 | 8 740 | 8 999 |
Банки | 127 212 | 129 028 | 122 118 | 140 038 | 144 225 | 148 024 |
Прочие секторы | 294 094 | 290 836 | 287 936 | 289 546 | 297 868 | 309 842 |
долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования | 45 718 | 49 598 | 52 737 | 54 040 | 63 196 | 70 353 |
кредиты | 232 096 | 223 398 | 214 156 | 216 640 | 217 834 | 221 950 |
долговые ценные бумаги | 9 406 | 11 013 | 10 378 | 10 345 | 10 650 | 11 051 |
задолженность по финансовому лизингу | 2 816 | 2 738 | 3 245 | 2 229 | 2 250 | 2 271 |
прочая задолженность | 4 058 | 4 090 | 7 420 | 6 292 | 3 938 | 4 216 |
Для погашения внешнего государственного долга, и прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004 г. Стабилизационный фонд.
Отсутствие серьезной программы долгосрочного развития экономики стало одной из главных причин разногласий по поводу использования средств Стабилизационного фонда и широкого разброса соответствующих предложений.
В Государственной Думе неоднократно ставится вопрос о внешнем государственном долге России. К сожалению, в России до сих пор нет концепции погашения внешнего долга страны. Если во всех программах правительства, начиная с 1992 г., отсутствует концепция внешнеэкономических отношений, то без этого нельзя решить проблемы внешнего долга. Проблемы внешней задолженности государства тесно взаимосвязаны с денежно-кредитной, валютной, финансовой политикой, с платежным балансом, расчетным балансом, развитием экономики, наконец, с процессами, происходящими на внутренних и мировых рынках ссудного капитала.
Следующая проблема относится к источникам погашения внешнего долга. Обычно они предусматриваются в государственном бюджете, для чего отводится специальная статья. Однако, как уже упоминалось, в последнее время не только бюджет характерен профицитом с 2000 г., но и создан так называемый Стабилизационный фонд в 2004 г., главная функция которого — погашение внешней задолженности. В настоящее время правительство делает упор на средства из дополнительных источников, а именно — на средства Стабилизационного фонда. При погашении внешнего государственного долга необходимо соблюдать сроки платежей, хотя поступление дополнительных доходов может и запаздывать. Поэтому дополнительные доходы не гарантируют погашение внешнего долга в установленный срок, хотя это и важный источник. К тому же у государства есть и другие серьезные потребности: повышение жизненного уровня населения, укрепление безопасности страны в условиях обострения международного положения. Правительство рассчитывает использовать значительную часть дополнительных поступлений для погашения внешней задолженности.
В целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:
- снижается общий объем;
- повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ);
- снижается долговая нагрузка на экономику;
Из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем.
2.2. Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ
Государственный внутренний долг – финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.
В РФ включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.
Структура современного внутреннего долга РФ[19]:
- Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС):
- Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
Купонные облигации могут выпускаться с фиксированной процентной ставкой, доход по которой выплачивается постоянно на протяжении всего срока обращения облигации. Установление фиксированной процентной ставки возможно при стабильной экономике, когда колебания цен и процентных ставок весьма незначительны. В условиях высоких и резко изменяющихся процентных ставок установление фиксированной номинальной доходности чревато большим риском для эмитента. При снижении процентных ставок эмитент должен будет выплачивать инвесторам доход по ставке, зафиксированной при эмиссии облигаций[20].
Облигации федерального займа (ОФЗ) – облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, т. е. по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ в определенные даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга). Данные облигации попадают в категорию государственных облигаций.
Срок обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.
Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом являются именными купонными среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет) государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости. Размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.
Облигации федерального займа с амортизацией долга впервые выпущены в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.