Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 00:08, контрольная работа

Описание работы

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

Содержание работы

Введение
Расходы бюджета, связанные с международной деятельностью РФ
Структура и динамика внешнего долга РФ и расходы на его обслуживание
Внутренний долг и расходы на его обслуживание
Методы управления государственным долгом
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Гос долг и его регулиров.docx

— 50.89 Кб (Скачать файл)

Динамика объема и структуры внешнего долга представлена в следующей таблице 2. 

Таблица 2

Структура и  динамика внешнего долга на период 2010-2013 гг.

  На 1 января 2008 года На 1 января 2009 года На 1 января 2010 года На 1 января 2011 года На 1 января 2012 года На 1 января 2013 года
  факт факт Закон № 204-ФЗ(с изменениями) проект проект проект
             
  млрд. долларов США структура, млрд. долларов США структура, млрд. долларов США структура, млрд. долларов США структура, млрд. долларов США структура, млрд. долларов США структура,
                         
Государственный внешний долг, всего 44,9 100 40,6 100 42,8 100 63,3 100 83,4 100 104,3 100
                         
в том  числе:                        
                         
кредиты иностранных государств, кредиты  МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических  лиц в иностранной валюте 11,1 24,8 10,4 25,6 9,2 21,5 7,3 11,5 6,5 7,8 5,7 5,5
                         
государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте 33,1 73,7 29,6 72,8 28 65,4 44,5 70,3 62,2 74,6 80,9 77,6
                         
гарантии  Российской Федерации в иностранной  валюте 0,7 1,5 0,6 1,6 5,6 13,1 11,5 18,2 14,7 17,6 17,7 17
                         

 

Анализ показывает, что в 2010-2012 годах увеличится доля задолженности по государственным  ценным бумагам, номинированным в иностранной  валюте, в связи с увеличением  заимствований на международных  финансовых рынках, а также доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в связи с предоставлением  указанных гарантий для поддержки  экспорта российской промышленной продукции. Доля задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО  снизится в связи с завершением  погашения задолженности по ранее  привлеченным кредитам. При этом привлечение  новых кредитов не планируется.

Законопроектом  предусматривается рост расходов на обслуживание внешнего долга, которые  в 2010 году составят 110,0 млрд. рублей, или 3,2 млрд. долларов США, что на 8,7 млрд. рублей (0,2 млрд. долларов США) больше по сравнению с 2009 годом. По расчетам Счетной палаты, указанные расходы увеличатся и составят в 2011 году 159,0 млрд. рублей (4,6 млрд. долларов США), что на 49,0 млрд. рублей, или на 44,5 %, больше по сравнению с предыдущим годом, и в 2012 году - 209,0 млрд. рублей (5,7 млрд. долларов США), или больше соответственно на 50,0 млрд. рублей, или на 31,4 %.

Рост расходов в 2012 году по сравнению с 2009 годом  составит 107,7 млрд. рублей (в 2,6 раза).

Рост расходов на обслуживание внешнего долга в 2010-2012 годах обусловлен прежде всего увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), ослаблением курса рубля по отношению к доллару США и евро, а также повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода.

Дополнительные  расходы федерального бюджета на обслуживание планируемых объемов  заимствований в виде еврооблигаций  составят в 2010 году 24,1 млрд. рублей (0,7 млрд. долларов США), в 2011 году - 74,7 млрд. рублей (2,1 млрд. долларов США) и в 2012 году - 126,3 млрд. рублей (3,5 млрд. долларов США).

Расчет процентных расходов по обслуживанию новых еврооблигационных займов производился исходя из прогноза заимствований в 2010 году в сумме 17,8 млрд. долларов США, в 2011 году - 20,7 млрд. долларов США и в 2012 году - 20,0 млрд. долларов США, 10-летнего срока размещения при процентной ставке 8 % в 2010 году, 7 % - в 2011 году и 6 % - в 2012 году, а также роста курса доллара США по отношению к рублю.

По мнению Счетной палаты, Правительству Российской Федерации необходимо в целях повышения обоснованности прогноза социально-экономического развития, обеспечения обоснованного и взвешенного подхода к вопросам определения сбалансированности и бюджетной устойчивости в условиях растущих объемов заимствований на покрытие дефицита федерального бюджета возобновить разработку основных направлений долговой политики на среднесрочную перспективу как отдельного документа.

Консолидированный внешний долг Российской Федерации, по данным Банка России, за 2008 год  увеличился на 12,5 млрд. долларов США, или  на 2,3 %, и на 1 января 2009 года составил 483,5 млрд. долларов США, или 34,2 % ВВП, за I квартал 2009 года сократился на 32,7 млрд. долларов США, или на 6,8 %, и составил на 1 апреля 2009 года 450,8 млрд. долларов США, или 37,8 % ВВП, за II квартал 2009 года увеличился на 24,3 млрд. долларов США и составил на 1 июля 2009 года 475,1 млрд. долларов США, или 37,85 % ВВП

Необходимо отметить, что объем консолидированного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года превысил объем международных  резервов Российской Федерации на 56,4 млрд. долларов США, или 11,7 %, на 1 апреля 2009 года - на 66,9 млрд. долларов США, или  на 14,8 %, на 1 июля 2009 года - на 62,5 млрд. долларов США, или на 13,2 %.

Анализ показывает, что за 2008 год и первое полугодие 2009 года сократился внешний долг органов  государственного управления: новый  российский долг сократился на 6,8 млрд. долларов США, долг бывшего СССР - на 2,7 млрд. долларов США, долг субъектов  Российской Федерации - на 0,2 млрд. долларов США.

Внешний долг органов  денежно-кредитного регулирования  снижался на протяжении 2008 года и I квартала 2009 года, однако за II квартал 2009 года увеличился на 8,3 млрд. долларов США и составил 10,8 млрд. долларов США.

Внешняя задолженность  банков за I - III кварталы 2008 года увеличилась  на 34,2 млрд. долларов США и на 1 октября 2008 года составила 197,9 млрд. долларов США, впоследствии сократилась и на 1 июля 2009 года составила 142,4 млрд. долларов США.

Нефинансовый  сектор экономики (прочие сектора) за I - III кварталы 2008 года увеличил внешний  долг на 46,6 млрд. долларов США до 307,6 млрд. долларов США (56 % общего объема консолидированного внешнего долга), затем указанный  долг сокращался и на начало 2009 года составил 284,4 млрд. долларов США, на 1 апреля 2009 года - 274,3 млрд. долларов США, за II квартал 2009 года увеличился на 20,1 млрд. долларов США, или на 7,3 %, и на 1 июля 2009 года составил 294,4 млрд. долларов США. Рост внешней задолженности нефинансового сектора обусловлен крупными займами на внешнем рынке нефинансовых корпораций (Газпром, Роснефть и другие).

Динамика объема и структуры консолидированного внешнего долга Российской Федерации (по виду собственности) в 2008 году и I квартале 2009 года приведена на следующей диаграмме 1. 

Рис 1. Объем и  структура консолидированного внешнего долга РФ

Более высокими темпами растет внешний долг частного сектора и банков (за 2006 год - 163,7%, за 2007 год - 157%. За 2008 год внешний долг частного сектора увеличился с 280,2 млрд. долларов США до 321,6 млрд. долларов США, или на 41,4 млрд. долларов США (14,8 %), за I квартал 2009 года сократился на 18,0 млрд. долларов США, или на 5,6 %, и составил 303,6 млрд. долларов США. Однако при сокращении абсолютных размеров внешнего долга частного сектора его доля в общем объеме консолидированного внешнего долга увеличилась с 59,5 % до 67,3 %. Одной из причин некоторого сокращения внешнего долга частного сектора в конце 2008 года и начале 2009 года является ухудшение условий, на основе которых могут быть привлечены иностранные кредиты. Таким образом, рост объема консолидированного внешнего долга происходит за счет роста обязательств корпоративного и банковского секторов экономики в результате активного привлечения иностранных кредитов.

В общем объеме консолидированного внешнего долга  велика доля задолженности государственного сектора в расширенном определении  или задолженности компаний и  банков, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования  напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия  в капитале или контролируют их иным способом. Однако с начала 2008 года по апрель 2009 года эта доля сократилась  с 40,5 % до 32,7 %.

Относительно  ВВП объем консолидированного внешнего долга страны на 1 января 2009 года составил 34,2 %, на 1 июля 2009 года - 37,85 %, или увеличился на 3,65 процентного пункта, что свидетельствует  о возрастании долговой нагрузки на экономику, однако указанный показатель не превышает допустимый уровень  в соответствии с принятыми международными стандартами (предельное значение - 60 %).

Отношение объема консолидированного внешнего долга  по состоянию на 1 января 2008 года к  объему экспорта товаров и услуг  за 2007 год составляет 117,5 %, на 1 октября 2008 года - 133 %, на конец 2008 года - 92,5 % и не превышает критического порога, определяемого международными экспертами в пределах 190 - 220 %. 

3. Внутренний долг  и расходы на  его обслуживание 

Резкое сокращение внешнего государственного долга стимулировало  рост внутренних заимствований, используемых для рефинансирования накопленного за последние годы государственного внутреннего долга. Это стало фактором снижения относительной нагрузки на бюджет расходов по обслуживанию долга и увеличения доли непроцентных расходов бюджета. При профиците федерального бюджета используются внутренние источники покрытия дефицита, которые приравниваются к обычным доходам.

Рост объема заимствований на внутреннем рынке  приводит к абсолютному увеличению процентных расходов бюджета – со 156,8 млрд. руб. в 2007 г. до 247,1 млрд. руб. в 2010 г. Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета увеличится по сравнению  с 2007 г. на 119,95 млрд. руб. и составит в 2008 г. 172,8 млрд. руб., в 2009 г. - 233,5 млрд. руб., в 2010 г.-333,31 млрд. руб5.

В 2008 г. за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке привлечено 463,3 млрд. руб., что больше по сравнению с 2007 г. на 169,67 млрд. руб. В 2009-2010 гг. привлечение  составит 496,7-673,3 млрд. руб. соответственно. Погашение государственных ценных бумаг в валюте Российской Федерации увеличится по сравнению с 2007 г. на 14,15 млрд. руб. и в 2008 г. составит 94,25 млрд. руб., в 2009 г. - 100,44 млрд. руб. в 2010 г. - 148,4 млрд. руб. Таким образом, чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2008-2010 гт. возрастет с 369,04 млрд. руб. до 524,8 млрд. руб. - превысит полутриллионный рубеж.

Подобно в законе о бюджете на каждый год устанавливался верхний предел государственного внутреннего  долга.

На конец каждого  года он был определен в следующих  объемах (в млрд. руб.): 1994 г. - 88,4; 1995 г. - 159,3; 1997 г. - 530,0; 1999 г. - 648,3; 2001 г. -575,7; 2003 г. - 842,1; 2005 г. - 998,5; 2007 г. - 1363,2.

Верхний предел государственного внутреннего долга  Российской Федерации (далее - внутренний долг) по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 3 301,8 млрд. рублей, или 7,6 % ВВП, что превышает  на 786,5 млрд. рублей, или на 31,3%, показатель, утвержденный на 1 января 2010 года (2 515,3 млрд. рублей). В плановом периоде  внутренний госдолг будет увеличиваться  и на 1 января 2013 года составит 4 344,3 млрд. рублей, или 8,1 % ВВП, что превысит показатель на начало 2010 года на 1 829,0 млрд. рублей, или на 72,7 %.

Динамика объема и структуры внутреннего госдолга представлена в следующей таблице 3. 

Таблица 3

Структура и  динамика внутреннего долга РФ6

  На 1 января 2008 года На 1 января 2009 года На 1 января 2010 года На 1 января 2011 года На 1 января 2012 года На 1 января 2013 года
  факт факт Закон № 204-ФЗ (с изменениями) проект проект проект
             
  млрд. рублей структура, млрд. рублей структура, млрд. рублей структура, млрд. рублей структура, млрд. рублей структура, млрд. рублей структура,
    %   %   %   %   %   %
Государственный внутренний долг, всего 1301,2 100 1499,8 100 2515,3 100 3301,8 100 4109,7 100 4344,3 100
в том  числе:                        
государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО) 1248,9 96 1421,5 94,8 1965,7 78,1 2558,9 77,5 3329,7 81 3583,8 82,5
государственные гарантии 46,7 3,6 72,5 4,8 543,1 21,6 735,8 22,3 772,5 18,8 752,6 17,3
прочая  задолженность 5,6 0,4 5,8 0,4 6,5 0,3 7,1 0,2 7,5 0,2 7,9 0,2

Информация о работе Государственный долг