Государственный сектор в современной экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе. На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРАЭКОНОМИКИ……………………….………………………….5
1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ ГОС СЕКТОРА В РОССИИ…………………….5
1.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОССЕКТОРА ……………..8
ГЛАВА 2. ГОССЕКТОР КАК ЭЛЕМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………………………………………....8
2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОССЕКТОРА……………………………..8
2.1.2. ГОССЕКТОР : ПОНИМАНИЕ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ………………………………………………………………………10
2.1.3. ТРЕХСЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ……11
2.1.4. МАСШТАБ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА………………….13
2.1.5. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА МАСШТАБА ГОССЕКТОРА…….15
2.2 АРХИТЕКТУРА ГОССЕКТОРА…………………………………….16
2.2.1 КАДРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ ГОССЕКТОРА……………………………………………………………..17
2.3.ПОНЯТИЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ………………………………………………………….18
2.3.1ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ВЗГЛЯДЫ НА РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ, ОПТИМАЛЬНОГО СООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО СЕКТОРОВ…………………….21
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА…..30
3.1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОССЕКТОРА В УЗКОМ СМЫСЛЕ…………30
3.1.1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОССЕКТОРА В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ………………………………………………….…………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)


ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА  И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ  ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

  

 

 

Кафедра: « Налоги и бухгалтерского учета»

                          Дисциплина: «Макроэкономика»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: « Государственный сектор в современной экономической системе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белозор Е.А

Студентка 2 курса, 423 группы

                                                                               заочной формы обучения

                                                                               Проверил Кармизов А.Е

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 

                                     Содержание.

Введение ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ  ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРАЭКОНОМИКИ……………………….………………………….5

    1. ЗАРОЖДЕНИЕ ГОС СЕКТОРА В РОССИИ…………………….5
    2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОССЕКТОРА ……………..8

ГЛАВА 2. ГОССЕКТОР КАК  ЭЛЕМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………………………………………....8

2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  ГОССЕКТОРА……………………………..8

2.1.2. ГОССЕКТОР : ПОНИМАНИЕ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ………………………………………………………………………10

2.1.3. ТРЕХСЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ РОССИЙСКОЙ  ЭКОНОМИКИ……11

2.1.4. МАСШТАБ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА………………….13

2.1.5. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА МАСШТАБА ГОССЕКТОРА…….15

2.2 АРХИТЕКТУРА ГОССЕКТОРА…………………………………….16

2.2.1 КАДРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ  РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ ГОССЕКТОРА……………………………………………………………..17

2.3.ПОНЯТИЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА  И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ………………………………………………………….18

2.3.1ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ВЗГЛЯДЫ НА РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ, ОПТИМАЛЬНОГО СООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО СЕКТОРОВ…………………….21

ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА…..30

3.1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ГОССЕКТОРА В УЗКОМ СМЫСЛЕ…………30

3.1.1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОССЕКТОРА В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ………………………………………………….…………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….35

 

 

Введение

Государственный сектор возник с первых дней существования  государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе. На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения функционирования государственного сектора экономики, влияние госсектора на протекания рыночных процессов в России. Актуальность темы подчеркивают современные тенденции увеличения государственного вмешательства во все сферы жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. В некоторой мере это связано с мировым финансовым кризисом и неспособностью частного капитала удовлетворить потребности жителей. Наблюдаемая сегодня централизация государственной власти находит свое проявление в поведении госкорпораций, монополизирующие основные сферы экономики страны. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся в состоянии становления. С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет претерпевать изменения и государственное регулирование экономики.

Сегодня справедливо  подчеркивается необходимость совершенствования  системы государственного регулирования  рыночной экономики. Ныне действующая  система сложилась в чрезвычайных обстоятельствах ломки отживших экономических и социальных отношений. Проблемы бюрократизации и коррупции так и не вышли на новую стадию их решения.

Данные вопросы широко представлены как в отечественной, так и зарубежной литературе. Среди  отечественных авторов стоит выделить Л.И. Якобсона, А.В. Пикулькина, А.Ю. Лившица, Г. В Атаманчук и др.

Среди зарубежных авторов  рассматривающих данную проблему назовем  Дж. Стиглица, С. Фишера, Э. Аткинсона  и многие другие

Целью данной работы: сформулировать основные тенденции развития госсектора в экономике России. Объектом данного исследования является государственный сектор, а предметом - изменения структуры и объема государственного сектора экономики.В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:

1. рассмотреть подходы  к определению и структуру  госсектора

2. определить экономические  функции государства

3. определить специфику  государственного сектора в РФ

4. определить основные  тенденции развития государственно-частного  партнерства в России.

Поставленные цель и  задачи предопределили следующую структуру  работы. В первой главе рассматриваются  основные теоретические положения  государственного сектора, а также  определяются экономические функции  государства. Во второй главе определяется специфика государственного сектора в РФ, а также определяется основные тенденции развития государственно-частного партнерства в России.

 

 

ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В РОССИИ

В России государство  всегда было крупным хозяйствующим субъектом со своей собственностью в виде государственных предприятий. Система управления государственными предприятиями встраивалась в общую систему государственного управления и формировалась на протяжении несколько столетий. Однако по-настоящему эта система оформилась только к 16 веку, после чего ее эволюция приняла более ясную направленность. Именно с этого момента и имеет смысл рассматривать историю отечественного госсектора.

Государственный сектор и приказы. Зарождение казенной промышленности в России в конце 16-го - начале 17-го веках в форме казенных фабрик, мануфактур, заводов и промыслов происходило в рамках системы центральных органов государственного управления. В данный период казенных предприятий в России насчитывалось немного, а управление ими было распределено между специальными органами государственного управления – приказами. Специализированным органом управления государственным имуществом являлся приказ Большой казны. В его компетенцию входило управление государственным хозяйством в широком смысле этого слова, а также регулирование нарождающегося в этот период общероссийского рынка. Для управления отдельными направлениями казенной промышленности и ремесел в 17-ом веке был создан ряд отраслевых приказов. Например, такие первые военные казенные предприятия, как Пушечный двор и пороховые мельницы создавались и управлялись Пушкарским приказом. В 1613 г. была создана Оружейная палата, в компетенцию которой входило управление промышленностью и ремеслами дворцовых и казенных оружейных слобод в Москве и за ее пределами. Координацию деятельности мануфактур полотняного производства осуществляла Царицына мастерская палата. В конце 17-го века был создан Печатный двор. В этот период государство выступало одним из крупнейших добытчиков и продавцов соли, а крупнейшим казенным предприятием того времени являлся Зыряновский соляной промысел. Управление соляными дворами было сосредоточено в приказе Большой казны. Управление пушной казной осуществлялось в Сибирском приказе, при котором для непосредственной разборки, оценки и обработки пушнины в начале 17-го века была создана специализированная казенная мануфактура – Соболиная казна.

1.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА .

Отличительными чертами  государственного сектора являются: базирование на государственной собственности; опора на ресурсы государственного бюджета; движущий мотив развития – интересы национальной экономики в целом, а не стремление к максимизации прибыли на вложенный капитал. Такие свойства госсектора позволяют ему преодолевать свойственные национальному частному предпринимательству границы накопления, концентрации и централизации капитала, функционировать при пониженной норме прибыли и даже убыточности отдельных предприятий и производств, значительно меньше зависеть от рыночной конъюнктуры. На практике историческая миссия госсектора проявляется в реализации следующих пяти функций: Госсектор берет на себя создание наиболее капиталоемких и наименее рентабельных отраслей с длительными сроками окупаемости капиталовложений. Данная функция госсектора позволяет резко ускорить процесс становления отсутствующих звеньев общественного производства. Госсектор берет на себя модернизацию застойных производств в традиционных отраслях экономики после национализации технически отсталых и неэффективно работавших предприятий, владельцы которых отказывались вкладывать средства в обновление их основного капитала. Госсектор берет на себя оптимизацию размещения производительных сил путем строительства предприятий в экономически отсталых районах. В этом случае государственные предприятия не только сами по себе способствуют экономическому подъему отсталых регионов страны, но и выступают в качестве центра притяжения частных предприятий. Это создает кумулятивный, синергетический эффект воздействия госсектора на территориальную структуру национального хозяйства.Становление госсектора в капиталоемких отраслях, которым свойственна высокая концентрация производства, позволяет избежать или уменьшить господство частных монополий с сопутствующими им монопольно высокими ценами, ограничительной и монопольной практикой хозяйствования.Становление госсектора в ключевых отраслях позволяет избежать иностранного контроля над стратегическими высотами национальной экономики. Реализуя перечисленные функции, госсектор активно влияет на историю развития экономических отношений и направленность развития национальной экономики. Таким образом, в настоящее время госсектор – это инструмент гармонизации национальной экономики и катализатор ее развития.

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР КАК ЭЛЕМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1. ПОНЯТИЕ  И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО  СЕКТОРА

Чтобы правильно распорядиться  таким мощным инструментом развития национальной экономики, как госсектор, необходимо проведение в жизнь взвешенных, сбалансированных управленческих решений. Вместе с тем выработка правильных решений не мыслима без серьезной аналитической работы, которая в свою очередь невозможна без эффективного статистического учета деятельности госсектора. Таким образом, первая задача, которая встает перед системой управления госсектором – это построение адекватной системы экономических понятий, которая позволяет измерять различные стороны деятельности госсектора.

В России периода экономических  реформ в отношении госсектора было допущено множество ошибок, в основе которых лежало смешение основополагающих экономических категорий. В этой связи необходимо четко разнести понятие государственного сектора и смежных с ним понятий.

2.1.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ:ПОНИМАНИЕ В УЗКОМ СМЫСЛЕ .Прежде всего, необходимо сказать, что никакого унифицированного подхода к определению и вычленению госсектора в самостоятельное понятие не существует. Здесь имеются разночтения, которые имеют целевую и национальную специфику. В связи с этим в настоящее время можно говорить о двух трактовках госсектора: в узком и  широком смыслах. Сначала рассмотрим первый аспект. При определении сущности госсектора, как правило, исходят из того факта, что он является важнейшей составной частью национальной экономики. При этом отличительная черта государственного сектора экономики заключается в возможности государства осуществлять прямое и  оперативное управление хозяйствующими субъектами, входящими в его состав. Само управление хозяйствующими субъектами государственного сектора экономики осуществляется государственными органами власти посредством своих представителей, участвующих в формировании стратегии и тактики деятельности предприятий госсектора. Методологической основой определения государственного сектора является понятие административно-хозяйственного управления юридическими лицами. Под административно-хозяйственным управлением понимается воздействие со стороны управленца на деятельность юридического лица, направленное на максимально быстрое достижение поставленной цели. На основе данного понятия формулируется определение госсектора:  под государственным сектором экономики следует понимать совокупность юридических лиц, административно-хозяйственное управление которыми осуществляется государством через федеральные и региональные органы власти страны.

Глубинный смысл введенного определения заключается в том, что предприятие попадает в госсектор  только в том случае, если государство  через своих уполномоченных представителей может осуществлять прямое управление его деятельностью. Право осуществления управления столь  высокого уровня полноты государство получает либо на основе изначального статуса предприятия (например, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение и т.п.), либо на основе доминирования государства в собственности или акционерном капитале предприятия.Важным моментом понятия госсектора является то, что критерий административно-хозяйственного управления не предполагает «разрыва» в изначальном статусе предприятия. Так, например, при передаче предприятия госсектора в  доверительное управление частному лицу или частной компании оно не уходит из состава госсектора, хотя государство официально отказывается от административно-хозяйственного управления им. Дело в том, что в этом случае изначальный статус предприятия не изменяется, а государство сохраняет за собой право на возврат своих полномочий на ведение административно-хозяйственного управления практически в любой момент времени. Более того, сам факт передачи предприятия в доверительное управление служит лишь проявлением возможности государства в управленческом манипулировании предприятием. Аналогичная картина наблюдается при передаче предприятий госсектора в  аренду. Соответственно и при введении государством внешнего управления на частных предприятиях данные хозяйственные структуры продолжают оставаться частными. Таким образом, принцип отсутствия «разрыва» в изначальном статусе предприятия симметричен для государственного и частного секторов.

Рассмотренный момент является ключевым в построении правильной системы классификации хозяйственных субъектов по секторам экономики, так как принцип административно-хозяйственного управления предприятием со стороны государства, положенный в основу определения госсектора, приобретает свою окончательную логичность и целостность только при совмещении с принципом недопустимости «разрыва» в изначальном статусе предприятия.

2.1.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ: ПОНИМАНИЕ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ.

Помимо узкого понимания  «государственного сектора экономики» как некоей части, «куска» национальной экономики, состоящей из множества хозяйствующих субъектов, имеется и широкая трактовка данного понятия. Довольно часто под государственным сектором понимается некая совокупность хозяйственных объектов и экономических отношений. В этом случае в госсектор включается вся сфера государственной собственности, бюджет и другие ресурсы, находящиеся в непосредственном распоряжении государства. Данная расширенная трактовка госсектора для хозяйственной практики имеет, пожалуй, негативное значение из-за возникающих разночтений и коллизий в имеющихся дефинициях. Однако оно имеет определенное значение для экономической теории. В настоящее время в современной экономической науке имеет место разделение между двумя научными направлениями: экономика государственного сектора  и общественная экономика. Первое направление оперирует понятием госсектора в узком смысле и изучает различные аспекты функционирования и управления данной частью национальной экономики. Второе направление оперирует понятием госсектора в широком смысле и изучает различные аспекты бюджетного регулирования и согласования групповых интересов. В каждом из указанных разделов экономической теории акцент делается на совершенно разные стороны функционирования экономики. Данные этимологические нюансы следует иметь в виду для понимания всей научной панорамы проблематики госсектора.

2.1.3. ТРЕХСЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ.

Выделение в составе  национальной экономики такого специфического блока, как государственный сектор, автоматически предполагает существование еще каких-то секторов. В настоящее время в России сложилась трехсекторная модель экономики, которая помимо государственного сектора предполагает еще существование муниципального и частного секторов.Национальная система производства России представляет собой совокупность всех хозяйствующих субъектов, занимающихся производством товаров и услуг на территории страны, к каковым относятся все юридические лица и физические лица, ведущие хозяйственную деятельность без образования юридического лица. Соответственно национальная система производства делится на три сектора: государственный, муниципальный и частный.По аналогии с государственным сектором экономики можно определить остальные два сектора. Под муниципальным сектором следует понимать совокупность юридических лиц, административно-хозяйственное управление которыми осуществляется органами местного самоуправления. Таким образом, государственный и муниципальный сектора определяются аналогично и базируются на одном и том же понятии – административно-хозяйственном управлении. Государственный и муниципальный сектора в совокупности образуют общественный сектор экономики страны.

Информация о работе Государственный сектор в современной экономической системе