Государство и рынок в охране окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:37, контрольная работа

Описание работы

В качестве причин "провалов" рынка в экологической сфере выделяются такие, как:
- экстерналии (внешние эффекты);
- отсутствие (заниженность) цен на природные блага и отсутствие таких рынков;
- общественные блага;
- трансакционные издержки;
- права собственности;
- неопределенность и недальновидность.

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………………3
1 Часть. Теоретическая……………………………………………………………..4
1.1.О неэффективности рынка и государства в охране окружающей среды…...4
1.2. Макроэкономическая политика и экологический фактор…………………..7
1.3.Типы экономического механизма природопользования и
проблема их формирования………………………………………………………...9
1.4. Экологический маркетинг…………………………………………………….18
1.5. Экологическое право…………………………………………………………..19
2. Практическая часть………………………………………………………………24
2.1 Определение экономического ущерба от загрязнения окружающей среды..24
2.1.1 Оценка загрязнения атмосферного воздуха………………………………...24
2.1.2 Оценка загрязнения водоемов……………………………………………….25
2.2. Расчет платежей за загрязнение окружающей среды………………………..26
Список литературы………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

экономика экологии.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

          Серьезной институциональной проблемой для России является монополизм. Монополизация особенно характерна для добывающих отраслей (нефтяной и газовой). Экологическая деградация, огромные потери природных ресурсов из-за отсталых технологий добычи и транспортировки, многочисленные аварии слабо влияют на положение этих промышленных гигантов. Другая проблема, порождаемая монополизмом, - это присвоение природной ренты самой монополией, тогда как значительная часть ренты должна принадлежать обществу. Это происходит при добыче природных ресурсов при минимальных издержках и продаже их по мировым ценам. Возникающая сверхприбыль присваивается немногими лицами и ведет к их обогащению. При этом значительные средства расходуются ими на лоббирование в законодательных и исполнительных структурах власти. Результатом стал Закон "О недрах", принятый в интересах монополистов.

           В идеале проведение макроэкономических мероприятий должно давать экологический эффект. Следовательно, нужна экологонепротиворечивая макроэкономическая политика, при которой достигается так называемый "двойной выигрыш" - и экономический, и экологический.

 

1.3.Типы экономического  механизма природопользования и проблема их формирования.

          Экологоориентированное развитие выделяет на первый план вопрос о механизме реализации такого развития, требует формирования эффективного экономического механизма природопользования. В развернутом виде этот механизм будет представлен в следующем разделе, здесь же механизм природопользования и охраны окружающей среды предстанет в общем виде: места в общей системе экономического механизма общества, структурных элементов и перспективных направлений его формирования. 
В этом плане следует рассмотреть вначале место эффективного экономического механизма природопользования, а затем элементов и перспективных направлений формирования собственно механизма природопользования.

          Что касается места эффективного экономического механизма природопользования, то он должен быть представлен на двух уровнях: - макроуровень (механизмы и инструменты, действующие в рамках всех отраслей и секторов экономики); - микроуровень (в секторах, отраслях при разработке концепции  их  развития). 
           Однако экономический механизм природопользования в секторах, отраслях (комплексах) должен формироваться на межотраслевой, региональной основе, так как имеет место взаимозависимый характер их развития при альтернативных вариантах решения экологических проблем, например, функционирование и развитие АПК и ТПК. Экономический механизм природопользования должен быть вписан в народнохозяйственный механизм, согласован с другими экономическими механизмами, действующими на последующих (послеприродных) этапах природно-продуктовой вертикали, соединяющий первичные природные ресурсы с конечными продуктами. Таким образом, механизм, природопользования должен быть ориентирован на конечные результаты.

         При выборе направления формирования собственно механизма природопользования возможна ориентировка на три типа:

1. Компенсирующий (мягкий, "догоняющий") механизм, либеральный в экологическом отношении. Он ставит самые общие ограничительные экологические рамки для экономического развития отраслей и секторов, практически не тормозя его. Данный тип экономического механизма направлен в основном на ликвидацию экологических последствий, а не на причины возникновения экологических деформаций, слабо влияя на темпы и масштабы развития. Именно такой тип механизма природопользования свойственен техногенному типу развития экономики. Подобный механизм сейчас формируется в России.

2. Стимулирующий - развитие экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности. Основу функционирования такого механизма природопользования составляют рыночные инструменты. Он способствует увеличению производства на базе новых технологий, позволяет улучшить использование и охрану природных ресурсов. Примером такого механизма может служить создание благоприятной экономической среды для развития биологического (органического) сельского хозяйства. В теоретическом плане данный тип свойственен слабой устойчивости.

3. Жесткий "подавляющий" механизм использует административные и рыночные инструменты и посредством жесткой налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов. Этот тип механизма природопользования подходит для сильной устойчивости.

           В реальной действительности в мировой экономике эти типы механизмов не существуют в чистом виде, происходит их сочетание. Судя по направлению общей стратегии развития мирового хозяйства в ближайшем будущем общий механизм будет строиться на сочетании стимулирующего и жесткого типов.

           К примеру, для аграрного сектора просматривается сочетание стимулирования развития биологического сельского хозяйства и жесткого механизма природопользования, направленного на "подавление" техногенного типа (минимизация использования пестицидов, тяжелой техники, сокращения обрабатываемых площадей и прочего).

          Вновь обратимся к двум природоемким комплексам: ТЭК и АПК. Развитие топливно-энергетического комплекса в России может идти в двух направлениях:

1) рост энергопроизводства или  2) энергосбережение. От сделанного  выбора и зависит экономический  механизм природопользования.

          Если выбор сделан в пользу экстенсивного роста ТЭК, экономический механизм должен формироваться с учетом низкой стоимости земель при добыче полезных ископаемых, низкой платы за использование недр, льготного режима для создания новых электростанций, дешевой электроэнергии и прочего.

           Если переходить к сбережению вещества и энергии, глубокой структурной перестройке экономики, то нужен другой механизм природопользования, включающий создания благоприятного климата для развития энерго- и природосберегающих производств, надежных систем противоаварийной защиты, введение налоговых, кредитных ограничений на разработку новых месторождений, больших штрафов за загрязнение природной среды, несоблюдение стандартов разработки месторождений и другие меры. 
Другим примером служит АПК. В агропродовольственном комплексе принципиальным является вопрос об уровне производства сельскохозяйственной продукции. Если предположить, что продуктов производится достаточно, а дефицит продовольствия обусловлен отсталостью инфраструктуры и перерабатывающей промышленности, то концепция экономического механизма природопользования будет следующей: ограничение на вовлечение новых земель в аграрный оборот путем высокой цены земли; больших налогов на дополнительное освоение земель; стимулирование вывода деградированных угодий на консервацию; значительные штрафы за нерациональное использование земли; экономические и административные ограничения на применение антиэкологических средств производства (пестициды, тяжелая сельскохозяйственная техника и другое). Таким образом, речь идет о стабилизации и сокращении природного базиса сельского хозяйства, улучшении его охраны. Одновременно с этим должен быть создан благоприятный рыночный климат для развития объектов инфраструктуры и перерабатывающей промышленности.

          Если концепция развития АПК базируется на постулате о дефиците сельскохозяйственного сырья, то тем самым экономический механизм природопользования должен быть достаточно "мягким" и не препятствовать вовлечению новых земель и водных ресурсов в сельскохозяйственный оборот, дополнительному использованию химических средств и так далее.

          Проводимая сейчас в России аграрная политика и земельная реформа направлены на природоемкий вариант развития АПК. Сложившийся экономический механизм землепользования более подробно будет рассмотрен в третьем разделе.

          Проблемы определения концепции развития стоят и перед лесным комплексом. Если учесть, что затраты древесины в российской экономике на производство конечного продукта в 4-6 раз выше, чем в развитых странах, то очевидно, что экономический механизм в природопользовании должен быть ориентирован на стабилизацию и сокращение заготовок древесины (высокая попенная плата, большие налоги на расширение лесосеки, ограничение территории лесозаготовок и прочее).

          Нельзя не учитывать и региональные особенности формирования экономического механизма природопользования. Особенно это касается регионов Сибири и Дальнего Востока. В них экономический механизм должен быть направлен на ограничение масштабов природопользования, должен лимитировать вовлечение новых природных ресурсов в хозяйственный оборот.

           Итак, первый принципиальный вопрос при разработке экономического механизма природопользования можно сформулировать так: или ориентация на рационализацию природопользования и охрану окружающей среды при расширении масштабов использования природных ресурсов в экономике (тип компенсирующего экономического механизма с мягкими ограничениями), или ориентация на стабилизацию и сокращение масштабов природопользования (жесткий и стимулирующий типы механизмов). Другим принципом, вытекающим из первого, является невозможность создания локального экономического механизма природопользования, действующего только на первых этапах природно-продуктивной вертикали, нужна ориентация на конечные продукты. Например, АПК как комплекса, в сочетании АПК с ТЭК и с учетом регионального фактора. Поэтому создание чисто региональных программ по выходу из экологических кризисов представляется малоэффективным. Необходимы согласованные экологические программы, ориентированные на экологическую стабилизацию и устойчивое развитие, связанные между собой экономические механизмы природопользования.

           А теперь рассмотрим несколько подробнее специальные механизмы и инструменты, непосредственно связанные с охраной окружающей среды и охраной природных ресурсов.

          В условиях российского формирующегося рынка можно выделить следующие элементы экономического механизма природопользования:

- платность природопользования;

- система экономического стимулирования природоохранной деятельности;

- плата за загрязнение окружающей природной среды;

- создание рынка природных ресурсов;

- совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора, особенно на продукцию природоэксплуатирующих отраслей;

- экологические фонды;

- экологические программы;

- продажа права на загрязнение;

- система "залог - возврат";

- экологическое страхование.

           Краткое пояснение каждому элементу. Платность природопользования должна включать плату: 1) за право пользования природными ресурсами; 2) за воспроизводство и охрану окружающей среды.

          Существенное значение в системе платного землепользования должны иметь штрафы за нарушение экосистемы.

          Платное природопользование во многом определяет характер системы экономического стимулирования природоохранной деятельности, мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды. В систему экономического стимулирования предлагают включить: налогообложение ("зеленые" налоги), субсидирование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию природных фондов и другие мероприятия.

          Что касается налогообложения, то должны применяться пониженные налоги для ресурсосберегающих и малоотходных технологий, а техногенные природоемкие производства и технологии должны облагаться повышенными налогами. Повышенные налоги должны применяться при обложении экологически опасной продукции озоноразрушающих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоемкой техники и прочего.

          Например, в США "зеленые" налоги на производство фреонов дифференцированы во времени. С начала введения налогов фреоны облагались налогом в размере 3,02 долл. за 1 кг, с 1995 года - 6,83 долл., а с 1999 года - 10,80 долл./кг.

          Многие страны собираются в ближайшее время ввести "углеродный" налог - налог на выбросы углерода в результате сжигания ископаемого топлива. (Это уже сделали Финляндия и Нидерланды).

           Плата за природопользование, которая сейчас в ряде государств составляет несколько процентов доходной части бюджета, должна возрасти до 30-50%. Это позволит более адекватно учесть воздействие на окружающую среду, деградацию природных ресурсов и создаст стимул для снижения природоемкости экономики. В свою очередь, это позволит снизить налоги с населения, прибыли, добавленной стоимости и другое.

           Должна претерпеть изменение система государственного субсидирования экономики. До последнего времени государственные субсидии фактически способствовали разрушению природной среды, стимулируя разработку новых месторождений, использование энергоемких технологий в ТЭК, ЖКХ (в сельском хозяйстве применение пестицидов, минеральных удобрений, тяжелой техники, орошение, осушение земель и так далее). К примеру, дотации на энергоносители в России для промышленности и коммунального хозяйства привели к колоссальной энергоемкости экономики.

          Ускоренная амортизация основных фондов является хорошо опробированной в мире мерой для стимулирования приоритетных видов деятельности научно-технического прогресса. Предприятия, завышая амортизационные отчисления, тем самым сокращают размер прибыли, подлежащей налогообложению, в результате чего возрастает чистая прибыль.

Информация о работе Государство и рынок в охране окружающей среды