Государство и рынок в охране окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:37, контрольная работа

Описание работы

В качестве причин "провалов" рынка в экологической сфере выделяются такие, как:
- экстерналии (внешние эффекты);
- отсутствие (заниженность) цен на природные блага и отсутствие таких рынков;
- общественные блага;
- трансакционные издержки;
- права собственности;
- неопределенность и недальновидность.

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………………3
1 Часть. Теоретическая……………………………………………………………..4
1.1.О неэффективности рынка и государства в охране окружающей среды…...4
1.2. Макроэкономическая политика и экологический фактор…………………..7
1.3.Типы экономического механизма природопользования и
проблема их формирования………………………………………………………...9
1.4. Экологический маркетинг…………………………………………………….18
1.5. Экологическое право…………………………………………………………..19
2. Практическая часть………………………………………………………………24
2.1 Определение экономического ущерба от загрязнения окружающей среды..24
2.1.1 Оценка загрязнения атмосферного воздуха………………………………...24
2.1.2 Оценка загрязнения водоемов……………………………………………….25
2.2. Расчет платежей за загрязнение окружающей среды………………………..26
Список литературы………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

экономика экологии.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

 

Ув  =  γ ·δв · Μ,   

где g – константа, численное значение которой рекомендуется принимать 443,5 руб./усл. т для сбросов в водоемы после 1993 г. Поправочный коэффициент роста цен для 2003 г. – 128;

δв – константа, имеющая разные значения для различных водохозяйственных участков: например, для Волги величина принимается от 0,8 до 2,6; для Дона – от 1,62 до 3,79; для р. Енисей в районе Красноярска – 1,57.

Показатель М рассчитывается по формуле

                                                            N

                                      Μ = ∑(Ai1 · mi1),    

                                              i=1

где mi1 – масса i-го выброса, приходящаяся на 1 т продукции в год;

Ai1 – показатель относительной опасности сброса, рассчитываемый в соответствии с методикой.

Значение показателя Ai1 определяется по формуле

 

Ai = 1 / ПДКр-х,,                      

Решение:

 Ai1= 1 / ПДК=1/0,1=10 усл. т / т

Ai2= 1 / ПДК=1/0,001=1000 усл. т / т

Ai3= 1 / ПДК=1/0,008=125 усл. т / т

Ai4= 1 / ПДК=1/0,112=8,9286 усл. т / т

Ai5= 1 / ПДК=1/1=1 усл. т / т

Ai6= 1 / ПДК=1/0,08=12,5 усл. т / т

Ai7= 1 / ПДК=1/0,5=2 усл. т / т

Ai8= 1 / ПДК=1/0,01=100 усл. т / т

Ai9=1 / ПДК=1/0,1=10 усл. т / т

Ai10=1 / ПДК=1/40=0,025усл. т / т2

 

М= (10*81,655)+(1000*42,95)+(125*6,699)+(8,9286*3,7)+(1*14,18)+

+(12,5*0,004)+(2*0,005)+(100*0,83141)+(10*0,1533)+(0,025*0,266)=

= 44735,88 усл. т / год

 

Уатм = γ · δ · f · Μ=443,5*1,57*44735,88 = 31149369,56 руб. / год

2.2. Расчет платежей за загрязнение окружающей среды

Плата за загрязнение  окружающей природной среды представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ предприятиями, а также за размещение отходов. Эта плата должна возмещать затраты на предотвращение ущерба от воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также стимулировать предприятия к выполнению мероприятий по снижению выбросов и сбросов до установленных нормативов, утилизации отходов, проектированию и строительству природоохранных объектов. Основой расчетов являются:

1. "Базовые нормативы  платы за выбросы, сбросы загрязняющих  веществ в окружающую среду и размещение отходов" утвержденные постановлениями администрации Красноярского края от 30.04.93г.

N 164-п  от 12.10.93г. N 437-п.

2.  Коэффициенты экологической  ситуации и экологической значимости  территории (k).    

                  Для г. Красноярска они составляют:

- по воздуху – k=1,68

- по воде    -  k=1,57

- для почвы  -  k=1,32

3. Коэффициенты индексации  платы (К), которые устанавливаются в зависимости от роста инфляции. Для г. Красноярска с 2003г.  К=128

Общая плата предприятия  за загрязнение природной среды (П) складывается из платы за выбросы  в атмосферу от стационарных источников (П1), платы за выбросы в атмосферу  от передвижных источников (П2), платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами (П3), платы за размещение отходов (П4).

 

П = П1 + П2 + П3 +П4    

В ходе выполнения контрольной  работы необходимо рассчитать плату  за загрязнения атмосферы от стационарных источников (П1) и плату за сброс загрязняющих веществ со сточными водами (П3).

Расчет платежей за сбросы, выбросы, размещение отходов производится по формуле

 

П1(П3, П4) = ∑(Рi * Miф)* k * К,   

 

где П1(П3, П4) - плата предприятия  за выбросы в атмосферу, сбросы в водоем, размещение отходов, руб.;

Рi  - норматив платы за 1 тн сбросов, выбросов, размещение отходов i-го загрязняющего вещества, руб./тн;

Miф - фактическая масса сброса, выброса, размещенного отхода i-го загрязняющего вещества, тн.

Нормативы платы (Базовые нормативы платы) за 1 тн сбросов, выбросов, размещение отходов i-го загрязняющего вещества (Рi) можно определить, как произведение удельного экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вредного вещества для окружающей природной среды и здоровья населения и на коэффициенты индексации платы.

Рi = g* Ai *k * К   

Решение:

Для атмосферы:

Рi = g* Ai *k * К

Рi1=3,3*20*1,68*1,79=198,4752 руб./тн

Рi2=3,3*0,333*1,68*1,79=3,3046 руб./тн

Рi3=3,3*16,667*1,68*1,79=165,3993 руб./тн

Рi4=3,3*0,003*1,68*1,79=0,0298 руб./тн

Рi5=3,3*333,333*1,68*1,79=3307,9167 руб./тн

Рi6=3,3*0,6667*1,68*1,79=6,6162 руб./тн

Рi7=3,3*333,333*1,68*1,79=3307,9167 руб./тн

Рi8=3,3*3,333*1,68*1,79=33,0759 руб./тн

Рi9=3,3*5*1,68*1,79=49,6188 руб./тн

Рi10=3,3*16,6667*1,68*1,79=165,3963 руб./тн

 

П1= (198,4752*30,65)+(3,3046*160,59)+(165,3993*23,1)+(0,0298*44,04)+

+(3307,9167 *0,0015)+( 6,6162 *0,003)+( 3307,9167 *0,044)+( 33,0759 *11,8)+

+(49,6188 *0,2)+( 165,3963 *0,21)*1,68*1,79 ≈ 33143,73 руб.

 

Для гидросферы:

 

Рi = g* Ai *k * К

Рi1=443,5*10*1,57*1,79=12463,68 руб./тн

Рi2=443,5*1000*1,57*1,79=1246368,05 руб./тн

Рi3=443,5*125*1,57*1,79=155796,01 руб./тн

Рi4=443,5*8,9286*1,57*1,79=11128,32 руб./тн

Рi5=443,5*1*1,57*1,79=1246,37 руб./тн

Рi6=443,5*12,5*1,57*1,79=15579,6 руб./тн

Рi7=443,5*2*1,57*1,79=2492,74 руб./тн

Рi8=443,5*100*1,57*1,79=124636,81 руб./тн

Рi9=443,5*10*1,57*1,79=12463,68 руб./тн

Рi10=443,5*0,025*1,57*1,79=31,16 руб./тн

 

П3=(12463,68 *81,655)+(1246368,05 *42,95)+( 155796,01 *6,699)+

+(11128,32 *3,7)+( 1246,37 *14,18)+( 15579,6 *0,004)+

+(2492,74 *0,005)+( 124636,81 *0,83141)+( 12463,68 *0,1533)+

+(31,16 *0,266)*1,57*1,79 ≈ 156694946,35 руб.

 

ИТОГО П=П13 ≈33143,73 руб. +156694946,35 руб. ≈ 156728090,08 руб.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Для экологизации экономики требуется разработанные теоретические модели дополнить экономическими механизмами. Выделяются три механизма реализации эколого-экономической политики:

- прямое регулирование, состоящее из нормативно-административных, административно-контрольных мер, прямого регламентирования;

- экономическое стимулирование (рыночные механизмы);

- смешанное регулирование, сочетающее оба варианта.

           Как показала практика СССР и других восточноевропейских стран, жесткое централизованное планирование и управление экологическими процессами является неэффективным. Техногенный тип экономического развития при этом не только сохраняется, но и усиливает экономический кризис.

           Чисто рыночные регуляторы в использовании природы тоже неэффективны: возникают такие негативные явления, как экстерналии, рост трансакционных издержек, занижение цен на природные блага, незаинтересованность производить общественные блага, неопределенность и недальновидность, неопределенность прав собственности и другие.

           Наиболее приемлемыми оказываются смешанные механизмы, позволяющие реализовать эколого-экономическую политику на основе госрегулирования и рыночных инструментов.

           В современной экологической политике приоритетными должны стать макроэкономические мероприятия, такие, как структурная перестройка, финансово-кредитная, внешнеторговая, бюджетная политика. Сюда же должны относиться мероприятия, имеющие собственно экологическую направленность: "экологические" налоги, различного рода платежи и штрафы за загрязнение окружающей среды, принятие природоохранных стандартов и нормативов, разработка и осуществление региональных (отраслевых) экологических программ и так далее.

           Экологический механизм природопользования должен быть вписан в народнохозяйственный механизм, согласован с другими экономическими механизмами, действующими на последующих (послеприродных) этапах природно-продуктовой вертикали, соединяющей первичные природные ресурсы с конечными продуктами. Таким образом, механизм природопользования должен быть ориентирован на конечные результаты.

         Формирование в России маркетингового механизма охраны окружающей среды включает возможность становления отрасли экологических услуг (аудит и страхование), а также экологического законодательства (экологического права). Система экологического права в РФ включает источники (Конституцию, международные и федеративные договоры, федеративные законы, нормативные правовые акты субъектов Федерации, министерств и ведомств); кодексы и законы в области использования природных ресурсов (Земельный, Лесной, Водный кодексы); источники экологического права процессуального характера (гражданский процессуальный кодекс и другие); правоохранительные органы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Постановление «О введении в действие ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмочсферном воздухе населенных мест» N 114 от 30 мая 2003 г.
  2. Приказ Федерального Агентства по рыболовству  «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения» № 20(Д) от 18 января 2010 г.;
  3. Авраменко И.М. Экологическое право. Белгород, 2001.
  4. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и экологический менеджмент. СПб., 2007.
  5. Федосеев В.Н., Орлов А.И. За что нас покупают (состояние рыночной мотивации труда в России). – Журнал «Российское предпринимательство». 2009. No.6. С.10-19.
  6. Федосеев В.Н., Орлов А.И., Ларионов В.Г., Козьяков А.Ф. Управление промышленной и экологической безопасностью: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2009. – 220 с.

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Государство и рынок в охране окружающей среды