Государство в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 07:20, курсовая работа

Описание работы

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что,как и для кого производить?" одной единственной формой собственности

Содержание работы

Введение. 3
1. Общее понятие о макроэкономике. Перечень целей и инструментов. 4
2.Совокупный спрос и совокупное предложение 7
2.1. Совокупный спрос и его структура 7
2.2. Совокупное предложение 13
2.3. Равновесие: реальный объем производства и уровня цен 17
3.Инструменты государственного регулирования 19
4.Экономическая политика государства. Функции правительства 21
4.1.Антимонопольное регулирование 23
4.2.Макроэкономическая стабилизация 24
4.3.Размещение ресурсов 25
4.4.Перераспределение доходов 26
5.Проблемы и ограничения государственного вмешательства. Дерегулирование и приватизация 27
6.Эволюция методов регулирования экономики 29
Заключение 31
Литература 32

Файлы: 1 файл

Государство в рыночной экономике - Курсовая.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение.

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что,как и для кого производить?" одной единственной формой собственности

- государственной, а  ответ на основной экономический  вопрос - строгой централизацией  и распределением. Однако такая  система на деле показала свою  неэффективность. Остается рыночный  путь развития. Но в рыночном  хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Целью данной работы является рассмотрение системы макро регулирования  и экономических функций правительства.

 

1. Общее понятие о  макроэкономике. Перечень целей   и инструментов.

Макроэкономика –  раздел экономической теории, в котором  исследуется экономика как целостная система, формируются цели экономической политики и определяются экономические инструменты, необходимые для ее реализации. Макроэкономический подход используется для исследования состояния и динамики экономики на национальном уровне или на уровне больших секторов. Макроэкономика занимается экономикой в национальном масштабе и потому имеет дело с агрегированными экономическими показателями, такими, как валовый национальный продукт, национальный доход, валовые инвестиции, совокупный спрос, совокупное предложение, уровень и динамика цен и т.п. Исследуя и устанавливая количественные связи между макроэкономическими показателями, Макроэкономика не исследует социально-экономические отношения, ограничиваясь количественными характеристиками экономических явлений и процессов и их динамики. В связи с этим Макроэкономика необычайно расширила сферу применения математических приемов и методов для разработки экономических моделей и прогнозов. Как раздел экономической теории Макроэкономика сложилась в конце 30-х гг. текущего столетия в результате появления работы Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

 В настоящее время  Макроэкономика является теоретической основой регулирования рыночной экономики в развитых индустриальных странах, основой прогнозирования и планирования национальных экономических комплексов. Макроэкономика не является точной наукой, а использует статистические показатели и методы анализа для исследования и описания многих конкретных экономических проблем. Макроэкономика — совокупность взаимосвязанных производителей и потребителей товаров и услуг. В отличие от микроэкономики, которая изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, а также механизм их взаимодействия на товарном рынке и рынках факторов производства в условиях различных видов конкуренции,  макроэкономика  представляет  собой  часть  экономической  теории,   рассматривающую функционирование экономики в целом. На это указывает приставка «макро» (большой), которая акцентирует внимание на том, что данная ветвь экономической теории изучает крупномасштабные экономические проблемы.1

 Макроэкономика как составная  часть экономической науки и  ее основные проблемы

 

Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:

    • определение объема и структуры национального продукта и национального дохода;
    • выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики;
    • анализ природы инфляции;
    • изучение механизма и факторов экономического роста;
    • рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;
    • исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;
    • теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

Макроэкономический  подход к исследованию экономических процессов и явлений имеет ряд особенностей.

Во-первых, он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом: национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций, общий уровень цен, темпы экономического роста и т. д. Основные субъекты рыночной экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности. Это означает, что мотивы поведения и действия экономических агентов интерпретируются таким образом, как будто все взаимосвязанные производители объединены в лице одного, выпускающего национальный продукт, а все потребители представлены на рынке как совокупный потребитель, предъявляющий спрос на этот продукт в обмен на доход, полученный от продажи факторов производства.

Во-вторых, в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения производителей и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, изучение экономики в целом предполагает необходимость рассмотрения взаимодействия между экономическими субъектами через систему взаимосвязанных рынков.

В-третьих, при макроэкономическом подходе расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики. В состав этих субъектов помимо производителей и потребителей входит государство, воздействие которого на экономику становится объектом изучения. Кроме того. в открытых моделях функционирования национальной экономики в состав субъектов макроэкономического анализа включаются совокупные производители и потребители, а также правительства других стран. При микро подходе воздействие внешнеэкономических факторов на функционирование фирмы или отраслевого рынка, как правило, не рассматривается.

Как на микро-, так и на макроэкономическом уровне анализируется позитивная и нормативная экономика. В позитивном плане рассматриваются фактические связи в экономике, в нормативном — выносятся оценочные суждения о тех или иных аспектах функционирования экономики и действиях ее основных субъектов. На макроуровне в нормативном аспекте анализируется в основном экономическая политика государства.

Вопрос о целях и  методах осуществления макроэкономической политики является одним из наиболее дискуссионных в экономической  теории. Именно по этому вопросу наиболее отчетливо просматриваются различия между разными школами макроэкономических теорий. Спектр этих различий весьма широк: от почти полного отрицания необходимости государственного вмешательства в функционирование национальной экономики (классическая школа немарксистской экономической мысли) до признания главенствующей роли государства в решении всех макроэкономических проблем (ортодоксальный марксизм).

Теоретической основой  неоднозначной трактовки целей  и задач макроэкономической политики служит разное понимание способности рынка к саморегулированию и бескризисному экономическому развитию. Современная макроэкономическая теория представлена широким спектром школ и направлений. Представители отдельных течений экономической мысли высказывают диаметрально противоположные взгляды по одним вопросам, солидаризируются по другим, пытаются найти консенсус по третьим. Все это затрудняет научную классификацию современной экономической мысли.

Характеризуя особенности  этих школ в целом, можно отметить некоторые из них.

Различие между кейнсианством  и неокейнсианством. с одной стороны, неоклассическим синтезом и монетаризмом с другой, обусловлено, прежде всего  спецификой их теоретических постулатов. Основными постулатами первых двух направлений являются: не саморегулируемость рыночной экономики, несовершенство информации, не тождественность условий сбережения и инвестирования, относительная негибкость цен. Следствием этого является необходимость государственного вмешательства в экономику с целью стимулирования экономического роста и обеспечения занятости. Основное различие кейнсианского и неокейнсианского направления — в акцентировании внимания на несовершенстве разных рынков (рынка труда у Кейнса, рынка товаров и услуг у его последователей).

Неоклассический синтез и монетаризм восходят своими истоками к классической школе, идейной основой которой являются постулаты о саморегулируемости рыночной экономики, эффективности ценовой информации и высокой гибкости цен, распределении доходов в соответствии с предельной производительностью факторов производства. Вместе с тем оба эти направления «впитали в себя» многие положения из макроэкономической теории Дж. М. Кейнса. Представители неоклассического синтеза (в частности П. Самуэльсон) рассматривают ее как частный случай объяснения механизма функционирования экономики в условиях монополизации рынка труда профсоюзами. Основной особенностью монетаризма как направления макроэкономической мысли (основоположник М. Фридмен) является изучение значения денег в механизме рыночного регулирования и анализе роли денежной политики государства в решении проблем инфляции.

Своеобразие исторической школы институционально-социологического направления состоит в том, что  основным объектом изучения являются не теоретические модели рынка, а реальные экономические системы на разных этапах их развития. В области макроэкономической теории наибольший вклад представителями этой школы внесен в исследование циклических колебаний в экономике; в создание теории длинноволновых циклов, которые впервые были проанализированы Н. Д. Кондратьевым; в изучение той роли, которую играют в процессе экономического развития НТП, различные социальные группы и институты; в анализ недостатков рынка при решении социальных и научно-технических проблем и обосновании инновационной и социальной политики государства.

Несмотря на широкое  различие во взглядах представителей различных школ. большинство экономистов  признает, что основной задачей макроэкономической политики должно являться повышение  эффективности и социальной направленности функционирования рыночной экономики. Решение этой задачи предполагает ориентацию макроэкономической политики государства на достижение следующих основных целей:

-устойчивого и эффективного  экономического роста;

-полной занятости;

-стабильности общего уровня цен;

-социальной справедливости и  экономической обеспеченности нетрудоспособных;

-устойчивости торгового и платежного  балансов страны.

2.Совокупный спрос и совокупное предложение

2.1. Совокупный спрос и его структура

Издавна замечено, что количество благ, которое покупатели запрашивают у продавцов для приобретения (назовем его величина спроса), прямо зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна. Величина спроса — это количество товара конкретного вида (в натуральном измерении), которое покупатели готовы приобрести на протяжении того или иного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара. Зависимость величины покупок на товарном рынке от уровней цен экономисты назвали спросом. Спрос — сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.

Изучая, как покупатели реагируют  на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях).

Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.

Какие еще факторы, кроме полезности товара и его  цены, влияют на формирование спроса? Таких  факторов пять: доходы покупателей; цены на дополняющие или заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.).

Теперь перейдем непосредственно к понятию совокупного спроса. Можно сказать, что совокупный спрос (AD) - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен. Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйства, фирмы, государство и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.

Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечного  совокупного спроса. Выделяют следующие  факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:

  1. доход от участия в производстве,
  2. налоги и трансфертные платежи,
  3. размер имущества,
  4. доход с имущества,
  5. степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,
  6. численность населения.

Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которая называется «функцией потребления». Дж.М. Кейнс вывел четыре правила совокупного потребления:

Информация о работе Государство в рыночной экономике