Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 07:20, курсовая работа
Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что,как и для кого производить?" одной единственной формой собственности
Введение. 3
1. Общее понятие о макроэкономике. Перечень целей и инструментов. 4
2.Совокупный спрос и совокупное предложение 7
2.1. Совокупный спрос и его структура 7
2.2. Совокупное предложение 13
2.3. Равновесие: реальный объем производства и уровня цен 17
3.Инструменты государственного регулирования 19
4.Экономическая политика государства. Функции правительства 21
4.1.Антимонопольное регулирование 23
4.2.Макроэкономическая стабилизация 24
4.3.Размещение ресурсов 25
4.4.Перераспределение доходов 26
5.Проблемы и ограничения государственного вмешательства. Дерегулирование и приватизация 27
6.Эволюция методов регулирования экономики 29
Заключение 31
Литература 32
Три сегмента кривой совокупного предложения определяются как
Форма кривой
совокупного предложения
Рис.4. Кривая совокупного предложения
Кейнсианский (горизонтальный) отрезок. На рисунке 4 Qf обозначает потенциальный уровень реального объема национального производства при полной занятости. При этом объеме национального продукта возникает естественный уровень безработицы. Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения включает реальный объем национального производства, который значительно меньше, чем объем национального производства при полной занятости, Qf. Следовательно, горизонтальный отрезок свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада, или депрессии, и что не используется большое количество машин, оборудования и рабочей силы. Эти неиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то ни дефицит, ни узкие места в производстве, могущие способствовать повышению цен, не возникают. Так как производители могут приобрести трудовые и другие ресурсы по твердым ценам, производственные издержки при расширении производства не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит, что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными.
Классический (вертикальный) отрезок. Сдвигаясь вправо по кривой, мы увидим, что экономика достигла полного, или естественного, уровня безработицы при объеме производства, Qf. Экономика при данном объеме производства находится в такой точке кривой своих производственных возможностей, когда за короткий срок невозможно достичь дальнейшего объема производства. Это означает, что любое дальнейшее повышение цен не приведет к увеличению его реального объема, поскольку экономика уже работает на полную мощность. При полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену на ресурсы, чем другие фирмы. Но ресурсы и дополнительный объем продукта, который получит одна фирма, другая потеряет. В результате этого цены (затраты) на ресурсы и в конечном счете цены на товары увеличатся, но реальный объем производства останется неизменным.
Промежуточный (восходящий) отрезок. Наконец, на промежуточном отрезке между Q и Qf мы видим, что увеличение реального объема национального производства сопровождается ростом уровня цен. Это происходит потому, что вся экономика практически состоит из бесчисленного количества рынков товаров и ресурсов и полная занятость возникает неравномерно и не одновременно. Поэтому, когда реальный объем национального производства QQf, в некоторых отраслях промышленности может появиться дефицит и другие узкие места в производстве. Расширение производства также означает, что, когда оно станет работать на полную мощность, некоторым фирмам придется использовать более старое и менее эффективное оборудование. При увеличении объема производства на работу принимают менее квалифицированных рабочих. По всем причинам издержки на единицу продукции увеличиваются, и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.
Форма кривой
совокупного предложения
Анализ кривой
совокупного предложения
AS1 AS2 AS3
Рисунок 5. Изменение совокупного производства
Ниже перечисляются такие "прочие условия", при изменении которых смещается кривая совокупного предложения. Эти факторы называются неценовыми факторами совокупного предложения, потому что все они вместе взятые определяют положение кривой совокупного предложения. Они имеют одну общую черту: при их изменении меняются и издержки на единицу продукции. Предприятия стремятся к прибыли, которая представляет собой разницу между ценой продукта и издержками на единицу продукции. Вследствие повышения цен на товары, то есть более высокого уровня цен, предприятия увеличивают реальный объем производства. А узкие места в производстве означают, что издержки на единицу продукции имеют тенденцию к повышению, когда производство расширяется по направлению к полной занятости. Поэтому кривая совокупного предложения на промежуточном отрезке отклоняется вверх.
Неценовые факторы совокупного предложения (факторы, смещающие кривую совокупного предложения)
1. Изменение
цен на ресурсы: а) Наличие
внутренних ресурсов (земля, трудовые
ресурсы, капитал,
2. Изменение в производительности
3. Изменение правовых норм: а) Налоги с предприятий и субсидии, б) Государственное регулирование.
В
любой экономической модели
Рассмотрим ситуацию равновесия подробнее.
Как показано на рисунке 5, на макро уровне пересечение кривых совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства.
AS AS
AD AD
Q1 Qe
Q2
Рис. 6. Равновесие
а) б)
Сначала рассмотрим рисунок 5а, на котором кривые совокупного спроса и совокупного предложения пересекаются на промежуточном отрезке. Чтобы показать, почему Pe представляет собой равновесную цену, а Qe - реальный равновесный объем национального производства, предположим, что уровень цен выражен величиной Р1, а не Ре. Кривая совокупного предложения показывает, что при уровне цен Р1 предприятия не превысят реальный объем национального продукта, равный Q1. А какой объем реального продукта будут готовы приобрести потребители внутри страны, фирмы и правительство, а также иностранные покупатели при Р1? Кривая совокупного спроса отвечает - Q2. Конкуренция среди покупателей имеющегося реального объема национального продукта взвинтили уровень цен до Ре. Как показывают стрелки на рисунке 5а, повышение уровня цен с Р1 до Ре заставит производителей увеличить объем продукции с Q1 до Qe, а потребителей - уменьшить масштабы желаемых покупок с Q2 до Qe. Когда реальные объемы произведенного и купленного продукта будут равны в экономике, наступит равновесие.
На рисунке 5б кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на кейнсианском отрезке, то есть там, где кривая расположена горизонтально. В этом конкретном случае уровень цен не играет никакой роли в образовании реального равновесного объема национального производства. Если бы промышленный сектор произвел больший об]ем национального продукта, Q2, его нельзя было бы продать. Совокупного спроса не хватило бы, чтобы скупить на рынке весь национальный продукт. Столкнувшись с нежелательными запасами товаров, предприятия сократили бы производство до равновесного уровня Qe, и рынок бы опустел. И наоборот, если бы фирмы производили объем национального производства, обозначенный Q1, их запасы быстро бы уменьшились, потому что объем продаж был бы больше объема производства. Поэтому фирмы расширили бы производство, и объем национального продукта увеличился.
Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.
Административные средства
не связаны с созданием
Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения. Основные инструменты государственного регулирования:
-фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;
-денежная политика;
-политика регулирования доходов;
-социальная политика;
-государственное
- внешнеэкономическое регулирование.
Экономические средства
государственного
- регулирование учетной ставки ( дисконтная политика,