Государство в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 07:20, курсовая работа

Описание работы

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что,как и для кого производить?" одной единственной формой собственности

Содержание работы

Введение. 3
1. Общее понятие о макроэкономике. Перечень целей и инструментов. 4
2.Совокупный спрос и совокупное предложение 7
2.1. Совокупный спрос и его структура 7
2.2. Совокупное предложение 13
2.3. Равновесие: реальный объем производства и уровня цен 17
3.Инструменты государственного регулирования 19
4.Экономическая политика государства. Функции правительства 21
4.1.Антимонопольное регулирование 23
4.2.Макроэкономическая стабилизация 24
4.3.Размещение ресурсов 25
4.4.Перераспределение доходов 26
5.Проблемы и ограничения государственного вмешательства. Дерегулирование и приватизация 27
6.Эволюция методов регулирования экономики 29
Заключение 31
Литература 32

Файлы: 1 файл

Государство в рыночной экономике - Курсовая.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)
  1. Он исходил из так называемой гипотезы абсолютного дохода, в соответствие с которой потребление домашних хозяйств зависит от абсолютной величины их текущего дохода.
  2. Величина предельной склонности к потреблению (Су = DС/Dу) показывает, на сколько увеличится потребление при увеличении текущего дохода на единицу и находится в пределах от 0 до 1, т.е. 0<Cу< 1.
  3. По мере роста располагаемого дохода снижается средняя норма потребления ( доля потребления в доходе - С/у ) ( рис. 1 ).                                                   

Отсюда следует, что  расширение производства потенциально содержит в себе возможность возникновения  перепроизводства, так как уменьшение средней нормы потребления означает, что всё меньшая часть произведённой продукции потребляется домохозяйствами.

                     С/y


                                                               

                                                          

                                                                 C/y


                                                                                                                  у

Рис. 1. График средней нормы потребления как  функции от дохода

4) С ростом дохода  предельная склонность к потреблению падает.

Таким образом, характер зависимости  потребления от величины текущего дохода Кейнс выводит из «основного психологического закона», который он формулирует  так: «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с  ростом дохода, но не в той же мере,  в какой растёт доход». И эта функция имеет вид:

C = C0 + Cу y;   C0 > 0;   0 < Cу < 1,    (1)

где С0 - величина автономного (независимого от текущего дохода) потребления (при у = 0 автономное потребление осуществляется за счёт сокращения имущества), которое зависит от изменения процентной ставки и от инфляционных ожиданий, (численные значения С0 и у, как правило, одно-порядковые величины); Cу - предельная склонность к потреблению.

Для упрощения записи в формуле (1) и последующих формулах вместо уv (располагаемый доход) используется у ( весь доход ) на том основании, что при заданной ставке подоходного налога (Ту) существует пропорциональность между этими величинами: уv =(1- Ту)у. Практическая проверка функции (1) показала, что она хорошо аппроксимирует статистические данные о доходах и потреблении домашних хозяйств в коротком (2-4 года) периоде. Так,  в России зависимость между потреблением и доходом в период между 1985 и 1990 гг. выражалась формулой ( в млрд. руб.)

С = 80.35 + 0.62у.

В то же время расчёты, проводившиеся за более продолжительные промежутки времени, не показывают снижения средней нормы потребления. В случае долгосрочного планирования функция потребления должна иметь вид С = Су у, не соответствующий «основному психологическому закону». По мнению сторонников абсолютного дохода, функция потребления c постоянной средней формулой неприменима, что проистекает из того, что «действительная» функция потребления типа (1) с течением времени сдвигается вверх (рис. 2). Точки M, N, L относятся к разным функциям потребления, а луч OL, соответствующий выражению С = Суу, не является графиком функции потребления.

                         С                                                 C t+2

                     Сt+2                                                L                     C t+!


                                                N                         Ct

                    Сt+1                   

                       Сt                M

                         0        Уt         Уt+1     Уt+2              У

Рис. 2. Временные  сдвиги графика функции потребления.

Другое объяснение данного  феномена дается на основе гипотезы относительного дохода Дж. Дьюзенбери (1949), в соответствии с которой потребление отдельного домашнего хозяйства ( Сi ) определяется покупками его ближайших соседей ,т.е. не его абсолютным доходом ( уi ), а отношением его дохода к среднему доходу (`у ) того социального слоя, к которому принадлежит данный субъект. Формально это выглядит так:

Сti / уti = а0 + а1 уt / уti ; a0 > 0;     a1 > 0.   (2)

Если растёт доход  i-го субъекта, то его средняя норма потребления снижается; если доход растёт у всех в одинаковом темпе, то доля потребления в доходе у субъекта не меняется. Кроме того, Дьюзенбери включил в число аргументов функции потребления привычку субъекта к достигнутому уровню потребления, в результате чего изменение в потреблении не находится в постоянной пропорции к доходу в коротком периоде. Эта гипотеза имеет свои недостатки. Во-первых, в краткосрочном периоде данная функция потребления описывается только при падении производства и уменьшении располагаемого дохода, не рассматривая возможный рост экономики. Во-вторых, эта теория не рассматривает случаи длительного спада в располагаемом доходе. Ещё одно объяснение факту относительной стабильности средней нормы потребления в длительном периоде даётся в теории перманентного дохода Фридмена (1957г.) посредством введения понятия перманентного дохода ( уP ), под которым понимается средневзвешенная величина из всех доходов, ожидаемых субъектом в будущих периодах. В целях упрощения возьмём только два периода с доходами у1 и у2. Тогда уP = у1 + q ( у2 - у1 ) = qу2 + ( 1 - q ) у1; 0 < q < 1, где q - доля приращения дохода в будущем, присоединяемая к текущему доходу. Если текущий доход растёт, то перманентный тоже растёт, но с меньшей скоростью. Параметр весов (q ) принимает большее значение тогда, когда доход устойчиво растёт, чем тогда, когда уровень дохода колеблется. При стабильном доходе, т.е. при у1 = у2 = у* , уP = у*.В соответствии с гипотезой перманентного дохода

Сt = Сt P) = Cyq уt + Сy ( 1 - q ) уt-1.     (3)

Отсюда легко объяснить, почему предельная склонность к потреблению  в коротком периоде меньше, чем  в длительном: при повышении дохода в текущем году на единицу потребление увеличится на Сyq единиц в текущем году и ещё на Сy(1 - q) единиц в следующем году. Нужно заметить, что в концепции перманентного дохода имущество и доход не существуют сами по себе. Перманентный доход рассматривается как усреднённый доход от всех видов имущества, в том числе и от «человеческого капитала». С другой стороны, имущество есть не что иное, как источник дохода, и ценностную оценку этот источник получает через капитализацию дохода. Так, величина человеческого капитала есть приведённая к данному моменту посредством дисконтирования сумма всех ожидаемых доходов от труда. Итак, посредством гипотез относительного и перманентного доходов делается попытка логически обосновать наблюдаемый факт постоянства средней нормы потребления в длительном периоде при её изменчивости в коротком периоде. Тем не менее, функция потребления, построенная в соответствии с гипотезой абсолютного дохода, сегодня считается чрезвычайно упрощенной. Один из современных вариантов подходов к построению функции потребления заключается в том, что различают три вида этой функции: краткосрочную, долгосрочную и функцию потребления с учётом разных доходов населения (подоходная функция). Краткосрочное потребление  вполне описывается кейнсианской функцией потребления: С = С0 + Су у. Долгосрочная функция потребления имеет вид С = Су у , т.е. средняя и предельные нормы потребления равны. При построении всех рассмотренных до сих пор разновидностей функции потребления использовались две общие предпосылки:

  1. доход домашних хозяйств является экзогенной величиной;
  2. доля потребления в доходе  определяется  на  основе  привычек, традиций, психологических склонностей экономических субъектов.

Экономисты классической школы и современные неоклассики  используют принципиально иной методологический подход при построении функции потребления. В концепции классической школы доход является для домашних хозяйств эндогенным параметром. Экономический субъект сам определяет, какова будет величина его дохода, путем распределения календарного времени на рабочее и свободное, исходя из критерия максимизации полезности. Распределение дохода между текущим потреблением и сбережением осуществляется субъектом на основе учета, с одной стороны, степени предпочтения им текущего потребления будущему, с другой - сложившейся ставки процента. Рассмотрим бюджетные уравнения домашнего хозяйства в двух смежных периодах:

y1+b 0 (1+i)=C 1 +b1,

y2+b1 (1+i)=C 2 +b 2,              

где b t - реальная ценность облигаций, представляющих в данном случае все имущество субъекта на начало t-го периода; i-ставка процента. Определив из первого уравнения значение b1 и подставив его во второе, получим двухпериодное бюджетное уравнение субъекта:

    С12/(i+1)=y1+y2/(1+i)+ b0 (1+i)-b2/(1+i).              (3)

В левой его части представлена дисконтированная сумма потребления за оба периода, а в правой - дисконтированная сумма имеющихся для потребления средств. В последнюю, кроме доходов, получаемых за оба периода, включается также изменения объема имущества (фонда облигаций). В концепции неоклассической школы объем потребления домашних хозяйств является убывающей функцией от ставки процента. В целях упрощения примем, что она линейна:

С(i) = -C0 + уv  - ai,       

где С0 - независимый от ставки процента объем потребления; уv - располагаемый доход; a - параметр, показывающий на сколько единиц сократится потребление (возрастет сбережение), если ставка процента увеличится на один пункт. Соответственно неоклассическая функция сбережений есть возрастающая функция от ставки процента:

S(i) = -C0 + ai Графическое отображение неоклассических функции потребления и сбережения представлено на рис.3.            

a                                                б 

     i


     С(i)        S(i)

 

                               

                                C                                                         S

Рис.3 Графики  неоклассических функций потребления (а) и сбережения (б)

2.2. Совокупное предложение

 

Предложение на товарном рынке отражает зависимость между  ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен. Строго говоря, предложение позволяет ответить на два вопроса: «Какова будет величина предложения при различных уровнях  цен» и «Как изменится величина предложения при некотором изменении цены?»                 

Допустим, что рынок  характеризуется неизменностью  всех факторов, кроме цены. Тогда, как  свидетельствует опыт, рост цен будет  вызывать увеличение предлагаемых к  продаже (изготавливаемых) товаров, а  снижение цен — их уменьшение. Такую закономерность поведения производителей (продавцов) на рынках большинства товаров экономисты называют законом предложения, суть которого состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен — к ее уменьшению (при прочих равных условиях).

Что стоит за логикой поведения производителей (продавцов), почему они реагируют  на цены именно таким, а не иным образом? Ответ вполне очевиден — чтобы  заработать себе на жизнь.

Действительно, изготовление любого блага требует затраты различных ресурсов. Все эти ресурсы, как правило, могут быть получены только путем их покупки на рынке. Поэтому любое благо, предлагаемое к продаже на рынке, обошлось своему производителю в определенную сумму денег. Очевидно, что никто не станет предлагать товар к продаже по цене, не покрывающей хотя бы общей суммы затрат на изготовление этого товара. А раз так, то становится ясно, что важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения — затраты на производство товаров. Они образуют нижнюю границу цены.

Затраты по своей природе  неодинаковы. Прежде всего, отдельные  их виды по-разному изменяются в  зависимости от масштабов производства товаров или услуг. Именно подобные различия обусловили классификацию  всех видов затрат на две группы: постоянные затраты; переменные затраты.

Постоянные  затраты — это те затраты, которые практически не меняются при изменении масштабов производства товаров или услуг. К ним относятся, например, арендная плата за помещения, затраты, связанные с использованием оборудования, выплаты в счет погашения ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы.

Переменные  затрать/ — это те затраты, сумма которых изменяется в связи с изменениями масштабов производства. И это естественно, поскольку в эту группу затрат входят затраты на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату.

Зачем нам нужен такой  детальный анализ изменения затрат фирмы? Затем, что только на его основе мы можем подойти к пониманию  того, как фирмы определяют основу установления цен на свои товары и масштабы производства товаров или услуг. Решения такого рода принимаются на основе изучения закономерностей изменения средних и предельных (маржинальных) затрат фирмы.

Средние затраты  — это затраты на изготовление единицы продукции, получаемые делением общей суммы затрат за определенный период времени на количество изготовленной за этот период продукции.

Предельные (маржинальные) затраты – это величина, на которую возрастает величина общих затрат фирмы при увеличении количества выпускаемых изделий на единицу.

Теперь перейдем непосредственно к понятию совокупного  предложения.

Совокупное  предложение - это модель, которая  показывает уровень реального наличного  объема     производства при  каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества  товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров.  Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта,  который предприятия выбрасывают на рынок, является положительной.

Информация о работе Государство в рыночной экономике