Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических подходов к определению ренты и рентоориентированного поведения, анализ рентоориентированного поведения.
Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
– изучение рентоориентированного поведения как экономической единицы;
– рассмотрение примеров рентоориентированного поведения в России;
– изучение взяточничества как примера рентоориентированного поведения и его экономический анализ;
Введение 2-3
1.Теоретические аспекты рентоориентированного поведения в экономике 4
1.1.Рентоориентированное поведение как экономическая категория. 4-6
1.2 Институциональные инновации как фактор рентоориентированного поведения групп специальных интересов. 6-10
2.Анализ рентоориентированного поведения в экономике России 10
2.1. Виды рентоориентированного поведения, встречающиеся в экономике
России. 10-13
2.2.Рентоориентированное поведение как правовая категория 13-19
Заключение 20
Список использованных источников 21
Формирование рентоориентированного поведения обусловлено с учетом государственной монополии на формальные институты модели институционального равновесия. Монопольное положение государства на институциональном рынке позволяет создавать правила поведения с “закрытым” или ограниченным доступом в зависимости от принадлежности к распределительной коалиции. Такой доступ обеспечивает экономию не только трансакционных издержек (что само по себе представляет коллективное благо), но и получение институционализированного (т.е. имеющего форму формального института, например, правового) доступа к распределению ресурсов и доходов в обществе.
Исторически возникновение неперсонализированных правил договорных отношений означает становление государства, а вместе с ним и неравного распределения силы принуждения. Это создает возможность для тех, кто обладает большей силой принуждения, толковать законы в собственных интересах независимо от того, как это скажется на общественной производительности. Иначе говоря, начинают приниматься и соблюдаться законы, которые отвечают интересам властных структур, а не те, которые снижают совокупные трансакционные издержки. Один из наиболее наглядных уроков истории заключается в том, что политическим системам органически присуща тенденция производить неэффективные права собственности, которые приводят к стагнации и упадку[10; с.72]. К сожалению, отечественная экономическая практика показала, что эти слова Д. Норта можно отнести к российской практике хозяйствования, в частности, к функционированию крупной акционерной собственности, неэффективность использования которой, как правило, напрямую зависит от действий групп с особыми интересами.
2. .Анализ рентоориентированного поведения в экономике России
2.1.Виды рентоориентированного поведения, встречающиеся в экономике России
Лоббирование – комплекс действенных мер социальных институтов по воздействию на государство и законодательство с использованием гибких инструментов для достижения намеченных целей в области государственных поощрений и поддержки.
Главная цель – добиться закрепления в принимаемых нормативных, законодательных актах частных интересов различных групп и организаций по получению государственных дотаций, социальных льгот, международных инвестиций [11].
Лоббирование в политике представляет собой самостоятельный тип рентоориентированного поведения. Одной из форм такого лоббибирования является поддержка определенных групп внутри региональных элит. До отмены выборов губернаторов нередко можно было следить по публикациям в прессе, как соперничающие политические группы в регионах на губернаторских выборах были представителями одной партии власти, или боролись за то, чтобы считаться представителями исполнительной власти Федерального уровня. Особенно остро шла борьба за право выступать от имени президента. Это один из примеров двухуровневого лоббирования, когда различные представители кремлевской администрации сетью экономических и политических интересов связаны с конкурирующими региональными элитами. В свою очередь, чиновники федеральной исполнительной власти должны конкурировать между собой за получение поддержки со стороны президента, образуя второй уровень лоббирования. При этом сила того или иного лоббиста на столичном уровне меняется с изменением "расстановки сил" наверху. Отголоски такой борьбы проявлялись в многочисленных визитах чиновников в регионы накануне губернаторских выборов. В эти периоды, часто, приехавшие чиновники либо делали прямые заявления о поддержке Кремлем тех или иных кандидатов, либо давали уклончивые комментарии, позволяющие различным региональным группам трактовать их как поддержку центра. Затем в Москве слышались опровержения в духе "такой-то не был уполномочен делать подобные заявления, президент никому не отдает предпочтений и т.п.". Возможно, подобные опровержения свидетельствовали либо о том, что в Центре произошли изменения и одна из конкурирующих лоббистских групп потеряла прежнее влияние, либо о том, что осуществляется политика "намеков". До конца и оставалось непонятным, поддерживал Кремль данного кандидата или нет, но осторожные политические сигналы продолжали периодически поступать в ходе всей избирательной кампании.
С отменой прямых губернаторский выборов сложившаяся ситуация может быть "узаконена". По словам Ростислава Туровского, руководителя департамента региональных исследований Центра политических технологий, "впервые внутри-кремлевские процедуры, которые до сих пор были процедурами теневыми, получают официальный статус. Чтобы хотя бы не было видимости, что схема назначения губернаторов является теневой и коррупционной, был придуман механизм последовательного продвижения кандидатов по цепочке.
На самом деле это предполагает как большое поле для президентского
маневра, так и достаточно возможностей для лоббистов разных мастей: чиновников, бизнеса, партий, силовых структур" [12; с.8-9].
После отмены губернаторских выборов лидеры регионов используют новые способы давления на Кремль. Чтобы добиться переназначения, губернаторы апеллируют к мнению граждан. Камчатский губернатор М. Машковцев провел опрос относительно того, кто должен возглавить единый регион, по результатам которого и занял первое место. Следующей оказалась Якутия, в которой избиратели собирают подписи под обращением к В. Путину, в ко-тором просят продлить полномочия главы республики В. Штырова. В администрации республики утверждают, что это "народная инициатива". "Кто-то действует через партии, кто-то сам, а у нас такой путь через волю народа", заявил первый вице-спикер якутского парламента Ю. Заболев [13; с.5].
По словам вице-спикера, административный ресурс при сборе подписей не используется: "Ни одного работника правительства, мэрии. Чтобы нас не упрекнули". Противники проведения кампании утверждают, что акцию инициировали власти Якутии.
Одной из причин того, что губернаторы стремятся получить переназначения существенно раньше срока истечения их полномочий (например, полномочия упомянутого выше В. Штырова истекают только в январе 2007 года), является близкая перспектива принятия поправок в законы "Об общих принципах законодательных и исполнительных органов государственной власти РФ" и "О политических партиях РФ", согласно которым политическая партия, победившая на региональных выборах, имеет право выдвигать своего кандидата на пост губернатора региона. В случае принятия этого закона, возможно, процедура лоббирования собственных интересов станет еще более сложной и запутанной.
Проведенный анализ различных форм лоббирования в политике, включая назначение на должность в интересах коммерческих структур, показывает, что механизмы лоббирования всегда несут в себе как положительные, так и отрицательные моменты, причем не только в масштабах общества, но и для конкретных заинтересованных лиц. Лоббирование как форма донесения до власти информации о политических интересах экономических агентов есть неотъемлемая часть любой политической системы, любого общества. Это своего рода механизм взаимосвязи и взаимовлияния новых, только нарождающихся и давно сложившихся социальных институтов. Поэтому его следует рассматривать с точки зрения влияния на долгосрочное развитие данной социально-экономической системы, корректируя законодательство таким образом, чтобы максимально усиливать его позитивные аспекты [13; с.7-8].
2.2.Рентоориентированное
поведение как правовая
Коррупция стала одной из важнейших проблем современной России, представляя собой угрозу функционирования публичной власти, верховенству закона, демократии и правам человека, социальной справедливости, затрудняет экономическое развитие государства и угрожает нормальному функционированию рыночной экономики.
В стране сложилась ситуация, когда фактически все продается и покупается, является одним из проявлений социальной дезорганизации общества и ведет к радикальным изменениям в профессиональной идеологии чиновников всех уровней, в том числе сотрудников правоохранительных ведомств, специальных служб и представителей судебной власти. В нашей стране коррупция приобрела масштабные формы. Она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь нашего общества.
Но, несмотря на всю масштабность коррупции, бороться с ней можно и нужно. Несомненно, разом все проблемы не решаются, однако заглянув в суть проблемы, можно предпринять меры по ликвидации коррупции, пусть хотя бы и частичной.
В соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции», принятым Государственной Думой 19 декабря 2008 года, коррупция это:
Коррупция (от лат. corruptio) – сращение государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также подкуп и продажность общественных и политических деятелей [14].
Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни.
Взятка и подарок:
Часто в массовом сознании взятка ассоциируется с денежными купюрами, однако подарок должностному лицу, от которого зависит принятие решений, также может считаться взяткой, если его стоимость превышает оговоренную законом сумму. Так во Франции предельная стоимость подарка, который не может считаться взяткой, составляет 35 евро, в Великобритании — 140 фунтов стерлингов (250$), в США — 50$, в России — 5 МРОТ В связи с изменениями, внесенными в 2008 году в ГК РФ, предельная стоимость подарка не должна превышать 3 тысяч рублей [16].
Взяточничество в уголовном праве:
Наказание за взяточничество государственных служащих было впервые введено судебником Ивана Грозного в 1550 году. В уголовном праве СССР термин взяточничество объединял в себя три вида преступлений :
В современном российском уголовном праве есть несколько составов преступлений, связанных со взяточничеством. Это получение взятки (ст.290 УК РФ), дача взятки (ст.291 УК РФ), посредничество при взяточничестве (ст.291.1 УК РФ), коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ). Также является преступлением, предусмотренным ст.304 УК РФ, провокация взятки или коммерческого подкупа.
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Таким образом, УК РФ предусматривает наказание за дачу взятки даже в том случае, если дача взятки не ведет к совершению незаконных действий.
Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки может наступить только в случае, если будет доказан факт вымогательства взятки.
«Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или добровольного сообщения о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки». Таким образом, даже человек, давший взятку под давлением, уже считается преступником и не может быть признан потерпевшим.
«Средняя взятка составляет порядка 250 тыс. рублей, а при особо опасных крупных преступлениях достигает в 2010 году - 1,2 млн., в 2011 году - 1,5 млн рублей. В середине июля МВД сообщало, что средний размер взятки и коммерческого подкупа в России достиг 293 тыс. рублей, то есть примерно 10 тыс. долларов. В феврале 2011 года замначальника департамента экономической безопасности МВД России Александр Назаров заявлял, что средний размер взятки, получаемой чиновниками в России в 2010 году, по сравнению с 2009-м, вырос более чем в 2,5 раза и превысил 60 тыс. рублей [17].
Таблица 1. Статистика роста цен и взяток
(по сравнению с прошлым годом) | |||
2009 |
2010 |
2011 | |
Все товары и услуги (сентябрь) |
+10,7% |
+6,9% |
+7,2% |
Продовольственные товары |
+9,9% |
+8,7% |
+6,4% |
Непродовольственные товары |
+9,9% |
+4,4% |
+6,8% |
Услуги ЖКХ (сентябрь) |
+20,4% |
+13,6% |
+12,2% |
Взятки |
23,1 тысячи рублей |
+260% (60 тысяч рублей |
+417% (250 тысяч рублей) [18] |
Области распространения коррупции:
Сегодня коррупции подвержены все области государственного аппарата: от дачи взяток для поступления ребёнка в детский сад, откупа от службы в вооружённых силах, до мздоимства на уровне высших государственных чиновников. Коррупция является привычной составляющей для всех социальных слоёв. К сферам деятельности (помимо перечисленных в основной статье), которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся: