Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 22:57, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть сущность и роль экономической безопасности в системе национальной безопасности России и путей её повышения в современных условиях.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотрение системы экономической безопасности России;
-определение основных задач в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;
- анализ основных показателей экономической безопасности России;
- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития;
- предложение направлений дальнейшего совершенствования мер экономической безопасности России.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты экономической безопасности страны 5
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности 5
1.2. Концепция национальной безопасности 9
Глава 2. Характеристика экономической безопасности России 16
2.1. Пути интеграции России в мировую экономику 16
2.2. Виды угроз экономической безопасности России 21
2.3. Пути повышения экономической безопасности РФ 30
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Содержание
Введение
Современное реформирование правовых и экономических основ российского государства не может не учитывать интересы экономической безопасности. Особую остроту приобретает эта проблема в условиях усиливающейся глобализации и в связи с активным включением России в международные политические и экономические процессы, так как внешнеэкономические аспекты экономической безопасности страны выступают важнейшей составной частью системы экономической безопасности государства. Чем более экономически развита страна, чем большими экономическими ресурсами она располагает (или контролирует), тем выше ее степень защиты от возможных угроз.
Особая актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена рядом обстоятельств экономического, социального и политического характера. Они имеют как внутреннюю, так и внешнюю направленность. В конце 2000 г. в России происходили одна катастрофа за другой: террористические акты, финансовый кризис в экономике страны, разгул криминальных элементов, возможность банкротства РФ из-за пика выплат по зарубежным займам, нехватка квалифицированной рабочей силы из-за сокращения ее прироста в результате уменьшения населения страны, стремление ряда стран добиться технологического превосходства над Россией с целью достижения выгодных для себя односторонних уступок во внешнеэкономической и политической областях.
Можно без преувеличения
утверждать, что разработка проблем
обеспечения гарантированной
Цель работы – рассмотреть сущность и роль экономической безопасности в системе национальной безопасности России и путей её повышения в современных условиях.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия
и сущности экономической
- рассмотрение системы экономической безопасности России;
-определение основных задач в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;
- анализ основных показателей
экономической безопасности
- выявление существующих
и потенциальных угроз
- предложение направлений дальнейшего совершенствования мер экономической безопасности России.
Объектом изучения являются состояние и тенденции развития системы экономической безопасности России.
Вопросы экономической безопасности России занимают значительное место в трудах российских ученых, таких как: Зотова Н. Гусаков Н., Исмаилов Р., Метелев С.Е. и др.
Методы исследования: сравнение, сопоставление, нормативный и позитивный анализ.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты экономической безопасности страны
1.1. Понятие
и сущность экономической
Экономическая безопасность - часть общей системы национальной безопасности страны1. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства.
С распадом системы государственной
безопасности СССР была утрачена концептуальная,
стратегическая и институционально-
Политические, социально-экономические,
геополитические и
- переход в системе
международных отношений от
- движение от идеологии
и структур национальной
- дополнение принципа
защиты территории принципом
обеспечения безопасности
Концепция национальной безопасности нового демократического суверенного великого государства начала складываться сразу после распада СССР. В 1992 г. был принят закон Российской Федерации «О безопасности», определивший ее базовые понятия и элементы. В нем были сформулированы понятия безопасности, жизненно важных интересов, выявлена триада основных объектов безопасности (личность, общество, государство). В качестве основного субъекта обеспечения безопасности названо государство, действующее в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Угрозы безопасности определены как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. Разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности4.
В законе определено, что безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в этой области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства в целом.
В качестве основных принципов обеспечения безопасности были определены:
- законность;
- соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства; взаимная ответственность личности, общества, государства по обеспечению безопасности;
- интеграция с международными системами безопасности5.
Необходимо отметить,
что попытки сформировать новую
парадигму государственной
В то же время возник целый шлейф принципиально новых и опасных угроз, как в политической, так и в экономической сферах. Поэтому работа над формированием новой парадигмы национальной безопасности России не прекращалась.
В период 1995-1997 гг. был уточнен ряд принципиальных положений объявленной ранее парадигмы национальной безопасности. Разработанная система включает определение концепции национальной безопасности как опорной конструкции, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами населения и государства6. На базе этой концепции и сформировалась стратегия национальной безопасности, в которой отражаются фундаментальные цели, приоритеты, весь комплекс жизненно важных интересов страны. Временные горизонты, охватываемые стратегией, простираются на период до 50 лет.
В этом, основополагающем
документе как составной части
механизма обеспечения
Однако Россия середины 90-х гг. и Россия в начале XXI в., с одной стороны, это одна и та же страна, а с другой стороны – это разные страны, в том плане, что в мире Россию все меньше воспринимают как нестабильную и непредсказуемую державу с огромным ядерным потенциалом, а российская экономика впервые с 2000 г. демонстрирует положительные темпы развития, интегрируясь в глобальную мировую экономику7.
Содержательные элементы присутствуют при определении экономической безопасности через «устойчивость». Одним из основных положений, декларируемых в Концепции национальной безопасности РФ, является понимание того, что реализация национальных интересов возможна только на основе устойчивого развития экономики. Условием обеспечения национальной безопасности является переход к высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономике, который должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
В качестве доказательства можно привести перечень критериев экономической безопасности, содержащийся в Постановлении Правительства РФ № 15698. Этот перечень представляет собой совокупность неких условий и состояний функционирования экономики, а также количественных соотношений некоторых экономических параметров.
В процессе перехода нашей страны к рыночным условиям хозяйствования проблема экономических интересов предстала с новой стороны9. Если в социалистическом обществе считалось, что первичными являются интересы государства (причем не только экономические), то в современной России приоритет отдается интересам личности, хотя порой в декларативной форме. В связи с этим возникает необходимость переосмыслить представления об экономических интересах в современном российском социуме, их содержание, механизм взаимодействия и формы реализации.
С учетом вышеизложенного подхода, можно сформулировать определение категории «экономическая безопасность» - это состояние защищенности сбалансированных хозяйственных интересов домохозяйств, предприятий (фирм, компаний) и государства от воздействия внутренних и внешних угроз причинения им значительного ущерба.
Система обеспечения безопасности включает в себя наличие соответствующих структур и определенного процесса принятия и реализации решений по этим вопросам.
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, он возглавляет Совет безопасности РФ, совместно с парламентом определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах своей компетенции принимает оперативные решения.
Силы обеспечения безопасности в настоящее время включает в себя:
1) вооруженные силы;
2) федеральные органы безопасности;
3) органы внутренних дел;
4) органы внешней разведки;
5) обеспечение безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их высших должностных лиц;
6) органы налоговой службы;
7) службы ликвидации
последствий чрезвычайных
8) пограничные войска;
9) внутренние войска;
10) органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; 11) службы обеспечения безопасности средств связи, информации;
12) органы таможни;
13) природоохранительные органы;
14) органы охраны здоровья населения;
15) и др10.
В совокупности вся система экономической безопасности представлена на рис. 1.
Рис.1. Система управления экономической безопасностью страны11
Она включает объекты, субъекты, силы обеспечения безопасности, принципы и функции, которыми должны руководствоваться субъекты и силы обеспечения безопасности.
В соответствии с рис. 1 в формировании политики обеспечения экономической безопасности РФ принимают непосредственное участие:
- Президент Российской Федерации;
- Совет безопасности (при Президенте) Российской Федерации;
- Федеральное Собрание РФ;
- Правительство Российской Федерации;
- Министерство финансов Российской Федерации;
- Центральный банк России;
- Государственный комитет Российской Федерации по статистике.
Конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности, является Совет безопасности РФ (СБ РФ). Он формируется на основе Указа Президента РФ. В положение о Совете безопасности в состав основных задач включены:
Информация о работе Характеристика экономической безопасности России