Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 22:57, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть сущность и роль экономической безопасности в системе национальной безопасности России и путей её повышения в современных условиях.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотрение системы экономической безопасности России;
-определение основных задач в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;
- анализ основных показателей экономической безопасности России;
- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития;
- предложение направлений дальнейшего совершенствования мер экономической безопасности России.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты экономической безопасности страны 5
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности 5
1.2. Концепция национальной безопасности 9
Глава 2. Характеристика экономической безопасности России 16
2.1. Пути интеграции России в мировую экономику 16
2.2. Виды угроз экономической безопасности России 21
2.3. Пути повышения экономической безопасности РФ 30
Заключение 36
Список использованной литературы 39
1. Определение жизненно важных интересов общества и государства и выявление угроз объектам безопасности.
2. Разработка основных
направлений стратегии
3. Подготовка рекомендаций Президенту РФ в области внешней и внутренней политики по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
4. Подготовка оперативных
решений по предотвращению
5. Подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения.
6. Разработка предложений
по координации деятельности
органов исполнительной власти
в области обеспечения
7. Совершенствование
системы обеспечения
В состав Совета безопасности входят председатель СБ — по должности Президент РФ, постоянные члены и члены, назначаемые Президентом РФ по представлению секретаря СБ РФ с правом совещательного голоса.
К основным организационно-правовым формам работы СБ РФ относятся: заседания, оперативные совещания, совещания по стратегическому планированию, рабочие совещания, а также заседания его рабочих органов — постоянных межведомственных комиссий, научного совета и его секций.
С 1993 г. по настоящее время при непосредственном участии Совета безопасности были выработаны следующие решения в сфере безопасности. В области обеспечения международной безопасности, как одной из приоритетных, выработана политика в отношении стран СНГ получил развитие принцип разноуровневой и разноскоростной интеграции, прагматичного и дифференцированного подхода в зависимости от готовности отдельных государств развивать сотрудничество. Большое внимание в настоящее время уделяется становлению организаций Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и ЕвразЭС как центров интеграции на постсоветском пространстве как в военно-политическом, так и в экономическом отношениях, вопросам урегулирования конфликтов в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Нагорном Карабахе. Действует Комитет секретарей советов безопасности ОДКБ. Разрабатывались предложения об урегулировании кризисных ситуаций в различных странах мира, затрагивающих интересы России. Рассматривались вопросы о перспективах отношений России и НАТО, нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки13.
В области экономического обеспечения национальной безопасности России приняты решения о повышении роли страны в обеспечении международной энергетической безопасности, технологической модернизации российской экономики, преодоления негативных тенденций в социальной сфере, улучшения демографической ситуации в стране, миграции населения.
Выработаны основные
направления обеспечения
Определены основные направления развития военной организации РФ до 2015 г., где предусмотрены меры по формированию и эффективному функционированию мобильных, контактных, технически оснащенных вооруженных сил, повышению социальной защищенности военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Одобрены основы военно-технической политики и концептуальные документы, определяющие долгосрочную политику в области развития оборонно-промышленного и научно-технического комплексов в стратегически важных видах деятельности — морской, авиационной, космической, информационной, а также по ключевым направлениям обороноспособности: ядерному сдерживанию противоракетной и противовоздушной обороны, управлению войсками, радиоэлектронной борьбе и электронной компонентной базе.
Выработан комплекс взаимоувязанных мероприятий по обеспечению защищенности населения страны критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры от угроз техногенного, природного характера и террористических продвижений.
Разработаны меры по защите национальных интересов РФ на государственной границе. Особое внимание уделяется противодействию экстремистским проявлениям, борьбе с преступностью (в том числе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ), транснациональным рискам и угрозам, выявлению, предупреждению и ликвидации террористических угроз и конфликтных ситуаций, борьбе с международным терроризмом и его проявлениями на территории РФ, противодействию финансирования терроризма. Создана единая система антитеррористической деятельности под руководством Национального антитеррористического комитета.
Организована работа по обеспечению безопасности функционирования критически важных объектов информационной инфраструктуры, формированию системы международной информационной безопасности и подготовка Стратегии развития информационного общества в России. При СБ РФ работают межведомственные комиссии, которые образуются в соответствии с его задачами и направлениями деятельности. Они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе14.
Таким образом, обеспечение экономической безопасности является принципиально важным в целях укрепления государства, реального обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства. Стоит отметить, что в управлении по обеспечению экономической безопасности страны ведущую роль играет государство и его институты экономического управления, особенно такой конституционный орган как Совет безопасности. С формированием гражданского общества в России все большую роль в обеспечении экономической безопасности будут играть неформальные организации, предприниматели и бизнесмены, работники частных и государственных предприятий.
Глава 2. Характеристика экономической безопасности России
2.1. Пути интеграции России в мировую экономику
Можно согласиться с оценками известного американского экономиста Туроу в том, что «сегодня Россия находится на полпути между рыночной и плановой экономикой, причем ни одна из них не работает15».
Экономический результат реформирования – падение доли России в мировом ВВП до 2,4% и переход с 3-го места, которое занимала Россия в составе СССР (после США и Японии и делила его с ФРГ) на 15-е. До 1,3%, т.е. примерно вдвое сократился удельный вес России и в мировом экспорте по сравнению с доперестроечным периодом.
В результате на мировых рынках наукоемкой продукции гражданского характера доля российских изделий составляет 1%. Для сравнения: на долю США приходится 36%, Японии – 30% этих рынков16. Особенно опасно отставание в таких отраслях, как информатика, электроника, связь, которое сложилось еще в прошлые десятилетия, в том числе из-за существовавшего разрыва между гражданским и военно-промышленным секторами экономики.
Общее экономическое ослабление России многие западные эксперты объясняют неэффективностью экономических реформ и чрезмерным открытием экономики внешней конкуренции. Другие подчеркивают, что виноват не «либерализм, а установившаяся в стране экономика разграбления»17. Особенно критическим подходом отличаются оценки французских экономистов. Профессор Бранде (Парижский университет Дофин) пишет: «В России было продано все, что можно было продать, и в результате при отсутствии средств для инвестиций огромные суммы денег оказались на индивидуальных счетах швейцарских и кипрских банков. Промышленный потенциал страны практически был уничтожен, а объем промышленного производства снижался на 10% в год18».
Российская экономика в настоящее время остается в значительной степени реформируемой, переходной, не закончившей трансформацию в какое-либо конкретное состояние. Она сочетает в себе элементы старой и новой систем. Если по доле негосударственных хозяйствующих субъектов российская экономика может считаться вполне рыночной, то по эффективности их деятельности и уровню конкурентоспособности – нет. Кроме того, более половины российских фирм вообще являются фиктивными и зачастую связаны с незаконной деятельностью.
В России сохраняется
неэффективная структура
Участие России в международных экономических отношениях пока незначительно. Доля России в населении мира – 2,5%, в мировых природных ресурсах – 30%, в мировом экспорте – 1,74 % (причем в мировом экспорте высокотехнологичных товаров – 0,7%), в мировом импорте – 0,73%19. Следовательно, Россия слабо вовлечена в глобальные процессы, что связано как с наследием прошлого, так и со слабостями ее настоящего положения.
В то же время, значение мирового рынка для экономики России огромно. Так, в 2009 г. экспорт составил 133,7 млрд. долл., а импорт – 57,4 млрд. долл.
Текущее состояние экономической безопасности России характеризует таблица 120:
Таблица 1
Текущие показатели экономической безопасности РФ
Показатели |
Пороговое значение |
Фактическое состояние |
Соотношение фактического и порогового значения |
Оценка |
Объем валового внутреннего продукта: - в целом от среднего по «семерке» на душу населения - от среднего по «семерке» на душу населения - от среднемирового |
75% 50%
100% |
29% 19%
25% |
0,39 0,38
0,25 |
опасно |
Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности |
70% |
50% |
0,71 |
опасно |
Доля в машинном производстве машиностроения |
20% |
15% |
0,75 |
опасно |
Объем инвестиций в % к ВВП |
25% |
13% |
0,6 |
опасно |
Расходы на научные исследования в % к ВВП |
2% |
0,5% |
0,25 |
опасно |
Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции |
6% |
2,6% |
0,43 |
опасно |
Доля среди населения людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума |
7% |
20% |
0,29 |
опасно |
Продолжительность жизни населения |
70 лет |
64 года |
0,91 |
опасно |
Разрыв между доходами 10 самых высокодоходных групп населения и 10% самых низкодоходных групп |
8 раз |
12,9 |
0,62 |
опасно |
Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) |
5 тыс. |
6 тыс. |
0,83 |
опасно |
Уровень безработицы по методологии МОТ |
7% |
9,2% |
0,76 |
опасно |
Уровень инфляции за год |
20% |
6% |
1,25 |
опасно |
Объем внутреннего долга в % к ВВП за сопоставимый период времени |
30% |
33% |
0,9 |
опасно |
Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга в % к налоговым поступлениям бюджета |
25% |
>100% |
0,25 |
опасно |
Объем внешнего долга в % к ВВП |
25% |
31% |
0,8 |
опасно |
Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета |
30% |
45% |
0,66 |
опасно |
Дефицит бюджета в % к ВВП |
5% |
4,2% |
1,2 |
опасно |
Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей |
25% |
100% |
0,25 |
опасно |
Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте |
10% |
50% |
0,2 |
опасно |
Денежная масса (М2) в процентах к ВВП |
50% |
12% |
0,24 |
опасно |
Доля импорта во внутреннем потреблении всего в том числе: продовольствие |
30% 25% |
53% 30% |
0,56 0,83 |
опасно опасно |
Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму |
1,5 раза |
5 раз |
0,3 |
опасно |
Следует все же отметить, что в последние несколько лет в развитии российской экономики наметились положительные тенденции, опережающие некоторые мировые процессы. Например, темпы прироста мирового валового продукта в 2008 г. равнялись 2,8%, в 2009г. – 2,5%, а темпы прироста российского ВВП составили соответственно 4,1% и 7,3%21.
Наметившийся в последние два года и прогнозируемый в России рост производства и ВВП можно рассматривать как устойчивую тенденцию только в том случае, если удастся максимально использовать для роста отечественного производства благоприятные условия (девальвация рубля, рост мировых цен на нефть) и другие факторы конъюнктурного характера, которые, к сожалению, могут иметь обратимый характер.
Однако при всех недостатках экономической политики страны нельзя не видеть, что свободный доступ российских производителей на внешние рынки ограничивается далеко не либеральными мерами: в отношении России широко используется практика двойных стандартов, а также особых уступок и требований во внутринациональной и внешней экономической политике, прессинг внешней задолженности.
В результате Россия, имея ослабленную и несбалансированную экономику, должна вписываться в международную ситуацию, которой свойственны по меньшей мере три главные трудно разрешимые проблемы:
Россия имеет на мировых рынках, как конкурентные преимущества, так и слабости. К конкурентным преимуществам относятся:
а) высокая обеспеченность
минерально-сырьевыми
б) значительный объем накопленных основных производственных фондов и фондов универсального оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации ряда отраслей (хотя значительная их часть имеет большой срок службы и износа);
в) дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации;
г) наличие уникальных передовых технологий в ряде отраслей, особенно в ВПК и др.22
Следует отметить, что данные преимущества со временем утрачивать характер таковых – природные ресурсы исчерпываются, оборудование и новые технологии устаревают, квалифицированная рабочая сила стареет и эмигрирует.
Информация о работе Характеристика экономической безопасности России