Характеристика экономической безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность и роль экономической безопасности в системе национальной безопасности России и путей её повышения в современных условиях.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотрение системы экономической безопасности России;
-определение основных задач в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;
- анализ основных показателей экономической безопасности России;
- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития;
- предложение направлений дальнейшего совершенствования мер экономической безопасности России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты экономической безопасности страны 5
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности 5
1.2. Концепция национальной безопасности 9
Глава 2. Характеристика экономической безопасности России 16
2.1. Пути интеграции России в мировую экономику 16
2.2. Виды угроз экономической безопасности России 21
2.3. Пути повышения экономической безопасности РФ 30
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

_Экономическая_безопасность_РФ_и_основные_пути_ее_повышения.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Россия также все  сильнее вовлекается в процесс транснационализации преступности. Одним из ярких примеров является скандал, связанный с отмыванием денег «русской мафии» и их перечислением через «Banc of New York» фирмам, контролируемым криминальными лидерами34.

Следовательно, в международных экономических отношениях в условиях глобализации Россия участвует, имея слабую экономику с неэффективной структурой, резкое несоответствие между внутренним и внешним рынком при агрессивной политике сильных международных субъектов.

 

2.3. Пути повышения экономической безопасности РФ

 

Положение в сфере  экономической безопасности России на сегодняшний день сложное, но не бесперспективное.

Р. Исмаилов специалист-правовед, написавший ряд работ по проблемам экономической безопасности считает, что для ослабления внешних угроз экономической безопасности страны необходимо усиление госконтроля за движением и использованием природных ресурсов, восстановление объема геологоразведочных работ и опережение роста разведанных запасов топлива и сырья по сравнению с добычей; осуществление широкой модернизации добычи и первичной переработки топливно-сырьевых ресурсов, переход к ресурсосберегающим технологиям. Это позволит в будущем добиться относительного и абсолютного сокращения внутренних потребностей природных ресурсов, увеличить долю экспортной валютной выручки, направляемой на инвестиционные цели35.

На наш взгляд, чтобы ослабить импортную зависимость, необходима финансовая поддержка государством отечественных товаропроизводителей, способных выпускать товары, которые сегодня востребованы Западом. Необходимо также применять более гибкую систему таможенных пошлин, определить отрасли экономики, которые нуждаются в таможенной защите, ввести государственную монополию на ввоз лекарственных препаратов, табачных изделий, алкоголя, зерна и на вывоз нефти и нефтепродуктов, цветных металлов и т. д.

Лыкшин С. и Свинаренко А. отмечают, что рыночная экономика (особенно в такой стране как Россия) немыслима без элементов централизованного руководства. Там, где это разумно, необходимо активно внедрять методы государственного планирования и руководство экономической жизнью страны36.

В этой связи можно  выделить основные направления государственно-правового  регулирования экономики в целом  и предпринимательской деятельности в частности. Это, в частности: государственная собственность и предпринимательство, использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных, региональных и муниципальных заказов); государственное регулирование национального рынка России, государственное регулирование международных экономических отношений

В экономической программе  России надо основной упор сделать  на развитии (с элементами мощной государственной  поддержки и протекционизма) системообразующих отраслей народного хозяйства, таких как машиностроение, металлургическая промышленность, топливно-энергетический, химико-лесной комплексы, легкая промышленность. Именно в эти сферы экономики следует целенаправленно и систематически осуществлять инвестиции и вливания капитала.

С позиции обеспечения  национальной экономической безопасности важная проблема – рентный доход  России. Перераспределение рентного дохода позволит, с одной стороны, устранить (или, по крайней мере, сократить) разрыв в имущественном положении граждан России – между бедными и очень богатыми. С другой стороны, указанное перераспределение позволит несколько уменьшить количество отечественных миллиардеров, присваивающих значительную часть рентного дохода.

В целях обеспечения  национальной экономической безопасности руководству страны надо проводить более взвешенную и последовательную внешнюю политику.

Борисова В.Д. отмечает, что для любой страны невозможно достичь состояния национальной и в т.ч. экономической безопасности, если не удовлетворены потребности населения в продовольствии как одной из основ жизнедеятельности общества37.

Необходимо методологически  четко разграничить понятия «продовольственная обеспеченность общества» и «продовольственная безопасность». Продовольственная обеспеченность – способность государства обеспечить всех членов общества продовольствием в достаточном, рациональном, экологически чистом и безопасном питании в целях укрепления здоровья нации и сохранения ее генофонда, увеличения продолжительности жизни, повышения качества жизни, усиления трудовой активности населения не только с помощью самообеспечения, но и с активным использованием преимуществ международного разделения труда. Продовольственная же безопасность подразумевает способность страны обеспечивать продуктами питания свои текущие и чрезвычайные потребности населения страны в целом, так и каждого отдельно взятого человека в продовольствии в соответствии с научно-обоснованными нормами за счет собственных ресурсов.

В качестве критерия продовольственной  безопасности страны используется уровень поставок импортного продовольствия от общих объемов его потребления в стране. В РФ пороговое значение не должно превышать 25%. Превышение указанного уровня порождает стратегическую зависимость от стран-импортеров продовольствия.

Примечательно, что в развитых странах, например, в США еще в 70-е гг. был принят закон о продовольственной безопасности страны, направленный на обеспечение стабильного продовольственного снабжения за счет поддержки отечественного сельского хозяйства и сохранения его природных ресурсов, а также обеспечение высокого качества продовольственных продуктов, поддержание их высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках38.

Приоритетными задачами в области обеспечения продовольственной  безопасности России должны быть признаны:

  • Формирование в стране единого продовольственного комплекса и достижение им оптимального уровня производства продовольствия в объеме, ассортименте и качестве, достаточных для удовлетворения потребности населения в питании в соответствии с научно-обоснованными нормами.
  • Разработка оптимальных вариантов структуры продовольственного импорта (тропических и субтропических культур).
  • Определение потребностей населения страны в питании и обеспечение населения экологически чистым продовольствием, определяющим здоровье и продолжительность жизни населения, генофонд нации.
  • Обеспечение экономической доступности к основному набору продуктов питания, что означает обеспечение платежеспособности спроса у основных социальных групп населения и ликвидацию голода и недоедания. Необходима государственная политика перераспределения доходов, расширения занятости и увеличения потребления качественных продуктов питания, регулирование цен на сельхозпродукцию и продовольствие.
  • Создание и поддержание резервов продовольственного назначения, которые могут быть использованы в экстремальных ситуациях.
  • Своевременное выявление, прогнозирование и устранение угроз продовольственной безопасности, определение пороговых значений.
  • Усиление государственного регулирования межрегиональных поставок продовольствия и сырья для более полного обеспечения регионов продовольствием. Например, 23 региона России выращивают зерно в избытке, а 50 регионов ощущают в нем недостаток, при этом у государства отсутствуют действенные рычаги регулирования российского зернового рынка, что позволяет одним регионам устанавливать монопольную цену, а другим завозить импортное зерно, т.к. с учетом транспортных расходов отечественное зерно становится неконкурентоспособным.
  • Активная поддержка развития интеграции и кооперации, позволяющих снизить трансакционные издержки, оптимизировать товарные и финансовые потоки и повысить конкурентоспособность предприятий.
  • Развитие рыночной инфраструктуры: организация региональных оптовых рынков и кредитных учреждений, что позволит осуществлять эффективный внутри - и межрегиональный обмен.

Итак, эффективная система обеспечения экономической безопасности РФ сегодня – актуальный вопрос, который требует быстрых решений. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

Анализ тенденций развития мирохозяйственных связей, научно-технических  преобразований в экономике, мировых  интеграционных процессов и воздействия  этих факторов на экономические основы национальной безопасности России позволяет наметить основные направления обеспечения экономической безопасности государства. При этом очевидно, что оценка эффективности обеспечения экономической безопасности немыслима без определения ретроспективных, текущих и предполагаемых уровней экономической безопасности государства.

 

Заключение

 

Проведение данного  исследования по вопросу экономической безопасности России позволило прийти к следующим выводам:

1. Экономическая безопасность  – это  состояние защищенности сбалансированных хозяйственных интересов домохозяйств, предприятий (фирм, компаний) и государства от воздействия внутренних и внешних угроз причинения им значительного ущерба. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.

2. Угрозы в сфере  экономики носят комплексный  характер. Это означает, что экономическая безопасность подвержена воздействию со стороны различных факторов; причем не только в чистом виде экономических. На нее оказывают существенное влияние геополитические, социальные, экологические и другие факторы.

3. Участие России в международных экономических отношениях пока незначительно. Общее экономическое ослабление России многие западные эксперты объясняют неэффективностью экономических реформ и чрезмерным открытием экономики внешней конкуренции. Так же Российская экономика в настоящее время остается в значительной степени реформируемой, переходной, не закончившей трансформацию в какое-либо конкретное состояние. В России сохраняется неэффективная структура общественного производства – преобладание топливно-энергетических и сырьевых отраслей и низкий удельный вес продукции машиностроения и современных высокотехнологичных, наукоемких отраслей. Слабой является финансово-кредитная вообще и, банковская система, в частности, что ограничивает инвестирование производства.

Следовательно, Россия слабо вовлечена в глобальные процессы, что связано как с наследием прошлого, так и со слабостями ее настоящего положения.

Тем не менее, для современной  России характерно все более расширяющееся  взаимодействие с мировым рынком. Это обусловливает и усиление угроз, связанных с внешнеэкономической сферой.

4. В числе основных угроз экономической безопасности РФ рассматривают: увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, деформированность структуры российской экономики, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализация и олигархизация общества и хозяйственной деятельности.

5. По результатам исследования можно утверждать, что для борьбы с угрозой экономической безопасности России должна быть выработана стратегия экономической безопасности, необходимо отслеживать и оценивать как внутренние, так и внешние угрозы, способные оказывать дестабилизирующее влияние на экономику. Сюда могут войти такие направления, как:

- организация государственно-правового  регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности;

- систематически осуществлять  инвестиции и вливания капитала в такие отрасли, как машиностроение, металлургическая промышленность, топливно-энергетический, химико-лесной комплексы, легкая промышленность;

- перераспределение рентного  дохода;

- разработать систему  регулирования внешней политики  РФ. Для ослабления внешних угроз  экономической безопасности страны  необходимо усиление госконтроля за движением и использованием природных ресурсов, восстановление объема геологоразведочных работ и опережение роста разведанных запасов топлива и сырья по сравнению с добычей; осуществление широкой модернизации добычи и первичной переработки топливно-сырьевых ресурсов, переход к ресурсосберегающим технологиям;

- обеспечения продовольственной  безопасности России.

6. На наш взгляд, национальная идея России должна заключаться в попытках России вернуть статус мировой державы. Раньше мы строили развитой социализм, затем коммунизм. Сейчас, для возрождения нации, пробуждения ее духовных, нравственных начал нужен новый идеал: Россия – это сильное и процветающее государство.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Закон РФ "О безопасности" от 05.03.1992 № 2446-1 (в ред. от 26.06.2008).
  2. Постановление Правительства РФ "О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российск

Информация о работе Характеристика экономической безопасности России