Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:23, отчет по практике
Целью данной работы является исследование налогового потенциала Мурманской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристику Мурманской области;
- исследовать характеристику налогового потенциала Мурманской области;
- рассмотреть совершенствование налогового потенциала Мурманской области.
Введение.......................................................................................................................3
1.Характеристика Мурманской области...................................................................5
2.Характеристика налогового потенциала Мурманской области...........................7
3.Совершенствование налогового потенциала Мурманской области..................20
Заключение.................................................................................................................25
Список литературы....................................................................................................27
Содержание
Введение......................
1.Характеристика Мурманской области.......................
2.Характеристика налогового потенциала
Мурманской области.......................
3.Совершенствование налогового потенциала Мурманской области..................20
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Мурманск – северные врата России. Город является столицей Мурманской области и располагается на Кольском полуострове, на побережье Кольского залива. Город Мурманск является крупнейшим городом, расположенным выше северного полярного круга, а так же одним из крупнейших портов Российской Федерации. Население города Мурманска на 2010 год составляет более 311 тысяч человек. Мурманск гордо носит статус город-герой, он имеет сразу несколько наград, как за трудовые заслуги, так и за то что героически отстаивал себя в годы ВОВ.
Желание основать портовый город за полярным кругом возникло еще под конец 19 века. Разведка мест была проведена в 1912 году, а спустя 3 года, на побережье Кольского залива (Баренцево море) был основан поселок Семеновский получивший имя от ближайшего озера и бухты. Создание порта в таком месте являлось следствием того что Россия хотела получить выход в Северный Ледовитый Океан через Кольский залив который круглый год не замерзает по причине теплого течения, чтобы в то время принимать по морю военные грузы от союзников. Датой основания города Мурманска принято считать 4 октября 1916 года. Свое нынешнее название город Мурманск получил только спустя полгода, а до этого именовался Романов-на-Мурмане.
Мурманск – протянулся на более чем 20 километров вдоль побережья Кольского залива. Общая площадь города более 150 квадратных километров, а протяжённость его границ составляет – 53 километра.
Объектом исследования является Мурманская область, а предметом - налоговый потенциал Мурманской области.
Целью данной работы является исследование налогового потенциала Мурманской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристику Мурманской области;
- исследовать характеристику
- рассмотреть совершенствование
налогового потенциала
Теоретическую методологическую основу исследования составили труды исследователей: Бокановой М.Н., Грачева А.В., Ковалева В.В., Крениной М.Н., Орлова А.Д. и других.
Методами исследования являются:
- анализ;
- изучение и обобщение научной литературы;
- сравнение полученных данных.
Структура контрольной работы обусловлена целью и задачами, поставленными и решенными в ходе исследования.
Работа состоит из введения, трех пунктов и заключения, список литературы включает 10 наименований. В целом работа содержит 27 страниц.
1.Характеристика Мурманской области
Мурманская область до Великой Октябрьской революции представляла собой очень слабозаселенную, заброшенную окраину с примитивным рыболовством и оленеводством. В небольших масштабах по берегам озер и некоторых рек производилась хищническая эксплуатация лесных богатств. Единственный город Кола ничем не отличался от средней северной деревни. В 1916 г. в военных целях была построена весьма несовершенная железнодорожная линия, связывающая Петроград с незамерзающим Кольским заливом, и начато строительство северного порта (впоследствии г. Мурманск). Первые годы существования железной дороги, не оказали никакого влияния на развитие хозяйства края, задерживала также развитие и интервенция севера (1918—1920 гг.) Лишь в годы первой пятилетки начался бурный рост производительных сил и интенсивное освоение края. После освобождения севера от интервентов Александровский уезд был превращен в Мурманскую губернию, позже в Мурманский округ Ленинградской области, а в 1938 году — в Мурманскую область.1
В небывало короткие сроки Мурманская область превратилась в один из крупных индустриальных районов России. Полностью реконструированная и оснащенная специальным флотом рыбная промышленность быстро заняла одно из первых мест в России. Второе место по продукции заняла горно-химическая промышленность, развивавшаяся на разнообразных и богатейших сырьевых минеральных ресурсах Хибинского горного массива. Развитие хибинской горно-химической промышленности вызвало интенсивное исследование богатств недр, открытие новых видов сырья (медь, никель, кианит, редкие металлы и земли и пр.) и новых промышленных районов (Монче-тундра, Кейвы и др.). Возникли новые крупные промышленные центры и благоустроенные города (Мурманск, Кировск, Мончегорск и др.). Быстрый рост населения обусловил развитие социалистического полярного земледелия, оленеводства и мясо-молочного животноводства. Потребности промышленности в электроэнергии удовлетворяются построенными на реках Ниве и Туломе мощными гидроэлектростанциями.
Общее развитие края сопровождалось крупным строительством железных и шоссейных дорог. Основная железнодорожная магистраль полностью реконструирована и электрифицирована на значительном протяжении, построено несколько веток, соединяющих новые промышленные центры, и новые железные дороги Кандалакша – Куолаярви, Пинозеро – Ковдор, ст. Оленья — г. Мончегорск, ст. Кола — г. Печенга и ряд автомагистралей.
В настоящее время на территории Мурманской области намечаются следующие экономические районы:
1. Наиболее развитый
горно и химико-промышленный
2. Мурманский прибрежный
район портостроительства и
3. Южный и юго-западный лесной район с крупной лесной промышленностью.
2.Характеристика налогового потенциала Мурманской области
Для территориальных
бюджетов изменения, связанные с
установлением центром
Распределение налоговых доходов между Федерацией и регионом на уровне муниципалитетов Мурманской области представлено на рисунке 1 и характеризуется значительной дифференциацией.
Рис.1. Поступление налогов,
сборов и других неналоговых платежей
в бюджетную систему в разрезе городов
и районов Мурманской области
в 2010 году, в %
Наибольшее изъятие налогов и сборов в федеральный бюджет отмечается по таким муниципальным образованиям, как Кольский район – 55, Полярные Зори – 54,2, Кировск – 51%.2
В результате перераспределения средств между Федерацией и регионом, а затем регионом и муниципалитетами, которые также испытывают зависимость от региональных властей в связи с ежегодным пересмотром нормативов отчислений в местные бюджеты, доля собственных источников средств в структуре доходов бюджета городов и районов демонстрирует значительную дифференциацию. Наименьший удельный вес соответствует Терскому району – 10,5, Ловозерскому району – 22,1, г.Апатиты – 41, г.Полярные Зори – 48,1% (рис. 2).
В дальнейшем после осуществления межбюджетного выравнивания за счет средств областного бюджета достигается положительный эффект, который приводит к росту показателя бюджетной обеспеченности в тех муниципалитетах, где регистрировалась наименьшая величина собственных источников средств в доходах бюджета. В этой ситуации в невыгодном положении остаются города-доноры, бюджетная обеспеченность которых в конечном итоге существенно «проигрывает» последней городов-реципиентов (см. рис. 2).
Таким образом, отмена ряда местных налогов, снижение ставок по регулирующим налогам и изменения в их распределении по уровням бюджетной системы привели к еще большей централизации финансовых ресурсов и, соответственно, зависимости регионов и муниципалитетов от центра.
Рис. 2. Доля собственных
доходов в бюджете
Вместе с тем обозначилась тенденция хронического повышения расходных полномочий, в частности, органов местного самоуправления, над доходными. На свой баланс местные власти за последние годы приняли многие объекты социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства без соответствующего обеспечения финансовыми ресурсами. Средств не хватает на элементарное удовлетворение потребностей населения, содержание школ и медицинских учреждений, на выплату заработной платы и др. Сегодня в Мурманской области на муниципалитеты приходится 99,4% расходов консолидированного бюджета области на ЖКХ и образование, на здравоохранение – 62,4%; культуру – 70,4%. И, как упоминалось выше, бюджетный дефицит имеют местные власти даже в тех районах, которые являются донорскими. Естественно, что в такой ситуации перестали делать текущие и капитальные ремонты, все более запущенным становится коммунальное хозяйство, не восстанавливаются дороги и т.д. Серьезную тревогу вызывает состояние жилищно-коммунального хозяйства. Его основные фонды чрезмерно изношены и невыделение средств на их восстановление чревато катастрофой. Попытка решить эту проблему за счет повышения квартплаты при сегодняшней бедности населения малоперспективна и может привести к социальным потрясениям. За чертой бедности в 2009 году оказались 293,4 тыс. северян, а это 37,5% населения. С учетом роста цен прогнозируется, что в 2011 году бедности достигнут 450 тыс., или 55-57% жителей области.
Состояние местных бюджетов и величина объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения местными бюджетами своих расходных обязательств, обусловливаются не только особенностями развития межбюджетных отношений, но и возможностями местных органов управления в формировании доходных источников за счет собственных средств.3
Для оценки прилагаемых муниципалитетами усилий в формировании собственных доходных источников местных бюджетов в качестве основного показателя был использован налоговый потенциал. Суть оценки налогового потенциала заключается в том, что прогнозируемый объем налоговых поступлений распределяется между муниципальными образованиями пропорционально значению показателя, характеризующего их доходную базу. В качестве оценки доходной базы муниципального образования можно брать различные экономические и финансовые показатели, которые прямо или косвенно эту базу характеризуют. Важно, чтобы эти показатели имели достаточно сильную значимую связь с объемами налоговых поступлений.
Предлагается, в частности, оценку налогового потенциала муниципальных образований производить при помощи агрегированного показателя, характеризующего размеры налоговой базы, в который включены:
Значимость данных показателей
подтверждается достаточно высоким
коэффициентом корреляции как в
целом агрегированного показате
Рис. 3. Взаимосвязь показателя,
предлагаемого для оценки налоговой
базы, с налоговыми доходами местного бюджета и общим объемом
налогов,
собираемых на территории городов и районов
Мурманской области
Рассматривая источники,
формирующие собственную