Характеристика Мурманской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:23, отчет по практике

Описание работы

Целью данной работы является исследование налогового потенциала Мурманской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристику Мурманской области;
- исследовать характеристику налогового потенциала Мурманской области;
- рассмотреть совершенствование налогового потенциала Мурманской области.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1.Характеристика Мурманской области...................................................................5
2.Характеристика налогового потенциала Мурманской области...........................7
3.Совершенствование налогового потенциала Мурманской области..................20
Заключение.................................................................................................................25
Список литературы....................................................................................................27

Файлы: 1 файл

Региональная экономика (отчёт по практике).doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение.......................................................................................................................3

1.Характеристика Мурманской области...................................................................5

2.Характеристика налогового потенциала Мурманской области...........................7

3.Совершенствование налогового потенциала Мурманской области..................20

Заключение.................................................................................................................25

Список литературы....................................................................................................27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мурманск – северные врата России. Город является столицей Мурманской области и располагается на Кольском полуострове, на побережье Кольского залива. Город Мурманск является крупнейшим городом, расположенным выше северного полярного круга, а так же одним из крупнейших портов Российской Федерации. Население города Мурманска на 2010 год составляет более 311 тысяч человек. Мурманск гордо носит статус город-герой, он имеет сразу несколько наград, как за трудовые заслуги, так и за то что героически отстаивал себя в годы ВОВ.

Желание основать портовый город за полярным кругом возникло еще под конец 19 века. Разведка мест была проведена в 1912 году, а спустя 3 года, на побережье Кольского залива (Баренцево море) был основан поселок Семеновский получивший имя от ближайшего озера и бухты. Создание порта в таком месте являлось следствием того что Россия хотела получить выход в Северный Ледовитый Океан через Кольский залив который круглый год не замерзает по причине теплого течения, чтобы в то время принимать по морю военные грузы от союзников. Датой основания города Мурманска принято считать 4 октября 1916 года. Свое нынешнее название город Мурманск получил только спустя полгода, а до этого именовался Романов-на-Мурмане.

Мурманск – протянулся на более чем 20 километров вдоль побережья Кольского залива. Общая площадь города более 150 квадратных километров, а протяжённость его границ составляет – 53 километра.

Объектом исследования является Мурманская область, а предметом - налоговый потенциал Мурманской области.

Целью данной работы является исследование налогового потенциала Мурманской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть характеристику Мурманской области;

- исследовать характеристику налогового  потенциала Мурманской области;

- рассмотреть совершенствование  налогового потенциала Мурманской  области.

Теоретическую методологическую основу исследования составили труды исследователей: Бокановой М.Н., Грачева А.В., Ковалева В.В., Крениной М.Н., Орлова А.Д. и других.

Методами исследования являются:

- анализ;

- изучение и обобщение научной  литературы;

- сравнение полученных данных.

          Структура контрольной работы обусловлена целью и задачами, поставленными и решенными в ходе исследования.

          Работа  состоит из введения, трех пунктов  и заключения, список литературы включает 10 наименований. В целом работа содержит 27 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Характеристика Мурманской  области

 

Мурманская область до Великой Октябрьской революции представляла собой очень слабозаселенную, заброшенную окраину с примитивным рыболовством и оленеводством. В небольших масштабах по берегам озер и некоторых рек производилась хищническая эксплуатация лесных богатств. Единственный город Кола ничем не отличался от средней северной деревни. В 1916 г. в военных целях была построена весьма несовершенная железнодорожная линия, связывающая Петроград с незамерзающим Кольским заливом, и начато строительство северного порта (впоследствии г. Мурманск). Первые годы существования железной дороги, не оказали никакого влияния на развитие хозяйства края, задерживала также развитие и интервенция севера (1918—1920 гг.) Лишь в годы первой пятилетки начался бурный рост производительных сил и интенсивное освоение края. После освобождения севера от интервентов Александровский уезд был превращен в Мурманскую губернию, позже в Мурманский округ Ленинградской области, а в 1938 году — в Мурманскую область.1

В небывало короткие сроки Мурманская область превратилась в один из крупных индустриальных районов России. Полностью реконструированная и оснащенная специальным флотом рыбная промышленность быстро заняла одно из первых мест в России. Второе место по продукции заняла горно-химическая промышленность, развивавшаяся на разнообразных и богатейших сырьевых минеральных ресурсах Хибинского горного массива. Развитие хибинской горно-химической промышленности вызвало интенсивное исследование богатств недр, открытие новых видов сырья (медь, никель, кианит, редкие металлы и земли и пр.) и новых промышленных районов (Монче-тундра, Кейвы и др.). Возникли новые крупные промышленные центры и благоустроенные города (Мурманск, Кировск, Мончегорск и др.). Быстрый рост населения обусловил развитие социалистического полярного земледелия, оленеводства и мясо-молочного животноводства. Потребности промышленности в электроэнергии удовлетворяются построенными на реках Ниве и Туломе мощными гидроэлектростанциями.

Общее развитие края сопровождалось крупным строительством железных и  шоссейных дорог. Основная железнодорожная  магистраль полностью реконструирована и электрифицирована на значительном протяжении, построено несколько веток, соединяющих новые промышленные центры, и новые железные дороги Кандалакша – Куолаярви, Пинозеро – Ковдор, ст. Оленья — г. Мончегорск, ст. Кола — г. Печенга и ряд автомагистралей.

В настоящее время  на территории Мурманской области намечаются следующие экономические районы:

1. Наиболее развитый  горно и химико-промышленный район,  охватывающий Кировский, Ловозерский,  Мончегорский, Кандалакшский административные районы, а также Печенгский район. В ближайшие годы к ним должны присоединиться районы бассейна р. Ионы и Кейв. По мере дальнейшего изучения горных богатств, проведения ряда новых железных дорог и освоения края данный район распространится на всю западную горную часть области. Этот экономический район характеризуется крупными запасами разнообразнейших полезных ископаемых, широким использованием гидроэнергетических ресурсов, быстро развивающейся горно-химической промышленностью и крупными промышленными центрами, а также широким развитием подсобных хозяйств.

2. Мурманский прибрежный  район портостроительства и судостроения, а также рыбных и зверобойных  морских промыслов всесоюзного  значения с переработкой продуктов  промысла на месте.

3. Южный и юго-западный лесной район с крупной лесной промышленностью.

 

 

2.Характеристика налогового  потенциала Мурманской области

 

Для территориальных  бюджетов изменения, связанные с  установлением центром нормативов отчислений в бюджеты субъектов  Федерации, напротив, носят положительный характер, поскольку меняют структуру налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Мурманской области не в пользу Федерации. Тем не менее по отдельным налогам, закрепленным ранее только за регионом и муниципалитетами, отмечается их распределение уже по трем бюджетным уровням. В частности, это можно отменить в отношении единого налога на вмененный и на совокупный доход, уплачиваемый субъектами малого предпринимательства. Правильнее было бы оставить прежний вариант распределения, поскольку региональные власти для повышения собираемости данного налога способны контролировать ситуацию в плане оказания регулирующего воздействия на налогоплательщиков в целях осуществления ими эффективной деятельности. Таким образом, положительно оценивая рост передаваемых из Федерации финансовых средств, не следует забывать, что они могут стать рычагами экономического воздействия на регионы.

Распределение налоговых  доходов между Федерацией и регионом на уровне муниципалитетов Мурманской области представлено на рисунке 1 и характеризуется значительной дифференциацией.

Рис.1. Поступление налогов, сборов и других неналоговых платежей  
в бюджетную систему в разрезе городов и районов Мурманской области  
в 2010 году, в %

Наибольшее изъятие  налогов и сборов в федеральный бюджет отмечается по таким муниципальным образованиям, как Кольский район – 55, Полярные Зори – 54,2, Кировск – 51%.2

В результате перераспределения  средств между Федерацией и регионом, а затем регионом и муниципалитетами, которые также испытывают зависимость от региональных властей в связи с ежегодным пересмотром нормативов отчислений в местные бюджеты, доля собственных источников средств в структуре доходов бюджета городов и районов демонстрирует значительную дифференциацию. Наименьший удельный вес соответствует Терскому району – 10,5, Ловозерскому району – 22,1, г.Апатиты – 41, г.Полярные Зори – 48,1% (рис. 2).

В дальнейшем после осуществления  межбюджетного выравнивания за счет средств областного бюджета достигается  положительный эффект, который приводит к росту показателя бюджетной обеспеченности в тех муниципалитетах, где регистрировалась наименьшая величина собственных источников средств в доходах бюджета. В этой ситуации в невыгодном положении остаются города-доноры, бюджетная обеспеченность которых в конечном итоге существенно «проигрывает» последней городов-реципиентов (см. рис. 2).

Таким образом, отмена ряда местных налогов, снижение ставок по регулирующим налогам и изменения  в их распределении по уровням  бюджетной системы привели к еще большей централизации финансовых ресурсов и, соответственно, зависимости регионов и муниципалитетов от центра.

 

 

Рис. 2. Доля собственных  доходов в бюджете муниципальных  образований Мурманской области  в 2010 г.

Вместе с тем обозначилась тенденция хронического повышения расходных полномочий, в частности, органов местного самоуправления, над доходными. На свой баланс местные власти за последние годы приняли многие объекты социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства без соответствующего обеспечения финансовыми ресурсами. Средств не хватает на элементарное удовлетворение потребностей населения, содержание школ и медицинских учреждений, на выплату заработной платы и др. Сегодня в Мурманской области на муниципалитеты приходится 99,4% расходов консолидированного бюджета области на ЖКХ и образование, на здравоохранение – 62,4%; культуру – 70,4%. И, как упоминалось выше, бюджетный дефицит имеют местные власти даже в тех районах, которые являются донорскими. Естественно, что в такой ситуации перестали делать текущие и капитальные ремонты, все более запущенным становится коммунальное хозяйство, не восстанавливаются дороги и т.д. Серьезную тревогу вызывает состояние жилищно-коммунального хозяйства. Его основные фонды чрезмерно изношены и невыделение средств на их восстановление чревато катастрофой. Попытка решить эту проблему за счет повышения квартплаты при сегодняшней бедности населения малоперспективна и может привести к социальным потрясениям. За чертой бедности в 2009 году оказались 293,4 тыс. северян, а это 37,5% населения. С учетом роста цен прогнозируется, что в 2011 году бедности достигнут 450 тыс., или 55-57% жителей области.

Состояние местных бюджетов и величина объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения  местными бюджетами своих расходных обязательств, обусловливаются не только особенностями развития межбюджетных отношений, но и возможностями местных органов управления в формировании доходных источников за счет собственных средств.3

Для оценки прилагаемых  муниципалитетами усилий в формировании собственных доходных источников местных бюджетов в качестве основного показателя был использован налоговый потенциал. Суть оценки налогового потенциала заключается в том, что прогнозируемый объем налоговых поступлений распределяется между муниципальными образованиями пропорционально значению показателя, характеризующего их доходную базу. В качестве оценки доходной базы муниципального образования можно брать различные экономические и финансовые показатели, которые прямо или косвенно эту базу характеризуют. Важно, чтобы эти показатели имели достаточно сильную значимую связь с объемами налоговых поступлений.

Предлагается, в частности, оценку налогового потенциала муниципальных  образований производить при  помощи агрегированного показателя, характеризующего размеры налоговой базы, в который включены:

  • общая прибыль предприятий всех отраслей экономики муниципалитета;
  • розничный товарооборот на территории муниципалитета;
  • объем платных услуг населению муниципалитета;
  • фонд оплаты труда (среднемесячная заработная плата, умноженная на численность занятых в экономике муниципалитета);
  • объем промышленной продукции в денежном выражении.

Значимость данных показателей  подтверждается достаточно высоким  коэффициентом корреляции как в  целом агрегированного показателя налоговой базы, так и отдельных его составляющих с размерами совокупных налоговых поступлений, а также с налоговыми доходами муниципалитетов области (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Взаимосвязь показателя, предлагаемого для оценки налоговой  базы, с налоговыми доходами местного бюджета и общим объемом налогов,  
собираемых на территории городов и районов Мурманской области

Рассматривая источники, формирующие собственную доходную базу муниципальных бюджетов области, следует заметить, что основным налогом  стал подоходный налог, его доля в доходах бюджетов муниципалитетов изменяется от 7,5% в Терском районе до 49% в г. Мурманске. В доходной части областного бюджета он также лидирует, и удельный вес налога определяется в размере 17,3% в 2011 году. Вторым по значимости признается налог на прибыль организаций. В областном бюджете он составляет 14,2%. В структуре доходов муниципалитетов, в которых наиболее развито промышленное производство, он превышает 20%-й уровень. Другими бюджетообразующими налогами в подобных муниципалитетах можно назвать налог на имущество и платежи за пользование природными ресурсами. Такая структура налогов характерна для г. Кировск, Оленегорск, Полярные Зори и Ковдорского района. Отличительной особенностью структуры бюджета г. Мончегорска является низкая доля платежей за пользование природными ресурсами, в то время как градообразующее предприятие здесь использует местное сырье в качестве основного перерабатывающего ресурса. В г. Кировск, Оленегорск и Печенгском районе преобладают в доходах платежи за пользование природными ресурсами. В последнем муниципалитете значительную долю в бюджете также занимает налог с продаж.4

Информация о работе Характеристика Мурманской области