Характеристика основных элементов рыночной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть сущность и элементы инфраструктуры рынка и необходимость ее развития.
Для достижения цели работы решим следующие задачи:
- разобрать понятие и сущность рыночной инфраструктуры, ее виды и функции;
- рассмотреть элементы инфраструктуры;
- изучить необходимость и основные направления развития инфраструктуры рынка в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Инфраструктура рынка как экономическая категория………………4
1.1 Инфраструктура рынка: понятие, сущность…………………………..….4
1.2 Основные элементы и функции инфраструктуры рынка………………..8
1.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры……….11
Глава 2. Характеристика основных элементов рыночной инфраструктуры………………………………………………………………….14
2.1 Биржи и их роль в рыночной экономике……………………………..…14
2.2 Современная кредитно-денежная система. Банки, их виды и операции………………………………………………………………………….19
2.3 Система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда)………………….23
2.4 Аудиторские и консалтинговые компании, торгово-промышленные палаты………………………………………………………………………….…26
2.5 Аукционы, ярмарки, выставки как элементы инфраструктуры рыночной экономики……………………………………………………………29
2.6 Рекламные агентства……………………………………………………...31
2.7 Специальные зоны свободного предпринимательства…………………33
Глава 3. Необходимость и основные направления развития инфраструктуры рынка в России…………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Моя работа.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры.

   Создание  условий для развития рыночной  инфраструктуры, без которой рынок не может существовать, во многом зависит от государства. Государство призвано корректировать те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Существуют ситуации, когда рыночный механизм не может эффективно распределять ресурсы и необходимо использование механизма государственного регулирования. К основным сферам государственного регулирования относят: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, защита конкуренции, осуществление социальной политики.6

  Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различить две основные формы: административные методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество, и экономические методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики.

   Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значтельный по масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного капитала.

   Во всех  промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т.е. совокупность зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подверженными периодическим кризисам. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов.

  Прямое вмешательство государства – это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнообразны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законов против ограничительной деловой практики (антимонопольных законов) и т.п.

   Косвенное вмешательство предполагает осуществление государственного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.7

   Роль  государства в формировании рыночной инфраструктуры и рыночной экономике проявляется в следующем:

  • создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
  • стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
  • социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;
  • обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

  Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего и поддерживающего «правила игры» в рыночном хозяйстве. Но существуют и объективные пределы государственного вмешательства. Рынок и государство – две могущественные силы, которые  не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе экономического развития.

 

Глава 2. Характеристика основных элементов рыночной инфраструктуры.

2.1 Биржи и  их роль в рыночной экономике.

   Биржа  представляет собой организованный  оптовый рынок. По типу биржевого  товара различают товарные, фондовые  и валютные биржи. В современной  экономике существуют публично-правовые и государственные биржи. Деятельность биржи регламентируются ее уставом. На бирже действуют посредники - брокеры, выполняющие поручения клиентов, и дилеры, покупающие и продающие товары. Специалисты (джобберы) курируют определенную группу товаров и ценных бумаг корпорации или отрасли.

  Товарная биржа - центральное звено инфраструктуры товарного рынка; учреждения, в котором осуществляются торговые сделки по купли и продажи товаров по образцам и стандартам, на основе предварительной биржевой экспертизы. Невзирая на недостатки в их деятельности, в частности отсутствие финансового контроля они сыграли существенную роль в стабилизации экономике и цен во многих странах мира. В настоящее время биржи товарные в нашей стране возрождаются, им принадлежит важная роль в организации горизонтальных экономических связей между товаропроизводителями. Различают биржи товарные специализированные и универсальные. За рубежом преобладают специализированные, где объектом сделки является тот или иной вид одного товара: биржа нефти, биржа хлопка, биржа цветных металлов и т.д. В России преобладают универсальные биржи товарные, но есть и специализированные. На бирже товарной по поручению своих клиентов сделки заключают посредники - брокеры; учредители биржи могут заключать на ней сделки без посредников. Биржа товарная может быть государственная или акционерной организацией, но предпочтительнее акционерной (под государственным контролем, что общепринято в мире). Биржа товарная предоставляет продавцам и покупателем помещение определенной гарантией, информационно расчетные услуги и получает за это комиссионное вознаграждение. При правильной организации информационной службы биржи товарные служат богатым источникам сведений о динамики цен, спросе и предложения на различные товары. Все сделки на бирже товарной учитываются, при этом регистрируются цены: продавца (запрашиваемая), покупателя (предлагаемая) и фактическая. Торги проводятся в заранее установленные дни. Члены и пайщики биржи товарной заранее получают перечень товаров, предлагаемых к продаже. Цены на бирже свободные, они могут колебаться, поэтому они котируются, т.е. по ним определяются типовые, наиболее характерные цены. Обычно при большом количестве сделок эти цены рассматривают специальные котировальные комиссии. По итогам торгов выпускается биржевой бюллетень, по декадам или ежемесячно - биржевые ведомости. Биржи товарные в разных городах связанны единой информационной системой. На бирже товарной наряду с реализацией наличного товара заключаются и фьючерсные сделки, предусматривающие поставку товара, который будет произведен в будущем. Членами товарной биржи обычно являются крупные предприятия и фирмы - поставщики и покупатели значительных партий товаров, банки. Членам Российской товарно-сырьевой биржи может быть любое юридическое лицо. Формы участия в деятельности товарной биржи разные: можно приобрести постоянное брокерское место, дающее право участия во всех торгах, пользования всеми услугами биржи, можно приобрести акции биржи вместе с брокерским местом дающее право не только на представительство своего брокера (брокерской конторы), но и на получение дивиденда и участия в управлении биржи. Предельное количество брокеров товарной биржи предусматривается ее уставом, с учетом ее информационных и других возможностей («пропускной способности»).

   Одним из сегментов финансового рынка выступает рынок ценных бумаг, или фондовый рынок. Рост операций с ценными бумагами потребовал организации более упорядоченной торговли. В результате появились фондовые биржи. Кратко фондовую биржу можно определить как организованный рынок ценных бумаг. Это означает, что существуют определенное место, время и правила торговли ценными бумагами. По российскому законодательству фондовая биржа является организатором торговли на рынке ценных бумаг и не может совмещать свою деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности (оказание услуг по хранению ценных бумаг) и деятельности по определению взаимных обязательств.

   Классическая  фондовая биржа представляет собой здание с операционным залом, где заключаются сделки с ценными бумагами. Прогресс компьютерных и информационных технологий привел к появлению электронных бирж. Электронная биржа представляет собой компьютерную сеть, к которой подключены терминалы компаний – членов биржи. Терминалы могут быть вынесены в офисы данных компаний.

   Не все  ценные бумаги могут обращаться  на бирже. На нее допускаются  бумаги только тех эмитентов,  которые отвечают требованиям. Каждая биржа разрабатывает свой перечень требований к эмитентам. Поэтому в зависимости от их жесткости бумаги одной и той же компании могут котироваться, т.е. обращаться на одной или нескольких биржах. В связи с проверкой эмитента на предмет соответствия его состояния требованиям биржи возник термин – «листинг». Листинг – это процедура включения ценной бумаги эмитента в котировальный список биржи. Если в последующее эмитент перестает отвечать предъявляемым критериям, то его бумаги могут быть исключены из котировального списка. Такая процедура получила название делистинга.

   Как правило, акционерное общество (АО) стремится, чтобы его акции обращались на бирже. Уже сам факт котировки акций на бирже говорит об определенном уровне надежности АО, так как оно прошло экспертизу специалистов биржи. При прочих равных условиях таким предприятиям легче привлечь средства за счет выпуска новых акций, поскольку инвесторы могут судить об их положении и перспективах на основе легко доступных биржевых котировок.

  В соответствии с российским законодательством фондовая биржа – это некоммерческая организация. Торговлю на бирже могут осуществлять только ее члены. Другие лица, желающие заключить биржевые сделки, обязаны действовать через членов биржи как посредников. Фондовая биржа обязана обеспечить гласность и публичность проводимых торгов.

   Биржа  – это только место, где  заключаются сделки с ценными  бумагами. Поэтому физически сами  бумаги на бирже не присутствуют. После заключения сделки на  бирже покупатель и продавец  осуществляют между собой взаиморасчеты в установленные для этого нормативными документами сроки.8

   Важнейшая цель  фондовой биржи - обеспечивать  быструю и эффективную куплю-продажу  и перепродажу акций, облигаций  и других ценных бумаг, а  для их владельцев возможность  обмена на деньги и обратно. Фондовая биржа аккумулирует спрос и предложения контролирующихся на бирже ценных бумаг, содействует формированию их биржевого курса. Учредители фондовой биржи сами определяют необходимые для нее функционирования органы управления, регулируют деятельность участников торговле на ней, устанавливают плату на услуги. Широкое развитие биржевой торговли ценными бумагами с постоянной публикацией курсов ценных бумаг придало фондовой бирже новую функцию - чуткого барометра состояния дел в отдельных компаниях, отраслях хозяйства и экономике страны в целом. Такая оценка позволяет владельцам денежных средств и ценных бумаг принимать решения о перемещении капиталов из отраслей в отрасль, стимулируя приток инвестиционных средств на наиболее перспективные динамически развивающиеся направления, поддерживая технические и технологические открытия и разработки, новые товары и продукты.  Первая в России Петербургская биржа, открытая в 1703 году по указу Петра I, совмещала функции товарной и фондовой бирж. На ней торговали сырьем, товарами, акциями, государственными облигациями, иностранными векселями. В период НЭПа в СССР существовали лишь фондовые отделы при товарных биржах Москвы, Харькова, Киева и других городов. Фондовая биржа может функционировать периодически, по мере накопления спроса на ценные бумаги, либо ежедневно в течение нескольких часов. И лишь при большом объеме операций и весьма развитом рынке потребуется постоянное функционирование биржи.

   Валютная биржа  (от лат. bursa - кошелек) - организационно  оформленный и регулярно функционирующий рынок, на котором происходит торговля крупными партиями валют. Покупателями и продавцами являются преимущественно банки, которые совершают сделки за свой счет или по поручениям своих клиентов. Биржи валютные традиционно не имеют самостоятельного места функционирования и действуют обычно либо при биржах товарных, либо при биржах фондовых. В настоящее время в развитых странах преобладает прямая межбанковская торговля валютой, в связи с чем значение биржи валютной в общем объеме международной торговли валютой относительно невелико. Наиболее известные валютные биржи имеются, в ФРГ, Франции, Японии, странах Бенилюкса, некоторых скандинавских странах. На валютных биржах традиционно производится официальная фиксация валютных курсов несколько раз в течение делового дня; зафиксированные курсы публикуются в официальных биржевых бюллетенях. Эти курсы используются банками и различными деловыми предприятиями в качестве справочных при заключении контракта, хотя практически большинства сделок совершаются банками по текущим валютным курсам, устанавливаемым ими. В России с 1991 года начала действовать валютная биржа, являющая структурным подразделением Госбанка. Если в валютных аукционах участвуют непосредственно предприятия, то на бирже оперируют только члены биржи - банки. Они обязаны иметь лицензию на проведение валютных операций, устойчивое финансовое положение, быть квалифицированными посредниками своих клиентов. В зависимости от изменения валютного курса банки могут либо предлагать валюту к обмену, либо снимать свои заявки. При равновесии спроса и предложения устанавливается единый курс, применяемый для всех сделок банка с клиентами.

 

2.2 Современная кредитно-денежная система. Банки, их виды и операции.

  Современная кредитно-денежная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям развития рыночной экономики. С институциональной точки зрения, кредитно-денежная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики.

   В современной  кредитной системе выделяют три  основных звена: Центральный банк; коммерческие банки; специализированные кредитно-финансовые институты.

   Главенствующее положение в кредитно-денежной системе занимает Центральный банк, который называю «банком банков». В разных странах Центральные банки исторически выделились из массы коммерческих банков как главные эмиссионные центры, т.е. государство предоставило им исключительное право эмиссии банкнот. Некоторые из Центральных банков были сразу учреждены как государственные институты (Немецкий федеральный банк, Резервный банк Австралии), другие были национализированы после Второй мировой войны (Банк Франции, Банк Англии, Банк Японии, Банк Канады, Банк Нидерландов). Некоторые Центральные банки до сих пор существуют на основе смешанной государственно-частной собственности (например, Федеральная резервная система США, возникшая в 1913 г.). Центральный банк России был создан в 1991 г. и действует в соответствии с Законом о Центральном банке.

   Центральные банки выполняют ряд важных функций, среди которых следует выделить:

  • эмиссию банкнот;
  • хранение государственных золотовалютных резервов;
  • хранение резервного фонда других кредитных учреждений;
  • денежно-кредитное регулирование экономики;
  • кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений;
  • проведение расчетов и переводных операций;
  • контроль за деятельностью других кредитных учреждений.

   Коммерческие банки представляют собой главные «нервные» центры кредитно-денежной системы. Современный коммерческий банк является кредитно-финансовым учреждением универсального характера. На ранних этапах развития банковского дела коммерческие банки обслуживали преимущественно торговлю, кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарным обменом. В настоящее время коммерческие банки способны предложить своим клиентам до 200 видов разнообразных банковских услуг. Конституирующие операции коммерческих банков подразделяются на пассивные (прием депозитов, т.е. привлечение средств клиентов) и активные (выдача кредитов, т.е. размещение средств). Прибыль банков формируется как разница между суммой процентов, получаемых ими по выданным кредитам, и суммой процентов, уплачиваемых ими по депозитам.

Информация о работе Характеристика основных элементов рыночной инфраструктуры