Характеристика основных элементов рыночной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть сущность и элементы инфраструктуры рынка и необходимость ее развития.
Для достижения цели работы решим следующие задачи:
- разобрать понятие и сущность рыночной инфраструктуры, ее виды и функции;
- рассмотреть элементы инфраструктуры;
- изучить необходимость и основные направления развития инфраструктуры рынка в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Инфраструктура рынка как экономическая категория………………4
1.1 Инфраструктура рынка: понятие, сущность…………………………..….4
1.2 Основные элементы и функции инфраструктуры рынка………………..8
1.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры……….11
Глава 2. Характеристика основных элементов рыночной инфраструктуры………………………………………………………………….14
2.1 Биржи и их роль в рыночной экономике……………………………..…14
2.2 Современная кредитно-денежная система. Банки, их виды и операции………………………………………………………………………….19
2.3 Система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда)………………….23
2.4 Аудиторские и консалтинговые компании, торгово-промышленные палаты………………………………………………………………………….…26
2.5 Аукционы, ярмарки, выставки как элементы инфраструктуры рыночной экономики……………………………………………………………29
2.6 Рекламные агентства……………………………………………………...31
2.7 Специальные зоны свободного предпринимательства…………………33
Глава 3. Необходимость и основные направления развития инфраструктуры рынка в России…………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Моя работа.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

- содействуют  обмену информацией;

- информируют  своих участников о событиях  в развитии технологий, отрасли;

- способствуют  активизации интереса предприятий  к расширению своей деятельности, повышению его авторитета;

- защищают их  от ошибочных решений / действий;

- повышают темпы  адаптации предприятий к условиям  рынка и освоения новшеств;

- способствуют  приобретению опыта профессиональных контактов и повышению уровня квалификации сотрудников предприятий.

 

2.6 Рекламные  агентства.

   Реклама  как элемент инфраструктуры. Рекламой  не является любая информация  о товаре, хотя она и может  содействовать реализации товаров. Рекламой является предпочтительная информация, которая показывает достоинства товара и специально ориентирована на содействие его реализации. Эту функцию выполняет часто паблисити (пропаганда) статьи о товаре и другие сведения в средствах массовой информации. Личностная форма распространения информации представляет собой пропаганду товаров теми, кто ее производит и реализует. Формой такой пропаганды является презентация специально организуемые мероприятия, которые призваны распространить информацию: например, устраивают встречу с приглашением артистов, угощением и т.п. для известных лиц, чтобы с их помощью утвердиться на рынке.

  Вхождение в рынок обычно начинается с презентации. Затем систематически рекламируют имидж фирмы и ее товаров. Для поддержания рынка фирма проводит различные мероприятия, в том числе спонсорство, празднества с массовым участием покупателей, лотереями, бесплатной раздачей товаров и т.п. Существуют различные способы рекламы: упаковка товаров, этикетки, витрины, печатные средства (плакаты, каталоги, проспекты, буклеты, листовки, почтовые марки, товарные чеки, закладки для книг, рекламные письма потенциальным покупателям и т.п.). Все это может быть на различных типах носителей информации: бумажных, звуковых, световых, электронных, теле- и видео. Компьютеризация привела к возникновению новых форм рекламы, например спам - навязчивой, несанкционированной рекламы в интернет.

   К услугам  рекламных агентств прибегают  даже фирмы, имеющие сильные  собственные рекламные отделы. В  агентствах работают творческие и технические специалисты, которые зачастую в состоянии выполнять рекламные функции лучше и эффективней, чем штатные сотрудники фирмы. Кроме того, агентства привносят взгляд со стороны на стоящие перед фирмой проблемы, а также богатый разнообразный опыт работы с разными клиентами и в разных ситуациях. Оплата услуг агентств происходит за счет комиссионных скидок, получаемых ими от средств рекламы, и поэтому они обходятся фирмам недорого. А поскольку фирма может в любой момент разорвать контракт, у агентства есть мощный стимул работать эффективно.

   Обычно  основу рекламного агентства  составляют четыре отдела: творческий  отдел, занимающийся разработкой  и производством объявлений; отдел  средств рекламы, ответственный  за выбор средств рекламы и  размещения объявлений; исследовательский отдел, изучающий характеристики и потребности аудитории, и коммерческий отдел, занимающийся коммерческой стороной деятельности агентства. Работой над заказами каждого отдельного клиента руководит ответственный исполнитель, а сотрудникам специализированных отделов поручается обслуживание заказов одного или нескольких клиентов.

 

2.7 Специальные  зоны свободного предпринимательства.

   Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е годы наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В русском языке имеет место несколько терминов, определяющих понятие «свободные экономические зоны»:

  • зоны свободного предпринимательства (ЗСП);
  • зоны свободной торговли;
  • экспортно-производственные зоны (ЭПЗ);
  • производственные зоны в регионах;
  • свободные порты;
  • свободные банковские зоны.

   Все эти зоны рассматриваются как факторы экономического развития с привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком на 10 лет; прямые государственные субсидии, беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдача земель в аренду за низкую плату; наличие дешевой рабочей силы и др.).

   В настоящее  время в мире насчитывается  более 400 свободных экономических  зон (преимущественно в развитых  странах), господствующее положение  в СЭЗ занимают транснациональные корпорации (ТНК) Японии, США и Западной Европы. Для привлечения иностранного капитала СЭЗ очень важны: политическая стабильность; отсутствие хаоса, дезорганизация хозяйственных связей; законопорядок, а не война законов; дешевая рабочая сила. Всего этого у нас нет в настоящее время. Кроме того, отсутствует опыт создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развитие свободных экономических зон России.12

 

Глава 3. Необходимость и основные направления развития инфраструктуры рынка в России.

   Все рассмотренные  элементы рыночной инфраструктуры переживают в России период становления и развития. В недалеком прошлом инфраструктура товарных рынков в стране была фактически заменена централизованным натуральным распределением материальных ресурсов. Тем самым были блокированы каналы передачи коммерческой информации, подорваны стимулы к эффективному использованию ресурсов, хронической болезнью стал товарный дефицит. Ведь именно рыночная инфраструктура улавливает сигналы, идущие от потребностей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителями и адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный процесс.

  По мере развития производства, повышения уровня его специализации, увеличения номенклатуры выпускаемой продукции, усложнения производственных связей, усиления кооперативных взаимоотношений, возрастает экономическая необходимость сокращения времени и снижения издержек обращения продукции, обеспечения устойчивой информационной связи между составляющими производства, между производителем и потребителем. Эта необходимость реализуется рыночной инфраструктурой, ее развитием.

   Развитие рыночной инфраструктуры определяется на основе индикативных планов государства. В переходной экономике России отсутствуют специальные структуры по организации как централизованного, так и индикативно-прогнозного планирования. Частично эту работу осуществляет Министерство экономики, которое определяет важнейшие направления – индикаторы приватизационных мероприятий, изменения структуры промышленного и аграрного производства, стабилизации экономики, повышения уровня жизни различных слоев населения. В наследство от командно-административной системы России досталась далеко не совершенная отраслевая структура с преобладанием тяжелой промышленности, военно-промышленного комплекса, сверхмонополизмом и сырьевой ориентации экспорта. В формирующейся экономике низок уровень рыночной инфраструктуры, информатики, банковско-кредитной системы.13

   Основной концепцией государственного регулирования экономики России должна стать структурная политика. Основу ее должны составить избирательная поддержка отраслей, обеспечивающих производство конкурентной продукции, независимость и безопасность экономики, повышение уровня жизни и благосостояния народа.

   Острый  экономический кризис, с которым столкнулась Россия в начале 80-х гг., потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Одним из первых шагов на пути преобразования Российской экономики стала приватизация. Приватизация – это система отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, акционерную, долевую). В результате приватизации создан слой мелких и средних собственников, произошло сокращение доли имущества находящегося в государственной и муниципальной формах собственности, то есть произошло разгосударствление многих предприятий, предприятия получили экономическую и имущественную самостоятельность, произошло повышение эффективности экономики, возникла конкуренция и т. д.

  Одно из решающих направлений развития российской экономики – структурная перестройка индустрии, призванная обеспечить, в частности, развитие предпринимательства. Ведь становление и развитие предпринимательства является одной из наиболее важных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Сегодня необходимо выработать целостную программу реконструкции российских предприятий. Здесь наиболее важная проблема связана с поисками инвестиций. Только через инвестиции можно всерьез поднять предприятия, тем более что сама по себе приватизация подготовила их к этому. Огромное значение для нормального осуществления предпринимательской деятельности играет банковская система. В настоящее время в РФ в основном закончено формирование новой банковской системы. Сейчас уже нет других, нежели коммерческие, банков, которые бы занимались обслуживанием заводов, фабрик предпринимателей. Новые банки активно включились в работу по обслуживанию народного хозяйства, и прошедшее время показало их серьезные преимущества перед старой банковской системой. Справедливости ради следует сказать, что сделан принципиальный, но все же только первый шаг в создании новой банковской системы. Пока мы имеем еще слабо развитую кредитно-денежную систему.

   Страна достигает конкурентного преимущества благодаря экономическим факторам и наличию уникальных институциональных механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: ресурсов, рабочей силы, капитала, предпринимательства.

  Для того чтобы промышленная политика России имела шансы на успешную реализацию, а промышленность в целом - на выживание, усилия государства должны быть сосредоточены на спасении научно-технического и кадрового потенциала страны, а также системы образования. Если же процесс деинтеллектуализации страны не будет остановлен, то на смену нынешнему поколению ученых, конструкторов и преподавателей придут в лучшем случае люди куда более низкого творческого уровня и в меньшем количестве. В худшем Россия просто лишится ряда отраслей науки и прикладных разработок.

   Анализируя  перспективы развития российской  промышленности, нельзя оставаться  лишь в рамках собственно этой  сферы экономики. Мы убеждены, что сохранение и развитие промышленного потенциала страны сегодня возможно лишь в том случае, если оно будет подкреплено мерами по развитию инфраструктуры. В противном случае любые крупномасштабные программы промышленной политики начнут буксовать именно из-за того, что не будут обеспечены соответствующей инфраструктурой в самом широком смысле этого понятия. Это связано с тем, что инфраструктура имеет достаточно жесткую привязку к технологическим укладам, а развитие последних, в свою очередь, невозможно без соответствующей инфраструктуры.

  Учитывая опыт зарубежных стран по  использованию   государственных и рыночных регуляторов в управлении развитием рыночной инфраструктуры, прежде всего, банковских и финансовых  структур,  в России  необходимо  научиться умело  использовать  государственные  и  рыночные   механизмы   в   практике хозяйствования в их оптимальном сочетании.

   Из этого  можно заключить, что только  повышенное внимание  к  каждой  из составляющих рыночной инфраструктуры  может обеспечить реализацию  рыночных механизмов во всей экономике. В тоже время следует помнить, что формирование каждой из составляющей рыночной инфраструктуры   является необходимым, но недостаточным условием выполнения свойственных  ей  функций. Не менее важно обеспечение их гармонического взаимодействия.

  Важную роль в развитии могут выполнить инвестиции в инфраструктуру, что может означать начало оживления экономического цикла. Также в  приоритете рыночная инфраструктура должна опираться на правовую  базу,  которая  должна быть создана правительством, учитывая опыт других стран.

   Хорошо  развитая инфраструктура позволяет  оперативно урегулировать колебания рыночной экономики, ибо информационные, сервисные, банковские, страховые и прочие услуги в комплексе способствуют эффективной работе рыночного механизма.

 

 

Заключение.

  Переходный период к рынку пережили большинство стран мира. Рынок – это конкурентная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только.

  Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

   Рыночной  экономике необходима инфраструктура – система взаимосвязанных специализированных организаций, тема взаимосвязанных потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

   Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.

   Основными  элементами инфраструктуры современного  рынка являются: биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные); аукционы; ярмарки; кредитная система и коммерческие банки; система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда); налоговая система и налоговая инспекция; система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании; система высшего и среднего экономического образования; аудиторские компании и т.д.

  Создание условий для развития рыночной инфраструктуры, без которой рынок не может существовать, во многом зависит от государства. Представления о развитии рыночной экономики формируются в обществе постепенно: сначала очерчивается содержание данного понятия, затем оценивается ситуация, выясняются возможности ее изменения, со временем выкристаллизовывается понимание инфраструктуры выбранной модели рынка как формы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Инфраструктура рынка является звеном, связывающим производство и потребление, и поэтому в большой мере влияет на экономику.

Информация о работе Характеристика основных элементов рыночной инфраструктуры