Характеристика основных элементов рыночной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть сущность и элементы инфраструктуры рынка и необходимость ее развития.
Для достижения цели работы решим следующие задачи:
- разобрать понятие и сущность рыночной инфраструктуры, ее виды и функции;
- рассмотреть элементы инфраструктуры;
- изучить необходимость и основные направления развития инфраструктуры рынка в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Инфраструктура рынка как экономическая категория………………4
1.1 Инфраструктура рынка: понятие, сущность…………………………..….4
1.2 Основные элементы и функции инфраструктуры рынка………………..8
1.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры……….11
Глава 2. Характеристика основных элементов рыночной инфраструктуры………………………………………………………………….14
2.1 Биржи и их роль в рыночной экономике……………………………..…14
2.2 Современная кредитно-денежная система. Банки, их виды и операции………………………………………………………………………….19
2.3 Система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда)………………….23
2.4 Аудиторские и консалтинговые компании, торгово-промышленные палаты………………………………………………………………………….…26
2.5 Аукционы, ярмарки, выставки как элементы инфраструктуры рыночной экономики……………………………………………………………29
2.6 Рекламные агентства……………………………………………………...31
2.7 Специальные зоны свободного предпринимательства…………………33
Глава 3. Необходимость и основные направления развития инфраструктуры рынка в России…………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Моя работа.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

   Кроме того, коммерческие банки осуществляют денежные платежи и расчеты, могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе), к которым относится, например обязательства по торговым сделкам или предоставление финансовых гарантий. В последнее десятилетие важной тенденцией в развитых странах стало дерегулирование финансовых рынков, выразившееся в смягчении или полной отмене ограничений и запретов в области финансовой деятельности. В частности, были отменены ограничения на территориальную экспансию банков, на предельный уровень ставок и тарифов по различным операциям, появилась возможность использования новых финансовых инструментов и новых видов обслуживания. Все это привело к резкому усилению конкуренции в банковском секторе экономики.

   Особое место в  современной рыночной экономике  занимают специализированные кредитно-финансовые институты, такие как пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудно-сберегательные ассоциации и т.п. Аккумулируя громадные денежные ресурсы, эти институты активно участвуют в процессах накопления и эффективного размещения капитала.

   В их деятельности можно выделить одну или две основных операции, они доминируют в относительно узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую клиентуру. Инвестиционные компании занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг. Они привлекают капитал путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков.  Сберегательные учреждения (взаимно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы) аккумулируют сбережения населения и вкладывают денежный капитал в основном в финансирование коммерческого и жилищного строительства.  Страховые компании, главная функция которых - страхование жизни, имущества и ответственности, превратились в настоящее время в важнейший канал аккумуляции денежных сбережений населения и долгосрочного финансирования экономики. Основное внимание страховые общества сосредоточили на финансировании крупнейших корпораций в области промышленности, транспорта и торговли.  Пенсионные фонды, как и страховые компании, активно формируют страховой фонд экономики, который приобретает все большую роль в процессе расширенного воспроизводства. Пенсионные фонды вкладывают свои накопленные денежные резервы в облигации и акции частных компаний и ценные бумаги государства, осуществляя, таким образом, финансирование, как правило, долгосрочное экономики и государства.  Инвестиционные компании выполняют роль промежуточного звена между индивидуальным денежным капиталом и корпорациями, функционирующими в нефинансовой сфере. Инвестиционные компании отличаются от сберегательных учреждений тем, что их сбережения изменяются в зависимости от колебаний курсов ценных бумаг. Повышение цены на акции, которыми владеет компания, приводит к росту курса ее собственных акций. Основной сферой приложения капитала инвестиционных компаний служат акции корпораций.

   Таким  образом, ведущую роль в кредитной системе занимает Центральный банк, который относительно независим, но согласует с правительством проводимую кредитно-денежную политику, является монополистом в вопросах эмиссии денег и регулирует как коммерческих банков, так и специализированных кредитно-денежных институтов.9

 

2.3 Система регулирования  занятости населения и центр  государственного и негосударственного  содействия занятости (биржа труда).

   Следует  отметить особую роль такого  элемента инфраструктурного обеспечения  рынка ресурсов, как институты функционирования рынка труда. Их развитие напрямую связано с одной из ключевых макроэкономических проблем - обеспечением полной занятости. Следует, однако, отметить, что механизм функционирования этого сектора рыночной инфраструктуры, не сводится к деятельности государственных служб трудоустройства и переподготовки кадров, поскольку социальная политика современного государства не сводится к борьбе с безработицей, а ориентирована на создание всего комплекса условий для развития человека, включая системы здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры - как частные, так и государственные.

  Здесь можно говорить, с одной стороны, о службе переподготовки кадров как об элементе рыночной инфраструктуры, относительно самостоятельной и ориентированной не только на потребности чисто рынка, частного сектора экономики, но и на так называемый общественный сектор.

   Рынок  рабочей силы, рынок труда имеет  принципиальную особенность. Его  составляющими являются принципиально  живые люди, которые выступают не только носителями рабочей силы, но и наделены специфическими особенностями: социальными, психологическими, политическими, и. т. д. Рынок труда представляет собой механизмы осуществление контактов между покупателями рабочей силы (работодателям) и продавцами (нанимаемыми).

   Биржа труда - организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска работы. При существовании системы страхования от безработицы биржи труда выполняют также функции контроля за установлением, право на получения пособия безработными и за его утратой. Биржи труда могут иметь разные формы: бюро, конторы, общество и т.п. В зависимости от форм собственности выделяются следующие их основные виды: частные, функционирующие на коммерческой основе; филантропические; общественные и государственные. Биржи труда кроме трудоустройства безработных, обычно оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий. В компетенцию биржи труда входит также профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает организация переобучения и трудоустройства инвалидов. Направление биржи труда не обязательно для предпринимателей, могущих отказать в прием на работу. С другой стороны, отказ безработного от направления на роботу, как правило, влечет потерю права на пособие по безработице. Деятельность биржи труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ. В дореволюционной России биржи труда существовали во всех губернских и во многих уездных городах до конца 1919 г., когда потребность в них отпала с введение всеобщей трудовой повинности. На смену им Наркоматом труда была создана сеть отделов учета и распределение рабочей силы. В период новой экономической политики биржи труда были восстановлены; их деятельность направлялась комитетами, состоявшие из представителей профессиональных союзов и органов на паритетных началах. Первоначально наем рабочей силы обязательно осуществлялся через биржи труда за несколькими исключениями. Затем процедура трудоустройства претерпела изменения в направлении смягчения и упрощения условий найма. В 1925 г. деятельность биржи труда была реализована на основе государственного трудового посредничества (свободный наем), причем частные посреднические бюро были запрещены. К концу 1930 г. биржи труда прекратили свое существования. Переход нашей экономики к рынку требует проведения структурных маневров и существенного перераспределения рабочей силы между отраслями и регионами страны. Возникновение безработицы в определенных масштабах обусловило необходимость воссоздания трудовой биржи с учетом современных требований. Их функции не могут ограничиваться регистрацией безработных и поискам для них рабочего места. Предстоит создать организационные, квалификационные и информационные структуры биржи труда.

   Стратегические  решения в области государственного  регулирования занятости должны  носить комплексный характер  и лежать в плоскости обеспечения  роста производства и создания  новых рабочих мест с одновременным развертыванием программы переобучения и повышения квалификации работников. При этом надо учитывать опыт развитых стран, социальные и национальные особенности России, реально сложившуюся в стране ситуацию и внутреннюю логику развития с учетом складывающихся тенденций развития.10

   Нормативно-правовая  среда, обеспечивающая наиболее  эффективное функционирование рынка  труда; включает государственные  учреждения, негосударственные структуры  содействия занятости, кадровые  службы управления персоналом предприятий и фирм, общественные организации и фонды.

 

2.4 Аудиторские  и консалтинговые компании, торгово-промышленные  палаты.

  Аудиторские компании. Аудит – это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). В настоящее время в России созданы «Мосаудит» и «Инаудит», их экспертиза – обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получение лицензий, организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок западных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.11

   Различают аудит нескольких типов. Операционный аудит - оценить, действует ли вычислительный центр так эффективно, как надо. Аудит на соответствие - Определить удовлетворяется ли требование определенного соотношения (финансового) в кредитном договоре. Аудит в финансовой отчетности - ежегодный аудит финансовой отчетности фирмы.

   Аудиторские  фирмы предоставляют услуги четырёх  категорий: услуги по засвидетельствованию (любые услуги, при оказании которых  аудиторская фирма выдает письменное  заключение с выражением мнения, касающегося надёжности определённого утверждения, ответственность за которое несет другая сторона); налоговые услуги (подготавливают налоговые декларации для клиентов); консультационные услуги для администрации (от простых предложений по улучшению бухгалтерской системы клиента, до усовершенствования маркетинговой стратегии); бухгалтерские услуги.

   В консалтинговых компаниях работают крупные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По контракту, за счет заказов предпринимателей они предоставляют консультации по экономическим и юридическим вопросам. Для предпринимателей оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России это новое и перспективное дело, так как у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности.

   Выделяют  три формы консультирования. В  режиме проектирования, когда консультант  самостоятельно или совместно  с заказчиком разработает конкретный  проект и организует внедрение  на предприятии. В режиме обучения, при котором консультант проводит специальное обучение руководителей и специалистов предприятия к освоению нововведений. В режиме управления, когда консультант работает вместе с руководителем и помогает ему принимать конкретные решения.

   Торгово-промышленные палаты (ТПП)  в соответствии с законами РФ о "Торгово-промышленной палате в РФ" являются негосударственной, некоммерческой общественной организацией, объединяющей предпринимателей и предприятия независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. ТПП создаются в целях содействия развития экономики, формированию промышленной, финансовой инфраструктуры.

   Задачи  ТПП:

  • защита интересов российских предприятий и предпринимателей по вопросам хозяйственной деятельности;
  • содействие развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов;
  • организация взаимодействия между предприятиями в целях наилучшего решения вопросов межхозяйственных связей между ними;
  • содействие развитию подготовки кадров для предпринимательской деятельности;
  • содействие развитию экспорта товаров, помощь предпринимателям в проведение операций на внешнем рынке;
  • содействие урегулированию споров между предприятиями.

  Стратегическое направление ТПП России - это создание условий благоприятных для предпринимательства и взаимоотношений предпринимателей и государства. В ТПП России сформирована единая информационная система, представляющая собой структуру связи всех региональных палат. Потенциал системы ТПП позволяет рассматривать систему как конструктивную силу создания и функционирование сбалансированной рыночной инфраструктуры.

 

2.5 Аукционы, ярмарки, выставки как элементы инфраструктуры рыночной экономики.

   Аукцион - продажа товаров и услуг на публичных конкурентных торгах, в процессе которых устанавливается их конечная цена. На аукционах реализуют определенные виды товаров, которые как правило, пользуются повышенным спросом.

   Аукцион   представляет собой в первую  очередь рыночные отношения, в  которых продажа какого-либо имущества  производится при помощи публичного торга.

   Аукционы  могут проводиться, как на городском,  так и на международном уровнях.  Международные аукционы – преимущественно  коммерческие организации, имеющие  помещение, необходимое оборудование  и квалифицированные кадры. Аукционы организуют также специализированные брокерские фирмы, которые перепродают товары своих клиентов за комиссионное вознаграждение.

  Как правило, аукционы подразделяются как на закрытые, так и на открытые торги. Но суть каждого вида по отдельности одинакова, так как любой аукцион предусматривает в себе порядок проведения того или иного мероприятия.

   На сегодняшний  день аукционы того или иного  уровня проводятся, чуть ли не  в каждой стране и не в  каждом городе. Они играют важную  роль в жизни многих людей, так как непосредственно только на аукционе можно приобрести то, что в обыденно жизни в торговых отношениях выполнить практически нереально.

   Ярмарки – чрезвычайно важные элементы рыночной инфраструктуры. Они бывают всемирные, международные, региональные, национальные и местные. Ярмарки – это торги, рынки товаров, которые периодически организуют в установленном месте. Ярмарка — коммерческое мероприятие, основная цель которого состоит в заключение торговых сделок по выставляемым образцам товаров (услуг).

  С развитием общественного производства, расширением товарно-обменных операций, усилением конкуренции ярмарки превратились из центров привоза крупных партий наличного товара в ярмарки-выставки образцов товаров, которые можно заказать.

   Выставка — прежде всего публичная демонстрация достижений тех или иных отраслей материальной или духовной сферы жизни общества, основная цель которой — обмен идеями, теориями, знаниями при одновременном проведении коммерческой работы.

   Торгово-промышленная выставка — кратковременное, периодическое и проводимое (часто в одном и том же месте) мероприятие, в рамках которого предприятия (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) предлагают товары (услуги) и стремятся информировать клиентов (потребителей) о себе и своей продукции для организации ее сбыта.

Основное значение выставок (ярмарок):

- создают предпосылки  для так называемых «случайных»  встреч;

- обеспечивают  непосредственное общение предприятий  с клиентами (потребителями);

- экономят время;

- представляют  товары (услуги) в их естественном виде;

- предоставляют  возможность клиентам (потребителям) сравнить по основным параметрам  с товарами (услугами) конкурентов;

Информация о работе Характеристика основных элементов рыночной инфраструктуры