Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 23:16, курсовая работа
Актуальность изучения механизма рынка и важнейших его законов обусловлена тем, что в современном мире, где развиты рыночные отношения, человек не может находится вне экономики, а следовательно, и вне рынка. Каждый из нас является субъектом рыночных отношений и активно участвует в них в процессе жизнедеятельности. Поэтому необходимо иметь представление о сущности рынка, его функционировании, а также о важнейших его законах. В связи с этим, в настоящее время наблюдается общий интерес к глубокому изучению вопроса экономической жизни и в особенности рынка.
ВВЕДЕНИЕ
Рынок представляет собой определенную систему отношений, которая функционирует с помощью объективных законов. С возникновением рынка, люди стали приспосабливаться к этой объективной реальности, так как рынок не может существовать и действовать независимо от сознания людей. Он определяет их сознание и волю, формирует у них определенные мотивы, стимулирует их деятельность. Механизм рынка – это механизм прогресса. И на сегодняшний день рынок занимает важнейшее место в экономике государства, развитие и благополучие которого невозможно без высокоразвитой рыночной экономики.
В развитых странах современная экономика имеет рыночный характер. В решения основных экономических проблем рыночная система оказалась наиболее эффективной. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Актуальность изучения механизма рынка и важнейших его законов обусловлена тем, что в современном мире, где развиты рыночные отношения, человек не может находится вне экономики, а следовательно, и вне рынка. Каждый из нас является субъектом рыночных отношений и активно участвует в них в процессе жизнедеятельности. Поэтому необходимо иметь представление о сущности рынка, его функционировании, а также о важнейших его законах. В связи с этим, в настоящее время наблюдается общий интерес к глубокому изучению вопроса экономической жизни и в особенности рынка.
Цель курсовой работы – изучить рынок и рыночный механизм, исследовать важнейшие законы рынка.
Реализация поставленной цели, предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Определение понятия рынка и его функций.
2. Исследование структуры и инфраструктуры рынка.
3. Характеристика рыночного механизма.
4. Изучение важнейших законов рынка: закона спроса и предложения, закона стоимости.
5. Анализ конкуренции и особенностей ее проявления в современных условиях.
Объектом исследования является рыночный механизм.
Предмет исследования – действие законов рынка, которые возникают при функционировании рыночного механизма.
В процессе изучения материала по данной теме были использованы следующие методы исследования:
– нормативный метод;
– метод дедукции;
– метод индукции;
– анализ;
– описание.
На основании рассматриваемых статей, учебников, научной литературы, можно сказать, что данная тема широко рассматривалась и рассматривается многими учеными-экономистами. Теоретической основой курсовой работы послужили различные публикации отечественных и зарубежных специалистов в области экономики: А.И. Попов, М.А. Сажина Г.П. Журавлева, М.В. Орлова, П. Самуэльсон, А. Курно, У. Джевонс и др.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА И РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
1.1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ РЫНКА
В быту рынок чаще всего ассоциируется с продуктовым рынком или рынком, где можно купить товары, удовлетворяющие потребности людей. То есть рынок – это традиционное место, где покупатели и продавцы совершают сделки. Во многих городах России еще существуют рыночные площади и рыночные помещения, где происходит купля-продажа, как это делалось в течение многих столетий.
В экономической литературе встречаются различные понятия рынка. Наиболее часто используется определение, данное зарубежными экономистами А. Курно (1801-1877) и А. Маршалом (1842-1924). «Рынок – это не конкретная рыночная площадь, где продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». Из данного определения следует, что главным критерием образования рынка выступают свобода обмена и установление цен.
Еще один английский экономист У. Джевонс (1835-1882) в качестве основного критерия образования рынка выдвинул «тесноту» взаимосвязей между покупателями и продавцами. По его мнению, рынок – это некая группа людей, которая вступает в тесные деловые отношения и заключают сделки по поводу какого-либо товара.
Данные определения имеют некоторые недостатки. Основным из них является то, что содержание рынка сводится к сфере обмена. Но необходимо понимать, что понятие «рынок» многогранно, именно поэтому в экономической литературе выделяют различные определения:
1. Рынок как сфера обмена, которая организована по законам товарного производства и обращения.
2. Рынок как сфера взаимодействия
производителей и потребителей, иными
словами, взаимодействие между спросом
и предложением.
3. Рынок как форма общественной связи
между субъектами хозяйствования.
4. Рынок как общественная форма функционирования экономики.
Наиболее полным определение «рынка» можно считать понятие, которое выделяет А.И. Попов: «Рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления и выступающая в качестве сложного механизма функционирования народного хозяйства, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных отношений и финансово-кредитной системы»[6, c.60].
Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни. И для того, чтобы наиболее полно понять его сущность, следует выделить его экономические функции.
Регулирующая функция – это одна из наиболее важных функций в рыночной экономике. Через рынок осуществляется решение следующих: что, как и для кого производить. В рыночном регулировании большое значение имеют спрос и предложение, которые влияют на цены товаров. Так рост цены является сигналом к расширению производства, а её снижение – к его сокращению. Также рынок выступает в качестве регулятора производства. Он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике через механизмы законов спроса, предложения и стоимости.
Стимулирующая функция означает, что посредством цен рынок ищет способы внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, снижает затраты на производство и повышает качество продукции, расширяет ассортимент товаров и услуг.
Рынок выполняет посредническую функцию, с помощью которой устанавливается связь между потребителями и производителями. Она заключается в том, что в нормальной рыночной экономике, где развита конкуренция потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. Также продавец может выбрать наиболее подходящего для него покупателя. На рынке осуществляется реализация стоимости и доведение товаров до потребителя, и таким образом рынок служит связывающим звеном между производителем и потребителем.
С помощью санирующей функции рынок дифференцирует производителей. Предприятия, которые являются экономически слабыми и неэффективными, подвергаются разорению. И наоборот, поощряется развитие эффективных и перспективных предприятий.
Функция ценообразования возникает, когда происходит столкновение товарного спроса и предложения. Цена на товар снижается, если объем какого-либо товара превышает спрос, и соответственно, производство и предложение также снизится. Напротив, при высоких ценах производство будет расти до того момента, пока не наступит равновесие между спросом и предложением, и, как следствие этого, – равновесная цена.
Рынок предоставляет различную информацию, сведения и знания, которые необходимы хозяйствующим субъектам. Это информация об ассортименте и качестве услуг и товаров, которые на него поставляются. В связи с этим, также можно выделить информационную функцию рынка, которая позволяет предпринимателям сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Также рынок решает проблемы уровня жизни и эффективности производства. Освобождение экономики от дефицита товаров и услуг, который противоречит экономическим интересам участников рынка, происходит за счет действия рыночного механизма. Возможны расхождения между появлением потребностей и их удовлетворением, но они носят временный характер.
Влияние рынка на все фазы воспроизводства – производство, распределение, обмен и потребление – определяет рынок как саморегулирующуюся систему воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения. Таким образом, самой важной функцией рынка является саморегулирующая.
1.2. СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА
Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков. Следовательно, он имеет собственную структуру и инфраструктуру.
Структура рынка – это внутренне строение отдельных его элементов. Ее анализ является важным элементом в его характеристике.
Рынок связан с производственной и финансовой сферой. Он включает в себя элементы, которые непосредственно связаны с обеспечением производства, а также элементы денежного и материального обращения. В связи с этим, рынок имеет сложную структуру, которую можно классифицировать по различным критериям:
1. По экономическому назначению:
– рынок товаров и услуг;
– рынок средств производства;
– рынок инвестиций;
– рынок труда;
– рынок ценных бумаг.
При формировании таких рынков предполагается коренное изменение всей системы взаимодействий предприятий; происходит переход к реализации товаров на основе прямых связей. Создание рыночных структур в виде товарных и фондовых бирж, коммерческих центров, системы предприятий оптовой торговли является важнейшим инструментом такого рынка.
2. По пространственному признаку:
– местный (локальный) рынок, который включает один или несколько районов страны;
– региональный рынок, ограниченный одним или более регионами;
– национальный рынок, который расположен в пределах национальной территории;
– мировой рынок, который охватывает все страны мира.
3. По степени ограничения конкуренции:
– монополистический рынок;
– олигополистический рынок;
– свободный рынок;
– смешанный рынок.
4. По товарным группам:
– рынок товаров производственного назначения;
– рынок продовольственных товаров;
– рынок товаров народного потребления;
– рынок материалов и сырья и т.д.
5. По видам субъектов рыночных отношений:
– рынок оптовой торговли, где продавцами и покупателями являются какие-либо организации и предприятия;
– рынок розничной торговли, в котором в качестве продавцов выступают организации и предприятия, а покупателями являются отдельные граждане;
– рынок государственных закупок, когда государство выступает в качестве покупателя, а продавец – это непосредственный производитель продукции.
6. По степени соблюдения действующего законодательства страны:
– легальный рынок;
– официальный рынок;
– нелегальный (теневой) рынок.
7. По степени насыщенности товарами и услугами:
–равновесный рынок;
– дефицитный рынок;
– избыточный рынок.
Кроме отдельных, изолированных рынков, в экономике существует единая рыночная система, в которой все элементы находятся в определенных соотношениях друг с другом [6, c.64-66].
Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.
Под инфраструктурой рынка понимается совокупность учреждений, служб и организаций, которые обеспечивают успешное функционирование рыночных отношений. Обычно различают инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.
Инфраструктура товарного рынка включает:
– товарные биржи;
– предприятия оптовой и розничной торговли;
– ярмарки;
– аукционы;
–посреднические фирмы.
В состав инфраструктуры финансового рынка входят:
– валютные биржи;
– страховые компании;
– небанковские кредитно-финансовые учреждения.
Институты финансового рынка создают условия для перемещения потоков денежных средств от собственников сбережений к заемщикам.
Основными элементами инфраструктуры рынка труда являются:
– биржа труда;
– служба занятости и переподготовки кадров;
– организации, регулирующие миграции рабочей силы.
Также для успешного функционирования рынка необходима реклама, информационные и консультативные службы, учреждения ревизии и контроля.
Реклама – это распространение информации о товарах и услугах для увеличения спроса на них. Она возникла, когда товарное производство только начинало развиваться. Так, в Риме и Древней Греции сообщения коммерческого характера были написаны на деревянных, костяных или медных досках, которые громко зачитывали городские глашатаи. Уже в XX в. реклама стала одним из основных способов конкурентной борьбы. В середине 70-х гг. утвердилась рекламная индустрия, которая включала широкую сеть рекламных агентств, а сама реклама стала рассматриваться как элемент новой системы управления, как составная часть маркетинга.
Информация о работе Характеристика рыночного механизма и важнейших законов рынка