Характеристика рыночного механизма и важнейших законов рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения механизма рынка и важнейших его законов обусловлена тем, что в современном мире, где развиты рыночные отношения, человек не может находится вне экономики, а следовательно, и вне рынка. Каждый из нас является субъектом рыночных отношений и активно участвует в них в процессе жизнедеятельности. Поэтому необходимо иметь представление о сущности рынка, его функционировании, а также о важнейших его законах. В связи с этим, в настоящее время наблюдается общий интерес к глубокому изучению вопроса экономической жизни и в особенности рынка.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 79.87 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Рынок представляет собой определенную систему отношений, которая функционирует с помощью объективных законов. С возникновением рынка, люди стали приспосабливаться к этой объективной реальности, так как рынок не может существовать и действовать независимо от сознания людей. Он определяет их сознание и волю, формирует у них определенные мотивы, стимулирует их деятельность. Механизм рынка – это механизм прогресса. И на сегодняшний день рынок занимает важнейшее место в экономике государства, развитие и благополучие которого невозможно без высокоразвитой рыночной экономики.

В развитых странах современная экономика имеет рыночный характер. В решения основных экономических проблем рыночная система оказалась наиболее эффективной. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Актуальность изучения механизма рынка и важнейших его законов  обусловлена тем, что в современном мире, где развиты рыночные отношения, человек не может находится вне экономики, а следовательно, и вне рынка. Каждый из нас является субъектом рыночных отношений и активно участвует в них в процессе жизнедеятельности. Поэтому необходимо иметь представление о сущности рынка, его функционировании, а также о важнейших его законах. В связи с этим, в настоящее время наблюдается общий интерес к глубокому изучению вопроса экономической жизни и в особенности рынка.

Цель курсовой работы – изучить рынок и рыночный механизм, исследовать важнейшие законы рынка.

Реализация поставленной цели, предполагает постановку и решение следующих задач:

1. Определение понятия  рынка и его функций.

2. Исследование структуры  и инфраструктуры рынка.

3. Характеристика рыночного  механизма.

4. Изучение важнейших законов рынка: закона спроса и предложения, закона стоимости.

5. Анализ конкуренции и особенностей ее проявления в современных условиях.

Объектом исследования  является рыночный механизм.

Предмет исследования – действие законов рынка, которые возникают при функционировании рыночного механизма.

В процессе изучения материала по данной теме были использованы следующие методы исследования:

– нормативный метод;

– метод дедукции;

– метод индукции;

– анализ;

– описание.

На основании рассматриваемых статей, учебников, научной литературы, можно сказать, что данная тема широко рассматривалась и рассматривается многими учеными-экономистами. Теоретической основой курсовой работы послужили различные публикации отечественных и зарубежных специалистов в области экономики: А.И. Попов, М.А. Сажина Г.П. Журавлева, М.В. Орлова, П. Самуэльсон, А. Курно, У. Джевонс и др.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА И РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

1.1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ РЫНКА

В быту рынок чаще всего ассоциируется с продуктовым рынком или рынком, где можно купить товары, удовлетворяющие  потребности людей. То есть рынок – это традиционное место, где покупатели и продавцы совершают сделки. Во многих городах России еще существуют рыночные площади и рыночные помещения, где происходит купля-продажа, как это делалось в течение многих столетий.

В экономической литературе встречаются различные понятия рынка. Наиболее часто используется определение, данное зарубежными экономистами А. Курно (1801-1877) и А. Маршалом (1842-1924). «Рынок – это не конкретная рыночная площадь, где продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». Из данного определения следует, что главным критерием образования рынка выступают свобода обмена и установление цен.

Еще один английский экономист У. Джевонс (1835-1882) в качестве основного критерия образования рынка выдвинул «тесноту» взаимосвязей между покупателями и продавцами. По его мнению, рынок – это некая группа людей, которая вступает в тесные деловые отношения и заключают сделки по поводу какого-либо товара.

Данные определения имеют некоторые недостатки. Основным из них является то, что содержание рынка сводится к сфере обмена. Но необходимо понимать, что понятие «рынок» многогранно, именно поэтому в экономической литературе выделяют различные определения:

1. Рынок как сфера обмена, которая организована по законам товарного производства и обращения.

2. Рынок как  сфера взаимодействия производителей и потребителей, иными словами, взаимодействие между спросом и предложением. 
3. Рынок как форма общественной связи между субъектами хозяйствования.

4. Рынок как общественная форма функционирования экономики.

Наиболее полным определение «рынка» можно считать понятие, которое выделяет А.И. Попов: «Рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления и выступающая в качестве сложного механизма функционирования народного хозяйства, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных отношений и финансово-кредитной системы»[6, c.60].

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни. И для того, чтобы наиболее полно понять его сущность, следует выделить его экономические функции.

 Регулирующая функция – это одна из наиболее важных функций в рыночной экономике. Через рынок осуществляется решение следующих: что, как и для кого производить. В рыночном регулировании большое значение имеют спрос и предложение, которые влияют на цены товаров. Так рост цены является сигналом к расширению производства, а её снижение – к его сокращению. Также рынок выступает в качестве регулятора производства. Он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике через механизмы законов спроса, предложения и стоимости.

Стимулирующая функция означает, что посредством цен рынок  ищет способы внедрения достижений научно-технического прогресса в  производство, снижает затраты на производство и повышает качество продукции, расширяет ассортимент товаров и услуг.

Рынок выполняет посредническую функцию, с помощью которой устанавливается связь между потребителями и производителями. Она заключается в том, что в нормальной рыночной экономике, где развита конкуренция потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. Также продавец может выбрать наиболее подходящего для него покупателя. На рынке осуществляется реализация стоимости и доведение товаров до потребителя, и таким образом рынок служит связывающим звеном между производителем и потребителем.

С помощью санирующей функции рынок дифференцирует производителей. Предприятия, которые  являются экономически слабыми и неэффективными, подвергаются разорению. И наоборот, поощряется развитие эффективных и перспективных предприятий.

Функция ценообразования возникает, когда происходит столкновение товарного спроса и предложения. Цена на товар снижается, если объем какого-либо товара превышает спрос, и соответственно, производство и предложение также снизится. Напротив, при высоких ценах производство будет расти до того момента, пока не наступит равновесие между спросом и предложением, и, как следствие этого, – равновесная цена.

Рынок предоставляет различную информацию, сведения и знания, которые необходимы хозяйствующим субъектам. Это информация об ассортименте и качестве услуг и товаров, которые на него поставляются.  В связи с этим, также можно выделить информационную функцию рынка, которая позволяет предпринимателям сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Также рынок решает проблемы уровня жизни и эффективности производства. Освобождение экономики от дефицита товаров и услуг, который противоречит экономическим интересам участников рынка, происходит за счет действия рыночного механизма. Возможны расхождения между появлением потребностей и их удовлетворением, но они носят временный характер.

Влияние рынка  на все фазы воспроизводства – производство, распределение, обмен и потребление – определяет рынок как  саморегулирующуюся систему воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения. Таким образом, самой важной функцией рынка является саморегулирующая.

1.2. СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА  РЫНКА

Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков. Следовательно, он имеет собственную структуру и инфраструктуру.

Структура рынка – это внутренне строение отдельных  его элементов. Ее анализ является важным элементом в его характеристике.

Рынок связан с производственной и финансовой сферой. Он включает в себя элементы, которые непосредственно связаны с обеспечением производства, а также элементы денежного и материального обращения. В связи с этим, рынок имеет сложную структуру, которую можно классифицировать по различным критериям:

1. По экономическому назначению:

– рынок товаров и услуг;

– рынок средств производства;

– рынок инвестиций;

– рынок труда;

– рынок ценных бумаг.

При формировании таких рынков предполагается коренное изменение всей системы взаимодействий предприятий; происходит переход к реализации товаров на основе прямых связей. Создание рыночных структур в виде товарных и фондовых бирж, коммерческих центров, системы предприятий оптовой торговли является важнейшим инструментом такого рынка.

2. По пространственному признаку:

– местный (локальный) рынок, который включает один или несколько районов страны;

– региональный рынок, ограниченный одним или более регионами;

– национальный рынок, который расположен в пределах национальной территории;

– мировой рынок, который охватывает все страны мира.

3. По степени ограничения  конкуренции:

– монополистический рынок;

– олигополистический рынок;

– свободный рынок;

– смешанный рынок.

4. По товарным группам:

– рынок товаров производственного назначения;

– рынок продовольственных товаров;

– рынок товаров народного потребления;

– рынок материалов и сырья и т.д.

5. По видам субъектов  рыночных отношений:

– рынок оптовой торговли, где продавцами и покупателями являются какие-либо организации и предприятия;

– рынок розничной торговли, в котором в качестве продавцов выступают организации и предприятия, а покупателями являются отдельные граждане;

– рынок государственных закупок, когда государство выступает в качестве покупателя, а продавец – это непосредственный производитель продукции.

6. По степени соблюдения  действующего законодательства страны:

– легальный рынок;

– официальный рынок;

– нелегальный (теневой) рынок.

7. По степени насыщенности товарами и услугами:

–равновесный рынок;

– дефицитный рынок;

– избыточный рынок.

Кроме отдельных, изолированных рынков, в экономике существует единая рыночная система, в которой все элементы находятся в определенных соотношениях друг с другом [6, c.64-66].

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.

Под инфраструктурой рынка понимается совокупность учреждений, служб и организаций, которые обеспечивают успешное функционирование рыночных отношений. Обычно различают инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка включает:

– товарные биржи;

– предприятия оптовой и розничной торговли;

– ярмарки;

– аукционы;

–посреднические фирмы.

В состав инфраструктуры финансового рынка входят:

– валютные биржи;

– страховые компании;

– небанковские кредитно-финансовые учреждения.

Институты финансового рынка создают условия для перемещения потоков денежных средств от собственников сбережений к заемщикам.

Основными элементами инфраструктуры рынка труда являются:

– биржа труда;

– служба занятости и переподготовки кадров;

– организации, регулирующие миграции рабочей силы.

Также для успешного функционирования рынка необходима реклама, информационные и консультативные службы, учреждения ревизии и контроля.

Реклама – это распространение информации о товарах и услугах для увеличения спроса на них. Она возникла, когда товарное производство только начинало развиваться. Так, в Риме и Древней Греции сообщения коммерческого характера были написаны на деревянных, костяных или медных досках, которые громко зачитывали городские глашатаи. Уже в XX в. реклама стала одним из основных способов конкурентной борьбы. В середине 70-х гг. утвердилась рекламная индустрия, которая включала широкую сеть рекламных агентств, а сама реклама стала рассматриваться как элемент новой системы управления, как составная часть маркетинга.

Информация о работе Характеристика рыночного механизма и важнейших законов рынка