Характеристика рыночного механизма и важнейших законов рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения механизма рынка и важнейших его законов обусловлена тем, что в современном мире, где развиты рыночные отношения, человек не может находится вне экономики, а следовательно, и вне рынка. Каждый из нас является субъектом рыночных отношений и активно участвует в них в процессе жизнедеятельности. Поэтому необходимо иметь представление о сущности рынка, его функционировании, а также о важнейших его законах. В связи с этим, в настоящее время наблюдается общий интерес к глубокому изучению вопроса экономической жизни и в особенности рынка.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 79.87 Кб (Скачать файл)

Закон стоимости – это экономический закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров происходит в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Это закон проявляется как закон цен. Цена – это денежное выражение стоимости товаров, а также выражение общественно необходимых затрат труда на их производство.

На разных этапах своего развития общество характеризуется различными типами производственных отношений. В связи с этим, закону стоимости присущи следующие черты:

– в основе лежит общественно необходимый труд;

– величина стоимости товаров прямо пропорциональна количеству воплощенного в нем общественно необходимого труда и обратно пропорциональна его производительной силе;

– обмен товаров совершается в соответствии с количеством воплощенного в них общественно необходимого труда;

– закон стоимости выступает в качестве регулятора цен, определяя их уровень;

– с помощью механизма рыночных цен закон стоимости регулирует процесс производства, способствуя его сокращению или расширению;

– индивидуальные затраты труда сводятся к общественно необходимым, индивидуальные стоимости – к общественной стоимости, которая является основой цены.

В простом товарном производстве и в условиях развитого рыночного хозяйства закон стоимости выполняет определенные функции. Следует выделить три наиболее важные функции:

1) регулирование пропорций  общественного производства;

2) увеличение дифференциации товаропроизводителей;

3) стимулирование развития производительных сил.

Сущность регулирующей функции заключается в том, что происходит перераспределение труда и средств производства между различными отраслями. Так как цены на рынке зависят от спроса и предложения, то в случае, если предложение не удовлетворяет спрос, а цены на данный товар растут, это означает, что его производители, продавая товар по повышенным ценам, получают значительно большие доходы. В погоне за этими доходами другие производители направляют свои капиталы в данное производство, что ведет к изменению пропорций между отдельными отраслями и производствами. Когда рынок будет насыщен товарами и цены начнут падать, произойдет отток капиталов в другую отрасль, более доходную в данный период. И такой процесс идет постоянно.

Увеличение дифференциации товаропроизводителей – это обогащение одних и разорение других производителей товаров. Товаропроизводители стремятся снизить индивидуальную стоимость своих товаров, но в условиях конкурентной борьбы это не всегда удается. Те производители, у которых не возмещаются затраты при продаже товаров, разоряются. И наоборот, применяя технические усовершенствования и соответственно сокращают затраты труда, товаропроизводители обогащаются. Так создается экономическая база классовой дифференциации товаропроизводителей.

Стимулирование развития производительных сил побуждает товаропроизводителей вводить новую технику и совершенствовать методы организации производства. Так, производитель, внедривший какое-либо новшество, которое позволяет повысить производительность труда, производит товары с индивидуальной стоимостью, меньшей, чем общественная, а продает их по общественной стоимости. Следовательно, он получает дополнительную прибыль. Это происходит до тех пор, пока новшество не получит общественного распространения, не приведет к снижению общественно необходимых затрат труда. Для того чтобы опять получить дополнительную прибыль, нужно совершенствовать орудия труда, организацию производства и т.п., т.е. развивать производительные силы.

Таким образом, закон стоимости через регулирование пропорций производства, дифференциацию товаропроизводителей и стимулирование развития производительных сил создает необходимые условия для перерастания простого товарного производства в капиталистическое, для дальнейшего развития товарно-денежных отношений и рыночного хозяйства.

2.3. КОНКУРЕНЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование. Это один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Конкуренция – это борьба между участниками рыночной экономики за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.

Выделяют следующие виды конкуренции:

– совершенная (чистая) конкуренция, имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей схожего товара, на котором ни один из участников не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж;

– монополистическая конкуренция, имеющая место на рынке со множеством продавцов и покупателей при большом разнообразии товаров, которые продаются по различным ценам;

– олигополистическая конкуренция, имеющая место на рынке с незначительным количеством крупных продавцов, которые  способны оказывать существенное влияние на цены продаваемого товара;

– недобросовестная конкуренция, при которой участники нарушают принятые нормы и правила конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов, используют ложную рекламу своей продукции, устанавливают дискриминационные цены;

– несовершенная конкуренция – конкуренция, которая не соответствует теоретическим представлениям о совершенной конкуренции;

– ценовая конкуренция, которая осуществляется посредством снижения цен;

– неценовая конкуренция – конкуренция, которая осуществляется посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах[7, c.263].

Современная конкуренция, выступая необходимым компонентом мирового рынка и формой рыночных процессов, характеризуется большой масштабностью, динамикой и остротой.

Масштабность конкуренции вызвана общим ростом числа участников внешнеторговых операций, которые вовлекаются в обмен под воздействием международного разделения труда, международной кооперации и специализации в различных областях. Расширение хозяйственной жизни, приводит к увеличению базы конкуренции. Наряду с большими монопольными предприятиями в борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы.

В связи с широким распространением конкуренции, ускоряется протекание характерных для нее процессов: происходит быстрое обновление ее форм и методов, расширяется поиск новых конкурентоспособных товаров и рынков сбыта. Динамику конкуренции придает научно-техническая революция (НТР). НТР выступает не только действенным средством конкурентной борьбы, но и ее мощнейшим катализатором. Воздействие НТР на формирование условий конкурентной борьбы и способов ее ведения имеет место на всех уровнях хозяйственных отношений: отношения между отдельными фирмами, странами или группами стран. При использовании достижений НТР открываются широкие возможности для обновления товарной номенклатуры, для быстрого реагирования на изменение рыночного спроса, на удовлетворение растущих требований к качеству изделий. Поэтому сегодня новизна стала одним из главных факторов конкурентоспособности. Анализ мирового экспорта промышленной продукции показывает, что среди товаров, экспорт которых растет наиболее быстрыми темпами, преобладают товары, которые быстро обновляются под воздействием НТР: интегральные схемы, ЭВМ, коммуникационное электронное оборудование, аппаратура видео- и звукозаписи, целлюлозно-бумажное оборудование, железнодорожный подвижной состав, бытовое и промышленное электротехническое оборудование, авиадвигатели, химическое оборудование.

По оценкам специалистов, те компаний, которые успешно освоили выпуск новых товаров, в течение 5-10 лет после их внедрения в производство темпы роста прибыли в два раза выше, чем у конкурентов, которые продолжали выпуск традиционной продукции. Рыночный успех новых товаров, в отличие от традиционных, может достигаться при сравнительно высоких ценах, имеющих в этом случае меньшее влияние на спрос, чем потребительские свойства товара: качество, новизна, надежность и т.д. Это является убедительным фактором в поддержку концепции возрастания роли неценовой конкуренции.

Не смотря на то, что сегодня ценовая конкуренция значительно ограничена, игнорировать ее было бы ошибочным. Мировая практика дает немало примеров масштабного и быстрого удешевления товаров: полупроводники, бытовая электронная аппаратура, некоторые виды производственной керамики и др. Такое снижение цен становится возможным при использовании достижений НТР, которые обеспечивают резкое снижение издержек производства. Но снижение цен, чаще всего, является вынужденным, экономически невыгодным для товаропроизводителя действием. Для него прибыльнее изменение потребительских свойств товара при сохранении цен неизменными. В этом случае вновь помогает НТР, которая воздействует на потребительские свойства продукции.

Значение цены как центра, вокруг которого долгое время колебались покупательские предпочтения, относительно падает, уступая место многим неценовым параметрам: качество, новизна, надежность конструкции, соответствие международным стандартам, удобство эксплуатации, оформление, готовность к потреблению, легкость профессионального обучения, оперативность технического обслуживания и т.п. Эти параметры, формируя новую систему потребительских ценностей, образуют новые «эпицентры» конкурентной борьбы, в которой участвуют как отдельные фирмы-экспортеры, так и целые страны, выступающие в роли экспортеров.

Чем шире спектр потребительских требований и выше их уровень, тем жестче требования к экспортерам, к их конкурентоспособности. Ведь конкурентоспособный товар, как правило, может производить только конкурентоспособная фирма, а для такой фирмы нужны определенные условия, которые характеризуются конкурентоспособностью ее страны. Эта взаимозависимости давно выявлена и внимательно изучается. Так, международная организация «Европейский форум по проблемам управления» регулярно проводит исследования по оценке конкурентоспособности западных стран. При этом понятие «конкурентоспособность» определяется как реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов.

Определяя конкурентоспособность страны используется около 340 показателей и более 100 оценок экспертов-экономистов. Данные анализа формируются в 10 факторов:

1. экономический потенциал и темпы роста экономики;  
2. эффективность промышленного производства; 
3. уровень развития науки и техники, темпы освоения научно-технических достижений; 
4. участие в МРТ; 
5. динамичность и емкость внутреннего рынка; 
6. гибкость финансовой системы; 
7. воздействие государственного регулирования экономики; 
8. уровень квалификации трудовых ресурсов; 
9. обеспеченность трудовыми ресурсами; 
10. социально-экономическая и внутриполитическая ситуация.

Высокой конкурентоспособностью обладают США, Швейцария, Германия и Сингапур. При этом эксперты отмечают не только мощный общеэкономический базис конкурентоспособности этих стран, который достаточно полно характеризуется приведенными выше факторами, но и не менее важный структурный аспект их конкурентоспособности. Речь идет о степени адаптации экономики к эволюции мирового спроса, о точном выборе национальной специализации, соответствующей внутренним возможностям, об умении избежать острой и бессмысленной конкуренции, переключившись на выпуск новых товаров или освоение новых рынков. В этом глубоком понимании глобальной структуры мирового спроса, в способности динамично на него реагировать, одновременно активно формируя его в нужном направлении, и состоит секрет рыночного успеха ведущих мировых экспортеров.

Конкурентоспособность российской экономики стабильно повышается. Согласно рейтингу, составленному исследовательским центром Международного института развития менеджмента (IMD), в 2014г. Россия заняла 38 место в списке 60 ведущих мировых экономик. По мнению экспертов, подобная оценка говорит о том, что продукция российской экономики становится все более конкурентной и привлекательной на мировых рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая данную работу, можно сделать следующие выводы:

1. Рынок – это система экономических отношений между людьми, которая охватывает процессы производства, распределения, обмена и потребления и выступает в качестве сложного механизма функционирования народного хозяйства, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных отношений и финансово-кредитной системы.

2. Для решения важных вопросов, что, как и для кого производить, рынок выполняет ряд функций: саморегулирующую; стимулирующую; санирующую; посредническую; ценообразования; информационную; регулирующую. Выполняя эти функций, рынок оказывает большое влияние на все стороны общества, включая каждого отдельно взятого человека. Самой важной из них является функция саморегулирования, так как  рынок влияет на производство, распределение, обмен и потребление, что определяет саморегулирующуюся систему воспроизводства.

3. Для нормального функционирования рынка формируется его структура и инфраструктура – система институтов, которая  призвана содействовать рыночным отношениям. Рынок имеет сложную структуру, которая определяется различными критериями. Но также существует единая рыночная система, элементы которой находятся в определенном соотношении  друг с другом. Различают инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда. Она способствует участникам рыночных отношений в реализации их интересов и обеспечивает цивилизованный характер их деятельности.

Информация о работе Характеристика рыночного механизма и важнейших законов рынка