Характеристика рыночного механизма и важнейших законов рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения механизма рынка и важнейших его законов обусловлена тем, что в современном мире, где развиты рыночные отношения, человек не может находится вне экономики, а следовательно, и вне рынка. Каждый из нас является субъектом рыночных отношений и активно участвует в них в процессе жизнедеятельности. Поэтому необходимо иметь представление о сущности рынка, его функционировании, а также о важнейших его законах. В связи с этим, в настоящее время наблюдается общий интерес к глубокому изучению вопроса экономической жизни и в особенности рынка.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 79.87 Кб (Скачать файл)

Службы информации – это организации, которые занимаются сбором сведений, используемых для анализа и прогноза состояния рынка. Так, любой фирме или предприятию требуется информация о спросе и предложении товаров на различных рынках, о норме прибыл, о том, где можно выгодно продать или купить товар и т. д. Данные сведения используются для создания стратегии поведения фирмы.  На современном этапе рыночной инфраструктуры происходит переход от разрозненной информации к созданию автоматических систем обработки данных.

Консультативные службы, или консалтинг,  — это организации, которые осуществляют консультирование участников рыночных отношений на коммерческой основе. Эти услуги оказываются по различным вопросам хозяйственной деятельности организаций и предприятий, по исследованию и прогнозированию рынка товаров и услуг, ноу-хау, лицензий и т. д. В связи с тем, что оплата консультаций таких служб обходится дешевле, чем содержание собственных специалистов, фирмы очень часто пользуются консалтингом.

Аудиторские компании – это организации, которые  осуществляют комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности фирмы, чтобы оценить ее возможности в сфере бизнеса. Обычно таким компаниям предоставляют специальные полномочия от государственных органов, которые наблюдают за деятельностью акционерных компаний.

Таким образом, можно прийти к выводу, что инфраструктура рынка создана с помощью рыночных отношений. Она способствует участникам рыночных отношений в реализации их интересов и обеспечивает цивилизованный характер их деятельности [1, с.108-122].

1.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

Любой хозяйственный механизм представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, динамику движения которых определяют экономические законы, а также организационную структуру экономической системы.

Разные учены дают различные определения рыночному механизму. Так, например, выдающийся американский экономист П. Самуэльсон трактует это понятие так: "Рыночный механизм - это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные потребители и производители взаимодействуют посредством рынка, с целью решения трех вопросов рынка: что, как и для кого производить"

Следует выделить наиболее распространенное понятие рыночного механизма.

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия главных элементов рынка: цены, спроса, предложения и основных экономических законов. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, согласно которым действуют производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования.

Действие рыночного механизма происходит на основе экономических законов. К ним относятся:

1) изменение спроса и предложения;

2) равновесная цена;

3) конкуренция;

4) стоимость (ценность);

5) прибыль и т.д.

Со стороны потребления выступает спрос, а со стороны  производства – предложение. Несмотря на то, что эти два элемента на рынке противоборствуют друг другу, они неразрывно связаны между собой. В зависимости от конкретных условий спрос и предложение способны уравновешиваться на определенный период. Это выравнивание может происходить стихийно и с помощью государственного воздействия.

Рыночный механизм заставляет предпринимателей, которые преследуют собственную цель (прибыль,) действовать в конечном счете на пользу потребителей. Поэтому его можно характеризовать как механизм принуждения. Например, модный товар имеет неудовлетворенный спрос, в связи  с чем повышается цена на него. Но потребность удовлетворяется не полностью. У товаропроизводителей есть два варианта действий: 1) расширение производства и снижение цен, что удовлетворит потребность большего количества покупателей; 2) удержание высокой цены, что может привести к переходу клиентов к конкурентам, а вместе с этим и к потери прибыли. Поэтому производитель стремится вовремя расширить производство и снизить цену на товар до полного насыщения рынка. Данный механизм действует при условии наличия конкурентов.

Действие этого механизма основано на естественном стремлении общества к благосостоянию. Поэтому важным условием действия рыночного механизма является свобода потребителей и производителей. Большая свобода способствует эффективному действию саморегулирующего механизма рыночной экономики.

При рыночных отношениях происходит взаимодействие продавцов и покупателей, т.е. совершаются некие обменные сделки, которые могут сопровождаться определенным риском.

Риск отражается в том, что товаропроизводитель стремится предугадать спрос, а также выпустить продукцию по высоким ценам, когда рынок еще не насыщен. В это время он рискует быть обойденным конкурентами, вложить деньги в производство бесперспективных или малоперспективных товаров, произвести продукции больше, чем требует рынок, и продать товар за бесценок. В связи с этим, на рынке возникают различные конфликты, которые разрешаются с помощью рыночного механизма. Экономическое положение потребителей и производителей, покупателей и продавцов, зависит от рыночной конъюнктуры, изменение которой происходит под влиянием многочисленных факторов.

Конъюнктура рынка – это совокупность экономических условий, складывающихся на рынке в каждый данный момент времени, которые осуществляет процесс реализации товаров и услуг.

Она определяется экономическими показателями, которые характеризуют состояние рынка: соотношением спроса и предложения, емкостью рынка, уровнем цен, платежеспособными возможностями потребителей, состоянием товарных запасов и т.д. Исключительно важную роль играет соотношение спроса и предложения, так как именно оно чаще всего определяет судьбу продавцов и покупателей.

Следует отличать конъюнктуру рынка от народнохозяйственной конъюнктуры. Народнохозяйственная конъюнктура представляет собой совокупность экономических условий и признаков, которые  определяют процесс общественного воспроизводства в целом и характеризуют общее состояние экономики на определенный момент.

Колебания прибыли – это своего рода барометр рынка, который подает сигналы производству. В своей хозяйственной деятельности товаропроизводитель руководствуется интересами прибыли. Прибыль находится в зависимости от цены, роста объема производства, а также от скорости оборота капиталов. В условиях дефицитной экономики и сбалансированного рынка происходит изменение характера нацеленности предприятия на прибыль. При этом возникает коллективный эгоизм, что приводит к преувеличению роли прибыли в деятельности предприятия.

Для того чтобы подробно рассмотреть  элементы и законы рыночного механизма, следует отметить, что сам рыночный механизм содержит два элемента:

          1) саморазвитие;

2) государственное регулирование путем воздействия государства на спрос, предложение, цены и конкуренцию.

В конце, следует выделить три основных направления действия рыночного механизма:

1) регулирование производства  и потребления товаров;

2) дифференцирование товаропроизводителей;

3) развитие экономики и общества.

Главной особенность рыночного механизма является то, что каждый

его элемент тесно связан с ценой, которая служит основным инструментом, действующим на спрос и предложение. [2, c.299-304]

Для наиболее полной характеристики рыночного механизма рассмотрим наиболее важные экономические законы: закон спроса и предложения; закон стоимости; закон конкуренции.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВАЖНЕЙШИЕ ЗАКОНЫ РЫНКА

2.1. ЗАКОН СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Рыночные отношения представлены как связь покупателей и продавцов. Эта связь принимает форму взаимодействия между потреблением и производством. В сфере обмена они выступают как спрос и предложение.

Закон спроса и предложения многие понимают по разному. Одни утверждают, что это единый закон, по мнению других – это два отдельных закона: закон спроса и закон предложения. В действительности закон спроса и предложения – это единый закон рынка. Но для того, чтобы его исследовать, следует рассмотреть их отдельно.

В рыночных условиях спрос имеет важное значение. Каждый владеет интуитивным представлением о спросе: это потребность в определенных благах. В экономической теории рассматривают платежеспособный спрос.

Спрос – это количество товаров и услуг, которые потребители желают и способны приобрести на рынке по некоторой цене в течение определенного периода времени.

Величина спроса зависит от ценовых и неценовых факторов: цены товара; цены взаимозаменяемых(субституты) и взаимодополняемых (комплементы) товаров; доходов покупателей; предпочтений покупателей; потребительского ожидания и т.д.

Наиболее важными фактором является цена товара. Функция спроса по цене может быть представлена следующим образом:

QD=f(P)                                                                                                              (1)

где

QD – объём спроса

P – цена товара.

Данную функцию можно изобразить графически:

               D



 

 

          D

 

Рис. 1.1 – Функция спроса на товары по цене

Нетрудно заметить, что между ценой и количеством приобретаемого товара существует обратная или отрицательная зависимость: чем ниже цена на товар, тем большее его количество может быть приобретено при прочих равных условиях. Впервые эта зависимость была математически сформулировал французским экономистом А. Курно и получила название закона спроса.


       


         




                                                           


 

 Рис. 1.2 – Функция спроса на товары по доходам

Факторы спроса по-разному влияют на поведение кривой спроса DD. Изменении цены приводит либо к увеличению, либо к сокращению спроса, двигаясь по кривой DD.

Влияние других факторов на спрос приводит к смещению кривой. При снижении доходов населения спрос сокращается, что приводит к смещению кривой DD вниз в положение D1D1, а при повышении доходов спрос повышается, и кривая DD перемещается вверх в положение D2D2 (рис.1.2).

Если спрос представляют покупатели, то предложение – продавцы. Предложение – это количество товаров и услуг, которое продавцы могут продать по некоторой цене за определенный период времени.

Величина предложения зависит от нескольких факторов: цен на товары; цен на товары-заменители; количество продавцов на рынке; наличия производственных ресурсов, система налогов и дотаций.

При этом главным фактором, влияющим на величину предложения, выступает цена на предлагаемые товары. Функция предложения по цене имеет следующий вид:

QS=f(P)                                                                                                                (2)

где

QS – величина предложения

P – цена товара.

Между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость. Такую связь называют законом предложения, который гласит, что при повышении цен на товар увеличивается выпуск и предложение товара, а при их понижении  сокращается производство и предложение, если прочие условия остаются неизменными.

Влияние других факторов приводит к смещению кривой предложения SS. Например, повышение налоговых ставок на производителей уменьшает величину предложения товара, а кривая предложения SS смещается в положение S1S1. Предоставление дотаций ведет к увеличению производства и предложения, а кривая SS смещается в положение S2S2 (рис1.3).

Взаимодействие спроса и предложения устанавливает рыночную цену. При наложении кривой спроса DD на кривую предложения SS можно определить рыночное равновесие. Точка пересечения кривых DD и SS называется точкой равновесия (Е), а цена и объем равновесными (рис.1.4). Она показывает, что данная цена устраивает как продавца, так и покупателя.

Кривые DD и SS делят всю координатную плоскость на четыре различные зоны (рис.1.4), которые можно описать следующим образом:

I - зона возможных покупок, но невозможных продаж (дефицит);

II - зона возможных продаж, но невозможных покупок (излишек);

III - зона невозможных покупок и продаж (мертвая зона);

IV - зона наиболее благоприятных  сделок.

При свободной конкуренции с помощью рыночного изменения цен и количества предлагаемого товара рыночный механизм устанавливает соответствие между спросом и предложением. В этом случае рынок становится равновесным[6, c.76-77].

2.2. ЗАКОН СТОИМОСТИ

Меновые пропорции между товарами определяются необходимым общественным трудом, который затрачивается на их производство. Это есть закон стоимости, который действует там, где продукты труда принимают товарную форму.

Закон стоимости является основным экономическим законом в условиях простого товарного производства. Он выражает основные производственные отношения, которые  существуют в рамках этого хозяйственного уклада, и определяет направление их развития.

Информация о работе Характеристика рыночного механизма и важнейших законов рынка