Характеристика рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:00, реферат

Описание работы

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы в основе, которой - функционирование социализированного товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных индивидов. Формирование рыночной экономики -- сложный, противоречивый процесс.

Содержание работы

Введение
1.Характеристика рыночной экономики
1.1 Понятие рыночной экономики
1.2 Функции рынка
1.3 Классификация рынков
2. Модели рыночных отношений
2.1 Американская модель
2.1.1 Экономика Соединенных Штатов Америки
2.2 Восточная модель
2.2.1 Экономика Японии
2.3 Северная модель
2.3.1 Экономика Швеции
2.3.2 Экономика Дании
2.4 Восточноевропейская модель
2.4.1 Экономика России
2.5 Европейская модель
2.5.1 Экономика Германии
2.5.2 Экономика Италии
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 84.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1.Характеристика рыночной экономики

1.1 Понятие рыночной экономики

1.2 Функции рынка

1.3 Классификация рынков

2. Модели рыночных отношений

2.1 Американская модель

2.1.1 Экономика Соединенных Штатов  Америки

2.2 Восточная модель

2.2.1 Экономика Японии

2.3 Северная модель

2.3.1 Экономика Швеции

2.3.2 Экономика Дании

2.4 Восточноевропейская модель

2.4.1 Экономика России

2.5 Европейская модель

2.5.1 Экономика Германии

2.5.2 Экономика Италии

Заключение

Список используемой литературы

Введение

«Каждый отдельный человек  старается употреблять свой капитал  так, чтобы продукт его обладал  наибольшей стоимостью. Обычно он не имеет  в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в  этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая, совсем и не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться служить им.»

Адам Смит.

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению  современной рыночной системы в  основе, которой - функционирование социализированного товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных индивидов. Формирование рыночной экономики -- сложный, противоречивый процесс.

Рыночная экономика может разрушительно  воздействовать на общественные структуры (вспомним мировой кризис 30-х годов XX в.), и тогда необходимо вмешательство  государства.

Рыночная система не может существовать и функционировать без государственного регулирования, которое проявляется в формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением; изъятии части прибыли, дохода через действие системы налогообложения, посредством обязательных платежей в бюджет. Сложность данного понятия и его значение для становления общества и развития рыночной экономики объясняют актуальность настоящей работы.

1. Характеристика рыночной экономики

1.1 Понятие рыночной экономики

Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой воспроизводственная деятельность хозяйствующих субъектов основывается на свободном предпринимательстве с использованием различных форм собственности, на основе объективных экономических законов - регуляторов ( спроса, предложения, денежного обращения, конкуренции, закона стоимости и др.) при регулирующей роли государства.

Рыночная экономика, рынок объединяет производственную, коммерческую, финансовую, информационную и другие стороны  деятельности, и соответствующие  организации, которые взаимообусловливают функционирование каждого звена, образуя сложный хозяйственный механизм. Рынок является не только сферой обращения, где преобладают чисто торговые операции, но и экономической формой организации общественного хозяйства, при котором отношения между производителями и потребителями осуществляются через процедуру купли-продажи. Однако имеется ряд спорных моментов. Например, под рынком часто понимают условия реализации товаров, определяемые соотношением спроса и предложения. Такие случаи характеризуют состоянием рынка, его конъюнктуру ( от лат.conjucture - связываю, соединяю), а не сущность.

Рынок - это не только экономическая  категория, но и сложное социальное понятие. Рынок есть результат естественно  исторического развития человечества, определяющий особенности современного состояния общества в различных  странах.

Рыночная экономика мобильна. Поэтому  важно не только своевременное обладание  необходимой достоверной информацией  о происходящих на рынке изменениях, но и возможность скорейшего использования  этих сведений заинтересованными государствами, производителями, фирмами, работниками. Идет несинхронный процесс взаимодействия и противодействия конкурентов, при котором никому не гарантированно почивать на лаврах, и самые современные  информационно-телекоммуникационные технологии не могут устранить последствия  фатального действия рыночных регуляторов.

Рыночный механизм является универсальным, легко приспосабливаемым к любым  национальным условиям, что приводит, естественно, к различным социально-экономическим  результатам. Это подтверждается значительной разницей между уровнями жизни в  различных странах мира, имеющих  рыночную ориентацию.

Из 6,5-миллиардного населения нашей  планеты около 4,5 млрд. чел. привлечены - в различной степени - к рыночной экономике. По данным Международного валютного  фонда, к числу передовых отнесены 29 стран, столько же - к странам  переходного типа, а 135 - развивающимся.

На долю передовых стран приходится 15,4% населения Земли, 56,3% мирового ВВП  и 75,1% мирового экспорта товаров и  услуг. Огромное количество людей продолжают жить в ужасающей бедности, имея индивидуальный доход менее 1 долл. в сутки. Удельный вес российского  внутреннего валового продукта в  мировом равен 2,6% при том, что граждане России составляют 2,4% населения планеты. Иными словами, на 1% нашего населения приходится примерно 1% мирового внутреннего валового продукта. Аналогичный показатель для США - 4,7%, для развитых стран - 3,7%, для развивающихся - 0,48%, для Китая - 0,58%.

Следовательно, рынок как экономическая  система отнюдь не везде и не всегда обеспечивает высокие социально-экономические  показатели.

1.2 Функции рынка

Сущность рынка проявляется, прежде всего, в его основных функциях.

Информационная  функция. Посредством изменяющихся цен, процентных ставок на кредит и других индикаторов рынок дает производителям информацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, в которых нуждаются потребители.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий огромные объемы информации. Это позволяет  каждому хозяйствующему субъекту постоянно  сверять собственную политику с  меняющимися условиями рынка.

Посредническая  функция. Экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны вступать в условиях общественного разделения туда должны вступать в контакты и обмениваться результатами своей деятельности. При наличии нормальной рыночной экономики с развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора приемлемого поставщика (по качеству продукции, цене, срокам, дисциплине поставок, сервисному обслуживанию и др.). Продавцу же предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

Ценообразующая функция. Поступающие на рынок товары и услуги одного назначения заключают в себе неодинаковое количество материальных и трудовых затрат.

На рынке формируется проекция общественной стоимости. Благодаря  этому устанавливается подвижная  связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения  в производстве, потребностях, конъюнктуре.

Регулирующая  функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы общественной деятельности, в которой должны быть ограничены или сняты присущие ему отрицательные последствия. Рынок немыслим без регулируемой конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в орасль формирует работоспособную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей.

Важную роль в вопросах рыночного  регулирования имеет соотношение  спроса и предложения, существенно  влияющее на цены.

Цена растет - это сигнал к расширению производства, цена снижается - к его  сокращению. В результате стихийные  действия предпринимателей приводит к  установлению более или менее  сбалансированных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал А. Смит. Кроме естественных рыночных регуляторов - цены, спроса, предложения и конкуренции, - многостороннюю регуляцию осуществляет государство.

Санирующая функция (от лат. sanatio - лечение, оздоровление). Рыночному механизму присуще отбраковывание неконкурентных производителей, социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым и т.д. С помощью конкуренции рынок оздоравливает общественное производство, освобождаясь от экономически неустойчивых, жизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате непрерывно повышается устойчивость хозяйства в целом.

По свидетельству лауреата Нобелевской  премии 1970г. Пола Самуэльсона, в США до 50% всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение первых трех лет. Средний цикл функционирования малого бизнеса не превышает 6 лет. Нередко в конкурентной борьбе погибают и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в рыночной экономике монополизация не подавляет конкуренцию на столько, чтобы «естественный отбор» прекратился.

Понятие «функции» и «роль» рынка  взаимопереплетены. Они обеспечивают « ступенчатый» процесс познания: функция непосредственно выражает суть явления и определяет роль категории, которая ее осуществляет.

1.3 Классификация рынков

Разнообразие рынков можно сгруппировать  по ряду классификационных признаков:

· По виду товаров и услуг - рынки  рабочей силы, сырья, материалов, полуфабрикатов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, финансов и иной собственности, потребительских товаров и услуг, информационных, образовательных, транспортных и прочих услуг, рынок научных  разработок и инноваций, валюты, ценных бумаг и др.;

· конкуренции - монополистический, олигополистический; по аналогии - монопсонической и олигопсонической, и совершенной (свободной конкуренции;

· законности, легальности (от лат. legalis - законность) - официально, законно разрешенные и незаконные, нелегальные - теневые, черные, подпольные;

· приоритетности купли-продажи - первичные  и непервичные;

· объему купли-продажи - розничные  и оптовые (первичная упаковка - мешок, ящик и более крупные объемы - контейнер, вагон и др.);

· времени купли-продажи - в настоящие  время (окончательный расчет и поставка товаров, оказание услуг в момент сделки или сразу после ее заключения) и в будущем времени (фьючерсная сделка - отсрочка окончательной оплаты и поставки товаров, иногда на срок до 3 лет);

· масштабу - местный, региональный, зональный, страновой (внутренний и внешний), мировой рынки.

Приведенные разновидности рынка  взаимосвязаны, хотя каждая из них имеет  свои особенности функционирования.

Достаточно автономно, например, действует финансовый рынок, на котором движение финансового капитала нередко приобретает самостоятельное значение, на первый взгляд, не связанное с оборотом реального капитала. Обособленность этого рынка усилилась в связи с активным применением информационно-телекоммуникационных технологий и современных технологических средств, позволяющих в считанные минуты осуществить платеж практически в любом пункте земного шара.

Следовательно, несмотря на органическое единство рынков, динамизм их развития не совпадает. Подобные различия провоцируют  кризисное развитие и подчеркивают циклический характер воспроизводства  и экономического роста.

2. Модели рыночных отношений

Исторически сложилось  несколько моделей рыночных отношений, принципиальным отличием которых является степень участия государства  в регулировании экономических  процессов.

2.1 Американская  модель

Американская - модель рынка с меньшей степенью регулирования (удельный вес государственной собственности - около 12%, суммарные налоги минимальные - до 30%). США занимают ведущие позиции по ряду параметров уровня жизни, оставаясь на шестом месте в мире по комплексному показателю «качество жизни». Доминирует индивидуальный подход при активной роли государства в формировании и соблюдении правил игры, развитии образования, науки, культуры.

Для американской модели характерны громадный масштаб  и отработанность рыночных принципов хозяйствования; Смешанность и разнообразие форм собственности и организации бизнеса; чрезвычайный динамизм экономической системы; а также взаимодействия, взаимопроникновение и единство локальных процессов с глобальными.

2.1.1 Экономика  Соединенных Штатов Америки

Экономика США -- крупнейшая и одна из наиболее диверсифицированных национальных экономик мира, она также является локомотивом мировой экономики.

ВВП страны за 2006 г. составил $13,3 трлн. Основная роль в принятии экономических решений принадлежит публичным корпорациям и частным компаниям. Вмешательство государства в экономику незначительно.

Структура.

Структура экономики  США отличается ярко выраженной постиндустриальностью. Большая часть американского ВВП (79,4 % -- 2004 г.) создается в отраслях сферы услуг, куда относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, наука, финансы, торговля, различные профессиональные и личные услуги, транспорт и связь, услуга государственных учреждений. На долю материального производства (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбная промышленность, добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство), таким образом, остается 20,6 % ВВП. В сфере сельского хозяйства создаётся около 0,9 % ВВП, а промышленность даёт менее 20 % ВВП.

Среди развитых стран  мира США практически не имеет  конкурентов по своему индустриальному  развитию. По доле сферы услуг в  структуре производства ВВП США  обогнали Нидерланды и Израиль, которые  ввиду имеющихся определённых конкурентных преимуществ специализируются на услугах, уступая только Гонконгу (доля сферы услуг -- 86 %). Однако Гонконг не является независимым государством, оставаясь всего лишь особым экономическим районом Китая, где доля сферы услуг составляет менее 40 %. Таким образом, США в настоящее время являются наиболее постиндустриальным государством.

Информация о работе Характеристика рыночной экономики