Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:00, реферат
Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы в основе, которой - функционирование социализированного товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных индивидов. Формирование рыночной экономики -- сложный, противоречивый процесс.
Введение
1.Характеристика рыночной экономики
1.1 Понятие рыночной экономики
1.2 Функции рынка
1.3 Классификация рынков
2. Модели рыночных отношений
2.1 Американская модель
2.1.1 Экономика Соединенных Штатов Америки
2.2 Восточная модель
2.2.1 Экономика Японии
2.3 Северная модель
2.3.1 Экономика Швеции
2.3.2 Экономика Дании
2.4 Восточноевропейская модель
2.4.1 Экономика России
2.5 Европейская модель
2.5.1 Экономика Германии
2.5.2 Экономика Италии
Заключение
Список используемой литературы
Последние десятилетия ХХ в. принесли миру поистине революционные технологические, экономические и социально-политические перемены (НТР, европейская интеграция, глобализация, неоконсервативная волна, крах коммунизма), которые не могли не оказать глубокого воздействия на экономику и политику малой страны, размывая своеобразие ее социально-экономического развития. Действие внешних факторов значительно усиливает эффект внутренних перемен, которые знаменуют собой существенную модификацию условий и принципов общественного воспроизводства, сложившихся в индустриальную эпоху и адекватных исторической природе шведской модели. Столкнувшись с вызовами постиндустриализма, глобализации и индивидуализации, институты, политика и идеология шведской модели обнаружили свой исторически преходящий характер.
Эти вышеперечисленные факторы серьезно подорвали механизм национально-государственного регулирования кейнсианского типа, и поставили перед страной задачу внести необходимые коррективы в прежнюю модель развития. В экономической политике начался качественно новый, принципиально отличный от предыдущего, этап социально-экономического развития, характеризующийся «неоконсерватизмом» в политике и «неолибирализмом» в экономической сфере.
Экономические успехи Швеции, высокие темпы роста в последние десять лет подтверждают, что направления реформы по-шведски были выбраны правильно. Поэтому изучение опыта Швеции в этом отношении представляется важным и для экономической науки, и для постсоветской практики. Одна из отличительных особенностей шведских реформ состоит в том, что они осуществляются (на протяжении более ста лет) не через насилие, революции и социальные катаклизмы, а мирным ненасильственным путем через длительные, постепенные реформы на базе компромисса между различными политическими силами и группами, а также их интересами. Этим определяется роль и место Швеции в мировом хозяйстве.
В экономическом развитии Швеции можно выделить три этапа.: На первом этапе (с 1870 по 1914 гг.) Швеция превратилась из аграрной в промышленно-аграрную страну. На втором (с 1920 по 1970 гг.) Швеция стала промышленно развитой страной. На третьем этапе (с 1970 г. и по настоящее время) Швеция находится на стадии постиндустриальной страны с высоким уровнем жизни, выделяющимся среди других государств высокими темпами роста.
Анализ воспроизводственной и отраслевой структуры экономики позволяет сделать вывод, что структура шведской экономики радикально изменилась под воздействием таких факторов, как НТП, рост внешнеполитических связей и вступление страны в ЕС. Воспроизводственная структура экономики Швеции полностью соответствует структуре экономики других развитых стран: доли сельского хозяйства, промышленности и услуг составили в 2008 г. соответственно 1, 95 и 70,3 % ВВП.
Что касается отраслевой структуры
промышленности, тот тут ведущую
роль играет машиностроение. Важным конкурентным
преимуществом шведского
Сельскохозяйственное
Эволюция современной модели местного самоуправления в Швеции.
С приходом в октябре 2006 г. правительства Фредерика Райндфельдта в Швеции наметился переход от традиционно строго государственного подхода в муниципальном управлении к подходу, основанному на альянсе власти и бизнеса. Это объяснятся тем, что государство с его финансовыми ресурсами уже не в состоянии поддерживать сложившуюся модель общество «всеобщего благоденствия», которое сформировалось 70-е годы. Муниципальный сектор в Швеции занимает довольно значительное место в экономике страны. Достаточно отметить, что в 2008 г. доля потребления местных правительств в расширенном правительстве (данный термин довольно широко используется в зарубежной и отечественной экономической науке и практике и представляет собой совокупность расходов центрального и местных правительств.) составило 72,8 %. Это говорит о том, что на уровень местного самоуправления передано довольно значительная часть полномочий для обеспечения текущей жизнедеятельности. Дальнейшее развитие модели местного самоуправления в Швеции, в которой верхний уровень представляют 20 ландстингов, а нижний 290 муниципалитетов, вынуждает их больше заниматься коммерческой деятельностью, активно выходить на рынки капитала, ценных бумаг, поскольку их доходные способности стали уже «недогонять» рамки бюджетной обеспеченности. Наметилась тенденция расширения коммерциализация социальной сферы, коммунальных услуг, чтобы с одной стороны, изыскать возможности пополнения местной казны, с другой, удешевить стоимость публичных услуг. В настоящее время в Швеции центральное и местные правительства заинтересованы в том, чтобы «запустить» в публичный сектор экономики предпринимательство, малый и средний бизнес. Эта проблема стала реализоваться посредством муниципально - частного партнерства в муниципалитетах и ландстингах Швеции. Такое партнерство связано, прежде всего, с производственно-финансовой деятельностью предприятий на территории независимо от форм собственности. В муниципалитетах функционируют частный, государственный и муниципальный сектора, домашнее хозяйство. Многие местные правительства стали создавать центры для поддержки предпринимательства. В обеспечении их взаимодействия местному самоуправлению принадлежит первостепенная роль. Муниципальный и частный сектор при наличии местного самоуправления не антагонисты, они взаимосвязаны и нуждаются друг в друге. Частный сектор становится элементом, субъектом муниципального хозяйства.
Основными направлениями взаимоотношений местной власти и бизнеса, по-видимому, станут: комплексное территориальное планирование, размещение муниципальных заказов, участие в капитале, предоставление гарантий, передачи прав альтернативного предоставления коммунальных услуг, инвестиционные соглашения. При этом они будут охватывать сферу деятельности как крупного, так и малого бизнеса, как индивидуального, так и кооперативного.
Примерами форм координации местной власти и бизнеса являются: альянсы и партнерства муниципальных и корпоративных секторов, некоммерческие объединения, экономические объединения, акционерные общества, где акционерами могут выступать местные власти и муниципальные предприятия. Известны примеры хорошей практики в этом направлении. Это опыт муниципалитетов городов Гетеборга, Эскилстуны, Мальме и др.
Наиболее перспективной может стать модель муниципально - частного партнерства, особенно при строительстве школ, больниц, платных автодорог, коммунальных объектов. Частные фирмы отбираются на проектирование, строительство, обслуживание муниципальных объектов. Работая с этими объектами, они получают от муниципалитетов деньги, если проект эффективно реализуется, то участвуют в распределении доходов от обслуживания, например, дорожных сборов.
В связке «власть и бизнес» местная власть играет не подчиненную роль, так как не безразлична к политическому, социальному и деловому климату на ее территории. Тем более, что многие финансовые проблемы кардинально можно решить лишь на основе привязки доходов к реальному сектору, прежде всего на данной территории. Поэтому становится важным развивать муниципально-частное партнерство в сфере как крупного, так и среднего и мелкого, как индивидуального, так и кооперативного бизнеса.
Просматривается еще одна особенность
местного самоуправления в Швеции -
укрупнение муниципалитетов. Причем процессы
укрупнения осуществляются не сверху,
а снизу - по инициативе самих жителей.
При этом желания объединить муниципалитеты
возникают не только внутри одного
ландстинга, но и граничащих между
собой муниципалитетов разных ландстингов.
И здесь центральное
Характерной чертой развития местного
сообщества в Швеции являются постоянные
эксперименты и поиски наиболее оптимального
набора расходных полномочий и функций
в муниципалитетах и
Тенденции развития внешней торговли и миграции шведского и иностранного капитала.
Специфику шведской модели социально-экономического развития нельзя понять без анализа внешнеэкономических связей страны. Они всегда играли не просто большое, а жизненно важное значение для национальной экономики. Швеция традиционно проводит либеральную внешнеторговую политику, придерживаясь концепции открытой экономики, что обусловлено относительно многих других стран наличием менее емкого рынка, который не может обеспечить оптимальные размеры современного специализированного производства и соответственно конкурентоспособного уровня издержек. По нашим расчетам, внешнеторговая квота страны возросла с 42,0% в 1950 г. до 94,4% в среднем за период 2005-2007 г.г.
Структуру экспорта и импорта представляют следующие виды продукции.
Табл. 3
Структура экспорта и импорта Швеции по видам продукции в 2006 г. (в %)
Экспорт продукции: |
Уд.вес. |
Импорт продукции |
Уд.вес. |
|
продукция машиностроения |
50% |
продукция машиностроения |
44% |
|
продукция целлюлозно-бумажной промышленности |
12% |
химические товары |
12% |
|
продукция деревообрабатывающей промышленности |
12% |
энергетическое сырье |
11,8% |
|
минеральное сырье |
12% |
Прочие виды продукции |
32,2% |
|
Прочие виды продукции |
14% |
|||
Как видно, в структуре шведского экспорта преобладает продукция машиностроения целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и химической промышленности, минеральное сырье. Среди ведущих статей шведского импорта выделяются: продукция машиностроения, химические товары, энергетическое сырье. Основными торговыми партнерами Швеции в 2007 году (по экспорту) были страны ЕС (60,9%), Норвегия (9,4%) и США (7,6%), Россия (2,0%), Китай (1,9%). Соотношение партнерства по импорту сложилось следующим образом: страны ЕС (71,6%), Норвегия (8,6%), Китай (3,5%) , США (3,1%), Россия (2,9%).
За последние 10-15 лет сдвиги в
развитии международного разделения труда
существенно изменили место Швеции
в системе международной
В целом, внешняя торговля страны росла высокими темпами роста, в то же время, для нее характерно постоянное положительное сальдо внешнеторгового баланса, которое за последние 10 лет составляет 7% ВВП.
Характерной особенностью современной экономики страны является ее активное участие в процессе миграции капитала. Участие Швеции в этом процессе за последние 10 лет в стране четко прослеживается тенденция превышения шведского экспорта над импортом иностранных инвестиций в страну. Так, доля накопленных прямых иностранных инвестиций в ВВП Швеции в 2008 г. составила 62,7 % и по этому показателю Швеция находится на втором месте в мире после Голландии (81%) . Характерно, что шведские прямые инвестиции за рубежом составили около 79 % ВВП и по этому показателю Швеция занимает третье место в мире после Швейцарии (111%) и Голландии (88%).
Шведские компании имеют давнюю
историю экспорта капитала. Так, первые
производственные дочерние предприятия
за границей появились в 1875 г. и в
настоящее время ведущие
Следует отметить, что существенных
изменений в «географии»