Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:00, реферат
Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы в основе, которой - функционирование социализированного товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных индивидов. Формирование рыночной экономики -- сложный, противоречивый процесс.
Введение
1.Характеристика рыночной экономики
1.1 Понятие рыночной экономики
1.2 Функции рынка
1.3 Классификация рынков
2. Модели рыночных отношений
2.1 Американская модель
2.1.1 Экономика Соединенных Штатов Америки
2.2 Восточная модель
2.2.1 Экономика Японии
2.3 Северная модель
2.3.1 Экономика Швеции
2.3.2 Экономика Дании
2.4 Восточноевропейская модель
2.4.1 Экономика России
2.5 Европейская модель
2.5.1 Экономика Германии
2.5.2 Экономика Италии
Заключение
Список используемой литературы
Важнейшие отрасли экономики.
Традиционно одной из ведущих отраслей экономики Германии является промышленность, доля которой в ВВП страны составляет 29% (в 2003г.), а в совокупном экспорте - 87% (2006 г.), тем самым она является мотором внешней торговли. Также развивается сельское хозяйство, энергетика. За последнее время значение отдельных отраслей экономики изменилось. Значительно повысился вес сферы услуг, которая сегодня почти догнала промышленный сектор ФРГ. Ведущие позиции в мире занимают германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии.
Промышленность Германии.
Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:
· автомобилестроение;
· электротехническая промышленность;
· общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
· транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
· химическая, фармацевтическая и
парфюмерно-косметическая
· точная механика и оптика;
· черная металлургия;
· авиационная и космическая промышленность;
· производство информационной и коммуникационной техники
В германской промышленности, как
и в промышленности других индустриальных
западных стран, происходят структурные
изменения. Некоторые традиционные
отрасли, например сталелитейная и
текстильная промышленность, за последние
годы в некоторых случаях сильно
утратили свои позиции в результате
перемещения рынков сбыта и конкуренции
со стороны стран с низкими
зарплатами или же, как в случае
с фармацевтической промышленностью,
в результате поглощений и слияний
перешли в собственность
Крупнейшие германские концерны имеют
свои филиалы, производственные и научно-исследовательские
мощности по всему миру. Среди них
- общеизвестные автомобильные
В последнее время удельный вес
промышленности в экономике заметно
сократился. В результате долгосрочных
структурных изменений ее доля в
ВВП в период между 1970г. и 2001г. снизилась
с 51,7% до 23,8%. При этом в ВВП резко
возросла сфера услуг, предоставляемая
государственным и частным
Валовой национальный продукт.
С уровнем ВНП, превышающим 2,7 триллиона евро, Германия находится на третьем месте в мире по общему объему производства и промышленному производству. Кроме того, ФРГ стоит на первом месте в мире по объёмам экспорта. Экспортируемая продукция известна во всем мире под маркой Made in Germany.
Занятость населения.
В начале XXI века в Германии наблюдается высокий уровень безработицы и относительно низкие показатели роста экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит в восточных землях. Поиск причин экономического упадка разделил общество на две части. Одни считают, что причиной экономического кризиса является обилие социальных выплат и их размеры. Другие винят в этом растущую разницу доходов среди населения, которая привела к снижению внутреннего спроса.
По состоянию на конец февраля 2005, согласно официальным данным, 5,216 млн граждан Германии (12,6 % населения Германии) не имели постоянной работы. Это самый высокий показатель с начала 1930-х -- тогда это стало одной из причин прихода к власти нацистов.
Табл. 6 Основные экономические показатели Германии.
Основные показатели |
||
Валюта |
евро |
|
Фискальный год |
календарный |
|
Членство в организациях |
Европейский союз, зона евро, ОЭСР, ВТО |
|
Статистика |
||
ВВП (номинальный) |
2 632 миллиарда (2006) |
|
ВВП по ППС |
2 875 миллиардов (2006) |
|
Место по ВВП по ППС |
по объёму: 5-е на душу населения: 27-е |
|
Рост ВВП |
2,8% (2006) |
|
ВВП на душу населения по ППС |
31 900 (2006) |
|
ВВП по секторам |
сельское хозяйство: 1% промышленность: 30% сфера услуг: 69,1% (2006) |
|
Инфляция (ИПЦ) |
1,7% (2006) |
|
Население за чертой бедности |
11% (2001) |
|
ИРЧП |
21-е место (2006) |
|
Активное население |
43,57 миллиона чел. |
|
Активное население по секторам |
сельское хозяйство: 2,8% промышленность: 33,4% сфера услуг: 63,8% (1999) |
|
Безработица |
7,1% (2006) |
|
Отрасли |
автомобилестроение, станкостроение, машиностроение, химическая… |
|
Экспорт |
1 131 миллиард (2006) |
|
Статьи экспорта |
машины, автомобили, химикаты,… |
|
2.5.3 Экономика Италии
Италия -- высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Преимущественно индустриальный и высокоразвитый север и бедный, аграрный юг. Валовой национальный продукт на душу населения 28300 долларов в год. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, металлургия, химическая и нефтехимическая, лёгкая и пищевкусовая. Италия входит в число крупнейших производителей и поставщиков на мировой рынок автомобилей, велосипедов и мопедов, тракторов, стиральных машин и холодильников, радиоэлектронной продукции, промышленного оборудования, стальных труб, пластмасс и химических волокон, автомобильных шин, а также готовой одежды и кожаной обуви, макарон, сыра, оливкового масла, вина, фруктовых и томатных консервов. Крупное производство цемента, натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов, художественных изделий из стекла и фаянса, ювелирных изделий. Добыча пиритов, руд ртути, природного газа, калийной соли, доломитов, асбеста. Из-за небольшой территории и высокой плотности населения, в современной Италии остро стоит вопрос переработки отходов (Мусорный кризис в Италии).
Сельское хозяйство.
В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Основные культуры -- пшеница, кукуруза, рис (1-е место по сбору в Европе; свыше 1 млн т. в год), сахарная свёкла. Италия -- один из крупнейших в мире и ведущий в Европе производитель цитрусовых (свыше 3,3 млн т. в год), томатов (свыше 5,5 млн т.), винограда (около 10 млн т. в год; свыше 90 % перерабатывается в вино), оливок. Цветоводство. Развито птицеводство.
· пахотные земли -- 31 %
· постоянные посевы -- 10 %
· постоянные пастбища -- 15 %
· леса и лесистая местность -- 23 %
Промышленность.
Добыча мрамора ведется в Карраре уже более 2000 лет
Денежная единица -- евро.
Для итальянской экономики
Институт промышленной реконструкции (ИРИ) -- крупнейшее государственное объединение Италии -- имеет структуру холдинга, входит в первую десятку промышленных групп мира, объединяет свыше 150 предприятий в различных отраслях промышленности. На предприятиях и фирмах ИРИ работает 327 тыс. человек. Годовой оборот -- порядка 50 млрд долларов. Президент -- М. Тедески.
Государству почти полностью принадлежит энергетика, на 50 % -- транспорт, на 30 % -- горнодобывающая промышленность, на 45 % --металлургия, на 22 % -- транспортное машиностроение, а также многие предприятия легкой промышленности, многие крупные банки.
Промышленность -- ведущая сфера экономики Италии. Италия весьма недостаточно и неравномерно обеспечена сырьевыми энергетическими ресурсами. Среди полезных ископаемых страны выделяются по-своему промышленному или экспортному значению природный газ, пириты, полиметаллические руды, калийные соли, киноварь (ртутная руда), асбест и некоторые другие. Итальянская обрабатывающая промышленность базируется прежде всего на импортном сырье.
Во внутренних перевозках грузов и пассажиров главную роль играет автомобильный транспорт, на втором месте -- железнодорожный. По уровню электрификации железных дорог страна занимает одно из первых мест в мире. Густая сеть современных шоссе и железных дорог связывает города Северной Италии.
Фирмы Италии.
Наиболее крупные фирмы Италии:
Институт промышленной реконструкции (ИРИ) -- крупнейшее государственное объединение Италии -- имеет структуру холдинга, входит в первую десятку промышленных групп мира, объединяет свыше 150 предприятий в различных отраслях промышленности. На предприятиях и фирмах ИРИ работает 327 тыс. человек. Годовой оборот -- порядка 50 млрд долларов. Президент -- М. Тедески.
Национальное нефтегазовое объединение
(ЭНИ). Действует в
«Конфиндустрия». Крупнейшее объединение частных предпринимателей Италии. В него входят 123 территориальных и 118 отраслевых ассоциаций промышленности, объединяющих около 100 тыс. фирм с общим числом занятых более 4 млн человек. Президент -- Дж. Фосса.
Внешние экономические связи.
В импорте Италии преобладают топливо (нефть, уголь, кокс) и промышленное сырье (металлолом, хлопок); она ввозит также машины и продовольствие. В экспорте главную роль играют готовые изделия (машины, оборудование, ткани) и фрукты (апельсины, лимоны). Наиболее велик товарооборот со странами «Общего рынка», Швейцарией и США. Дефицит внешнеторгового баланса Италии частично покрывают переводы итальянцев, работающих за рубежом, и доходы от туризма, по развитию которого страна издавна занимает одно из первых мест в мире. Ежегодно Италию посещают свыше 30 млн иностранных туристов. Обслуживание туристов превратилось в одну из важнейших отраслей экономики.
Табл. 6
Основные экономические показатели Италии.
Основные показатели |
||
Валюта |
евро (кроме Кампионе-д'Италия (CHF)) |
|
Фискальный год |
календарный |
|
Членство в организациях |
Европейский союз, зона евро, ОЭСР, ВТО |
|
Статистика |
||
ВВП (номинальный) |
1 756 миллиардов (2006) |
|
ВВП по ППС |
1 785 миллиардов (2006) |
|
Место по ВВП по ППС |
по объёму: 8-е на душу населения: 32-е |
|
Рост ВВП |
1,9% (2006) |
|
ВВП на душу населения по ППС |
30 200 (2006) |
|
ВВП по секторам |
сельское хозяйство: 1,9% промышленность: 28,9% сфера услуг: 69,2% (2006) |
|
Инфляция (ИПЦ) |
1,5% (2006) |
|
ИРЧП |
17-е место (2006) |
|
Активное население |
24,64 миллиона чел. |
|
Активное население по секторам |
сельское хозяйство: 5% промышленность: 32% сфера услуг: 63% (2001) |
|
Безработица |
7% (2006) |
|
Отрасли |
машиностроение, химическая, автомобильная, авиационная, электронная, лёгкая, пищевая |
|
Экспорт |
417,1 миллиарда (2006) |
|
Статьи экспорта |
промтовары, одежда, оборудование, автомобили, транспортное оборудование, химикаты, продовольственные товары, минералы и металлы |
|
Партнеры по экспорту |
Германия (13,2%), Франция (11,7%), США (7,6%), Испания (7,3%), Соединённое королевство (6,1%) (2006) |
|
Импорт |
428,7 миллиарда (2006) |
|
Статьи импорта |
промтовары, химикаты, транспортное оборудование, электроэнергия, минералы и металлы, одежда, продовольственные товары |
|
Партнеры по импорту |
Германия (16,7 %), Франция (9,2 %), Нидерланды (5,6 %), Китай (5,2 %), Бельгия (4,2 %), Испания (4,1 %) (2006) |
|
Заключение
Обращение к мировому опыту рыночных отношений позволяет заявить, что современная рыночная экономика - это смешенная, сложная экономическая система, для которой характерно:
· освобождение экономических процессов от отживших свой век идеолого-политических оков, диктовавших крайние позиции по различным вопросам и разделивших в прошлом столетии мир на две различные общественные системы - капитализм и социализм;
· пересмотр и сближение прежде враждебных взглядов на организацию многих экономических процессов. По сути, речь идет о реализации теории конвергенции;
· основой современных рыночных
отношений является государство - гарант
управляемости процессов и
· почти все, особенно крупные фирмы, работают по заказам (разновидность планирования) и совершенствует их систему. Заказы позволяют обеспечить стабильность по многим направлениям, экономить на маркетинге, рекламе, упаковки, повышают престиж фирмы, развивают смежные предприятия и др.;
· институт современной рыночной экономики включает в себя организации, основанные на различных формах собственности (коллективной, государственной, частной, арендной, муниципальной, личной, совместной, интеллектуальной) и на различных видах бизнеса (индивидуальная деятельность, разнообразные виды и способы портнерства и др.). Это развивает инициативу и побуждает управлять рисками;
· нарастающее использование
· информатизация экономических процессов,
предполагающая использования национальных
и международных информационно-
· расширение применения современных систем и концепций в управлении (ЕСОП, теория «дзет», «ринги-сей» и др.) позволяющих превращать тружеников в собственников и соучастников всех процессов в организации цивилизованными способами регулировать вопросы традиционных противоречий между трудом и капиталом;
· увеличивающиеся социализация общества, проявляющаяся прежде всего в защите его нуждающихся членов от негативных последствий деятельности рынка.