Характеристика современного состояния экономического и социального развития нефтяной и газовой промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 23:39, лекция

Описание работы

Мировой опыт показывает, что процесс экономического и социального развития нефтяной и газовой промышленности, структурных преобразований в её отраслях диктуется самой жизнью и ни один из принципов организации компаний не является предпочтительным по эффективности на длительный период. Это определяется региональной спецификой, антимонопольными правилами и ограничениями, условиями внешнего и внутреннего рынков, политическими и социальными требованиями.

Файлы: 1 файл

лекции по ЭО.docx

— 75.59 Кб (Скачать файл)

Характеристика современного состояния экономического и социального развития нефтяной и газовой промышленности

 

Мировой опыт показывает, что процесс экономического и социального развития нефтяной и газовой промышленности, структурных преобразований в её отраслях диктуется самой жизнью и ни один из принципов организации компаний не является предпочтительным по эффективности на длительный период. Это определяется региональной спецификой, антимонопольными правилами и ограничениями, условиями внешнего и внутреннего рынков, политическими и социальными требованиями.

Проведенный анализ зарубежного и отечественного опыта и теоретических разработок выявил наличие целого спектра возможностей развития конкуренции в естественных монополиях. Рассматриваемые возможности могут быть объединены в три основных типа:

- реструктуризация  отраслей — естественных монополий  в национальном масштабе, предполагающая  разделение собственно монопольных  сфер деятельности от остальных  и развитие в последних конкурентных  рынков;

- организация  торгов за эксклюзивное право  на монопольный рынок (торгов  за франшизу);

- меры государственного  регулирования, направленные на  формирование конкурсного характера  взаимоотношений естественных монополий  с внешней средой (поставщиками, инвесторами, кредиторами) и дополняющие  прямое регулирование ценообразования.

В части региональной реструктуризации нефтяной и газовой промышленности требуется ускоренное формирование Восточносибирского НГХК. Опираясь на ресурсную базу Восточной Сибири и Дальнего Востока, намечается выйти к 2020 году в восточных регионах страны на добычу 120150 млн. тонн нефти и 160180 млрд. м3 газа в год, производство 5080 млн. тонн нефтехимических и 15 млн. тонн газохимических продуктов. Для осуществления этих целей необходимы:

- разработка  и реализация комплексной государственной  программы создания в Восточной  Сибири мощной нефтяной, газовой  и химической промышленности. Привлечение  Китая, Индии и Японии к реализации  программы;

- опережающее  сооружение системы нефте, газо  и продуктопроводов, ускоренное  строительство нефтепроводной системы  «Восточная Сибирь – Тихий  океан» на всем протяжении  Тайшет – Сковородино – бухта  Перевозная (Козьмино);

- обеспечение  ускоренными темпами освоения  нефтяных месторождений Восточной  Сибири и Якутии. Благодаря этому  в короткие сроки полностью  загрузить ВСТО и тем самым  ускорить ее окупаемость;

- так как  в Восточной Сибири практически  все месторождения нефтегазоконденсатные, обеспечить их комплексное освоение  и строительство от них одновременно  и газопроводов и нефтепроводов;

- в целях  недопущения сжиганий попутного  газа при разработке нефтегазовых  месторождений и ускоренного  решения задачи газификации Восточносибирского  региона и обеспечения продажи  Китаю и Корее газа для получения  средств на создание нефтяной, газовой и химической промышленности  в Восточной Сибири в короткие  сроки построить газопровод из  восточной части Пур-Тазовского  нефтегазового региона с выходом  в район Усть-Кута, далее на  Китай;

- создать  в Восточной Сибири мощные  нефтехимические и газохимические  комплексы по производству современных  продуктов и товаров, потребность  в которых на мировом рынке  постоянно возрастает. Такие комплексы  намечается разместить в районе  Усть-Кута, Ангарска, Читы, а также  в районе Тынды или Сковородино, чтобы приблизить поставки химической  продукции на экспорт.

 

 

Тема 1. Общеэкономическая и отраслевая структура

1.1.Отраслевые особенности структуры  предприятия

1.2. Значение нефтяной промышленности  в экономике страны.

1.3. Перспективы развития  отрасли в России

1.4.Экономическая  классификация предприятий нефтегазовой  отрасли.

1.5. Нефтегазовый комплекс  Чеченской республики

1.1.Отраслевые особенности структуры  предприятия

 

        Отраслевая  принадлежность почти всегда в той или иной мере оказывает влияние на структуру предприятия и его размеры. Эти два фактора во многом связаны. Например, малое предприятие не имеет возможности изготавливать многие виды машин и материалов — автомобили, тракторы, прокатные станы, химические удобрения, нефтепродукты, железнодорожный транспорт и др.; они создаются только на крупных предприятиях. Технология изготовления этой продукции не укладывается в рамки малого или даже среднего предприятия. Вступает в силу принцип естественной монополии, при котором объективно сама технология и организация производства создают монополиста.

В то же время совершенно нецелесообразно создавать (и практически не создаются) крупные предприятия по бытовому обслуживанию населения — мастерские по ремонту обуви, индивидуальному пошиву и ремонту одежды, парикмахерские, аптеки, столовые и др.

Структура предприятия непосредственно складывается под воздействием отраслевой технологии производства. Чем выше сложность технологического процесса, тем разнообразней и более громоздкой оказывается структура предприятия, а следовательно, и его размеры.

В повседневной практике сложность технологического процесса определяется: многообразием способов воздействия на предметы труда, необходимых для получения готового изделия; количеством технологических операций, которым подвергается изделие в процессе производства; уровнем предельной точности исполнения технологических операций.

Например, для изготовления на ЗИЛе одного грузового автомобиля средней грузоподъемности с дизельным двигателем требуется в общей сложности выполнить около 200 тыс. операций, многие из которых, особенно заключительные, выполняются с точностью до сотых долей миллиметра. Благодаря многообразию способов и точности обработки решаются важнейшие экономические задачи: повышается качество (надежность и долговечность изделия), достигается полная взаимозаменяемость комплектующих узлов и деталей, что значительно снижает затраты на ремонты машин и оборудования, повышается производительность.

Для машиностроительных предприятий в целом характерна сложная, многоступенчатая технология, а поэтому и наиболее громоздкая структура. Напротив, для транспортной организации достаточно иметь гараж для транспортных средств, небольшую ремонтную мастерскую и диспетчерскую.

Предприятия, продукция которых при изготовлении не требует использования сложной технологии, преобладают в легкой, пищевой, автотранспортной промышленности, бытовом обслуживании. Выпечка хлеба, пошив одежды, транспортировка грузов и перевозка пассажиров на автомобилях не требуют использования такого большого количества разнообразного оборудования и привлечения высококвалифицированных специалистов различных отраслей знаний, как, например, при изготовлении автомобиля. Поэтому в этих отраслях промышленности возможна организация малых предприятий с упрощенной организацией производства, допускается индивидуальная и семейная производственная деятельность.

К одной из важнейших отраслевых особенностей структуры предприятия относится территориальное размещение производственных единиц. В отраслях обрабатывающей промышленности производственные и вспомогательные цехи, как правило, размещаются компактно на одной площадке, поскольку связаны технологическим процессом, жесткими транспортными устройствами и не зависят от природно-климатических условий.

В добывающих отраслях промышленности размещение шахт, скважин, разрезов полностью зависит от места залегания ископаемых. Поэтому эти предприятия, как правило, разбросаны на большой территории. Помимо дискретных транспортных связей других прямых контактов между отдельными производственными точками здесь не создается.

Структура и специализация сельскохозяйственных предприятий в значительной мере определяется размерами принадлежащих предприятию земельных угодий и природно-климатическими условиями.

Несмотря на то, что основную массу товарной продукции на внутренние и мировые рынки поставляют крупные сельскохозяйственные предприятия (как правило, многопрофильные хозяйства зернового, животноводческого и плодоовощного направления), наряду с ними могут свободно уживаться малые, семейные фирмы — мастерские по ремонту сельскохозяйственных и транспортных машин и механизмов, принадлежащих крупным фирмам, мастерские по переработке сельхозпродукции и другие подсобные и кустарные промыслы, которые технологически и организационно независимы и могут размещаться на отдаленных участках.

Отдаленность между структурными подразделениями и большая протяженность производственных площадей характерна для предприятий строительной промышленности, железнодорожного и водного транспорта, шоссейно-дорожного хозяйства. Подрядные строительные организации размещают объекты в соответствии с желанием заказчиков независимо от какой-либо местной внутренней структуры. Отдельные строительные участки предприятий действуют самостоятельно, а расстояние между ними может измеряться десятками и сотнями километров. Общее между ними - это лишь единое административно-хозяйственное управление и техническое обслуживание.

В структуру предприятий железнодорожного, водного и трубопроводного транспорта входят станции, причалы, ремонтные базы и ан гары для подвижного состава. Предприятия этих отраслей, так же, как предприятия шоссейно-дорожного хозяйства, организуются исключительно по территориальному признаку: по отрезкам дорог, водных путей: Волжское пароходство, Байкало-Амурская железнодорожная магистраль, Московская кольцевая дорога и др. Эти предприятия включают в себя не только магистрали, определяющие их название, но и весь арсенал средств, необходимых для обеспечения нормальной работы магистрали.

 

  • 1.2.Значение нефтяной  промышленности в экономике страны

     

    Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.

    Россия  -  один из крупнейших в мире производителей, потребителей и экспортеров нефти и продолжает сохранять важные позиции на мировом рынке, занимая третье место в мире по добыче нефти.

    В настоящее время такой вид топлива, как нефть, имеет уникальное и огромное значение. Нефтяная промышленность — это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям. Нефть — наше национальное богатство, источник могущества страны, фундамент ее экономики. 

    Значение нефти в народном хозяйстве велико: это сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей; источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельного печного топлива (мазут), строительных

    материалов (битумы, гудрон, асфальт); сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых  в качестве  добавок в корм скоту для стимуляции  его роста.

    Россия — единственная среди крупных промышленно развитых  стран мира, которая не только полностью обеспечена нефтью, но и в значительной мере экспортирует топливо. Велика ее доля в мировом балансе топливно-энергетических ресурсов, например по разведанным запасам нефти — около 10%.

    Для России, как и для большинства стран-экспортеров, нефть — один из важнейших источников валютных поступлений. Удельный вес экспорта нефти и нефтепродуктов в общей валютной выручке страны составляет приблизительно 27%. Роль нефтяного комплекса России как источника бюджетных поступлений постоянно растет. На экспорт поставляются 2/5 добываемой в стране нефти и 1/3 от производимых нефтепродуктов. На долю крупных нефтяных компаний приходится около 80% добычи нефти в стране, а доля экспорта в 1998 г. возросла до 34.1%. В 1998 г. по сравнению с 1997 г. доля экспорта совместных предприятий сократилась с 57.2 до 48.7%.

    Если в 1994 г. Комплекс обеспечивал около 6% бюджетных поступлений, то в 1995 г. Бюджетная доля комплекса возросла до 13%, в 1996г. — до 16%, в 1997 — 1998гг. — до 22%. Нефтяная промышленность в 1997г. обеспечила 25% валютных поступлений страны. При этом добыча нефти , (с газовым конденсатом) соответственно составляла в 1994г. — 318 млн. т. , в 1996г. — 301 млн. т. , в 1997г. — 306 млн. т. . В 2001г.  добыча нефти на уровне 290 — 296 млн. т. .  Таким образом бюджетный вклад нефтяного комплекса за  четыре года вырос в 3.5 раза, в то время как добыча нефти не только не увеличилась, но и сократилась более чем на 5% . Это значит, что последние пять лет характеризуются постоянным  существенным, даже многократным ростом налоговой нагрузки на нефтяной комплекс.

     

    1.3. Перспективы развития  нефтяной отрасли в России

    Стратегическими целями развития нефтяного комплекса являются:

    -  стабильное, бесперебойное и  экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на нефть и продукты ее переработки;

    - обеспечение стабильно высоких  поступлений в доход консолидированного бюджета;

    -  обеспечение политических  интересов России в мире;

    -  формирование устойчивого  платежеспособного спроса на продукцию сопряженных отраслей российской экономики (обрабатывающей промышленности, сферы услуг, транспорта и т.п.).

    Информация о работе Характеристика современного состояния экономического и социального развития нефтяной и газовой промышленности