Характерные черты внешнеторговых связей РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи курсовой работы:
- Выявить основные характерные черты внешней торговли РК на мировом рынке, в частности с ближайшими государствами, с которыми ведется активная торговля, и оценить конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке.
- Исследовать проблемы таможенного союза, выявить плюсы и минусы для РК.
- Изучить проблемы вступления Казахстана в ВТО: экономические, производственные, сельскохозяйственные;
- Рассмотреть открывающиеся перспективы при вступлении Казахстана в ВТО.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические аспекты внешней торговли и внешнеторговых отношений
6
1.1
Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики
6
1.2
Классическая теория международной торговли
8
1.3
Альтернативные теории международной торговли
11
2
Анализ внешнеторговых связей Республики Казахстан
14
2.1
Характеристика внешней торговли Республики Казахстан
14
2.2
Основные направления внешней торговли Республики Казахстан на современном этапе
17
2.3
Анализ деятельности таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии
18
3
Пути совершенствования внешнеторговых связей Республики Казахстан
22
3.1
Проблемы вступления Казахстана в ВТО
22
3.2
Перспективы развития таможенного союза Казахстана, России, Белоруссии
27

Заключение
30

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая полная.doc

— 454.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  Образования и науки Республики Казахстан

Актюбинский государственный университет им. К.  Жубанова

Факультет: Экономический    

Кафедра: Государственное управление и маркетинг

 

 

 

Курсовая  работа

По  дисциплине «Макроэкономика»

На  тему: «Характерные черты внешнеторговых связей РК»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  группы 2УР:

Буранбаева  А.Е. 

Проверила:   Тасмамбетова А.Ж. 

 

 

 

Актобе «2012»

План:

 

 

Введение

3

1

Теоретические аспекты внешней торговли и внешнеторговых отношений

6

1.1

Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики

6

1.2

Классическая  теория международной торговли

8

1.3

Альтернативные  теории международной торговли

11

2

Анализ внешнеторговых связей Республики Казахстан

14

2.1

Характеристика  внешней торговли Республики Казахстан

14

2.2

Основные направления  внешней торговли Республики Казахстан  на современном этапе

17

2.3

Анализ деятельности таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии

18

3

Пути совершенствования  внешнеторговых связей Республики Казахстан

22

3.1

Проблемы вступления Казахстана в ВТО

22

3.2

Перспективы развития таможенного союза Казахстана, России, Белоруссии

27

 

Заключение

30

 

Список литературы

Приложения

32

33


Введение

 

«Уважаемые  казахстанцы! Сегодня всему миру и каждому государству важно найти ответы на мощные глобальные и внутренние вызовы.

Выполнив задачи по десяти направлениям социально - экономической  модернизации, мы укрепим экономику, сделаем стабильным наше общество, повысим благосостояние нашего народа. В то же время Казахстан как достойный участник мировой политики продолжит активное участие в определении путей укрепления мира и безопасности.

Важное значение будет иметь Астанинский экономический  форум в этом году, на котором, надеюсь, будет обсуждаться наша идея «G global» по выходу из мирового кризиса.

Внешнеполитические  предложения Казахстана получили поддержку  у мировой общественности.

Мы будем  продолжать нашу сбалансированную внешнюю  политику, взаимодействуя не только с  Западом, но и государствами Азии.

В этом году исполнится 20-лет моей инициативе о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

В текущем году мы должны достойно завершить председательство в Организации исламского сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности.

В 2012 году Астана является культурной столицей СНГ и тюркского мира.

Мы отвечаем на глобальные вызовы ХХI века углублением  евразийской интеграции. Мы вместе с Россией и Беларусью сформировали Единое экономическое пространство, идём к созданию Евразийского экономического союза. Это важный фактор общерегиональной стабильности, повышения конкурентоспособности наших экономик. Мы готовы поддержать стремление других государств СНГ присоединиться к евразийской интеграции.

В 2012 году должны завершиться переговоры о вступлении Казахстана в ВТО. Это на порядок повысит инвестиционную привлекательность нашей экономики». [1].

Внешнеторговая  политика - это комплекс мер позволяющих  осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных  рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику.

Внешнеторговая  политика - это целенаправленные действия государства и его органов  по определению режима регулирования  внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

Актуальность  темы в создании условий для выхода страны на мировые рынки товаров, услуг и капиталов, развитие собственного экспортно-импортного потенциала, привлечение инвестиций и технологий в производственную сферу, реализацию проектов новых транспортных путей. Для Казахстана первостепенной задачей является реализация сбалансированной и ответственной внешней политики, учитывающей интересы Казахстана и динамику реального и мирового развития. Внешняя политика должна быть построена на понимании необходимости компромисса даже в самых острых вопросах.

Цели и задачи курсовой работы:

- Выявить основные  характерные черты внешней торговли  РК на мировом рынке, в частности  с ближайшими государствами, с  которыми ведется активная торговля, и оценить конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке.

- Исследовать  проблемы таможенного союза, выявить  плюсы и минусы для РК.

- Изучить проблемы  вступления Казахстана в ВТО:  экономические, производственные, сельскохозяйственные;

- Рассмотреть  открывающиеся перспективы при вступлении Казахстана в ВТО.

Основными составляющими  внешнеторговой политики являются экспортная и импортная политика, валютная политика, политика в области привлечения  иностранных инвестиций и регулирования  национальных капиталовложений за рубежом.

По некоторым  оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных  экономических отношений. Современные  международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием  мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Важность изучения системы Всемирной торговой организации  и ее использования для Казахстана обусловливается также большими потенциальными возможностями в  извлечении больших прибылей из проходящей под эгидой Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) либерализации торговли товарами и услугами. Введение новых правил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, несомненно, будут способствовать ускорению хода экономических реформ в Казахстане при условии ее вступления в ВТО.

Вступление  Республики Казахстан в таможенный союз с Белоруссией и Россией  со всей остротой поставил перед ней  проблему интенсивной интеграции в  мировую экономику. Активизация  участия нашей страны в мировом  хозяйстве, протекающих в нём процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономики и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.

Современное состояние  мирохозяйственных связей характеризуется  дальнейшим прогрессом в развитии специализации  в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развитие международных обменов. Даже государства, имеющие громадные природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться без активного участия в международном разделении труда.

В этих условиях внешнеэкономическая политика, являясь  системой мероприятий, направленных на достижение определённых преимуществ  экономикой раннего государства  на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, приобретает особую значимость для любого государства в современных условиях. В особенности, это касается Республики Казахстан, которая сегодня поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 140 странами мира.

 

1. Теоретические  аспекты внешней торговли и  внешнеторговой политики

 

1.1 Понятие, сущность  и основные направления внешней  торговли и внешнеторговой политики

В условиях научно-технической  революции для экономического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда.

Внешнеэкономическая политика - это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ  на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Внешнеэкономическая политика, как показывает история, часто используется для достижения определенных политических целей и, поэтому с полным правом считается составной частью внешней политики государства.

Во внешнеэкономической  политике переплетаются интересы различных  монополий, финансовых, торговых, профессиональных и других групп. Поэтому современная  внешнеэкономическая политика - это  сложная система, формирующаяся  под влиянием национальных, экономических и политических факторов, под воздействием процессов, происходящих во всей системе международных экономических отношений, в первую очередь, научно-технической революции, которая резко усилила взаимозависимость хозяйств отдельных государств. Объективные требования интернационализации экономики имели следствием проходящие сейчас в мире интеграционные процессы, оказывающие огромное воздействие на формирование современной внешнеторговой политики. В результате деятельности интеграционных группировок происходит формирование единой для них системы регулирования внешнеэкономических связей, получившей название коллективного протекционизма. Характерной для него является более или менее полная либерализация взаимной торговли (свобода торговли) при одновременном проведении согласованной единой протекционистской политики. В отношении не участвующих стран наиболее характерным примером этого является Европейский Союз. В формировании внешнеэкономической политики активное участие принимает государство, монополистические группировки и созданные ими различные ассоциации, объединения, комитеты и т.п. В большинстве, стран существуют крупные объединения национального капитала: национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимателей, торговые палаты и другие организации, воздействующие на формирование внешнеэкономической политики страны. Учитывая имеющиеся между представителями различных групп предпринимателей противоречия, конкретная политика регулирования внешнеэкономического оборота является как бы равнодействующей различных тенденций. В ней находят также отражение как компромиссы между интересами национально обособленных капиталов, выражающих стремление обеспечить надежную защиту от иностранной конкуренции, так и объективные потребности обеспечения международного общения в условиях повышения степени интернационализации производства и капитала.

Современная внешнеэкономическая  политика осуществляется с помощью  целого ряда средств, контролирующих, регулирующих и стимулирующих внешнеэкономические связи. К ним относятся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. Одновременно с помощью экспортных кредитов и государственных гарантий по ним, кредитов международных финансовых организации, экспортных премий товарного и валютного демпинга, условно беспошлинного ввоза и вывоза, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот осуществляется стимулирование экспорта товаров. Важную, роль в качестве средства расширения экспорта играет также вывоз капитала.

Роль государства  во внешней торговле может быть разноплановой:

1. Государство  устанавливает монополии внешней  торговли. Такая форма участия  государства во внешней торговле  крайне не эффективна и может  быть в очень ограниченном круге стран: в Северной Корее, на Кубе и ряде других стран с тоталитарным политическим режимом.

2. Участие государства  во внешней торговле через  фирмы, в которых оно имеет  контрольный пакет акций или  достаточно большую долю.

3. Стимулирование  экспорта из страны - характерно и для промышленно развитых стран и для развивающихся стран.

Государства, проводя  определённую внешнеэкономическую  политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит  от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

Государство может  давать рекомендации и поощрять хозяйствующие  субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т. д.).

Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.

К методам внешнеторговой политики относится также система  двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.

Информация о работе Характерные черты внешнеторговых связей РК