Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:42, курсовая работа
Цели и задачи курсовой работы:
- Выявить основные характерные черты внешней торговли РК на мировом рынке, в частности с ближайшими государствами, с которыми ведется активная торговля, и оценить конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке.
- Исследовать проблемы таможенного союза, выявить плюсы и минусы для РК.
- Изучить проблемы вступления Казахстана в ВТО: экономические, производственные, сельскохозяйственные;
- Рассмотреть открывающиеся перспективы при вступлении Казахстана в ВТО.
Введение
3
1
Теоретические аспекты внешней торговли и внешнеторговых отношений
6
1.1
Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики
6
1.2
Классическая теория международной торговли
8
1.3
Альтернативные теории международной торговли
11
2
Анализ внешнеторговых связей Республики Казахстан
14
2.1
Характеристика внешней торговли Республики Казахстан
14
2.2
Основные направления внешней торговли Республики Казахстан на современном этапе
17
2.3
Анализ деятельности таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии
18
3
Пути совершенствования внешнеторговых связей Республики Казахстан
22
3.1
Проблемы вступления Казахстана в ВТО
22
3.2
Перспективы развития таможенного союза Казахстана, России, Белоруссии
27
Заключение
30
Список литературы
Цели и задачи присоединения:
• Усиление процесса интеграции в мировую экономику;
• Снижение тарифных и нетарифных барьеров в торговле промышленными и сельскохозяйственными товарами, дальнейшая либерализация международной торговли и создание условий для свободной и справедливой конкуренции на мировых рынках;
• Регулирование международной торговли услугами на основе выработанных принципов и правил, ее дальнейшее расширение и постепенная либерализация путем проведения переговоров;
• Создание механизма эффективной защиты в области торговых аспектов прав на интеллектуальную собственность с учетом различий в национальных правовых системах;
• Создание эффективного многостороннего механизма урегулирования торговых споров;
• Осуществление мониторинга национальной торговой политики стран-членов ВТО;
Доступность мировых рынков для экспорта казахстанских товаров и услуг;
• Приведение торгового законодательства страны в соответствие с международными нормами и стандартами;
• Формирование в стране предсказуемой торгово-инвестиционной среды;
• Обеспечение
функций «переговорной
Проблемы Казахстана при вступлении в ВТО:
1) Проблемы производства.
Достигнутый уровень реформирования и открытости экономики нашей республики дают возможность Казахстану выгодно интегрироваться в мировые, хозяйственные, экономические и технологические процессы. Это представляет определенные преимущества: усиление процесса интеграции Казахстана в мировую экономику, получение режима наибольшего благоприятствования в торговле товарами и услугами со странами - членами ВТО, увеличение поступлений инвестиций, доступность мировых рынков для экспорта казахстанских товаров и услуг, приведение торгового законодательства к международным нормам и стандартам.
Программа импортозамещения, проводимая правительством Республики Казахстан, сегодня себя оправдывает, но во многом противоречит требованиям ВТО. При вступлении в ВТО необходимо, чтобы товары, производимые в Казахстане, отвечали международным стандартам. Вхождение в ВТО остро ставит вопросы конкурентоспособности отечественных товаров и услуг как на внешнем так и на внутреннем рынке. Во многих отношениях присоединение потребует существенных уступок, которые не только практически сразу же откроют дорогу для иностранных товаров и услуг, но и заблокируют национальные меры регулирования этого проникновения. Не трудно предположить, что вступление в ВТО и открытие границ разорят мелкого и среднего отечественного товаропроизводителя, которых с большим трудом мы сегодня взращиваем, создавая необходимые благоприятные условия. В то же время выгоды от вступления в ВТО, связанные с улучшением доступа на внешние рынки дадут свои положительные результаты лишь в далекой перспективе. И то, только в случае, если мы будем в состоянии производить конкурентоспособные товары и иметь эффективный механизм, способный защищать наши права в сложной системе ВТО. От грамотной стратегии защиты собственных интересов зависит, будут ли отечественные производители представлены в сферах товаров и услуг или наши рынки займут другие страны, что повлечет за собой сокращение занятости населения и доходов гос.бюджета. В условиях либерализации таможенного пространства Казахстана большинство отечественных товаропроизводителей будут проигрывать, а в последующем потеряют свои позиции на внутреннем рынке, не говоря уже о конкурентоспособности на рынках соседних государств. Очевидно, что ВТО выгодно развитым странам, которые производят сверхконкурентоспособные товары, особенно в области высоких технологий и услуг. Казахстан в настоящее время, к сожалению, не в входит в число производителей таких товаров. С нашими товарами нас на Западе не ждут, нам необходимо сохранить и развивать уже имеющиеся рынки сбыта как внутри Казахстана, так и в рамках стран СНГ и только постепенно готовить себя для вступления в ВТО.
В дальнейшем при благоприятном развитии нашей страны, при значительном увеличении объема экспорта именно готовой, отечественной, конкурентоспособной продукции мы могли бы войти в ВТО не как сырьевой придаток, а как равноправный партнер;
2) Проблемы экономической безопасности.
Присоединение Казахстана к соглашениям Всемирной торговой организации, в рядах которой сегодня находится 150 стран мира, теперь уже выглядит событием неизбежным. Восьмилетняя переговорная эпопея по ВТО вступает в завершающую фазу, когда должны получить ответ ключевые проблемные вопросы нашего вступления в этот влиятельный международный клуб. Они, прежде всего, касаются самого чувствительного в данной ситуации аграрного сектора, защиты интеллектуальной собственности, миграционной политики и финансовых услуг.
То, что Казахстан должен присоединиться к Соглашениям Всемирной торговой организации, сомнений не вызывает. Проблема состоит в том, на каких условиях наша страна присоединится к этой влиятельной международной организации. По этому поводу бытует множество иллюзий (стереотипов), наиболее распространенные из которых состоят в следующем.
Иллюзия первая. «Отечественным предприятиям будет открыт доступ к более дешевым комплектующим и сырью, а населению – к более дешевым товарам и услугам (в том числе финансовым). Это будет способствовать повышению уровня жизни населения». Нельзя согласиться с этим стереотипом. Почему?
Потому, что не существует никаких ограничений на дешевый импорт комплектующих, а тем более сырья. Казахстан импортирует и то, и другое в достаточном количестве. Причем из любой точки мира. Все зависит от наличия у казахстанских импортеров финансовых средств и партнеров, выпускающих соответствующие комплектующие, сырье и т.д.
Иллюзия вторая. «Членство во Всемирной торговой организации обеспечит свободный доступ казахстанского экспорта на мировые рынки». Такой же стереотип, как и первый. В настоящее время не существует заметных ограничений на экспорт казахстанских товаров на мировые рынки. За последние 11 лет отечественный экспорт товаров увеличился более чем в 5,1 раза, составив в 2005 году 27849 млн. долларов США.
Причем казахстанский экспорт имеет явно выраженную сырьевую направленность. При этом доля готовой продукции в отечественном экспорте незначительна. К примеру, доля машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов в 2005 году составила 1.3% (в 1995 году – 2.9%). В целом, учитывая явно выраженную сырьевую направленность экспорта, членство в ВТО для казахстанской внешней торговли не является определяющим, поскольку сырьевые экспортные позиции не регулируются Соглашениями ВТО. Поэтому и нельзя согласиться с указанным стереотипом.
Иллюзия третья. «ВТО дает возможность защищать казахстанских экспортеров на внешних рынках». Апологеты этого утверждения имеют в виду антидемпинговые меры, применяемые в отношении отечественного экспорта. Но за всю экспортную историю Казахстана подобные меры применялись лишь к ограниченным сырьевым позициям – стальной и алюминиевой продукции. Но важно помнить, что членство в ВТО не защищает национальных экспортеров от антидемпинговых процедур..
Общепризнано, к наиболее чувствительным отраслям экономики Казахстана относятся сельское хозяйство (сюда включают пищевую промышленность), легкая промышленность. Однако, этим перечень чувствительных секторов, как будет показано далее, не ограничивается. В этой сфере уже сделано много уступок, которые могут отрицательно сказаться на развитии аграрного сектора страны.
Существуют так называемые базовые и нестандартные требования ВТО. Первые - это те, что закреплены в соглашениях организации. Оспаривать их практически невозможно, но нужно, а наша сторона, как видим, сдается без борьбы. Например, известно, что уже принято решение об исключении из отечественного законодательства в области нефти и недропользования норм, противоречащих положениям соглашения ВТО об инвестиционных мерах, связанных с торговлей. В частности, исключению подлежат статьи национального законодательства, касающиеся казахстанского содержания в закупаемых недропользователями товарах и услугах.
3) Проблемы сельского хозяйства.
Площадь сельскохозяйственных угодий Республики Казахстан составляет 216.7 млн. га, в том числе пашня – 22,6 млн. га, сенокосы – 5,0 млн. га, пастбища – 189 млн. га.
Климатические условия республики позволяют в большинстве регионов выращивать зерновые культуры, на орошаемых землях в южном регионе – возделывать хлопчатник, табак, рис, сахарную свеклу, а также виноградники и плодовые сады.
В то же время, по оценкам, биоклиматический потенциал земледельческой зоны в 2,7 раза ниже, чем в Северной Америке и Западной Европе. Относительно низким является и качество земли. Лишь 7,2 млн. га пашни имеют балл бонитета свыше 50 единиц, позволяющий эффективно возделывать сельскохозяйственные культуры. Климатические условия Казахстана позволяют использовать естественные пастбища в качестве круглогодичной кормовой базы, что создает условия для развития животноводства. Однако ввиду недостаточной обводненности пастбищ в 2009 г. сельскохозяйственными производителями использовалось лишь 52,6 млн. га, или около 28% их общей площади. В период трансформационных процессов доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте (ВВП) снизилась с 34% до 6,4%, т.е. более чем в 5 раз.
Основными производителями продукции сельского хозяйства являются личные подсобные хозяйства населения, на долю которых приходится более 50% валовой продукции отрасли, в том числе около 86% – продукции животноводства. Анализ состояния сельского хозяйства свидетельствует, что в целом ситуация здесь по-прежнему характеризуется нестабильностью и низкой конкурентоспособностью. Для развития сельского хозяйства страны характерен экстенсивный тип развития. К числу основных проблем и факторов, ограничивающих развитие сельскохозяйственного сектора экономики республики, можно отнести:
- слабую конкурентоспособность
сельскохозяйственной
- существенную
зависимость сельского
- неэффективное
использование природно-
- нерациональное использование пашни;
- многочисленность
агропромышленных формирований, размеры
которых не позволяют вести
сельхозпроизводство с учетом
наиболее полного
- недостаток
квалифицированных кадров и
- низкий уровень доходов сельского населения.
В настоящее время мы являемся свидетелями экономической интеграции государств ЕврАзЭС, осуществляемой путем создания Таможенного союза, формирования Единого экономического пространства.
Очевидно, что интеграционные процессы направлены на расширение рынка сбыта продукции, развитие взаимной торговли.
В результате
образования Таможенного союза
казахстанский рынок
Функционирование
в рамках Таможенного союза
позитивно повлияло на
Главными плюсами создания Таможенного союза являются обеспечение благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику стран-участниц Таможенного союза, создание совместных производств и кооперации взаимодополняющих предприятий с учетом имеющегося в государствах Таможенного союза экономического потенциала.
Повышение
таможенно-тарифной защиты
Исключение тарифных и нетарифных ограничений (лицензирование, квотирование) во взаимной торговле между странами-участниками, отмена таможенного контроля на внутренних таможенных границах служат основой для взаимного экономического развития.
Позитивное влияние на общеэкономическую динамику окажет существенное расширение сферы конкуренции, что в свою очередь потребует от отечественных производителей повышения качества производимых товаров, создание условий для обеспечения их конкурентоспособности.
С начала 2012 г. сформировано Единое экономическое пространство Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь. Единое экономическое пространство (ЕЭП) — пространство, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, существует единая инфраструктура и проводится согласованная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, основой чего будут являться следующие договоренности:
— определены
направления проведения
— предоставление
национального режима товарам,
работам и услугам, происходящи
— обеспечивается
равный доступ граждан-
— устанавливается
обеспечение трудящихся-мигрант
Информация о работе Характерные черты внешнеторговых связей РК