Характерные черты внешнеторговых связей РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи курсовой работы:
- Выявить основные характерные черты внешней торговли РК на мировом рынке, в частности с ближайшими государствами, с которыми ведется активная торговля, и оценить конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке.
- Исследовать проблемы таможенного союза, выявить плюсы и минусы для РК.
- Изучить проблемы вступления Казахстана в ВТО: экономические, производственные, сельскохозяйственные;
- Рассмотреть открывающиеся перспективы при вступлении Казахстана в ВТО.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические аспекты внешней торговли и внешнеторговых отношений
6
1.1
Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики
6
1.2
Классическая теория международной торговли
8
1.3
Альтернативные теории международной торговли
11
2
Анализ внешнеторговых связей Республики Казахстан
14
2.1
Характеристика внешней торговли Республики Казахстан
14
2.2
Основные направления внешней торговли Республики Казахстан на современном этапе
17
2.3
Анализ деятельности таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии
18
3
Пути совершенствования внешнеторговых связей Республики Казахстан
22
3.1
Проблемы вступления Казахстана в ВТО
22
3.2
Перспективы развития таможенного союза Казахстана, России, Белоруссии
27

Заключение
30

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая полная.doc

— 454.50 Кб (Скачать файл)

За годы независимости  объем экспорта РК вырос почти в 50 раз.

В 2011 году, по оценке Министерства экономического развития и торговли, объем казахстанского экспорта составит 76,3 млрд. долларов. В первый год независимости  мы могли только мечтать о таких  объемах. Даже 10 лет назад, в 2001 году, экспорт был на порядок ниже и составлял всего 8,6 млрд. долларов. А 20 лет назад, в 1992 году, экспорт Казахстана состоял из 81 статьи и равнялся 1,4 млрд. долларов.

В 2001 году экспорт РК направлялся  в 111 стран, а в 2010-м – уже в 126. По данным аналитического департамента Национального агентства по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST, география экспорта 2011 года, в отличие от предыдущего десятилетия, значительно расширилась. Кроме традиционных рынков сбыта теперь казахстанская продукция продается в страны Африки и Латинской Америки. 

Традиционно ведущими экспортными  рынками для Казахстана остаются страны Европы: Италия, Франция, Нидерланды. В 2010-м в страны ЕС экспортировалось продукции на сумму, превышающую 30 млрд. долларов, в том числе в Италию – 9,6 млрд. долларов. В последние годы динамично растущим экспортным рынком для казахстанской продукции является Польша. Если в 2006-м экспорт РК в эту страну составлял 204,4 млн. долларов, то в 2010-м – 1 215,5 млн. долларов. Как и в других европейских странах, значительную долю экспорта в Польшу занимают нефть и газ. В то же время вывозится обширный ассортимент обработанной продукции: удобрения, насосы жидкостные, аккумуляторы, строительные материалы, пряжа. Объемы экспорта этой продукции пока невелики, но эксперты аналитического департамента агентства констатируют, что есть задел для дальнейшего расширения и углубления торгово-экономического сотрудничества. 

В течение последних 5 лет  динамично растет экспорт обработанной продукции: по сравнению с 2005 годом он вырос более чем в 2 раза и составил 16,6 млрд. долларов. Основным потребителем казахстанской обработанной продукции являются Китай, Россия и другие страны СНГ. Главным образом это металлы и изделия из них, металлопрокат, уран и другая химическая продукция, мука пшеничная и ржаная, рис. В Китай поставляются медь и медная проволока, уран, ферросплавы, алюминий, прокат. Начиная с 2009 года Казахстан стал экспортировать в КНР полимеры пропилена. 

Номенклатура потребляемой Россией казахстанской продукции остается практически неизменной в течение многих лет. Это – металлопрокат, ферросплавы, алюминий, глинозем, уран и другие продукты, являющиеся сырьем для российских промышленных предприятий. Такая ситуация является наследием политики размещения производительных сил советского периода, когда основные производства, выпускающие продукцию более высокого передела и готовую для потребления, располагались преимущественно в России. Вместе с тем в соседнюю страну поставляются потребительские товары и средства производства. Это радиаторы для центрального отопления из черных металлов, электрические конденсаторы, железнодорожные вагоны, насосы.

Естественно, продукция РК с более высокой добавленной  стоимостью при экспорте на внешние  рынки сталкивается с повышенным уровнем конкурентоспособности. Поэтому для улучшения конкурентных возможностей и продвижения на мировой рынок этой группе товаров требуется поддержка со стороны государства.

В совокупности экспортные поставки обработанной продукции осуществлялись в 112 стран мира, из которых в первые 5 – Китай, Россия, Швейцария, Великобритания и Турция – поставлялось более 55% от всего объема обработанного экспорта РК. Принимаются меры по приведению национального законодательства внешней торговли в соответствие с принципами и нормами ВТО, ведутся много- и двусторонние переговоры с основными странами-партнерами по условиям взаимного доступа товаров и услуг, ведется работа по подготовке Меморандума о внешнеторговом режиме Казахстана.

2.2. Основные направления  внешней торговли Республики Казахстан на современном этапе

Экономика Казахстана обладает устойчивым экономическим  ростом, в основе которого раскрепощение  частной инициативы и предпринимательство, активная внешняя торговля, привлечение инвестиций. За годы независимости экономика Казахстана преодолела формирование основ независимого суверенного государства, все необходимые государственные институты уже имеются, и с каждым месяцем наша республика нарабатывает опыт и знания. Казахстаном взят курс на реализацию собственной модели экономических преобразований и переход к рынку, исходя из наличия богатейших запасов природных ресурсов, необходимости формирования нескольких форм собственности регионов и субъектов хозяйственной деятельности, конверсии оборонного комплекса и более рационального использования научно- технического и производственного потенциала. Активно развивается внегосударственный сектор экономики республики - акционерные общества, межотраслевые и внешнеэкономические ассоциации, концерны и консорциумы. В республике функционирует около 40 банков второго уровня, 8 товарных бирж, имеющих государственную лицензию и более 30 страховых и лизинговых компаний. Широкое поле деятельности появилось у промышленных предприятий, малых предприятий различной ориентации.

Казахстанская экономика растет довольно динамичными  темпами. За прошедшее десятилетие  ВВП страны увеличился почти в 7 раз (с 17 млрд. долларов США до 115 млрд. долларов).

Казахстан, по классификации  Всемирного банка, входит в группу стран  со средним уровнем дохода. ВВП  на душу населения в 2011 году составляет около 7 тысяч долларов США. Темпы  роста ВВП Казахстана за 2010-2011 года составляет около 7%. По статистическим данным, рост промышленности составил 3,6%, доля незанятого населения составляет 5,3%. Экономика Казахстана за десять месяцев 2011 года выросла на 5%, промышленное производство - на 6%, инфляция на период с января 2011 года на июнь 2011 года составила 5,9%.

По оценке Всемирного банка Казахстан входит в двадцатку стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. Объем прямых иностранных инвестиций, привлеченных в казахстанскую экономику за годы независимости, достиг 132 миллиардов долларов США. В свою очередь казахстанский бизнес активно инвестирует за рубежом (14,5 млрд. долларов США). Поддержка со стороны иностранных государств и донорских организаций трудных процессов строительства государства и проведения реформ предоставляет Казахстану дополнительные возможности.

Казахстан - это  страна, которая вносит свой вклад  в обеспечение глобальной энергетической безопасности. Казахстан занимает 7-е  место в мире по запасам нефти, 6-е место - по запасам газа, 2-е  место - урана. К 2017 году Казахстан войдет в десятку крупнейших производителей и экспортеров нефти и газа в мире.

 

2.3 Анализ таможенного  союза Казахстана, России и Белоруссии

С 6 июля 2010 года на территории Беларуси, Казахстана и  России вступил в силу Таможенный кодекс, который ознаменовал начало сотрудничества трех государств. Но путь к этому знаменательному событию был долгим и трудным.

Первый договор, который можно назвать первой предпосылкой создания Таможенного  союза, был подписан 24 сентября 1993 года и назывался «О создании Экономического союза». А в январе 1995 года было подписано Соглашение о Таможенном союзе, которое приняли сегодняшние страны-участницы Союза. В этом документе были предусмотрены и продуманны все пункты экономической интеграции, распланированы сроки по реорганизации таможенных служб и так далее.

Но этим планам так и не суждено было сбыться. Во внутренней политике государств стали  происходить кардинальные изменения, повлекшие за собой смену законодательств. В этих переменах о создании Таможенного  союза на время забыли.

Но все-таки некоторые пункты все же были выполнены. К середине 1995 года был отменен таможенный контроль на границе России с Белоруссией. В марте 1996 года к Таможенному союзу присоединилась Киргизия. Но уже в 1998 году Киргизия «предала» интересы своих партнеров и вступила в ВТО.

Дефолт в  России, негативные изменения в таможенной структуре стран повлекли за собой  крах планов по созданию Таможенного  союза. В апреле 2000 года Россия восстановила таможенный контроль на границе с  Белоруссией, а в 2001 году была введена  таможенная граница и с Казахстаном.

10 октября 2000 года в Астане руководителями  государств Белоруссии, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии был подписан  документ, положивший начало Евразийскому  экономическому сообществу. В этом  Договоре оговорены все этапы торгово-экономического сотрудничества в рамках Таможенного союза.

В 2005 году на саммите  в Казани было принято решение  о необходимости создания нового Таможенного союза. И уже 6 октября 2007 года в Душанбе между Россией, Белоруссией и Казахстаном был  заключен Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

Учитывая прошлые  ошибки, был выбран достаточно жесткий  вариант структуры и законодательства.

Долгожданное  событие случилось 1 июля 2011 года –  Таможенный кодекс вступил в свою силу на территории Казахстана и России. А уже 6 июля он начал действовать на всей территории Таможенного союза.

1 июля 2011 года  на границах России, Казахстана  и Белоруссии был отменен таможенный  контроль. Он был перенесен на  внешний контур границ Таможенного союза.

В Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС 19 октября 2011 года было принято решение, что  Киргизия тоже присоединится к Таможенному  союзу, но произойдет это в 2012 году.

Плюсы и минусы Таможенного союза

Президент алматинской  Ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев заявил: «Мы сейчас только гадаем, чего от Таможенного союза будет больше: пользы, бесполезности или вреда?».

Таможенный  союз действует сравнительно недавно, но уже сейчас можно с уверенностью сказать о его ощутимых достоинствах.

 • Сформирована Единая таможенная территория, не нарушающая государственных границ государств-участников.

• На территории Таможенного союза можно беспошлинно перемещать товары собственного или иностранного производства, естественно, при наличии соответствующих документов.

• Возрастут обороты взаимной торговли в связи с отменой таможенных барьеров (затраты на брокеров и оформление экспортных деклараций).

• С 15 дней до четырех месяцев увеличен срок подачи деклараций, что дает преимущества малому и среднему бизнесу.

• Изменен нормативный срок выпуска товаров в свободное обращение. Его значительно сократили.

• Отменено нетарифное регулирование: требование лицензий, разрешений, соблюдения квот к участникам ВЭД.

Преимущества  Таможенного союза:

• Экономическая и политическая стабильность.

• Существенно расширятся рынки сбыта топливно-энергетической продукции, цветной и черной металлургии, зернового хозяйства.

• Появилась надежда на возрождение отраслей, пришедших в упадок – виноделие, выращивание фруктов и овощей и так далее.

• Будут созданы более благоприятные условия для кросс-страновых переливов капитала и рабочей силы.

• Возрастет конкуренция, что благоприятно влияет на общеэкономическую динамику.

Но вместе с  тем нельзя не заметить и явные  минусы, которые повлекло за собой вступление в ТС.

Во-первых, это  существенное повышение цен на многие товары на 10-20%. Таможенные тарифы у  России и Белоруссии совпадают, а  у Казахстана они были значительно  ниже. Следовательно, на 80% товарных позиций  будут применены российские тарифы, несмотря на просьбу Казахстана растянуть этот процесс на пять-десять лет. Казахстанцев ждет повышение цен на одежду, строительные материалы, машиностроение, бытовую технику, электрооборудование, канцтовары, детские игрушки, косметику, бытовую химию, лекарства.

Также неприятная новость имеется и для автолюбителей. Скорее всего, в скором времени на казахстанский рынок будет закрыт доступ для дешевых поддержанных иномарок. На смену им хлынет поток  российских «лад».

К тому же, преимущественное право голоса у России. В Комиссии Таможенного союза России принадлежит 57% голосов, Казахстану и Белоруссии – по 21,5%. Если Казахстан или Белоруссия захотят внести какие-либо изменения, они имеет право сделать это только с одобрения России. Следовательно, Казахстану трудно будет отстаивать собственные экономические интересы.

 Но все  же пока рано делать поспешные  выводы. Как  говорится, время  покажет. А пока на нас никак  не сказались негативные стороны  вступления в Таможенный союз, надо по достоинству оценить проделанную работу правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути совершенствования  внешнеторговых связей РК

 

    1. Проблемы вступления Казахстана в ВТО

Основной целью  ВТО является создание единой торговой системы, при которой страны - члены ВТО смогут торговать друг с другом в условиях справедливой и свободной конкуренции.

При этом одним  из важных принципов в рамках данной организации является принцип транспарентности, который означает принцип неприменения нормативных правовых актов, до тех  пор, пока он не будет опубликован. На этом принципе основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.

Данный принцип  пронизывает юридическую систему  ВТО. Он предполагает, что для прослеживания  выполнения тех или иных обязательств, принятых в рамках Соглашений ВТО, страны-члены обязаны уведомлять о новых принимаемых правилах в области торговли или внесенных изменениях в те или иные положения действующего регулирования.

Информация о работе Характерные черты внешнеторговых связей РК