Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:34, контрольная работа
В самом начале XX века в западной экономической мысли возникло новое направление, получившее широкое распространение и ставшее в конце века одним из наиболее популярных в мировой экономической науке. Это направление – институционализм. Институционализм - направление в экономической мысли, акцентирующееся на анализе институтов. Под институтами понимают правила и принципы поведения, которым следуют люди в своих действиях. В разных течениях институционализма этот как термин трактуется по-разному.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Институциональная экономика»
на тему:
Идеи новых французских институционалистов.
Вологда – 2011
Введение
В самом начале XX века в
западной экономической мысли возникло
новое направление, получившее широкое
распространение и ставшее в
конце века одним из наиболее популярных
в мировой экономической науке.
Это направление –
Институционализм - направление в экономической мысли, акцентирующееся на анализе институтов. Под институтами понимают правила и принципы поведения, которым следуют люди в своих действиях. В разных течениях институционализма этот как термин трактуется по-разному.
В основе термина «институционализм» лежит одно из толкований понятия «институт». Он рассматривается институционалистами в качестве первичного элемента движущей силы общества в экономике и вне ее. К «институтам» – идеологи институционализма относят самые разнообразные категории и явления (например, государство, семья, предпринимательство, монополии, частная собственность, профсоюзы, религия, нравы и т.п.), предопределяющие обычаи, привычки, этику, правовые решения, общественную психологию и главное — эволюцию экономики.
Институционализм — это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Институционалисты движущей силой экономики наряду с материальными факторами считают духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте. Другими словами, институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития. При этом объекты исследования — институты — не делятся на первичные и вторичные и не противопоставляются друг другу
Как особое научное направление институционализм оформился в самом конце XIX в. Этот период действительно был переломным в развитии рыночного хозяйства, и не одни институционалисты обратили внимание на то, что рыночное хозяйство переходит в новую фазу развития, познание которой требует совершенно иных теоретических и методологических подходов
Политико-правовые
идеи солидаризма и
Политическая мысль Франции начала ХХ века основывалась на двух основных направлениях, связанных с объяснением консервативных и либеральных учений и на объяснениях социализма безгосударственного (традиции анархизма), социализма этатистского (марксизм и советский опыт) и социализма реформистского.
В середине 30-х годов заметным делается влияние опыта национальных тоталитаризмов и опыта советского партийно-государственного социализма.
Если в области
Леон Дюги (1859–1928), был защитником социально-юридического (т. е. позитивистского и социологического) понимания права, с некоторыми отступлениями в пользу естественно-правовой традиции.
Дюги считал, что в связи с возникновением нового общественного строя метафизической концепции субъективного права уже нет места, и она уступает место понятию объективного права, налагающего на каждого члена общества социальную обязанность.
Творчество Леона Дюги (1859–1928), теоретика права, конституционалиста, декана юридического факультета в Бордо, приходится на тот период, когда в европейских странах происходило возрождение идей естественного права (т. е. прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий). И хотя это движение не было в состоянии нарушить доминирующее положение юридических позитивистов, (юридический позитивизм - направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права, т. е. права, установленного политической властью), все же интеллектуальное и нравственное недовольство позитивизмом содействовало обновлению восприятия и трактовки тех вопросов, которые позитивисты в силу своей задогматизированности не в состоянии были адекватно воспринимать и объяснять.
Дюги является защитником социально юридического, т.е. позитивистского и социологического, понимания права, однако с некоторыми отступлениями в пользу естественно-правовой традиции.
Идея коренных перемен в государствоведении и правоведении включала в себя у Дюги попытку упразднить в юридической науке некоторые понятия и конструкции, которые он именовал «метафизическими». К их числу он относил понятия «суверенная личность государства», «субъективное право личности» и защищал ряд таких новых понятий, как «юридическая ситуация», «функция», «социальное право» и др. Его самый главный труд назывался «Трактат о конституционном праве», вышедшем в 1911 году, в котором помимо перечисленных новаций предпринято уточнение и переосмысление самого предмета конституционного права.
Идеей Дюги является намерение поместить право и его знатоков – юристов в новый контекст обсуждения природы и назначения права и государства. В своем намерении он нашел поддержку среди основателей и главных авторитетов социологического позитивизма, таких как Сен-Симон, О. Конт, Г. Спенсер и современников, например Э. Дюркгейма, который в своих работах методологического свойства настойчиво утверждал, что право есть не что иное, как результат социальных факторов.
В противоположность взглядам правоведов, которые придерживаются концепции субъективных прав, Дюги провозглашает тезис о том, что публичная власть является просто фактом. Государство в его прежних формах коллективности исчезает, а на его месте должен появиться новый государственный строй, более гуманный, более защищающий человека. Этот строй основывается на двух элементах. Первый элемент – это концепция социальной нормы, которая основывается на факте взаимной зависимости, соединяющей все человечество вообще и членов любой социальной группы. Вторым элементом является децентрализация или синдикальный федерализм. Поясняя это положение, Дюги дистанцируется от революционного синдикализма и высказывает уверенность в том, что современное общество движется к федерализму классов, организованных в синдикаты и что этот федерализм со временем будет соединен с властью, которая не упразднится, но примет совершенно другой характер и сведется к функциям контроля и надзора.
Главной и объединяющей идеей для Дюги становится идея, заимствованная из области позитивистской социальной философии. Таковой стала концепция солидаризма. Именно привнесение этой идеи в тему обсуждения природы публичной власти, публичного и частного права привело Дюги к переформулированию предмета публичного права и прав человека, а также к новым толкованиям понятий «социальный класс», «индивидуальное право», «разделение властей» и др.
В своем обосновании новой
системы прав коллективов и прав
индивидов Дюги отказывается видеть
в современных обществах только
бесконечные конфликты
Помимо социальной солидарности людей объединяют и интегрируют в новые общности те правила поведения, которые заданы не правами индивидов или коллективов, их Дюги полагает иллюзорными и просто несуществующими, а социальной нормой. По мнению Дюги, происходит это объединение потому, что все люди существа социальные, что всякий социальный акт, нарушающий социальную норму, обязательно вызовет социальную реакцию.
Концептуальной разработке темы о социальной норме, основанной на соединяющей людей взаимной зависимости, Дюги придавал основополагающее значение как для науки, так и для последующего существования современного общества и отдельного человека. Дюги считал, что социальная норма не является моральной нормой, однако ее можно и нужно считать нормой правовой. Подобно норме правовой, она относится к внешним проявлениям человеческой воли и не обязательна для его внутренней жизни. Таким образом, это главная особенность социальной нормы, призванной вытеснить в правопонимании образ правовой нормы в ее многовековом восприятии и употреблении.
Дюги не отказывается полностью от терминов «субъективное право» и «объективное право», но считает, что в настоящее время возникает общество, в котором метафизической концепции субъективного права нет уже места и она выходит из употребления и уступает место понятию объективного права, налагающего на каждого члена общества социальную обязанность, а власть создает условие для выполнения данной обязанности.
Идеи Дюги в области концептуального обновления правоведения вызвало широкий отклик. По мнению многих правоведов попытки Дюги внести понятие солидарности в круг идей государственной науки является его большой заслугой и несомненным шагом вперед. Однако, необходима дальнейшая работа, по переоценке старых понятий и преобразование традиционных взглядов.
Институционализм появился на основе своеобразного истолкования того факта, что существующие в каждом обществе коллективы (социальные общности, учреждения), такие как семья, добровольные ассоциации, а также коллективы, организованные во имя удовлетворения умственных и иных запросов, следует воспринимать учреждениями, обеспечивающими сплочение общества в нацию-государство. При этом объединяющая роль подобных коллективов выполняется ими вместе с выполнением более частных ролей, связанных с таким служением, которое выгодно им самим.
Даже коллективная общность, именуемая бюрократией, занятая обычно заботами о постоянном своем преобладании над массами управляемых лиц и групп, может восприниматься в качестве учреждения с посредническими функциями, нацеленными на реализацию общих функций государства. Государство, в свою очередь, не только не препятствует появлению и развитию бюрократической общности, но даже содействует ее институционализации.
Теорию институционализма наиболее успешно разрабатывал Морис Ориу (1859–1929), который проблему интересов индивида и государства объяснил в духе христианского коллективизма первых его веков, но сделал это с некоторыми новациями, обусловленными современной социально-исторической ситуацией.
В теории институции, понимаемой как учреждение, установление, он отказался от использования договорной теории и от командно-административной законности и выдвинул ряд новых положений. Он сделал это с некоторыми нововведениями, обусловленными современной социально-исторической ситуацией.
Предметом публичного права согласно М. Ориу, является государственный режим правления, который олицетворяет собой государство, т. е. режим одновременно политический, экономический и юридический. Гражданская жизнь составляет объект воздействия государственного режима и характеризуется согласно Ориу, разделением между политической властью и частной собственностью.
Централизация национального
права сводится к установлению правовых
норм и санкций и становится делом
центральной политической власти и
осуществляется отделенной от частной
собственности
Основа теории институции восходит к идее равновесия. Суть ее состоит в том, что правопорядок пытаются уподобить системе физического равновесия сил и всю жизнь современных государств представить себе как множественные социальные равновесия, соединенные в сложную и запутанную систему. Одной из таких систем равновесия являются правовые отношения. Идея права в основе своей является идеей порядка, и юристы старой юриспруденции смотрели на этот порядок как на нечто предустановленное самим божеством. В отличие от них представители теории институционализма уже не признают предустановленного порядка в структуре общества.
Предметом публичного права, согласно М. Ориу, является государственный режим правления, который олицетворяет собой государство, т.е. режим одновременно политический, экономический и юридический, но также режим, который руководит нацией, видоизменяет ее, становится средой, в которой существуют индивиды.
Гражданская жизнь составляет объект воздействия государственного режима и характеризуется, согласно концепции Ориу, разделением между политической властью и частной собственностью, которые в первичных, догосударственных формах организации нации всегда соединены вместе. Это разделение является на стадии функционирования государственного режима основой одновременно и политической власти, и свободы. Такое разделение происходит путем двух параллельных процессов – централизации права и централизации политической власти.
Информация о работе Идеи новых французских институционалистов