Индикативное планирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Анализ исторических, социально-политических и организационно – правовых особенностей развития экономик мира свидетельствует о необходимости рационального и разумного сочетания экономического централизма, базирующегося на вмешательстве государства в экономику, и рыночного саморегулирования. Из всех возможных вариантов обеспечения такого сочетания при заданных целях и ресурсных ограничениях наиболее приемлемой является модель индикативного управления национальной экономикой, важнейшим элементом которой выступает индикативное планирование.

Содержание работы

Введение
3
Индикативное планирование как инструмент государственного регулирования национального хозяйства
6
Необходимость и цели регулирования экономики государством
6
Экономические методы государственного регулирования национального хозяйства
14
Сущность и методы индикативного планирования
18
2. Анализ практики индикативного планирования экономики в современной России
25
2.1 Субъекты и объекты индикативного планирования российской экономики
25
2.2. Особенности отечественных методов индикативного планирования
28
2.3. Государственные целевые программы в РФ
32
Заключение
35
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Indikativnoe_planirovanie_natsionalnoy_ekonomik.docx

— 75.07 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт  менеджмента и бизнеса

Кафедра экономики товарных рынков

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по курсу «Национальная экономика»

на тему «Индикативное планирование национальной экономики»

 

 

 

Выполнил: ст. гр.ТПб-12-2

            Топилин А.В.

Руководитель: Лысенко И.В.
                       

 

 

 

 

 

Тюмень, 2015

 

Содержание

Введение

3

  1. Индикативное планирование как инструмент государственного регулирования национального хозяйства

6

    1. Необходимость и цели регулирования экономики государством

6

    1. Экономические методы государственного регулирования национального хозяйства

14

    1. Сущность и методы индикативного планирования

18

2. Анализ практики индикативного планирования экономики в современной России

25

       2.1  Субъекты и объекты индикативного планирования российской  экономики

25

       2.2. Особенности отечественных методов индикативного планирования

28

       2.3. Государственные целевые программы в РФ

32

Заключение

35

Список используемой литературы

38


 

 

 

Введение

Как свидетельствует мировой опыт, выход экономики из кризисного состояния, ее структурная перестройка и повышение эффективности и конкурентоспособности сопряжены с конструктивной и направляющей деятельностью государства. В этой связи осуществляемое во многих странах реформирование экономики поставило перед наукой и практикой целый комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с формированием концепции государственного регулирования национальной экономики.

Индикативное планирование экономики представляет собой деятельность государственных органов власти по целенаправленному воздействию на экономику страны в целях получения намеченных результатов. [1, c.289].

По своему содержанию индикативное планирование - представляет собой процесс разработки плана развития экономики страны, имеющего рекомендательный характер, доведение до хозяйствующих субъектов его показателей, контроль за выполнением плановых наметок, стимулирование агентов производства к следованию в своей деятельности показателям индикативного плана.

Индикативный план - основной документ для выработки и проведения макроэкономической политики в рамках национальной экономики.

В условиях переходной экономики имеет место необходимость двух достаточно своеобразных способов государственного воздействия на экономику: регулирования всей экономической системы с использованием методов индикативного (рекомендательного) планирования - с одной стороны, и жесткого директивного планирования государственной сферы экономики - с другой.

Анализ исторических, социально-политических и организационно – правовых особенностей развития экономик мира свидетельствует о необходимости рационального и разумного сочетания экономического централизма, базирующегося на вмешательстве государства в экономику, и рыночного саморегулирования. Из всех возможных вариантов обеспечения такого сочетания при заданных целях и ресурсных ограничениях наиболее приемлемой является модель индикативного управления национальной экономикой, важнейшим элементом которой выступает индикативное планирование. Вместе с тем, непосредственное использование на практике уже существующих зарубежных моделей индикативного планирования представляется весьма проблематичным, поскольку последние не учитывают, да и не могут учитывать специфику экономики другой страны.

В соответствии с этим особое значение приобретает проблема формирования страной собственной модели индикативного планирования, ее методологического и методического обеспечения.

Актуальность данной проблемы определяется тем обстоятельством, что на сегодняшний день в мировой экономической теории и практике большинство теоретических и методических положений индикативного планирования остаются дискуссионными и недостаточно разработанными.

Цель курсовой работы: проанализировать индикативное планирование в национальной экономике.

Основные задачи:

- рассмотреть необходимость и цели регулирования экономики государством;

- рассмотреть экономические методы государственного регулирования национального хозяйства;

- описать сущность и методы индикативного планирования;

- проанализировать субъекты и объекты индикативного планирования российской  экономики;

-проанализировать особенности отечественных методов индикативного планирования

- описать государственные целевые программы в РФ

Объект исследования: производственно-хозяйственный процесс.

Предмет исследования: особенности функционирования производственно-хозяйственного процесса.

Методы исследования: определить современное состояние особенности методов индикативного планирования.

 

 

  1. Индикативное планирование как инструмент государственного регулирования национального хозяйства

 

    1. Необходимость и цели регулирования экономики государством

 

Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.

Каковы же конкретные причины возможного вмешательства государства в экономику?

В первую очередь следует признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Государство обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, что особенно важно в условиях отказа от золотого стандарта. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, ограничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики. На самом же деле, принуждение оказывается способом снижения транссакционных издержек - издержек ведения переговоров, получения достоверной информации, издержек рискованных действий частных структур, которые были бы исключительно велики при отсутствии государственного контроля и гарантий. Такое принуждение осуществляется государством в интересах всех основных экономических субъектов и общества в целом. Но, в свою очередь, если издержки государственного управления оказываются выше транссакционных издержек, это повод для ухода государства из соответствующих сфер.[2, c.29].

Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Неоднозначность последствий монополизации (с одной стороны, рост цен, издержек, сокращение объемов производства, нерациональное распределение ресурсов и доходов, в ряде случаев невосприимчивость к НТП; с другой стороны, снижение затрат за счет эффекта масштаба, заинтересованность в научных исследованиях и финансовые возможности проведения последних, способность прорыва на мировые рынки) создает и весьма противоречивое отношение государства к оценке деятельности монополий. Это находит выражение в различии национальных антитрестовских законов: наиболее жесткое отношение к монополиям в США, европейские страны и Япония подходят к проблеме более терпимо, во многом из-за необходимости содействия национальным фирмам в их закреплении на мировых рынках. Именно в той мере, в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она становится объектом государственного воздействия - через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики.

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий) (Рис.1.1). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты). С точки зрения теории микроэкономики в случаях внешних эффектов наблюдается неоправданное отклонение кривых спроса и предложения соответствующих благ (и точки равновесия) от необходимого положения. При отрицательных внешних эффектах кривая рыночного предложения, основываясь на частных издержках фирм, не учитывает часть издержек общества (потери третьих лиц), в силу чего объем производства и потребления благ завышается, цены занижаются и, следовательно, наблюдается избыточное, неоплаченное и неэффективное использование части ресурсов.


P                                                                    P



PE                                                                                                            PE



P1                                                                                                            P1




      0       QE                Q1           Q                                           0                    Q1          QE            Q


 

Рис 1.1 Отрицательный и положительный внешний эффект [3, с.79]

В случае положительных экстерналий (при преобладании рыночных отношений в сферах образования, здравоохранения, культуры) ситуация обратная: наличие неоплачиваемых выгод занижает платежеспособный спрос на товары и услуги, объем их производства и потребления, а также цены оказываются меньше необходимых обществу, ресурсы в отрасли недопотребляются. Проблема отрицательных экстерналий, как показывает теория, могла бы быть решена чисто рыночным путем (в случае нулевых трансакционных издержек), но при одном важном условии - точном выявлении всех прав собственности на все ресурсы (в том числе на чистый воздух, незагрязненную воду водоемов и проч.). Эта идея сформулирована в теореме Коуза-Стиглера: при нулевых транссакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки (учитывающие упомянутые издержки "третьих лиц") будут равны. Однако сложность как раз и состоит в том, что:

- либо нулевые транссакционные издержки невозможны,

- либо сложно установить и распределить права собственности.

В силу этого вмешательство государства в такие ситуации оказывается неизбежным. Оно осуществляется различными способами. С помощью политики налогов, штрафов, прямых запретов искусственно увеличиваются издержки фирм, и смещается кривая отраслевого предложения, тем самым отрицательные эффекты снижаются, ресурсы перераспределяются в оптимальном направлении. Использование дотаций, субсидий, бесплатного предоставления товаров и услуг государство расширяет использование ресурсов, производство и потребление благ в отраслях с положительными внешними эффектами. Таким образом, государство и в этом случае "подправляет" рыночный механизм, способствует росту эффективности экономической системы, хотя следует признать, что полностью устранить внешние эффекты по ряду причин не удается[4, с.157].

Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. Общественными благами в экономической теории называются блага, обладающие следующими основными свойствами:

- неисключаемостью - блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей,

Информация о работе Индикативное планирование национальной экономики