Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 09:31, курсовая работа
Анализ исторических, социально-политических и организационно – правовых особенностей развития экономик мира свидетельствует о необходимости рационального и разумного сочетания экономического централизма, базирующегося на вмешательстве государства в экономику, и рыночного саморегулирования. Из всех возможных вариантов обеспечения такого сочетания при заданных целях и ресурсных ограничениях наиболее приемлемой является модель индикативного управления национальной экономикой, важнейшим элементом которой выступает индикативное планирование.
Введение
3
Индикативное планирование как инструмент государственного регулирования национального хозяйства
6
Необходимость и цели регулирования экономики государством
6
Экономические методы государственного регулирования национального хозяйства
14
Сущность и методы индикативного планирования
18
2. Анализ практики индикативного планирования экономики в современной России
25
2.1 Субъекты и объекты индикативного планирования российской экономики
25
2.2. Особенности отечественных методов индикативного планирования
28
2.3. Государственные целевые программы в РФ
32
Заключение
35
Список используемой литературы
2.2 Особенности отечественных методов индикативного планирования
Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития страны с учетом конкретно складывающейся экономической и социально-политической ситуации.
Отечественные экономисты обычно рассматривают индикативное планирование как процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующие государственной социально-экономической политике, и установления мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.
Однако, принимая во внимание существующий международный опыт индикативного планирования, представляется целесообразным расширить данное определение, обратив внимание на необходимость реализации при осуществлении индикативного планирования механизма координации различных интересов, процедур их согласования:"индикативное планирование можно определить как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, который сочетает ее государственное регулирование с рыночным саморегулированием и основывается на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития"[15, с.379]
Индикативное планирование
предполагает определение общенациональных
приоритетов, целеполагание, прогнозирование,
бюджетирование, программирование, контрактацию
и другие процедуры на всех уровнях управления
национальной экономикой.
Следовательно, в определенном смысле
индикативное планирование представляет
собой совокупность процедур многоступенчатого
согласования (координации) экономических
процессов при равноправии участников.
По своему содержанию этот процесс схож
с консультированием. Но в отличие от директивного
планирования — это равноправное взаимодействие,
непосредственная вовлеченность хозяйствующих
субъектов в процесс управления экономикой
при ведущей роли государственных интересов
Надо различать сходные, но не тождественные понятия: «индикативное планирование» и «инструменты государственного регулирования экономики». Такие инструменты государственного регулирования, как прогнозирование, бюджетирование, программирование и контрактация, хотя и связаны существенно с индикативным планированием, но не тождественны ему ни по отдельности, ни в своей совокупности. Это объясняется прежде всего тем, что специфика индикативного планирования предполагает процедуры (непосредственные, а не через политико-государственные институты, как в государственном регулировании) согласования и координации действий интересов государства и бизнеса.
Индикативное планирование реализуется на разных уровнях управления:
а) на макроэкономическом уровне - в виде разрабатываемых государственными органами хозяйственного управления прогнозов, бюджетных планов и программ;
б) на региональном или территориальном уровне - в виде разрабатываемых властными структурами субъектов Федерации региональных прогнозов, программ и бюджетных планов;
в) на мезоэкономическом уровне - в виде разрабатываемых метакорпорациями
(межотраслевыми, межрегиональными и международными
финансово-промышленными группами) планов,
прогнозов и программ развития отраслей
и подотраслей, территориально-
г) на микроэкономическом уровне - в виде стратегических планов развития
предприятий как юридических лиц.
В послевоенный период индикативное
планирование прошло в своем развитии
через различные формы.
Переход от одной формы индикативного
планирования к другой предполагает повышение
степени его зрелости, усиление отлаженности
взаимодействия всех соответствующих
институтов регулирования.
Исторически первой формой индикативного
планирования является конъюнктурная форма. В данном случае под термином
«конъюнктура» подразумевается совокупность
условий и факторов, определяющих социально-экономическую
ситуацию. Для реализации на практике
данной упрощенной формы индикативного
планирования первоочередным требованием
является относительно сбалансированное
развитие экономики. Основная функция
данной формы планирования заключается
в улучшении экономической конъюнктуры
путем комплексного использования бюджетно-финансовых,
денежно-кредитных и прочих макрорегуляторов.
В общем случае появление конъюнктурной формы индикативного планирования определялось рядом обстоятельств. Обеспечение ускоренного развития национальной экономики и ее структурная перестройка оказались возможными лишь при главенствующем участии государства, что, в свою очередь, требует увеличения государственных расходов в ВВП и неизбежно означает усиление роли бюджетной политики государства в формировании макроэкономических пропорций и поддержании достаточных темпов экономического роста[16, с.78]
На практике на макроэкономическом уровне это находит отражение в четкой процедуре согласования бюджета (в части налоговых поступлений) с показателями макроэкономических прогнозов и программ, в которых намечаются возможные и необходимые изменения в национальной экономике(Рис 2.1)
Рис. 2.1 Макроэкономические условии функционирования экономики [17, с.449]
В настоящее время конъюнктурная форма индикативного планирования является высшей формой для таких интеграционных союзов государств, как, например, ЕС, где на наднациональном уровне составляются и согласовываются среднесрочные программы хозяйственного развития отдельных государств, объединенных единым экономическим пространством.
Более развернутой и совершенной формой индикативного планирования является структурная форма, которая предусматривает распространение плановой деятельности на мезо- и микроуровень национальной экономики. Суть этой формы связана с обеспечением реализации государственной структурной политики в отношении отдельных регионов, отраслей и секторов экономики путем тщательного согласования действий и интересов предприятий, с одной стороны, и государства - с другой. Последнее достигается путем увязки макроэкономического плана и внутрифирменных планов.
Механизм индикативного планирования предполагает сочетание государственного регулирования с рыночным и нерыночным саморегулированием экономических систем различных уровней и основывается на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития.
2.3 Государственные целевые программы в РФ
Заключение
Информация о работе Индикативное планирование национальной экономики