Индикативное планирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Анализ исторических, социально-политических и организационно – правовых особенностей развития экономик мира свидетельствует о необходимости рационального и разумного сочетания экономического централизма, базирующегося на вмешательстве государства в экономику, и рыночного саморегулирования. Из всех возможных вариантов обеспечения такого сочетания при заданных целях и ресурсных ограничениях наиболее приемлемой является модель индикативного управления национальной экономикой, важнейшим элементом которой выступает индикативное планирование.

Содержание работы

Введение
3
Индикативное планирование как инструмент государственного регулирования национального хозяйства
6
Необходимость и цели регулирования экономики государством
6
Экономические методы государственного регулирования национального хозяйства
14
Сущность и методы индикативного планирования
18
2. Анализ практики индикативного планирования экономики в современной России
25
2.1 Субъекты и объекты индикативного планирования российской экономики
25
2.2. Особенности отечественных методов индикативного планирования
28
2.3. Государственные целевые программы в РФ
32
Заключение
35
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Indikativnoe_planirovanie_natsionalnoy_ekonomik.docx

— 75.07 Кб (Скачать файл)

1. Конкретно-исторический  подход предусматривает изучение  отношений планирования как процессов, находящихся в стадии развития  и изменения. Все процессы планирования  рассматриваются в тесной связи с конкретной исторической обстановкой той или иной страны. Организация планирования в странах Запада, например, США, принципиально отличается от планирования на Востоке, например, в Японии.

2. Системный подход позволяет  исследовать количественные и  качественные параметры протекания  вероятностных процессов в сложных социально-экономических структурах с системных позиций. Во-первых, планирование производства рассматривается как единое целое, со своими законами развития. Во-вторых, система может быть расчленена на подсистемы и исследована в их взаимодействии. Создается возможность вскрыть закономерности и связи подсистем, их соотношение и субординацию, получить не только качественные, но и количественные оценки. Суть системного подхода вытекает из его принципов: динамичности системы, взаимодействия, взаимозависимости явлений и элементов системы, комплексности, целостности, иерархичности, главного звена.

3. Комплексный подход, как  и системный, предполагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Однако комплексный подход — более широкое понятие, чем системный подход, с помощью которого он реализуется. Комплексный подход предусматривает: — использование методов исследований не только одной, но и нескольких наук; — ранжирование всей совокупности целей планирования по уровням; — рассмотрение различных проблем планирования с точки зрения временных интервалов и т.д [9, с.465]

4. Эксперимент представляет  собой метод поиска или уточнения  взаимосвязи социально-экономических  явлений опытным путем.

5. Моделирование — это  создание такого аналога планируемого  процесса, в котором отражены  его важнейшие, с точки зрения  цели исследования, свойства и опущены второстепенные, малосущественные черты. Моделирование применяется, когда:

— необходимо разработать проект системы, не строя ее в реальной жизни;

— требуется совершенствовать имеющуюся систему, а эксперимент на реальной системе невозможен или экономически не оправдан, например, в силу больших затрат;

— эксперимент на реальной системе связан с ее разрушением. В планировании моделирование не дает решения, а создает только аналог реального процесса или объекта. Оно позволяет выбрать не оптимальный, а реальный или рациональный вариант планируемого процесса. Для этого применяются различные типы моделей: графические, числовые, логические, табличные и др.

6. Методы специальных (социологических) исследований применяются, если  в планировании имеются процессы, поддающиеся количественному измерению. Оценка явлений, которые не поддаются  количественному определению (например, влияние моральных стимулов на рост производительности труда), требует проведения социологических исследований. Они могут проводиться с помощью анкетирования и интервьюирования, а также других методов. Наука о планировании призвана создать свою методологию и теорию путем выявления законов и закономерностей, определения принципов планирования и построения соответствующего категорийно-понятийного аппарата.

Задачи теории планирования:

— объяснить (исследовать) механизм отношений, возникающих в производстве в процессе планирования;

— находить пути и способы эффективного решения конкретных хозяйственных задач;

— изучать и разрабатывать пути комплексного применения методов воздействия на людей в процессе планирования производства и т. п. Теория планирования включает разделы о:

— методологических основах планирования производства. Здесь раскрываются: сущность и содержание планирования; законы, закономерности и принципы планирования;

— системе планирования. Исследуются организационные формы планирования, функции и структура этого процесса, сочетание отдельных видов планирования;

— механизме и методах планирования как о совокупности средств и рычагов воздействия;

— процессе планирования. Рассматриваются свойства, динамика, типология элементов, цели, методы процесса планирования; организационное, программное, техническое и информационное обеспечение планирования;

— качестве и эффективности планирования. Освещаются культура и стиль планирования, научная организация планового труда, методология оценки экономической эффективности плановых решений[10, с.476]

Индикативное планирование - это механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее государственное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием. Он основан на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включает: определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, которые участвуют в реализации плана (Рис 1.3).







 


 



 

Рис 1.3 формирование системы индикативного планирования[11, с. 159]

В условиях индикативного планирования стимулирование хозяйственной деятельности, отвечающей целям социально-экономического развития, включает широкое использование следующих рыночных инструментов:

- прямые дотации и субсидии из бюджета в те направления хозяйственной деятельности, которые обеспечивают ощутимое повышение уровня и эффективности социально-экономического развития;

- использование гибкой налоговой и ценовой политики, обеспечивающей заинтересованность предпринимателей в расширении разнообразных видов хозяйственной деятельности;

- использование льготной политики в отношении местных налогов, платежей за ресурсы, аренды для поддержки предпринимательской активности;

- повышение ответственности всех структур за выполнение законодательных и нормативно-правовых условий, разработка и применение санкций за их нарушение;

- привлечение инвестиций в экономику путем создания благоприятного климата и атмосферы доверия к власти.

Базовым понятием системы индикативного планирования является индикатор - интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики процесса. Индикаторы определяются как определенные граничные параметры, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться.

В отличие от обычного показателя, дающего лишь количественную констатацию, индикатор имеет векторный, направленный характер. Индикаторы ограничивают предельные пороговые (минимальные и максимальные) значения, например в отношении уровня прибыльности, налоговых ставок, режимов развития многоресурсных систем. Внутри предельных границ образуется так называемый коридор, необходимый и достаточный для принятия управленческого решения. Но при этом необходимо установить адекватные пороговые значения коридора.

Формирование индикаторов - это процесс, увязанный во временном аспекте. Российский опыт государственного управления последних 10 лет показывает, что достичь стратегических целей социально-экономического развития возможно при условии внедрения методов и процедур управления, ориентированных на конечный результат. Технологией ресурсного финансового обеспечения системы управления по результатам является бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), которое включает:

- создание и внедрение комплексной системы ведомственного и межведомственного планирования и проектного управления по целям и результатам деятельности, конкурентного распределения ресурсов между ведомствами, контроля над достижением результатов их деятельности;

- разработку ключевых показателей эффективности и результативности деятельности органов государственной власти по основным направлениям в соответствии со стратегическими целями;

- внедрение технологий и процедур целеполагания, обеспечивающих привязку целей к конкретным исполнителям, выработку показателей, позволяющих адекватно оценивать степень достижения поставленных целей;

- разработку и внедрение управленческого учета, позволяющего распределять ресурсы по поставленным задачам, а также обеспечивать контроль достижения результатов и определять персональную ответственность руководителей и специалистов за качество решения указанных задач;

- разработку и внедрение системы внутреннего аудита, позволяющей оценивать эффективность бюджетных расходов;

- внедрение системы регулярной оценки рисков, препятствующих достижению намеченных целей[12, с.96]

В общем виде индикативное планирование представляет собой совокупность процедур согласования экономических интересов государственных и негосударственных субъектов управления экономикой при равноправии непосредственно вовлеченных в процесс воспроизводства участников на основе многоступенчатой итерации при приоритете государственных интересов.

 

 

 

  1. Анализ практики индикативного планирования экономики в современной России

 

    1. Субъекты и объекты индикативного планирования российской  экономики

 

В Российской Федерации система индикативного прогнозирования и планирования включает Министерство экономики, которое отвечает за разработку и утверждение прогнозов социально-экономического развития; Министерство финансов, которое отвечает за разработку, утверждение и исполнение бюджетов. Центральный банк отвечает за формирование параметров денежно-кредитной и валютной политики; Государственный комитет по статистике, который ведет мониторинг итогов социально-экономического развития.

В качестве недостатков российской системы органов прогнозирования и планирования, которая сложилась в 1992–1998 гг., обычно отмечают совмещение выполнения функций регулирования, прогнозирования и контроля одними и теми же органами. Для ее усовершенствования предлагают в состав системы включить следующие органы:

Комитет прогнозирования, который должен обобщать информацию всех министерств и ведомств, региональных и местных властей, предприятий и профсоюзов и на ее основе формировать прогнозы социально-экономического развития. Комитет должен иметь общегосударственный, то есть федерально-региональный статус.

Казначейство, которое должно исполнять федеральный, региональные и местные бюджеты, иметь общегосударственный статус.

Налоговая служба и фонды управления государственным имуществом, которые должны иметь общегосударственный статус и вместе с федеральными таможенными органами участвовать в разработке соответствующих доходных разделов бюджета.

Государственный комитет по статистике, который должен отвечать за мониторинг хода выполнения индикативного плана и оценку его результатов.

Центральный банк, который должен участвовать в разработке и отвечать за исполнение раздела «Развитие кредитно-денежной и валютной системы» индикативного плана социально-экономического развития [13, с.158]

Министерство финансов, которое должно отвечать за подготовку и исполнение консолидированного бюджета, привлечение, обслуживание и погашение госзаймов, выработку и проведение финансовой политики государства, осуществлять регулирование корпоративных финансов, бухгалтерского учета, контроль над аудиторами и аудиторскими фирмами, лицензирование финансовой деятельности. Все финансовые операции министерство должно проводить через Государственное казначейство.

Министерство экономики, которое должно отвечать за индикативное планирование в целом, а также:

– разрабатывать в составе плана социально-экономического развития разделы по комплексным мерам государственного регулирования экономики нормативного и административного характера;

– осуществлять методическое руководство и координацию работ по подготовке индикативных планов социально-экономического развития;

– рассматривать совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, территориальными плановыми органами, профессиональными союзами и объединениями предпринимателей представленные ими материалы и обеспечивать согласованность предлагаемых мер регулирования экономики, их соответствие общему курсу экономической политики.

Финансовые кризисы второй половины 90-х годов показали, что усиление роли рыночных механизмов по мере интернационализации рынков увеличивает проблемы национальных кредитно-финансовых систем. В связи с этим усиливается необходимость координации действий хозяйствующих субъектов не только на национальном, но и на международном уровне. Поэтому многие экономисты прогнозируют усиление роли планирования экономики развитых стран в ближайшей перспективе.

Эволюция форм индикативного планирования от «конъюнктурной» к «структурной», а затем к «стратегической» в развитых странах заняла несколько десятилетий. В Российской Федерации пока используются отдельные элементы, обычно входящие в конъюнктурную, структурную и стратегическую формы планирования. Термин «индикативное планирование» в законодательстве пока не используется. Прогнозирование и планирование в различных сферах деятельности государства и государственного регулирования пока не объединены в общую систему.

Меры государственного воздействия на социально-экономическое развитие могут осуществляться вне системы индикативного планирования, но они несравнимо более эффективны в системе индикативного планирования.

Многие экономисты считают, что формирование системы индикативного планирования в структурной форме представляется остро необходимым направлением развития хозяйственного механизма. Но они допускают возможность перехода к либеральной, стратегической форме индикативного планирования лишь после преодоления экономического кризиса и завершения периода технологической и институциональной модернизации, российской экономики[14, с.265]

Однако, как известно, именно в условиях кризиса и быстрых структурных изменений многие страны были вынуждены отказываться от неповоротливых, негибких систем и процедур структурного планирования. Наиболее эффективными оказались методы стратегического управления. Гибкость стратегического управления, принципы которого – невысокий уровень регламентации и незамедлительное принятие решений в ответ на возникающие опасности и выявляющиеся возможности, диктует необходимость использовать в российских условиях стратегическую форму индикативного планирования, в рамках которой целесообразно применять и элементы структурного планирования.

Информация о работе Индикативное планирование национальной экономики