Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 09:31, курсовая работа
Описание работы
Анализ исторических, социально-политических и организационно – правовых особенностей развития экономик мира свидетельствует о необходимости рационального и разумного сочетания экономического централизма, базирующегося на вмешательстве государства в экономику, и рыночного саморегулирования. Из всех возможных вариантов обеспечения такого сочетания при заданных целях и ресурсных ограничениях наиболее приемлемой является модель индикативного управления национальной экономикой, важнейшим элементом которой выступает индикативное планирование.
Содержание работы
Введение 3 Индикативное планирование как инструмент государственного регулирования национального хозяйства 6 Необходимость и цели регулирования экономики государством 6 Экономические методы государственного регулирования национального хозяйства 14 Сущность и методы индикативного планирования 18 2. Анализ практики индикативного планирования экономики в современной России 25 2.1 Субъекты и объекты индикативного планирования российской экономики 25 2.2. Особенности отечественных методов индикативного планирования 28 2.3. Государственные целевые программы в РФ 32 Заключение 35 Список используемой литературы
1. Конкретно-исторический
подход предусматривает изучение
отношений планирования как процессов,
находящихся в стадии развития
и изменения. Все процессы планирования
рассматриваются в тесной связи
с конкретной исторической обстановкой
той или иной страны. Организация планирования
в странах Запада, например, США, принципиально
отличается от планирования на Востоке,
например, в Японии.
2. Системный подход позволяет
исследовать количественные и
качественные параметры протекания
вероятностных процессов в сложных
социально-экономических структурах с
системных позиций. Во-первых, планирование
производства рассматривается как единое
целое, со своими законами развития. Во-вторых,
система может быть расчленена на подсистемы
и исследована в их взаимодействии. Создается
возможность вскрыть закономерности и
связи подсистем, их соотношение и субординацию,
получить не только качественные, но и
количественные оценки. Суть системного
подхода вытекает из его принципов: динамичности
системы, взаимодействия, взаимозависимости
явлений и элементов системы, комплексности,
целостности, иерархичности, главного
звена.
3. Комплексный подход, как
и системный, предполагает рассмотрение
явлений в их связи и зависимости. Однако
комплексный подход — более широкое понятие,
чем системный подход, с помощью которого
он реализуется. Комплексный подход предусматривает:
— использование методов исследований
не только одной, но и нескольких наук;
— ранжирование всей совокупности целей
планирования по уровням; — рассмотрение
различных проблем планирования с точки
зрения временных интервалов и т.д [9, с.465]
4. Эксперимент представляет
собой метод поиска или уточнения
взаимосвязи социально-экономических
явлений опытным путем.
5. Моделирование — это
создание такого аналога планируемого
процесса, в котором отражены
его важнейшие, с точки зрения
цели исследования, свойства и опущены
второстепенные, малосущественные черты.
Моделирование применяется, когда:
— необходимо разработать проект
системы, не строя ее в реальной жизни;
— требуется совершенствовать
имеющуюся систему, а эксперимент на реальной
системе невозможен или экономически
не оправдан, например, в силу больших
затрат;
— эксперимент на реальной
системе связан с ее разрушением. В планировании
моделирование не дает решения, а создает
только аналог реального процесса или
объекта. Оно позволяет выбрать не оптимальный,
а реальный или рациональный вариант планируемого
процесса. Для этого применяются различные
типы моделей: графические, числовые, логические,
табличные и др.
6. Методы специальных (социологических)
исследований применяются, если
в планировании имеются процессы,
поддающиеся количественному измерению.
Оценка явлений, которые не поддаются
количественному определению (например,
влияние моральных стимулов на рост производительности
труда), требует проведения социологических
исследований. Они могут проводиться с
помощью анкетирования и интервьюирования,
а также других методов. Наука о планировании
призвана создать свою методологию и теорию
путем выявления законов и закономерностей,
определения принципов планирования и
построения соответствующего категорийно-понятийного
аппарата.
Задачи теории планирования:
— объяснить (исследовать) механизм
отношений, возникающих в производстве
в процессе планирования;
— находить пути и способы эффективного
решения конкретных хозяйственных задач;
— изучать и разрабатывать
пути комплексного применения методов
воздействия на людей в процессе планирования
производства и т. п. Теория планирования
включает разделы о:
— методологических основах
планирования производства. Здесь раскрываются:
сущность и содержание планирования; законы,
закономерности и принципы планирования;
— системе планирования. Исследуются
организационные формы планирования,
функции и структура этого процесса, сочетание
отдельных видов планирования;
— механизме и методах планирования
как о совокупности средств и рычагов
воздействия;
— процессе планирования. Рассматриваются
свойства, динамика, типология элементов,
цели, методы процесса планирования; организационное,
программное, техническое и информационное
обеспечение планирования;
— качестве и эффективности
планирования. Освещаются культура и стиль
планирования, научная организация планового
труда, методология оценки экономической
эффективности плановых решений[10, с.476]
Индикативное планирование -
это механизм координации интересов и
деятельности государственных и негосударственных
субъектов управления экономикой, сочетающий
ее государственное регулирование с рыночным
и нерыночным саморегулированием. Он основан
на разработке системы показателей (индикаторов)
социально-экономического развития и
включает: определение его общенациональных
приоритетов, целеполагание, прогнозирование,
бюджетирование, программирование, контрактацию
и другие процедуры согласования решений
на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые
и иные меры государственной поддержки
хозяйствующих субъектов, которые участвуют
в реализации плана (Рис 1.3).
Рис 1.3 формирование системы
индикативного планирования[11, с. 159]
В условиях индикативного планирования
стимулирование хозяйственной деятельности,
отвечающей целям социально-экономического
развития, включает широкое использование
следующих рыночных инструментов:
- прямые дотации и субсидии
из бюджета в те направления хозяйственной
деятельности, которые обеспечивают ощутимое
повышение уровня и эффективности социально-экономического
развития;
- использование гибкой налоговой
и ценовой политики, обеспечивающей заинтересованность
предпринимателей в расширении разнообразных
видов хозяйственной деятельности;
- использование льготной политики
в отношении местных налогов, платежей
за ресурсы, аренды для поддержки предпринимательской
активности;
- повышение ответственности
всех структур за выполнение законодательных
и нормативно-правовых условий, разработка
и применение санкций за их нарушение;
- привлечение инвестиций в
экономику путем создания благоприятного
климата и атмосферы доверия к власти.
Базовым понятием системы индикативного
планирования является индикатор - интегральный
показатель, количественно определяющий
качественные характеристики процесса.
Индикаторы определяются как определенные
граничные параметры, в пределах которых
система, включающая организационные
механизмы, технологические связи, материальные
и финансовые потоки, может устойчиво
функционировать и развиваться.
В отличие от обычного показателя,
дающего лишь количественную констатацию,
индикатор имеет векторный, направленный
характер. Индикаторы ограничивают предельные
пороговые (минимальные и максимальные)
значения, например в отношении уровня
прибыльности, налоговых ставок, режимов
развития многоресурсных систем. Внутри
предельных границ образуется так называемый
коридор, необходимый и достаточный для
принятия управленческого решения. Но
при этом необходимо установить адекватные
пороговые значения коридора.
Формирование индикаторов -
это процесс, увязанный во временном аспекте.
Российский опыт государственного управления
последних 10 лет показывает, что достичь
стратегических целей социально-экономического
развития возможно при условии внедрения
методов и процедур управления, ориентированных
на конечный результат. Технологией ресурсного
финансового обеспечения системы управления
по результатам является бюджетирование,
ориентированное на результат (БОР), которое
включает:
- создание и внедрение комплексной
системы ведомственного и межведомственного
планирования и проектного управления
по целям и результатам деятельности,
конкурентного распределения ресурсов
между ведомствами, контроля над достижением
результатов их деятельности;
- разработку ключевых показателей
эффективности и результативности деятельности
органов государственной власти по основным
направлениям в соответствии со стратегическими
целями;
- внедрение технологий и процедур
целеполагания, обеспечивающих привязку
целей к конкретным исполнителям, выработку
показателей, позволяющих адекватно оценивать
степень достижения поставленных целей;
- разработку и внедрение управленческого
учета, позволяющего распределять ресурсы
по поставленным задачам, а также обеспечивать
контроль достижения результатов и определять
персональную ответственность руководителей
и специалистов за качество решения указанных
задач;
- разработку и внедрение системы
внутреннего аудита, позволяющей оценивать
эффективность бюджетных расходов;
- внедрение системы регулярной
оценки рисков, препятствующих достижению
намеченных целей[12, с.96]
В общем виде индикативное планирование
представляет собой совокупность процедур
согласования экономических интересов
государственных и негосударственных
субъектов управления экономикой при
равноправии непосредственно вовлеченных
в процесс воспроизводства участников
на основе многоступенчатой итерации
при приоритете государственных интересов.
Анализ практики индикативного планирования
экономики в современной России
Субъекты и объекты индикативного планирования
российской экономики
В Российской Федерации система
индикативного прогнозирования и планирования
включает Министерство экономики, которое
отвечает за разработку и утверждение
прогнозов социально-экономического развития;
Министерство финансов, которое отвечает
за разработку, утверждение и исполнение
бюджетов. Центральный банк отвечает за
формирование параметров денежно-кредитной
и валютной политики; Государственный
комитет по статистике, который ведет
мониторинг итогов социально-экономического
развития.
В качестве недостатков российской
системы органов прогнозирования и планирования,
которая сложилась в 1992–1998 гг., обычно
отмечают совмещение выполнения функций
регулирования, прогнозирования и контроля
одними и теми же органами. Для ее усовершенствования
предлагают в состав системы включить
следующие органы:
Комитет прогнозирования, который
должен обобщать информацию всех министерств
и ведомств, региональных и местных властей,
предприятий и профсоюзов и на ее основе
формировать прогнозы социально-экономического
развития. Комитет должен иметь общегосударственный,
то есть федерально-региональный статус.
Казначейство, которое должно
исполнять федеральный, региональные
и местные бюджеты, иметь общегосударственный
статус.
Налоговая служба и фонды управления
государственным имуществом, которые
должны иметь общегосударственный статус
и вместе с федеральными таможенными органами
участвовать в разработке соответствующих
доходных разделов бюджета.
Государственный комитет по
статистике, который должен отвечать за
мониторинг хода выполнения индикативного
плана и оценку его результатов.
Центральный банк, который должен
участвовать в разработке и отвечать за
исполнение раздела «Развитие кредитно-денежной
и валютной системы» индикативного плана
социально-экономического развития [13,
с.158]
Министерство финансов, которое
должно отвечать за подготовку и исполнение
консолидированного бюджета, привлечение,
обслуживание и погашение госзаймов, выработку
и проведение финансовой политики государства,
осуществлять регулирование корпоративных
финансов, бухгалтерского учета, контроль
над аудиторами и аудиторскими фирмами,
лицензирование финансовой деятельности.
Все финансовые операции министерство
должно проводить через Государственное
казначейство.
Министерство экономики, которое
должно отвечать за индикативное планирование
в целом, а также:
– разрабатывать в составе
плана социально-экономического развития
разделы по комплексным мерам государственного
регулирования экономики нормативного
и административного характера;
– осуществлять методическое
руководство и координацию работ по подготовке
индикативных планов социально-экономического
развития;
– рассматривать совместно
с соответствующими федеральными органами
исполнительной власти, территориальными
плановыми органами, профессиональными
союзами и объединениями предпринимателей
представленные ими материалы и обеспечивать
согласованность предлагаемых мер регулирования
экономики, их соответствие общему курсу
экономической политики.
Финансовые кризисы второй
половины 90-х годов показали, что усиление
роли рыночных механизмов по мере интернационализации
рынков увеличивает проблемы национальных
кредитно-финансовых систем. В связи с
этим усиливается необходимость координации
действий хозяйствующих субъектов не
только на национальном, но и на международном
уровне. Поэтому многие экономисты прогнозируют
усиление роли планирования экономики
развитых стран в ближайшей перспективе.
Эволюция форм индикативного
планирования от «конъюнктурной» к «структурной»,
а затем к «стратегической» в развитых
странах заняла несколько десятилетий.
В Российской Федерации пока используются
отдельные элементы, обычно входящие в
конъюнктурную, структурную и стратегическую
формы планирования. Термин «индикативное
планирование» в законодательстве пока
не используется. Прогнозирование и планирование
в различных сферах деятельности государства
и государственного регулирования пока
не объединены в общую систему.
Меры государственного воздействия
на социально-экономическое развитие
могут осуществляться вне системы индикативного
планирования, но они несравнимо более
эффективны в системе индикативного планирования.
Многие экономисты считают,
что формирование системы индикативного
планирования в структурной форме представляется
остро необходимым направлением развития
хозяйственного механизма. Но они допускают
возможность перехода к либеральной, стратегической
форме индикативного планирования лишь
после преодоления экономического кризиса
и завершения периода технологической
и институциональной модернизации, российской
экономики[14, с.265]
Однако, как известно, именно
в условиях кризиса и быстрых структурных
изменений многие страны были вынуждены
отказываться от неповоротливых, негибких
систем и процедур структурного планирования.
Наиболее эффективными оказались методы
стратегического управления. Гибкость
стратегического управления, принципы
которого – невысокий уровень регламентации
и незамедлительное принятие решений
в ответ на возникающие опасности и выявляющиеся
возможности, диктует необходимость использовать
в российских условиях стратегическую
форму индикативного планирования, в рамках
которой целесообразно применять и элементы
структурного планирования.