Индикативное планирование в системе государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является обоснование места и роли индикативного планирования в государственном регулировании рыночной экономики, изучение его сущности и выделение особенностей.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
обосновать возможность государственного планирования в рыночной экономике;
определить понятие и рассмотреть основные формы макроэкономического планирования;
изучить опыт применения государственного планирования в зарубежных странах;
определить содержание индикативного планирования как формы государственного регулирования экономики;
раскрыть механизм реализации индикативных планов и выявить его недостатки;
определить область применения и условия формирования системы индикативного планирования в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..…….3
Глава 1. индикативное планирование в системе государственного регулирования экономики…….…………………………………..…....…5
1.1. Возможность государственного планирования в рыночной экономике……………….…5
1.2. Причины возникновения, понятие и сущность индикативного планирования………..…..8
1.3. Функции индикативного планирования………………………………………..…………...11
Глава 2. анализ Механизма реализации индикативного плана….....14
2.1 Эволюция форм индикативного планирования в зарубежных странах…….…………....14
2.2. Процесс реализации индикативного плана. ……………………………………….……….16
2.3. Недостатки индикативной формы планирования….……………………………………….21
Глава 3. формирование системы индикативного планирования в России ………………………………………………….…………...…………….23
Заключение…………………………………………………………………………..……….…….26
Список литературы………………………………………………….……………..…...…………27

Файлы: 1 файл

курсовая работа (ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ).doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Индикативный  план в литературе называют также план-прогнозом, поскольку индикативный план должен быть сбалансирован по материальным, трудовым и финансовым ресурсам, чтобы объединения предприятий, крупные корпорации соизмеряли свои будущие действия с предполагаемым (прогнозируемым) наличием ресурсов. Однако ввиду того что реальный баланс иногда неосуществим из-за нехватки ресурсов, баланс допускается в индикативном плане, если предполагается, что есть большая вероятность изыскания ресурсов в будущем.

Индикативный  план имеет прогнозный характер еще и потому, что он юридически не является директивным документом (законом) для корпораций (кроме казенных предприятий) в отличие от планов самих корпораций.

Само название плана «индикативный» имеет два  различных толкования. Поскольку английское «indicate» означает «указывать», считается, что индикативный план в отличие от директивного плана выполняет указательные функции, т.е. указывает, в каком направлении следует продвигаться, действовать всем экономическим агентам и стране в целом, иначе говоря, он носит рекомендательный, советующий характер.

Довольно распространено в литературе второе толкование: план называется индикативным, так как в процессе его разработки формируется комплекс важнейших показателей - индикаторов, характеризующих развитие социально-экономической системы страны.

В то же время  любой план включает в себя комплекс важнейших показателей развития объекта - индикаторов, поэтому второе определение не раскрывает отличительную особенность индикативного плана от других видов плана.

Основные признаки индикативного плана, отмеченные в 1944 г. К. Ландауэром, следующие:

  • план формируется в результате сознательной, координирующей деятельности государства совместно со всеми заинтересованными сторонами (агентами);
  • если даже план принимается в результате всеобщего и свободного обсуждения, в нем должен быть соблюден принцип приоритета решений, принятых в интересах всего общества, а не отдельных агентов в ущерб общегосударственным интересам;
  • цели плана и мероприятия по их достижению должны быть выбраны таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная эффективность использования ресурсов;
  • план должен быть сбалансирован по всем ресурсам.

Для того чтобы  все хозяйствующие субъекты сохраняли высокий уровень доверия к цифрам плана, который в силу своего рекомендательного характера юридически представляет собой прогнозный документ (план-прогноз), необходимо несколько условий.

Нужно, чтобы план стал результатом широкого общественного обсуждения и представлял собой документ, основанный на общественном согласии. Поэтому к разработке плана должны привлекаться представители различных организаций, учреждений, комитетов, занимающихся отдельными аспектами и областями планирования (производство, финансы, социальные вопросы, торговля и т.п.), крупных предприятий не только государственного, но, что особенно важно, и частного сектора, представители отраслевых профсоюзов.

Кроме ученых-экономистов и производственников в разработке плана должны участвовать политологи, юристы, психологи, социологи, специалисты по экологии, военные.

Пользуясь основными  показателями долгосрочного прогноза, обмениваясь информацией, разработчики плана вырабатывают согласованное решение. Вся сумма планов, выработанная отдельными комитетами, соотносится с величинами агрегированных показателей, включенных в план центральным плановым органом. Процесс корректировки и устранения неувязок идет до тех пор, пока не будет выработана более или менее общая точка зрения на предстоящее экономическое развитие.

Индикативное  планирование, рассматриваемое как  совокупность процедур согласования процессов  воспроизводства, реализуется на разных уровнях управления:

  • на макроэкономическом уровне – в виде разрабатываемых государственными органами хозяйственного управления прогнозов, бюджетных планов и программ;
  • на региональном или территориальном уровне – в виде разрабатываемых властными структурами субъектов Федерации региональных прогнозов, программ и бюджетных планов;
  • на мезоэкономическом уровне – в виде разрабатываемых метакорпорациями (межотраслевыми, межрегиональными и международными финансово-промышленными группами) планов, прогнозов и программ развития отраслей и подотраслей, территориально-производственных комплексов и промышленных узлов;
  • на микроэкономическом уровне – в виде стратегических планов развития предприятий как юридических лиц.

Решениями, зависящими от государственных органов и  включаемыми в индикативный план, являются следующие:

  • планы казенных предприятий;
  • государственные заказы, включаемые в планы предприятий, в особенности, включаемые в целевые федеральные или региональные программы;
  • бюджетные расходы по статьям, в том числе государственные инвестиции и субвенции;
  • инвестиции иностранные на основе заключенных с другими странами межправительственных договоров;
  • данные планов государственных внебюджетных фондов;
  • данные по развитию социальной сферы.

Если процесс  разработки плана является достаточно открытым, и те, кто участвует в этой работе, достаточно компетентны, то знание самого процесса изнутри может способствовать повышению доверия к плану.

Итак, индикативное планирование — это планирование, целью которого является воздействие на социально-экономическое развитие с помощью таких средств, как:

  • наличие сбалансированного по всем ресурсам плана-прогноза, согласованного со всеми заинтересованными агентами;
  • обеспечение центром всех заинтересованных агентов различной информацией, включая разнообразные типы прогнозов (демографический, научно-технический, природных ресурсов, экологический и т.п.);
  • организация центром условий, способствующих обмену информацией между всеми заинтересованными агентами и обеспечивающих процесс согласования всех принимаемых решений;
  • прямые переговоры и заключение соглашений между центром и другими агентами.

 

 

 

1.3. Функции индикативного планирования

В зависимости  от представления о выполняемых  функциях, существуют различные подходы к индикативному планированию. Можно выделить четыре основных подхода, которые нашли применение в практике прогнозирования и регулирования социально-экономического развития в условиях рынка.

Первый  подход основывается на представлении об индикативном планировании как макроэкономическом планировании при самостоятельно хозяйствующих субъектах - предприятиях. Например, китайские экономисты3 считают, что планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер, поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности. Оно представляет собой макроэкономическое планирование, основанное на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании государственного сектора.

При таком подходе  индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы индикаторов, соответствующих определенной государственной социально-экономической политике, и системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных параметров.

Второй  подход основан на том, что индикативное планирование выполняет информационно-ориентирующие и мотивационные функции. Индикативное планирование состоит в том, что государство в интересах всего общества, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает планы экономического развития всего народного хозяйства, включая частный сектор, устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым государство с помощью индикативного планирования мотивирует заинтересованное участие как предпринимателей всех форм собственности, так и регионов страны в реализации планов, важных для общества.

Такой подход к  индикативному планированию нашел  распространение в ряде развитых стран. Например, в Японии4 общегосударственное экономическое планирование носит индикативный характер. В стране разрабатываются общегосударственные планы социально-экономического развития, которые формально не являются законами, а представляют собой программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных интересах.

Третий  подход, нашедший применение во многих странах, основывается на том, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора5. Частные предприятия ориентируются на индикаторы плана и на планы самого мощного хозяйствующего субъекта в рыночной системе - государства, несмотря на то, что это для них не обязательно. Соответственно государственный план представляет собой систему показателей как для централизованного управления, так и для косвенного регулирования различных секторов экономики. Она включает в себя ориентирующие показатели - контрольные цифры, имеющие информационное значение для предприятий, отраслей и регионов, а также директивные показатели в форме государственных заказов и экономических регуляторов, включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы.

Четвертый подход основывается на том, что индикативное планирование - это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информации хозяйствующих субъектов такое планирование выполняет координационную роль, оно предполагает согласование деятельности центральных органов, регионов и предприятий в процессе самостоятельной разработки каждым из них своих планов.

Этот подход распространен в практике индикативного  планирования во Франции. Правительство воздействует на экономическое развитие в большей степени путем координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. Французская практика основывается на обмене планами и информацией между правительством и частными предпринимателями, в ходе которого выявляется схема экономического роста, включающая взаимно совместимые по линии правительственных организаций планы. Многие французские экономисты считают, что переход к индикативному планированию позволил на демократической основе координировать позиции государства и частного бизнеса. Планирование, основанное на принципах консультирования и согласования, включающее участие на равноправных началах представите лей различных групп - госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей, позволяет получить план в результате многоступенчатых уточнений. В реализации такого плана заинтересованы все участники его создания. Вместе с тем плановые показатели не являются обязательными, а выступают в качестве экономических индикаторов - носителей информации относительно ожидаемой экономической конъюнктуры.

На саморегулирование  как важнейший результат индикативного планирования обычно обращают внимание при изучении опыта Японии6. Опыт Японии характеризуется тем, что планово-прогнозные расчеты основываются на исследованиях реального состояния экономики. В процессе исследований выявляется система макроэкономических и микроэкономических показателей, факторов, определяющих эффективность капитала, труда и научно-технического прогресса. В результате находят удачное сочетание этих факторов на уровне всей экономики, в каждой отрасли, а также в регионах и в системе свободного предпринимательства.

Итак, по изученному материалу делаем вывод: индикативное планирование - это механизм координации интересов и деятельности государства и самостоятельно хозяйствующих субъектов, сочетающий государственное регулирование с рыночным саморегулированием, механизм, который основан на разработке системы индикаторов социально-экономического развития и включает определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне.

Индикативное  планирование включает налоговые и  иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана. В нем принимают участие институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-промышленных групп и других хозяйствующих единиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. анализ Механизма реализации индикативного плана

2.1. Эволюция форм индикативного планирования в зарубежных странах

Исторически первой формой индикативного планирования стала конъюнктурная форма, связанная с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста. Структурная перестройка экономики в развитых странах во второй половине XX в. вызвала необходимость согласования бюджетов с показателями народнохозяйственных прогнозов, на которых основывались оценки налоговых поступлений. Это привело к разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов. Примерами могут служить «Десятилетний план удвоения национального дохода» на 1961 - 1970 гг. в Японии, план под названием «Выбор путей экономического роста» на 1976 - 1985 гг. в Канаде, Прогноз Министерства труда на 1986 - 1995 гг. в США.

В 60-е годы во многих странах с рыночной экономикой начали создавать специальные плановые органы. Во Франции был создан Генеральный комиссариат по планированию, в Канаде - Экономический совет, в Японии - Экономический консультативный совет.

Информация о работе Индикативное планирование в системе государственного регулирования экономики