Инфляция. Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 11:35, реферат

Описание работы

Написать реферат на тему инфляции меня побудила актуальность этой проблемы на современном этапе в России и во всем мире (последние финансовые кризисы – азиатский, российский, бразильский), а также неоднозначное отношение к этой теме руководящих организаций нашей страны (правительства, центрального банка). В то время как, по мнению правительства и руководства ЦБ, инфляция является врагом № 1 для экономики России, существуют мнения о ее полезности и необходимости. Так, по мнению доктора экономических наук О.Л.Роговой (Институт экономики РАН), антиинфляционная политика – тоже миф, т.к. нет экономики без инфляции. Инфляция – это среда, в которой развивается экономика; это механизм перераспределения, связанный с денежным обращением. Нельзя сводить инфляцию к эмиссии денег, к росту цен.

Содержание работы

Вступление.3

Инфляция: ее определение, измерение, формы, причины и механизм.3

Определение инфляции.3

Методы измерения инфляции.PAGEREF _Toc464502914 4

Виды инфляции.4

Причины возникновения инфляции.5

Взаимосвязь инфляции и безработицы: общая постановка проблемы.7

Адаптационная политика.8

Антиинфляционная политика.8

Экономическая политика стимулирования совокупного предложения.10

Особенности стабилизационной политики.11

“Компромиссная” теория борьбы с инфляцией.12

Проблема инфляции в России.13

Возможные антиинфляционные мероприятия в существующей на сегодняшний день экономической ситуации в России.19

Используемая литература:21

Файлы: 1 файл

Северо.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

      Большинство стран – как развитых, так и с переходной экономикой  – в практике борьбы с инфляцией никогда не следовали жестким монетаристским рекомендациям «шоковой терапии», поскольку это неизбежно приводило к затяжному спаду, росту безработицы, резкому снижению жизненного уровня населения. Наиболее последовательные приверженцы монетаристских программ, в частности, Россия, испытали на себе и наиболее сильные их негативные последствия.

      

        Экономическая политика стимулирования  совокупного предложения. 

        

       Одной из теоретических основ  программ преодоления высокой  инфляции и сопутствующей ей безработицы (сочетания, особенно характерного для стран с переходной экономикой) является концепция «экономики предложения».

       Сторонники этой концепции считают,  что экономическая политика, направленная  на стимулирование совокупного спроса, неэффективна. Она не смогла справиться со стагфляцией, поразившей развитые страны в 70-х годах, а потому должна быть заменена более эффективной экономической политикой. «Активной силой», влияющей на уровень безработицы и инфляции, являются, по их мнению, изменения в совокупном предложении. Экономическая политика, стимулирующая предложение, может включать программы поддержания занятости, переподготовки работников, стимулирования конкуренции, налоговые реформы и т.д.

       Одним из действенных факторов увеличения совокупного предложения сторонники данной концепции считают снижение налогов. При этом они опираются на кривую Лаффера. А.Лаффер считал, что по мере роста ставки налога ( t ) от 0 до 100 % налоговые поступления ( Т ) сначала увеличиваются и достигают максимума в точке А при t = а, а затем падают, несмотря на рост налоговой ставки. Падение налоговых поступлений, по предположению Лаффера, связано с тем, что более высокие ставки сдерживают экономическую активность (падают инвестиции, потребление, сбережения и пр.), а следовательно сокращают налоговую базу, поэтому даже при росте налоговой ставки поступления от налогов падают.

      

       Как известно, кейнсианцы трактуют  рост налогов как снижение  покупательной способности, а  следовательно, как антиинфляционный феномен. Сторонники «экономики предложения» считают, что большинство налогов переходят в издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен («налоговый клин»), т.е. дают эффект ускорения инфляции издержек. Таким образом доход падает, сокращается налоговая база, а следовательно, и сумма налоговых поступлений.

       Снижение налоговых ставок, по  мнению Лаффера, может создать  дополнительные стимулы к труду,  инвестициям, сбережениям, расширению  производства и, соответственно, налоговой базы. Сократится и уклонение от налогов. Все это благоприятно отразится на состоянии бюджета: рост занятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост дохода увеличит суммарные налоговые поступления в бюджет даже при низкой налоговой ставке (проблема ликвидации «налогового клина стала в последние годы особенно актуальной для России. Одним из факторов спада в экономике стало сочетание высокой ресурсоемкости производства и роста цен на ресурсы, причем главным образом за счет увеличения их налоговой составляющей. Уменьшение налогового пресса позволит снизить цены на ресурсы, сократить издержки производства во многих отраслях и таким образом не только ослабить инфляцию, но и создать условия для роста производства и снижения дефицита бюджета.).

       Критики данного подхода указывают  на тот факт, что налоговые  стимулы смогут привести к  росту производства лишь в  долгосрочном периоде. К тому  же, сработают ли эти стимулы?  Во многом это зависит от  чувствительности экономики к  изменению налоговых ставок. Нельзя, например, однозначно утверждать, что при снижении подоходных налогов люди станут больше работать, а не предпочтут отдых, если теперь тот же доход после выплаты налогов (располагаемый доход) можно будет получить, затрачивая меньше усилий.

       Отдача от дополнительных инвестиций  будет получена не сразу, а  вот увеличение потребления при  снижении налогов расширит совокупный  спрос. Рост спроса опередит  увеличение предложения, что может  привести к инфляции и бюджетному  дефициту.

       Наконец, на практике бывает  трудно определить, находится экономика  дальше или ближе точки А  на кривой Лаффера. Если экономика  стартует в точке С, то снижение  налоговых ставок действительно  может увеличить налоговые поступления,  но если движение начнется из точки В, то неминуем рост дефицита бюджета вследствие падения налоговых поступлений со всеми вытекающими негативными последствиями.

       Среди мер экономической политики, направленных на стимулирование  совокупного предложения, нередко  выделяют:

       ьмеры по стимулированию текущего объема производства;

       ьмеры, направленные на долгосрочное  повышение темпов роста производства.

       К первой группе обычно относят  меры по повышению эффективности  использования факторов производства, повышению эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения через реформу финансовой системы, государственного сектора, рынка труда и т.д., меры по сокращению «налогового клина» через реформу налоговой системы, сокращение дотаций, снятие торговых ограничений и пр. Ко второй группе относят стимулирование сбережений и инвестиций, а так же совершенствование механизма первых во вторые; стимулирование нововведений в области образования и создание новых технологий; стимулирование притока иностранных инвестиций и др. структурные преобразования.

      

        Особенности стабилизационной политики.

        

       Стабилизационная политика в  переходной экономике имеет целью  восстановление потенциального  или близкого к нему объема  выпуска и соответствующего ему уровня занятости, снижение инфляции, ликвидацию чрезмерного бюджетного дефицита, стабилизацию валютного курса. Стабилизационная политика нередко включает в себя и регулирование заработной платы («политику доходов»), в том числе временное замораживание заработной платы и цен для преодоления высокой инфляции.

       Преодоление высокой инфляции, ее  снижение в условиях неустойчивости  развития в переходной экономике  является важнейшим показателем  и критерием экономической стабилизации.

       Выделяют два главных варианта стабилизационной политики: ортодоксальную и гетеродоксную или их комбинации. Ортодоксальная программа ориентирована в основном на действие рыночных регуляторов – либерализацию цен при ограничениях роста заработной платы, либерализацию практически всех сфер хозяйственной деятельности, включая внешнеэкономическую, что создает особенно жесткие конкурентные условия для отечественных предприятий. Действия государства ограничиваются проблемами сбалансированного бюджета (что связывается с ограничениями государственных расходов) и поддержания темпов прироста денежной массы, соответствующих росту реального выпуска. Предполагается , что рынок сам восстановит макроэкономическое равновесие, а проведение рестриктивной политики государственных расходов и достаточно жесткие монетарные меры позволят снять излишек совокупного спроса и снизить уровень инфляции. Обычно ортодоксальная программа проводится в жизнь методом «шоковой терапии».

       Гетеродоксная программа стабилизации  и борьбы с инфляцией рассматривает последнюю не только как порождение излишнего спроса, но и как инфляцию издержек, а значит предполагает не только ограничение избыточного спроса, но и стимулирование предложения. Постепенная либерализация хозяйственной жизни сопровождается активной регулирующей политикой государства. Долгое время сохраняется контроль государства над ценами товаров и услуг, имеющих важное значение для народного хозяйства в целом (в том числе и в плане снижения издержек), либо особую социальную значимость (топливно-энергетические ресурсы, транспорт, коммунальные услуги и некоторые продовольственные и промышленные товары). Государство оставляет за собой также внешнеэкономический и валютный контроль. Участвуя в формировании рыночной инфраструктуры, государство одновременно поддерживает особо важные отрасли экономики как через прямые субсидии, так и косвенно с помощью налогового стимулирования. Гетеродоксная стабилизационная политика также предполагает возможность временного ограничения роста доходов, но на фоне в значительной степени контролируемого роста цен. Борьба с дефицитом госбюджета не носит самодовлеющего характера, а инфляционное давление дефицита на экономику преодолевается переходом от монетаризации дефицита, т.е. его эмиссионного покрытия, к долговому финансированию (с помощью выпуска государственных ценных бумаг).

       Постепенная либерализация в  рамках гетеродоксной политики не приводит к резкому всплеску инфляции, а значит не требует ответных жестких ограничений со стороны государственных расходов и денежной массы, что предотвращает угрозу глубокого спада в экономике. Этому же способствуют и меры по преодолению инфляции издержек и стимулированию предложения. Восстановление макроэкономического равновесия становится возможным не только на фоне снижения инфляции, но и при повышении выпуска и занятости.

       Таким образом,специфика стабилизационной  политикив рамках переходного периода состоит в том, что макроэкономическое равновесие должно быть достигнуто в условиях либерализации всех сторон хозяйственной жизни, т.е. одновременно с переходом экономической системы в новое качественное состояние. Это, несомненно, усложняет задачи государства по проведению стабилизационных программ.

      

        “Компромиссная” теория борьбы  с инфляцией. 

        

       На практике в основе большинства  вариантов стратегии активной  борьбы с инфляцией лежит т.н.  компромиссная теория инфляции, в соответствии с которой динамики безработицы и инфляции взаимообратны. Ранее политика борьбы с инфляцией опиралась на кривую Филипса, в последние же годы упор переносится на т.н. теорию естественного уровня безработицы. Т.к. наличие множества неожиданных экономических потрясений, смещающих графики спроса и предложения вертикально и горизонтально, фактически превращают кривую Филипса из пологой в ломаную линию, теоретически и практически малопригодную. По этой причине кривая Филипса, некогда активно применявшаяся кейнсианцами, сейчас все активнее дополняется, а зачастую и полностью подменяется теорией естественного уровня безработицы.

       Естественным называют такой  уровень безработицы, при котором  динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменение заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность цен и заработной платы. Естественный уровень должен отвечать следующему важному требованию: занятость должна быть достаточной для эффективного развития экономики. Безработица при естественном уровне равна сумме фрикционной и структурной ее частей при отсутствии циклической безработицы.

       Естественным такой уровень можно  назвать еще и потому, что он  достигается через естественный  для рынка механизм смены фаз подъема и кризиса в ходе экономического цикла при минимизации государственного вмешательства. Рассмотрим механизм достижения естественного уровня.

       При падении безработицы ниже  естественного уровня в период  экономического бума, как правило,  увеличиваются издержки, в результате растет темп инфляции. Повышенный таким образом уровень инфляции увеличивается людьми в их будущей экономической деятельности, отражается в контрактах (теория рациональных ожиданий). Соответственно усиливается темп инерционной инфляции.

       Затем, после бума, акселераторы, как элементы государственной  политики, замедляют быстрый темп  экономического роста. Данное  торможение повышает уровень  безработицы до естественного,  но инфляция сразу не снижается,  ибо определенное время остается инерционной.

       В случае экономического спада  безработица падает ниже естественного  уровня, и события развиваются  в обратной последовательности. В результате инфляция уменьшается.  Таким образом, в долгосрочном  плане стабильный, умеренный рост  инфляции возможен после достижения естественного уровня безработицы. Последний определяется эмпирически. К сожалению, не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к различного рода экономическим потрясениям, т.е. для достижения естественного уровня. При этом нельзя забывать и о пределах терпимости населения к экономическим неурядицам. Многое зависит и от неожиданности самого потрясения. Все это не может не поставить под сомнение теорию естественного уровня, так же, как ранее была оспорена кривая Филипса.

       Зададимся вопросом: какую цену  платит общество за снижение  уровня инфляции? Чем круче кривая  Филипса, тем эта цена ниже, ибо удается существенно сократить  темп инфляции за счет более  скромного снижения занятости.  Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1% безработица в течение года должна быть на 2% выше своего естественного уровня. По закону Оукена, это означает снижение реального валового национального продукта на 4% от потенциального.

Информация о работе Инфляция. Антиинфляционная политика