Проблема необходимости платить
безработицей за снижение инфляции решается
неоднозначно. Это дилемма. Часть экономистов
утверждают, что количественно такая плата
невелика, другие же говорят о морально-психологической
вредности даже незначительного роста
безработицы. В любом случае, никто не
доказал, что уволить человека для экономики
выгоднее, чем обеспечить его работой
и получить в итоге большее количество
продукта.
Проблема инфляции в России.
Вэкономической жизни России
после семи лет активных рыночных
реформ, после достижения официально провозглашенной
финансовой стабилизации разразился финансовый
крах, страна, по существу, объявлена банкротом.
В тот момент правительство заявило, что
государство не в состоянии осуществлять
текущие платежи по внешнему и внутреннему
долгу, а российские банки не в состоянии
погасить свои обязательства перед вкладчиками
и внешними кредиторами. Одним из первых
следствий краха стал рост цен. Потребительские
цены (основной показатель инфляции) выросли
за сентябрь 1998 г. На 38%, за октябрь-на 5
%. Рост цен за 1998 г. Превысил 60 % при 11 % в
феврале 1997 г12. Инфляция возвратилась,
и это тем более печально, что именно снижение
ее провозглашалось главной целью не только
кредитно-денежной, но и всей экономической
политики. Под снижение инфляции брали
кредиты за рубежом, был создан и раздут
рынок государственных ценных бумаг.
Основная причина столь негативного
поворота событий заключается
в несоответствии проводимых
реформ социально-политической обстановке
в стране и реальному экономическому
состоянию общества.
Главным направлением реформ
были избраны немедленная трансформация
денежно-ценностного механизма и
бездумное крушение государственного
регулирования экономики: либерализация
цен и валютных отношений; отмена
монополии внешней торговли, скоротечная
приватизация государственных предприятий
и т.д. Но было упущено производство, которое
немедленно стало сокращаться, и это продолжается
до сих пор.
Следует сказать, что инфляция
началась еще в условиях централизованного
планирования. В 1990 и 1991 гг. Цены росли
уже в соответствии с решениями государственных
органов, в частности в 1991 г. Потребительские
цены повысились в 2,6 раз.13Объявляя либерализацию
цен с 1 января 1992 г., реформаторы ожидали
их рост предположительно в 3-4 раза. Фактически
же он составил 26 раз. Надеялись быстро
справиться с инфляцией путем регулирования
денежной массы, не допуская ее чрезмерного
роста. Вот тут была допущена основная
ошибка. Она заключалась в неверном представлении
о природе инфляции в России и соответственно
в неправильном выборе средств борьбы
с ней. Была взята на вооружение одна из
разновидностей количественной теории
денег (монетаризм). Согласно этой теории
инфляция – чисто денежное явление, динамика
цен зависит только от денежной массы,
величина ее определяется спросом на деньги
со стороны хозяйства, и чем меньше государство
вмешивается в формирование этого спроса,
тем лучше. Устанавливается, таким образом,
почти функциональная зависимость динамики
цен от количества денег в обращении.
В целом связь между денежной
массой и динамикой цен еще
должным образом не формализована,
пока можно говорить о том,
что растут параллельно оба
показателя. Но это слишком общая
зависимость, чтобы из нее выводить
однозначные причинные связи.
Наиболее приемлемое истолкование состоит
в том, что эти величины взаимно влияют
друг на друга, причины и следствия меняются
местами. Все зависит от того, какая из
двух классических сторон больше влияет
на уровень цен: предложение, т.е. предприятия-производители,
монополисты-продавцы, либо спрос, т.е.
покупатели, получившие доходы, не связанные
с производством товаров и услуг. В России,
скорее всего, оба этих фактора действуют
одновременно, но преобладает, видимо,
предложение представленное продавцами-монополистами.
Поэтому и отставание денежной массы от
динамики цен в течение всей либерализационной
реформы, начиная с 1992 г., не препятствует
инфляции. Реформаторы немонетаристскую
инфляцию (инфляцию предложения) стали
укрощать монетаристскими методами, зажимая
денежную массу и ограничивая платежеспособный
спрос, что и вызвало резкое падение производства,
ибо всякому монополисту проще и выгоднее
сокращать производство и повышать цены,
чем наращивать его объемы и снижать цены.
Вот это несоответствие природы российской
инфляции и метода «борьбы» с нею и составляет
главную особенность инфляционной ситуации
в стране.
Государственные предприятия, пройдя
процесс приватизации, стали делать
то, что им было прежде запрещено:
повысили цену на продукцию
и доходы своих сотрудников. При
это они вовсе не стали активными субъектами
рыночной экономики, и приватизация мало
что изменила. Они не поставили своей целью
получение максимальной прибыли, а стремились
и стремятся к получению максимальных
личных доходов, прежде всего руководства
предприятий.
Предприятия всячески занижают
прибыль в своей отчетности, чтобы
не платить налоги и использовать
большую долю валового дохода
на нужды потребления. Естественно,
что у предприятий нет склонности
и к инвестированию, объемы капитальных
вложений падают больше, чем текущее производство,
амортизация фактически потеряна как
источник инвестиций, она растворилась
в общей валовой выручке, предприятия
не только стремятся к максимальному росту
цен, но и стараются присвоить все инфляционные
доходы.
Именно поведение предприятий
является основной причиной инфляции,
и вследствие этого преобладающей
формой ее в России является
не инфляция спроса, которая связана
с денежной массой, а инфляция
предложения. Она означает, что
в связке «денежная масса – уровень
цен» исходным является уровень цен, а
денежная масса приспосабливается к нему.
Упорное следование в этом случае политике
ограничения роста денежной массы не уменьшает
инфляцию, а создает дополнительные трудности
в хозяйстве, которые, в конце концов, сводятся
к падению объема производства.
Помимо различения видов инфляции
(спроса и предложения) важно
учесть, что на инфляцию влияют
не только экономические, но
также и политические и социальные
факторы. Исторический опыт показывает,
что войны, революции, реформы и др.социальные
потрясения, как правило, сопровождаются
вспышками инфляции. Показатель ее можно
рассматривать как своеобразный индикатор,
характеризующий состояние хозяйства,
а заодно общества и страны в целом. Чем
ниже уровень инфляции, тем благополучнее
экономика и страна. В этой связи понятно,
что характеристика инфляции как «чисто
денежного явления» неприемлема для большинства
стран, хотя никто не отрицает возможную
зависимость между денежной массой и уровнем
цен.
Необоснованная антиинфляционная политика
в течение 1992-1997 гг., выразившаяся в «зажиме»
денежной массы, привела к глобальному
росту неплатежей, массовому распространению
суррогатов денег, повышению роли бартера
в хозяйственных связях. Эти процессы
только с первого взгляда представляются
«техническими»: на самом деле за ними
скрываются глубокие провалы в организации
нормального производства и обращения
товаров. Необходимо также отметить потерю
Центральным банком эмиссионного дохода,
который мог бы образоваться при нормальном
росте денежной массы и в свою очередь
смягчить проблему государственной задолженности
(т.н. сеньораж – доход государства от
печатания денег. Сеньораж возникает на
фоне превышения темпа роста денежной
массы над темпом роста реального ВНП,
что приводит к повышению среднего уровня
цен. В результате все экономические агенты
платят своеобразный инфляционный налог,
и часть их доходов перераспределяется
в пользу государства через возросшие
цены.)14«Натурализация» хозяйственных
связей, резко уменьшая налоговую базу,
позволяет предприятиям снижать налоговые
платежи, а то и вовсе избегать их. Многие
исследователи отмечают, что уровень цен
в сделках, по которым осуществляется
бартер, проводятся зачеты, применяются
суррогаты денег, значительно выше, чем
в условиях нормального денежного обращения.
А это и есть форма замаскированной инфляции.
Уровень «подпольных» цен совершенно
произволен: они устанавливаются не по
рыночным правилам, а по соотношению силы.
Слабой стороне навязываются невыгодные
условия, а «некто» получает повышенные
доходы. Все это создает условия для появления
специальных структур, осуществляющих
подобные операции, получающих от них
большие выгоды и заинтересованных в сохранении
таких архаичных, странных, но для России,
к сожалению, реальных отношений. Естественно,
что эти формы хозяйственных связей создают
питательную среду для мошенничества,
порождают «тень» и криминал.
Созданная за годы реформ ситуация
глобального денежного голода
в реальном секторе исключает
его нормальное развитие. У предприятий
недостает оборотного капитала, ограниченность
свободных денежных ресурсов резко повышает
процент, т.е. плату, за их привлечение,
поэтому кредит недоступен предприятиям.
Суррогаты денег не могут выполнять функцию
накопления и сбережения, предприятия
теряют возможность сформировать хоть
какие то инвестиционные ресурсы, они
утрачивают не только ресурсы для расширения
производства, но и стимулы к этому. В конце
концов, в результате такого метода подавления
инфляции происходит падение производства
и еще большее падение капитальных вложений.
Платежный кризис в ходе реформ
первоначально возник как следствие
упразднения государственного банка,
который осуществлял все расчеты
в хозяйстве и в стране. Новая
система расчетов стала постепенно
складываться на основе создаваемых коммерческих
банков и РКЦ Центрального банка. Ее принципиальное
отличие от старой заключалось в том, что
расчеты должны были осуществляться за
счет средств самих предприятий, а не «автоматических»
кредитов банка, как в советское время.
У предприятий резко выросла потребность
в собственных оборотных средствах и в
заемных средствах, но коммерческие банки
ссуд им не дали, поскольку были более
выгодные сделки (спекулятивные операции
по экспорту-импорту и с валютой). К этому
добавилось то обстоятельство, что в первый
же год либерализации цены выросли в десятки
раз и собственные оборотные средства
предприятий соответственно обесценились.
И вот тут то провозглашенная политика
ограничения роста денежной массы как
главного средства борьбы с инфляцией,
толкнула предприятия на путь бартера,
использования суррогатов денег и просто
накопление задолженности. Надо сказать,
что позиция Центрального банка, до августа
1998 г. Взиравшего на разрушение денежного
оборота, вызывает недоумение. Его представители
объясняли неплатежи низким качеством
продукции, выпускаемой предприятиями.
Совершенно очевидно, что это – отговорка.
Политика подавления инфляции любыми
средствами привела к деградации хозяйственных
связей и падению производства.
Основной путь сокращения неплатежей
– восстановление общепринятых форм денежного
обслуживания хозяйственных связей: рост
оборотных средств предприятий, учет коммерческих
векселей и т.д. Это нормализует состояние
предприятий и уменьшит шансы на развитие
инфляции. Пересмотр политики искусственного
занижения денежной массы предполагает
более активное использование эмиссии
денег как предпосылки улучшения общего
экономического состояния народного хозяйства.
Относительно эмиссии создан устойчивый
стараотип некоего монстра, парализующего
всю хозяйственную жизнь. К реальной действительности
это имеет весьма приблизительное отношение.
В современной экономике эмиссия денег
осуществляется в безналичной форме, занимаются
этим банки, в основном Центральный банк.
Такая эмиссия называется кредитной. Механизм
ее регулирования хорошо отработан. Наличные
деньги как результат эмиссии возникают
лишь на стадии использования возникших
безналичных доходов, разумеется, первые
значительно меньше вторых.
Антиинфляционная политика реформаторских
правительств, проводимая до августа 1998
г., помимо безоглядного ограничения денежной
массы включала в себя и так называемый
безинфляционный метод покрытия дефицита
бюджета. Если «замораживание» денежной
массы и денежный голод в хозяйстве с самого
начала выглядели сомнительной находкой
реформаторов, то переход от кредитования
бюджета к выпуску государственных долговых
обязательств внешне представлялся вполне
оправданным и никакой критики на первых
порах не вызвал. Начиная с 1995 г. Выпуск
государственных ценных бумаг стал главным
источником покрытия дефицита федерального
бюджета. Главной причиной конечного провала
попыток «цивилизованного» покрытия дефицита
бюджета стало рассогласование и даже
противоречие двух направлений финансовой
политики: денежной и бюджетной. Денежная
политика вела к падению производства
и объема доходов, а бюджетная исходила
из предполагаемого возрастания хотя
бы номинального объема доходов.
В силу необходимости становления
рынка государственных обязательств
с самого начала базировалось на
очень шаткой основе: обязательства продавались
на очень короткий срок и были высокодоходны.
Это с учетом падения производства и реальных
доходов и предопределило грядущий крах.
Государство быстро подошло к роковой
черте: поступления денег от продажи новых
выпусков государственных бумаг стали
меньше платежей по погашению прежних
выпусков (включая и колоссальные проценты).
Это произошло уже в конце 1997 – начале
1998 гг.
Главным результатом действий
правительства и Центрального
банка стало обвальное падение курса рубля,
и в этом выявилось наглядное доказательство
бессмысленности той антиинфляционной
политики, которая ими проводилась с 1995
г. Ведь кроме снижения темпов инфляции
была провозглашена и стабильность курса
рубля как главная задача денежно-кредитной
политики. И когда казалось, что до поставленной
цели рукой подать, все покатилось в пропасть.
Падение курса рубля немедленно вызвало
рост цен на импортные товары, а затем
и на отечественную продукцию. Круг замкнулся.
Результатом политики, направленной на
подавление инфляции и сохранение стабильного
курса рубля, стали вспышка инфляции и
падение курса рубля. Таков итог слепого
и упрямого выполнения рекомендаций монетаристов,
непонимания того, что эти рекомендации
рассчитаны на совершенно иную экономическую,
политическую и социальную обстановку.
После финансового кризиса августа
1998 г. Инфляцию стал определять
курс рубля, именно его падение
вызвало вспышку цен в августе-сентябре
и продолжающийся их рост в
октябре-ноябре. Денежная масса в августе
была ниже, чем в начале года. Неплохая
иллюстрация применения принципов монетаризма
в России. Падения рубля было результатом
двух существенных факторов: образования
большой краткосрочной задолженности
нерезидентам (естественно в долларах)
и отставания «коридорного» курса рубля
от уровня инфляции. Кроме того, негативное
воздействие оказала необходимость очередных
(и значительных) платежей по долгосрочному
внешнему долгу в соответствии с прежними
соглашениями.