Деградация
сельского хозяйства за годы реформ
создала постоянную потребность в систематическом
ввозе продовольствия. Под давлением иностранной
конкуренции сократилось или прекратилось
производство многих видов промышленной
продукции (одежда, обувь, телевизоры,
автомобили, видео- и аудиотехника и т.д.).
Поэтому, несмотря на падение курса рубля,
номинальный объем импорта в рублях будет
возрастать. А это и означает инфляцию.
Своеобразием нашей экономической
ситуации является постоянный
спрос на наличные доллары.
Поспешно осуществляя конвертируемость
рубля, не считаясь с отсутствием реальных
предпосылок для нее, реформаторы явно
не предполагали такого явления, как тотальная
долларизация всех экономических отношений
в России. Доллар стал внутренней валютой
России, точный объем его наличной массы
в России неизвестен, но он значительно
больше рублевой денежной массы (в пересчете
по текущему курсу). При этом доллар почти
на 100 % выступает в наличной форме, а рублевая
масса более чем наполовину состоит из
безналичных денег. Спрос на доллары обусловлен
тем, что население и многие фирмы используют
доллары как средство накопления и сбережения.
Долларами расплачиваются при приобретении
недвижимости и дорогих товаров. Еще один
источник спроса на доллары-вывоз капитала
за границу, но для этого он должен превратиться
в доллары. Этим поддерживается постоянный
и значительный спрос на наличные доллары,
подрывающий курс рубля. Не следует забывать
и о громадном внешнем долге России, обслуживание
которого требует крупных платежей. Отсрочки
их, предоставленные Парижским и Лондонским
клубами, заканчиваются, использованы
они были неумело, экономическое и финансовое
состояние страны только ухудшилось, а
теперь наступает время крупных выплат,
предполагающих наличие валюты у ЦБ и
правительства. В такой ситуации курс
рубля, конечно, будет снижаться, а это
дает толчок инфляции.
Основной вывод из всего вышеизложенного:
нельзя подавлять инфляцию любой
ценой, и, прежде всего за
счет падения производства, отрывать
денежно-кредитную сферу от реального
сектора, конвертируемость рубля должна
следовать за достижением устойчивого
и значительного по своим объемам экспорта
товаров и услуг, а обратная последовательность
событий ведет к бесконечному обесценению
национальной валюты. Как минимум экспорт
должен покрывать импорт, взятые иностранные
кредиты должны использоваться так, чтобы
создавать предпосылки возврата денег
и уплаты процентов, а не проедаться и
тем более не разворовываться.
На протяжении многих лет реформирования
российской экономики макроэкономическая
стабилизация прошла ряд подэтапов. Она
характеризовалась следующими мерами.
I. Подэтап охватывает 1992 г., за исключением
летних месяцев. По ряду существенных
параметров (дефицит бюджета, кредиты
ЦБ Минфину) проводилась ограничительная
политика. Ее близость к жесткому типу
политики появилась в ликвидации в результате
либерализации цен денежного «навеса»
и соответствующем сжатии денежной массы.
II. Подэтап – это середина 1992 г.
И первая половина 1993 г. В результате
проведения в середине 1992 г. Взаимозачета
образовавшихся на предыдущем этапе неплатежей,
мощной кредитной эмиссии (сумма всех
кредитов ЦБ достигла в среднем в 1992 г.
50 % к ВВП) макроэкономическая политика
приобрела сверхэкспансионистский характер.
Кредитная эмиссия в усиленном режиме
проводилась и с декабря 1992 г. С постепенным
затуханием к лету 1993 г. Среднемесячные
темпы инфляции вышли на рубеж 20 – 25 %.
III. Подэтап охватывает вторую
половину 1993 г. И первую половину
1994 г. По ряду параметров (дефицит
бюджета, кредиты ЦБ, темпы роста денежной
массы М2 и валютного курса) происходит
переход к умеренной или тяготеющей к
умеренной макроэкономической политике.
IV. Подэтап (вторая половина 1994 г.
– первая половина 1995 г.) отличается
противоречивостью и непоследовательностью.
В целом происходило смягчение макроэкономической
политики, начавшейся еще в первой половине
1994 г.: кредиты ЦБ Минфину выросли до 10
% к ВВП к концу 1994 г., на валютном рынке
произошел обвал рубля в знаменитый «черный
вторник» 11 октября, выросла инфляция.
В январе-августе 1995 г. Динамика инфляции
в целом соответствовала предшествующему
периоду (примерно 10 % в месяц). Сложившаяся
динамика валютного курса усилила экспортные
возможности сырьевых отраслей, что способствовало
некоторой стабилизации производства,
V. Подэтап, начавшийся с осени
1995 г., характеризуется поворотом
к ужесточению макроэкономической
политики, которая приняла по
многим параметрам черты ограничительного
и даже типа. Фактически прекратилось
кредитование ЦБ Минфина, дефицит бюджета
стал покрываться в основном за счет неинфляционных
источников (внутренние и внешние займы),
курс рубля с июля 1995 г. Устанавливается
в валютном «коридоре» (с мая 1996 г. «коридор»
стал наклонным), среднемесячные темпы
инфляции упали до 1-2 %. Появились основания
для вывода о позитивных сдвигах в области
финансовой стабилизации.
VI. Подэтап разворачивается с
лета 1997 г., когда наряду с финансовой
стабилизацией появились признаки
незначительного роста ВВП.
Однако ужесточение макроэкономической
политики вызвало целый ряд негативных
последствий:
Ослабление позиций отечественных
производителей на внутреннем
рынке под напором импорта
(доля последнего на потребительском
рынке России достигла почти
60 %);
Усиление с сентября 1995 г. Промышленного
спада до 2 % ежемесячно, уменьшившегося
в начале 1996 г., однако возобновившегося
в мае 1996 г. (объем промышленной продукции
в 1996 г. Оказался в итоге примерно на 5 %
ниже 1995 г.);
Продолжение спада инвестиций в
основной капитал (сокращение в 1996 г. Составило
18 %);
Возрастание доли различного
рода «суррогатов» (квазиденег) в
системе денежного обращения:
векселей, казначейских обязательств
и т.п., компенсирующих отсутствие
«живых денег» (по некоторым данным,
около 50 % к денежной массе);
Усиление бартеризации торговых
отношений;
Сокращение налоговых поступлений
в федеральный бюджет (примерно 60
% к запланированному уровню во
втором квартале 1996 г.);
Усиление уязвимости финансовой
и банковской системы вследствие гипертрофированного
увеличения доли государственных ценных
бумаг на фондовом рынке (обратная сторона
– сокращение доли корпоративных ценных
бумаг на этом рынке), все более обостряющихся
трудностей строительства новых этажей
финансовой пирамиды ГКО.
Таким образом, реальная картина
макроэкономической политики в
России в 1992 – 1996 гг. Характеризуется
непоследовательностью в осуществлении
чистого варианта финансовой
стабилизации в условиях общей
линии радикальных преобразований.
VI. Подэтап – к середине 1997 г.
Обнаружились черты нового подэтапа:
более четко обнаружилась тенденция
к стабильно низкому уровню
инфляции; начался переход к ужесточению
налоговой дисциплины: особым мерам
по стабилизации денежного обращения
(денежная реформа и т.д.)15
В результате проведения преобразований
финансовая стабилизация сочетается
с общим расстройством обращения
капитала, глубоким спадом производства,
разрушением финансов производства
как основы финансовой системы
страны, платежным и инвестиционым кризисом,
бегством капитала, криминализацией и
долларизацией экономики. Эти новые элементы
неустойчивости и торможения реальной
стабилизации, которые наложила на экономику
чрезмерно радикальная политика, чрезвычайно
осложняют подход к новому этапу стабилизации
– этапу реальной стабилизации и формирования
непрерывного экономического роста. Российская
экономика в результате преобразований
оказалась в тисках глубоких нестандартных
для рыночной экономики противоречий,
которые и будут определять характер ее
развития, диктовать условия социально
– экономической политики.
Главной задачей стабилизации
на новом этапе становится
реальное оздоровление производства,
создание условий сохранения
и воспроизводства капитала в
реальном секторе экономики.
Возможные антиинфляционные мероприятия
в существующей на сегодняшний
день экономической ситуации
в России.
Разработка и реализация антиинфляционной
политики для России (из доклада
профессора Финансовой академии
при правительстве Российской Федерации
Л.Н.Красавиной на заседании “ круглого
стола “ на тему “ Антиинфляционная политика
и стратегия экономического роста в России
“ состоявшегося в ноябре 1998 г.) должна
находиться в неразрывной связи с подъемом
национальной экономики. Для достижения
этой задачи целесообразно создать межведомственную
комиссию (комитет) из представителей
предпринимателей, государства и компетентных
специалистов. Эта рабочая группа должна
быть наделена определенными полномочиями
при оценке мер зкономической и социальной
политики в аспекте их влияния на инфляционный
процесс и национальное производство.
Антиинфляционная политика требует
поэтапного проведения мер. В
их числе:
ьподъем национальной экономики,
оживление инвестиций;
ьоздоровление бюджетов всех уровней,
снижение налоговых ставок и упрощение
их сбора; лимитирование внутреннего государственного
долга, “расшивка” неплатежей;
ьповышение коэффициента монетизации
хозяйства, очищение денежного
оборота от суррогатов, лимитирование
эмиссии денег;
ьсанация и реструктуризация
банковской системы, и переориентация
деятельности банков со спекулятивных
фондовых и валютных операций
на обслуживание производственного
сектора экономики; разработка
реальных гарантий в целях страхования
рисков банков и вкладчиков, усиление
банковского надзора;
ьоздоровление фондового рынка
и контроль за его деятельностью;
ьрегулирование валютного рынка,
восстановление валютного коридора
с расширенными пределами колебаний
валютного курса. Уменьшение зависимости
от иностранных кредитов путем изыскания
собственных ресурсов, сдерживания “
бегства “ капитала и его репатриации.
Разработка стратегии внешних заимствований
в целях обеспечения их рационального
использования и погашения.
Любая антиинфляционная программа
обречена на провал, если государство
не в состоянии противостоять
“теневой экономике”, которая контролирует
около половины ВВП.
Антиинфляционная политика и
стратегия экономического роста
должны базироваться на разумном сочетании
рыночного и государственного регулирования.
В противовес процветающему в России разброду
и шатанию в теории и практике разработка
антиинфляционной политики должна включать
методологические, теоретические и практические
аспекты с учетом достижений отечественной
и зарубежной науки и практики. Исходным
пунктом является понимание инфляции
как многофакторного процесса, корни которого
в диспропорциях воспроизводства и в неэффективной
(порой ошибочной) политике. Социально-экономические
последствия инфляции (подобно займам
и налогам) – перераспределение национального
дохода в пользу предприятий-монополистов
и государства за счет снижения реальной
заработной платы и др. Фиксированных
доходов населения. Антиинфляционная
политика должна быть направлена на стимулирование
стабилизации, а затем подъема национальной
экономики в целях повышения уровня жизни
народа.
Используемая литература:
1. “Учебник по основам экономической
теории “ под ред. Проф. Камаева
В.Д., М., «Владос» , 1994 г.
2. учебник “Курс экономической
теории”. М., «ДиС» , 1997 г.
3. журнал “Деньги и кредит”
# 1 , 1999 .
4. журнал “Экономист” # 2 , 1999 г.
( 3), стр. 70
( 3), стр. 68
( 1) ,стр. 282
( 2), стр. 251
( 2), стр. 251
( 2), стр. 251
( 2), стр. 461
( 2), стр. 251
( 2), стр. 254
( 2), стр. 206
( 1), стр. 52
( 4), стр. 23
( 4), стр. 23
(2 ), стр. 284
( 2), стр. 463
1
1